Возвращение в Средневековье
Проблема мигрантов из стран Азии как никогда остро коснулась сегодня Москвы. Дело не в том, что мы утрачиваем культуру речи и поведения, находясь в обществе азиатских рабочих: во дворе дома, в маршрутке, в магазине, и даже в детском садике, где русских нянь становится всё меньше. Проблема в том, что, угнетая государствообразующий русский народ, национальные меньшинства не могут создать высококультурное общество. Я понимаю, что народам, которые волею судеб оказались примкнувшими в огромной и сильной России, нужно помогать. Но почему в 1991 году о своём скором бедствии не думали малые народы, когда выгоняли русских учителей, врачей и военных из своих республик, а порой и уничтожали их? Фильм «Вернулись мы на Родину» (2012 г.) (автор сценария и режиссёр Людмила Коршик) рассказывает о русских беженцах из Таджикистана, которые вот уже двадцать лет ютятся в бытовках на окраине Борисоглебска. Фильм отнюдь не бередит и без того тревожный «русский вопрос» и проблему с мигрантами. Режиссёр пытается дать картину взаимоотношений русских и таджиков в период последних семи десятков лет. Одна из героинь фильма вспоминает, как в 1942 году таджики встречали эвакуированных в Душанбе ленинградцев, добровольно брали их к себе в семьи. Потом, уже после войны, семьи из Душанбе отправляли своих детей учиться в ВУЗы в Москву и Ленинград – к тем, кого они принимали в тяжёлую годину. В 90-е всё изменилось. Учительница русского языка и литературы, участница фильма, рассказывает, как к ней в таджикскую школу пришли её ученики, прошедшие войну в Афганистане, и сказали: «Вам надо прятаться. Скоро начнётся». В фильме звучат такие реплики русских беженцев: «Мы были свидетелями того, к чему призывали Травкин и Собчак. Только благодаря их призывам началась гражданская война в Таджикистане». Таджиков из кишлаков специально привозили в Душанбе, чтобы они грабили магазины и устраивали беспорядки. Цивилизованные таджики вместе с русскими организовывали отряды самообороны. Ваххабиты выгоняли русских на том основании, что они вывозят у них природные богатства. Только когда русские были вытеснены, горнодобывающей промышленности на территории Таджикистана и вовсе не стало. Может, кто и вспомнит сегодня слова русской учительницы, которая сказала в те страшные дни своим таджикским ученикам: «Вы сегодня растоптали своё счастье. Вам Советская власть дала всё. Вы стали образованными, культурными, умными. А теперь вы вернётесь в Средневековье». События, описанные в этой документальной картине, созвучны тому, о чём идёт речь в известном художественном фильме «Тихая застава» Сергея Маховикова, снятом на основе исторических событий, которые у многих ещё в памяти. Там тоже одна из героинь – русская учительница. И недаром в Махачкале сегодня высится памятник русской учительнице, установленный правительством Дагестана. Понемногу на развалинах «перестройки» приходит понимание того, что дали русские учителя и врачи малым народам союзных республик. И фильм «Вернулись мы на Родину» помогает воссоздать хронику тех нелепых событий, подлых предательств… Восставшие ваххабиты имели огнестрельное оружие (откуда?), а русские семьи защищались только палками и железными прутьями. Один из русских беженцев рассказывает такой эпизод из жизни начала 90-х: «Шёл на работу, а по Душанбинке плыли трупы, таджики остановились и наставили на меня пистолет…» Фильм Людмилы Коршик построен на монологах героев событий тех лет. Художница из русских беженцев рассказывает, как ее папа фронтовик, защищавший Москву, создал в Душанбе художественный фонд, в котором были заняты и русские, и таджики, «жили одной семьёй». В 90-е было уже не до спасения искусства, все благие начинания и русских, и таджиков оказались растоптаны ослеплёнными яростью нелюдями. Эти несчастные безумцы вправе сегодня винить тех, по чьей злой воле они потеряли своё будущее и будущее своих детей. Одна из участниц фильма Людмилы Коршик, русская таджичка говорит о сегодняшних молодых людях в Таджикистане, а также о мигрантах, которые заполонили сегодня Москву: «…Из этого мальчика мог бы лётчик вырасти или профессор получился бы. А он на рынке стоит. Кому это было нужно?» Режиссёр, работая над фильмом, дала возможность простым рабочим, учителям и врачам высказать своё мнение о произошедшем в стране, что стала им родной. По телевидению нам этого не говорили, не говорят и не скажут. Почему? Отвечает один из участников фильма, рабочий: «Тем, кто борется за власть там, содружество народов не нужно…» Да и какое тут содружество, когда: «Попадая в Москву, кажется, что попал в Среднюю Азию… Они приезжают, наши законы не соблюдают, свои устанавливают». И всё же в фильме слышатся и такие реплики помнящих доброе советское время людей: «Я – интернационалистка». Но в них уже сомнение и горечь. «Я тоже был интернационалист, но мой интернационализм начинает как-то угасать со временем», – размышляет другой собеседник режиссёра. Но самая главная проблема, ради решения которой снят фильм – это положение русских беженцев из Таджикистана, которые вот уже двадцать лет ютятся в бытовках на окраине Борисоглебска. Их дети вырастают в нечеловеческих условиях. Как им не стать изгоями? За что страдают эти люди, которые положили свои силы и здоровье для благоустроения союзной республики, и оказались выброшенными из своих домов там и не принятые на Родине? Получается, что сегодня у мигрантов – таджиков прав на жизнь и работу в русской столице больше, чем у русских беженцев. Доколе будет продолжаться такая несправедливость? И у этих обескровленных людей ещё хватает сил надеяться: «Я думаю, русский народ всё перетрёт. И сделает то, что он всегда делал. Выживем в любом случае».
Вернуться назад
|