ОКО ПЛАНЕТЫ > Социальные явления > Маленький трактат о свободе
Маленький трактат о свободе23-09-2013, 09:42. Разместил: poisk-istini |
|||||
Маленький трактат о свободе
Остроменский М.П.
МОО "Вече", группа "Альтернатива" "… и познайте истину, и истина сделает вас свободными" Св. Ев. от Иоанна, 8: 32 Введение. Свобода как феномен "Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" Св. Ев. От Матфея 6:21 1. Не оспаривая расхожую сентенцию о том, что более всего человечество пролило своей крови в борьбе за религиозные убеждения, можно с уверенностью добавить, что не меньше оно пролило крови и в борьбе за свободу. Однако, как не определили окончательную истину в вопросах веры война и насилие, так и ни самой свободы, ни, тем более, счастья, которое виделось следствием приобретения оной, человечество не нажило. Более того, под знаменем свободы зачастую устанавливалась настоящая деспотия, во сто раз худшая, чем прежняя (Франция, 18 век) или же воцарялся хаос, в котором существовал только один вид "свободы" - "свобода" насилия (Ливия, 21 век). Но несмотря на огромный негативный опыт, сам образ "свободы", "свободной жизни" продолжает мучить душу человека и сердце его не ослабеваемым магическим притяжением. Настоящий текст есть слабая попытка автора разобраться в понятии "свобода", уяснить для себя, что же это такое – "свобода", уловить - почему столь часто люди, идя к столь светлому образу, оказываются в столь страшном месте… Начать, казалось бы, надо с определения термина "свобода". Произвести, так сказать, его дефиницию. Ведь рассматриваемое понятие и каждому хорошо известно, и одновременно каждый вкладывает в него свой сугубый смысл. Следствием разномыслия является затуманивание этой универсалии до последней степени. Но мы не будем с первых шагов пытаться строго определять понятие "свободы" и не станем вообще углубляться в разбор разных вариантов определения, коих насчитывается более 100. Понятие это столь глубоко и столь знакомо каждому, что любое определение его будет либо недостаточно, либо избыточно. По крайней мере, оно точно не будет в состоянии удовлетворить практически никого, кроме, может быть, самого автора такого определения. Мы же с вами попробуем исследовать с разных сторон логос "свободы" через проявление его в последствиях воздействий оного на человека и на общество. Т.о. постепенно, сам собой, приобретёт рельефность, отчётливость, ясность и наполнится конкретным содержанием сам феномен – свобода. 2. У Б. Спинозы в его "Этике" есть замечательная метафора свободы, где она сравнивалась со свободным падением (метафора сия в обыденном сознании усилена до аналогии, у Спинозы - это лишь иллюстрация момента, совсем никак не отражающая суть его взглядов на этот феномен). Итак, вот если тело падает в безвоздушном пространстве, не встречая сопротивления, то оно свободно. При этом сила тяжести уподоблялась желаниям человеческим, которые увлекают его к претворению их в жизнь, а достижение предметом Земли есть удовлетворение человеком своих желаний. В приведённой метафоре для нас важны два момента: во-первых, наличие желаний как побудителей, необходимых для явления свободы в бытии. К ним мы вернёмся чуть позже. Во-вторых, возникает вопрос – а свободен ли в действительности тут человек? Ведь свободно падающий камень отнюдь не свободен. Он полностью во власти и прихоти желания - притяжения. Именно оно однозначно определяет здесь поведение человека и его участь. А вот, к примеру, свободно падающее тело находящееся на орбите? Тело бесконечно долго падает и не может никак достичь Земли. Не есть ли сиё – аналогия стремящегося к удовлетворению своего желания и так его не могущего удовлетворить индивида?… Где здесь свобода? Она превращается в дурную и даже бессмысленную бесконечность. Как не старайся, желания всё одно не насыщаемы. Чем не великолепная иллюстрация общества потребления! Или другой пример, другая метафора-аналогия: "свободно" парящее перо. Со стороны создаётся впечатление лёгкости его бытия. Оно парит. Оно "свободно" летит. Оно не подвластно даже притяжению, что так фатально для падающего камня… Однако, разве перо само решает куда направить свой путь? Разве оно хозяин своей судьбы? Разве у него есть цель? Разве оно свободно? Вы хотите такой свободы? А именно такую свободу сегодня предлагают сделать мерой, раскрепостив инстинкты, сдерживаемые нормами и правилами общества и государства! Не более ли свободен самолёт ( Позже я наткнулся на подобную аналогию у Д.А. Леонтьева в его книге "Очерк психологии личности". – прим.авт.), который в состоянии преодолевать силу тяжести, т.е. свои желания. Быть в состоянии препятствовать им, не следовать им, одолевать их. Да, самолёту требуются огромные собственные усилия, затраты энергии, опыт пилота, он вынужден испытывать перегрузки, и необходимо огромное напряжение всего организма. Но в отличие от "свободно" падающего камня или "свободно" парящего пера у самолёта действительно появляется огромное количество степеней свободы! Им определяемых, им задаваемых, им выбираемых. Настоящей свободы! И если в первых аналогиях человек мог лишь слепо, рабски следовать за желаниями, то теперь он не только в состоянии их удовлетворить и даже быстрее чем ранее. Перед человеком открываются широкое, в действительности бесконечное поле желаний, ранее бывших не только недоступными, но даже не осознаваемыми им! Рассмотренные нами метафоры-аналогии подвели нас к сути феномена свободы: к её тесной связи с разумом и с желанием. Понятно, что только через желания проявляется свобода, ибо желания есть предшественник действий, а "свобода" - это способность самовольно быть: действовать или бездействовать. Согласно, например, Ф. Шеллингу быть свободным - это "действовать в соответствии со своей собственной сущностью, когда мотивы действий не определяются ничем иным кроме самой этой сущностью". Заметим, что если же я ничего не желаю, то я и не действую. Точнее, я не способен к самовольному свободному действию. Важно, что в этом случае я не могу заявить и о своей свободе от желания как такового, ибо само желание, а значит, и свобода мною выведены здесь из области моей рефлексии. Желания принимаются мною как данность, приравниваются к силам природы и никак не обусловлены моей сущностью. Впрочем свобода требует для себя не того простого желания, к удовлетворению которого человек стремится по причине естественного или спонтанного возникновения его, например: голода или полового влечения; а особого желания, именно: желания получить свободу. Для того чтобы такое желание появилось и было полноценным, оно должно быть отрефлексированно на личностном уровне. Если этого сделано не будет, то свобода станет неотличима от обычного инстинктивного влечения, к каковому, в таком случае, постепенно сведутся все желания субъекта. Рефлексия же чего-либо необходимо предполагает осознанную мыслительную деятельность. Откуда следует, что свобода диктует предварительное наличие разума и сознания для своего осуществления. Причём сознания уже оформленного или поднявшегося, выросшего до личности. Иначе, начало свободы в её желании, в хотении её получить. Именно свободу. Далее, в осознанном следовании к свободе как к цели, к её достижению, добыванию. В этом и состоит коренное отличие свободы от прочих желаний. Она не есть следствие простого хотения, оно не спонтанное движение, отправление органических, инстинктивных надобностей. Она получается борением, осознанным волевым целенаправленным действием. Но к личности как к единственному носителю свободы нас может привести и другой путь. А именно, ответ на вопрос: "Какова цель получения свободы?" Мы поняли, что свобода есть специфическое желание, обязательно требующее для своего исполнения осознанных волевых действий. Но какую потребность личности может удовлетворять свобода как желание? Зачем личности свобода? Может ли она обойтись без этого вовсе не однозначного и достаточно обременительного божественного дара? Обязательными атрибутами личности можно назвать возможность её ставить себе самой цели, обусловленные исключительно её собственной природой, и организовывать разумные действия по их достижению, здесь определяющее значение имеет наличие (в идеале – преобладание) нравственных критериев при выборе цели и способах её достижения. Отсутствие же свободы означает не обязательно подчинённость чьей либо воле, очевидно, что предопределённость и заданность поступков и действий какими-либо внешними объективными законами уже говорит об отсутствии свободы. Но подчинённость объективным законам не нуждается в нравственности, а следовательно, отсутствие свободы хотя бы как потенции не даёт нам даже помыслить такую категорию как личность. С другой стороны свобода чего-либо вне личности означает только то, что это нечто, обладающее свободой, может действовать, исходя из самой ею генерируемой цели, не связываясь, по крайней мере, в постановке этой цели ни с внешними законами, ни с чужой сознательной волею, ни с обстоятельствами, т.е. беря во внимание исключительно свою природу и свои интересы. Но, как мы отмечали ранее, свобода без осознания и без желания её достижения совершенно не отличима от ординарного инстинктивного поведения актора. А коли это нечто будет в состоянии осознавать, рефлексировать свою потребность в свободе, то оно для этого должно будет создать и отрефлексировать и понятие нравственности, и понятие Другого и, в действительности, как мы увидим в третьей части данного трактата, понятия добра и зла. Т.е. это нечто с неизбежностью должно быть личностью! Следовательно представить свободу вне личности, как и личность вне свободы невозможно. Свобода есть атрибут только и исключительно личности, а личность, без свободы суть – оксюморон. Кажется очевидным, что "свобода" как характеристика человеческого Духа, как естественное свойство личности имеет проявления и внутри самого человека – в виде значимого атрибута аттестующего личность, так и вовне – описывая определённые взаимоотношения между личностью и соседствующими ему акторами общественной жизни. Причём и то и другое, как мы понимаем, относится собственно к самой личности, а не к комплексу окружающих её иных личностей или к обществу в целом. Т.о. предварительно мы установили, что свобода может быть понята только в отношении личности, что, более того, свобода становится насущной лишь через осознание личностью потребности в ней, и что свобода проявляется в связи с деятельностью личности направленной на достижение собственных желаний, а именно, специфического желания – свободы. Рассмотрим теперь как проявляется свобода вне личности, вне человека, в его взаимоотношениях с другими, затем внутри самой личности и, наконец в третьей части, в третьей книге нашего трактата, изучим плоды свободы. Так сказать, результат явлений этого феномена в мире. Книга первая. Внешняя свобода человека. "Я не связал тебя, брат, и не заповедь дал тебе, но совет: Поступи же как хочешь" Преп. Варсонофий Великий 3. "Внешняя свобода" человека в несколько утрированном виде есть "субъективное право". Её проявления традиционно видят как экономические свободы, политические свободы, социальные свободы и т.д. Основная характерная особенность "внешней свободы" есть её явленность для других и её направленность на других. Она есть требование личности к организации внешнего мира определённым образом. Если нет "других", то нет и "внешней свободы" в том смысле, что нет предмета и цели "внешней свободы", не на кого её направить. Тогда ты свободен просто по факту отсутствия конкуренции. Как Робинзон Крузо на необитаемом острове. Для нас важнейшим будет тот момент, что "внешняя свобода", по своей сути, требует ограничений. Иначе, считается общим местом то, что безграничной "внешней свободы" не может существовать. Или, точнее, её нельзя допустить (о чём позже). Общественный характер формирования личности, её социализации и последующей жизни предопределяет необходимость наложения на её "внешнюю свободу", только и проявляющуюся во взаимоотношении с внешними акторами, некоторых ограничений. При этом в большинстве случаев эти ущемления есть не собственные его, человека, самостоятельно принятые осознанные ограничения, а данные ему извне и которым он вынужден подчиниться под угрозой санкций. В противном случае его "свободные действия", выходящие за рамки установленных без его ведома границ, быстро будут пресечены, а сам он лишится даже той "внешней свободы", какой мог пользоваться ранее как член общества. Т.о. "внешняя свобода" это скорее дозволенная в обществе нарративная автономия действий, допустимая степень самоволия, разрешённая необусловленность и неподвластность поступков человека обстоятельствам общественного его бытия. Итак, для постулирования "внешней свободы" необходимо наличие независимо от индивида заданных границ. Только таким образом, через установление безотносительных частным особенностям границ, может быть понята и определена позитивным образом "внешняя свобода". Без установления границ мы не в состоянии будем ничего сказать о т.н. "внешней свободе": ни о её наличии, ни о её отсутствии, ни определить её степень. Отчего же возникает потребность в границах, в пределах "внешней свободы"? Такие объективно необходимые ограничения "внешней свободы" как обосновал, например, Т. Гоббс в "Левиафане", следуют из неспособности людей самостоятельно, без учреждения экзогенных правил и без помощи внешней независимой сторонней силы установить мирное существование друг с другом. Иными словами, человек не в состоянии самостоятельно сдержать разумным образом свои страсти (читай свою вольную деятельность, свободное отправление своих желаний) и потому передаёт определение степени его свободы, это первородное своё право, например, государству. Более того, по сути, здесь от человека требуется полностью отказаться от самовольного определения границ своих действий или иначе - отказаться от своей свободы. Понятно, что границы могут смещаться в результате борьбы и последующего согласия на их новое конкретное местонахождение. Однако, в общем случае, эти границы даются индивиду имманентно – от рождения. Например, как гражданину определённого государства, члену какой-либо социальной или национальной группы, общины, класса, касты, пола. Но если "внешняя свобода" требует границ, полностью от них зависит и определена местом их установления, то можно утверждать, что "внешняя свобода" не имеет собственного, вне границ, содержания. Сами границы – есть содержание "внешней свободы". Но границы – это условность, предмет договора (можно назвать его "общественным договором", если хочется, не суть важно), и проведена граница может быть везде. Но в таком случае почему именно здесь заканчивается свобода и начинается несвобода? Где проходит настоящая граница свободы? И вообще, существует ли эта граница? Чем она обусловлена и почему теперь в этом месте, а не в том? Что важнее для границы: традиция, ощущение, мода, договорённости последнего времени… Внешняя свобода без границ – сродни воде вне сосуда, она не имеет формы, растекается по щелям, уходит в песок, испаряется и становится не пригодной для пользования по назначению. И здесь мы встречаем ещё одно важное противоречие, а именно между собственно якобы присущей человеку от рождения свободой, понимаемой как самовольные действия опосредованные только самой личностью, и необходимостью ограничения этой присущей ему (примордиальной) свободой посредством навязанных извне человеку правил, границ, устанавливающих её пределы. Для пользы самого человека, естественно. Эта яркая контрадикция позволила, например, анархистам (Прудону, Штирнеру, Бакунину и др.) провозгласить, что все законы есть зло, ибо они позволяют лицемерно и ханжески порабощать человека и грабить его, прикрываясь необходимостью внешне ограничить свободу для его же блага. На этом основании они отвергали государственное законодательство и само государство как таковое как инструмент порабощения человека, лишения его природой и Богом данной свободы. И с этой стороны анархизм логически опровергнут быть не может и не был. Впрочем, не только анархисты, но и любой здраво и последовательно рассуждающий человек, рассматривая пару "свобода и внешний закон", чувствует явное нарушение гармонии в предоставлении первенства закону (на что впервые указал ещё Конфуций). Наше чувство справедливости будет не удовлетворено. Недаром люди столь часто желают изменения законов, навязанных им от рождения государством или обществом. Они требуют более справедливых законов, которые сами хотят установить, и начинают за это борьбу. Порою страстную и кровавую. Люди видят расширение своей свободы в послаблении запретов, уменьшения области их применения, более строгой и тщательной регламентации законодательных ограничений, их грамотного и глубокого обоснования и щепетильного исполнения. И так из века век, из поколения в поколение идёт бесконечная борьба за химеру границ "внешней свободы"! Но последовательно пройдённый путь ослабления пут накладываемых обществом на "внешнюю свободу" личности приведёт её в ад без всякой свободы. Ну, так пройдём же туда. 4. И тут важны два момента. На первом мы остановимся кратко, а второму посвятим больше места. Во-первых, поскольку, как мы определили, собственного содержания вне границ "внешняя свобода" не имеет, то с расширением этих границ вплоть до их полной перспективной диссипации она лишается самостоятельного содержания, а значит, и значения. Из этого вытекает, что теперь любое состояние общества может быть определено как свободное или, наоборот, как несвободное. Чему мы имеем сегодня уже массу примеров. Во-вторых, полагание свободы по большей части в её внешнем проявлении и хуже того, в освобождении человека только от тех внешних границ, которые установлены обществом и, по сути, являются проекциями внутренних его, человека как личности, табу, т.е. по существу производя отказ от "внутренней свободы" (к этому подробнее мы вернёмся в следующей статье), ведёт современного человека к его главной проблеме – зацикленности на самом себе, замыкании всего мира на самого себя, погружённости исключительно в самого себя, в своё "Я". Начинает доминировать и культивироваться мнение о себе как о чём-то исключительном по своей значимости (по Ф. Шеллингу, когда своеволие начинает ставить себя выше всемирной или всеобщей воли). Так вот, отвергая и то, что вне его сейчас, и понижая ценность того, что вне было раньше или будет в будущем, т.е. всего того, что его окружает, из чего он вырос и что будет окружать его и что, по его мнению, не является им, современный человек обнаруживает в себе только пустоту. Выясняется, что там ничего нет вне того, что когда-то было обусловлено социумом, но отброшено. Пустота-то там внутри была конечно всегда, но она оформлялась всем комплексом личных и общественных связей и отношений (гипотеза do kamo, см. А. Дугина "Структурная социология"), которые современный человек в гордыне своей отверг. Отказываясь от окружающего как от цензурирующего и не зависимого от его "Я" современный человек, лишаясь опоры, естественно проваливается внутрь себя, где встречает это "ничто". Даже скорее, просто отсутствие чего-либо. Отсутствие конца, границ, времени, пространства… Встречает просто отсутствие. Бога он изгнал раньше, но теперь он изгнал нематериальное вообще. И человека объемлет страх. Эту пустоту, не имея столпа ни внутри, ни вовне, ибо он его сам сокрушил, изгнал, извёл, избыл (по Юнгу) в себе, человек в страхе пытается завалить, заполнить чем-нибудь ему представляющимся надёжным. Таковым оказываются единственное, что остаётся, единственное, что осознаётся и как-то ещё рефлексируется - материальные вещи. Отсюда современное всё увеличивающееся желание поглощать и потреблять (вспомним третьего кадавра проф. Выбегалло в повести Стругацких "Понедельник начинается в субботу"). При этом человек не в силах ни насытится, ни остановиться. Насытиться невозможно, потому что завалить экзистенциальную внутреннюю пустоту материальными вещами не представляется возможным. Остановка же в потреблении означает необходимость заглянуть в глаза своему страху, увидеть и признать пустоту внутри себя и… умереть. Но смерть ведь естественна, не правда ли? Оно и ничего вроде бы… умереть-то. Ничего для христианина или там буддиста, но смерть видится материалистическому агностико-атеистическому уму современного человека чем-то абсолютно ужасным и до невозможности запредельным. Это стоикам удавалось противостоять внутренней пустоте и страху смерти посредством созидания внутреннего совершенства, но никак не современному человеку, не желающему ни внутренних трудов, ни внешних ограничений без явного прибытка в своей мошне. И поиски бесконечной свободы благополучно завершились непрерывным страданием. Страданием, в отличие от буддийской парадигмы, не имеющего ни выхода, ни конца, ни смысла. Но вот ещё вопрос – что тут страдает? Личность? Но страдание здесь не осмысливается! Тут страдание извода. Тем оно и мучительнее, как мучительно страдание немого, который не в силах хоть частично избыть свой страх и боль в крике! Впрочем, тут даже и этого нет, поскольку современный человек просто страдает, но не понимает ни этого состояния, ни его причины, ни кошмара собственного "ничто". Он просто боится и прячется… Борьба современного человека за "внешнюю свободу" т.о. превращается в борьбу со смертью. Не со страхом смерти борется современный человек, ибо это слишком сильно и требует огромного мужества, ведь тогда всё происходит всерьёз и внутри его самого, а борется непосредственно с самой смертью. Такая борьба похожа на борьбу муравья со слоном, последний, правда, об этом не в курсе. Борьба со смертью есть всегда борьба со временем. Последнее с ростом "внешней свободы" начинает катастрофически убывать, схлопываясь в точку "сейчас", в текущий момент. Без прошлого и будущего. Ergo, человек становится слаб, немощен, слезлив, глуп, недалёк, суетлив, мелочен, пуглив, легковерен и суеверен. Он растворяется в окружающих вещах, отдаётся в рабство им. Он прячется за окружающее материальное, поскольку нематериального у человека уже нет. Ни вне, ни внутри. А значит, и кроме его тела у такого существа нет ни-че-го! Исключительность и особенность современного человека, столь пестуемая СМИ и современным общественным сознанием, следствием своим являет полную элиминацию "Я". Этого пресловутого современного человека, по сути, как такового нет. Единственная действительно бытующая исключительность современного человека – истончение его Бытия, полная потеря им своей сущности, его прогрессирующий переход из сущего в не-сущее. Одним из примечательных следствий страха "ничто", страха встречи с do kamo оказывается забывание прошлого, точнее, смешение прошлого, настоящего и будущего. Почему вырастают совершенно невозможные воспоминания о будущем и совершенно невероятные сооружённые конструкции прошлого (о чём писал Хайдеггер мысля о страхе). Прошлое забывается. На его месте водружается искусственный бред, воспринимаемый как самая что ни на есть бытовавшая реальность ("новая хронология" Фоменко и Носовского, велесово язычество, теория существования Тартарии, захват Земли рептилоидами и т.д.). Затем как следствие избытия прошлого будущее начинает терять какие-либо связи с реальностью, превращаясь в химеру. Там становится возможным вообще всё. Человек погружается в морок дурного мифа. Дурного, поскольку это не обычный миф, полный жизни и реальности, а миф больной фантазии. Без правил и целостности. Причём фантазии, которая сама совершенно не уверена в своём существовании. 5. Мы же ведём все наши рассуждения к тому, что "внешняя свобода" никак не может быть названа свободой. Хотите – это границы проявления самоволия человека в социуме, но никак не свобода. Тем более присущая ему как личности от рождения. Ранее мы об этом высказывались, здесь конкретизируем. С нашей точки зрения, непротиворечивое понимание свободы возможно выстроить только на основе понимания её как следование своим собственным осознанным и лишь внутренне обусловленным целям. Такой подход вытекает и из понимания свободы Плотином, из философии Б. Спинозы и И. Канта. В применении к человеку это означает, что человек свободен, если действия его обусловлены только его природой и не зависят более ни от чего. Но природа здесь не должна пониматься как исполнение желаний и страстей, спонтанно возникающих в человеке. В этом случае он не свободен, поскольку тогда зависит только от плотской своей материальной части, от неосознанной, инстинктивной. От части, самой порабощённой законами материального мира и ограниченной только гетерономной этикой. Человек как личность есть в первую и основную очередь существо, обладающее разумом, сознанием и, как следствие, автономной этикой (с некоторыми оговорками, о чём в следующей книге). Осознанное подчинение своей природе совсем не есть программируемость этой природой, ведь (рассуждая вслед за Плотином), если мы подчинены только своей собственной природе и наши действия ни чем не обусловлены и не направляемы извне, то разве мы не свободны? Если все мотивы наших действий суть внутренние, собственные, нами осознанные, отрефлексированные, понятые и принятые нами как разумным существом, то какое иное большее основание свободы мы можем иметь… или даже помыслить? Т.е. теперь мы понимаем, что не можем говорить о "внешней свободе" как о полноценной свободе, да и вообще как о свободе… Согласившись с этим, мы избавляемся от противоречивых и в высшей степени странных и неестественных рассуждений Локка, Гоббса, Милля и иже с ними о том, что с одной стороны человек во всём и от рождения и даже Богом наделён свободой, а с другой он обязан принять навязанные извне традиционные властные отношения и ограничения его свободы, к которым он не имеет ровно никакого отношения, но которые в силу неспособности своей удерживать желания свои в узде он обязан принимать как должное и как благо для себя. Вопрос, зачем вообще, в этой связи, свобода дана человеку, как-то обходится всеми подобными авторами стороной. Вот, например, читаем у Д.С. Милля в его знаменитом труде "О свободе": "Только такая свобода и заслуживает названия свободы, когда мы можем совершенно свободно стремиться к достижению того, что считаем для себя благом, и стремиться теми путями, какие признаем за лучшие, – с тем только ограничением, чтобы наши действия не лишали других людей их блага или не препятствовали бы другим людям в их стремлениях к его достижению." Понять, как можно стремиться к чему-либо как угодно и посредством чего угодно, но при этом не мешать другим стремиться к чему угодно им, этим другим, как угодно и посредством чего им угодно, решительно не представляется возможным. Нелепица? Оксюморон? Нет, друзья, это либерализм! Но коли "внешняя свобода" не есть свобода в собственном её смысле, то согласитесь, и вся т.н. борьба за "внешнюю свободу" (собраний, слова, и пр.) есть, в действительности, не борьба за свободу, а либо в лучшем случае, борьба за конкретные социальные и политические или экономические права, либо борьба за раздвижение границ дозволенного, либо элементарная борьба за власть, за место у кормушки. И в этой связи крайне показателен пример раннего христианства, который мы рассмотрим во второй книге нашего трактата. Теперь же продолжим. Но права - это не свобода. Права есть результат компромисса и логики. Они есть сегодняшний результат вчерашнего действия, производная от современного состояния общества. Права никак не отнесёшь к естественному, изначально присущему, существенному атрибуту личности, коим является свобода. И без которой и сама личность определима быть не может. Более того, права подразумевают обязанности и без оных начинают являть из себя положительную обратную связь требований со стороны отдельных групп и индивидов к обезличенному обществу. Система начинает терять устойчивость и управляемость и идёт вразнос. Все хотят получать права, и никто не хочет платить обязанностями. Такая система обречена на гибель, ибо лишается скрепляющих её связей. Общество начинает разваливаться, сперва на группы, потом на индивидов. Все требуют себе всё и по праву и прямо сейчас и обещают чего-нибудь за это потом да и то надо ещё посмотреть… Более того, права, по своему естеству, историчны, привязаны к месту, текучи, изменяемы, иллюзорны. Свобода – неотъемлема, вечна, присуща, дана от века, неизменяема, естественна, имманентна и сущностна. Потому и не имеют глубокого смысла, очень противоречивы классические либеральные определения свободы Локка или Монтескье, где она приравнивается к праву делать всё, что не запрещено законом. Здесь нам могут возразить: "Вы утверждаете, что нет "внешней свободы", что она иллюзия? Таким образом, вы призываете смириться с бесчинствами и насилием, с притеснениями и гонениями, с рабством!?" Позвольте, а где я заявлял о том, что надобно с этим мириться? Как говорит буддийская мудрость – давайте отвечать на вопрос, а не говорить по поводу. Я лишь утверждаю, что "внешняя свобода" не есть свобода. Она, "внешняя свобода", если уж на то пошло, вообще не есть! Она вообще не стоит внимания человечества за своей вторичностью. А все подобные возражения на данное моё утверждение суть вульгарный разговор "по поводу", затуманивающий суть и не продвигающий нас к пониманию феномена свободы ни на шаг. Зададимся лучше конкретным вопросом по делу: "Откуда происходит эта, всеми усматриваемая, необходимость стороннего ограничения "внешней свободы" личности?" Как утверждается, свобода суть осмысленное достижение человеком удовлетворения возникающих у него желаний наиболее удобными и естественными для него путями. Начиная движение к данной цели, человек, поскольку обременён тленным телом, встречает самые разнообразные препятствия к удовлетворению своих желаний. В том числе и других людей как самих по себе, так и в их действиях, направленных к исполнению их собственных желаний. Беды тут две: ограниченность ресурсов и неизвестность объёма и насущности в потребности исполнения желаний друг у друга. Далее возможны несколько вариантов развития событий. По причине недостаточности информации и ресурсов вероятна конфронтация: другой человек воспринимается как не просто досадная помеха в исполнении желания, а как злонамеренно или, по крайней мере, случайно могущий существенно ограничить размер и даже поставить под вопрос саму возможность удовлетворения собственных желаний. Происходит естественное столкновение интересов людей на почве борьбы за ресурсы, необходимые для достижения каждым собственных целей. Возможен другой вариант, когда люди сами способны договориться о распределении ресурсов и строго следуют достигнутой договорённости. Третий вариант – укрощение своих желаний, уменьшение запросов, сокращение потребностей до размера, когда столкновение становится не нужным. Конечно, в жизнь воплощаются не чистые, а смешанные исходы. Обычный человек объят желаниями и страстями. Он не в состоянии их контролировать, наоборот, они манипулируют им. Потому и требуется наложение на это несовершенное своеволие человеков государственных и общественных вериг, дабы уберечь их от худшего, чем оковы – алчного истребления себе подобных и себя самого в безумной жажде утоления желания. Возвратившись к Гоббсу, мы прочтём, что для того, чтобы жизнь людей не превратилась в войну всех против всех, необходимо ограничить их "внешнюю свободу", передав функции определения её размера и функции наблюдения за соблюдением условий на установленной границе государю или государству. Мы видим, что "внешняя свобода" опосредована в первую очередь не самим человеком, а окружающим его миром. "Внешняя свобода" есть результат борьбы человека с внешним миром, ему не подвластным, неизвестным и по сути, бесконечно более сильным… "Внешняя свобода" есть квинтэссенция жажды контроля человеком внешней среды. Это такая прометеевская песня, прометеевский идеал, прометеевское стремление. Но с другой стороны, мы видим, что противостояние между отдельными личностями в борьбе за ресурсы, потребные для исполнения желаний, не является обязательным и неизбежным. Главная проблема здесь в неспособности людей самостоятельно договориться и далее следовать своим договорённостям длительное время в изменяющихся условиях, в не желании умерить свои аппетиты, в области потребностей и т.д. Следовательно, проблема эта, в действительности, не внешняя, а сугубо внутренняя. Решение же в современном обществе предлагается в основном исключительно внешнее под тем соусом, что внутреннее – дело исключительно самой личности и вообще контролю не поддаётся, ибо "темна душа". Из всего сказанного можно сделать следующие выводы:
Итак, "внешняя свобода" иллюзорна. Хорошо же, но что нам тогда остаётся? О! Остаётся главное - драгоценный алмаз, истинный Дар Божий - Внутренняя свобода или свобода Духа!
|
Остроменский М.П. МОО "Вече", МГ "Альтернатива" Книга третья. Дары и плоды свободы (I) "… всякая душа является и создаётся тем, что она созерцает" Плотин "Энниады" "Смиренномудрие – есть порождение ведения, а ведение – есть порождение искушений. Познавшему себя даётся ведение всего" Преп. Пётр Дамаскин 1. В первой и второй частях работы мы рассматривали логос "свобода" и отметили для себя несколько значимых моментов. Во-первых, данный логос имеет отношение только и исключительно к личности и вне её не определим. Более того, чтобы явиться, свобода должна тем или иным образом быть осознанна и отрефлексирована личностью как её, личности, насущная необходимость. По-другому открыться свобода не может. Во-вторых, т.н. "внешняя свобода" (слова, собраний, совести и т.д.) определима только через введение понятия "граница". Ибо "внешняя свобода" - это границы действий личности в обществе. Начертание границ и есть указание такой свободы. Вне границ у "внешней свободы" нет самостоятельного смысла. Иначе, "внешняя свобода" есть, по сути, требование личности к организации окружающего её пространства известным образом. Из чего однозначно следует относительность и привязанность такой свободы не к личности, а к социуму. Следовательно, "внешняя свобода" не может быть той свободой, которую определяют как обязательный атрибут личности. В-третьих, свобода, вводимая атрибутом личности, разворачиваемая как способность личности самовольно назначать малейшие движения своей души и тела, есть внутренняя свобода этой личности. Эта свобода, т.о., связана исключительно с личностью и не зависима от социума. Свобода — это осознаваемая способность действовать, проистекающая исключительно от причин, устанавливаемых и контролируемых только самой действующей личностью. В-четвёртых, поскольку свобода для своей явленности требует рефлексии, то осознание свободы как насущной необходимости может быть приобретено только с её потерей. Т.е. свободу надо получить и отрефлексировать, но завершается процесс атибутирования свободы личностью потерей свободы. В том числе, потерей преднамеренной и осознанной, даже и по преимуществу такой. В-пятых, в связи с вышеизложенным подходом возникает потребность в определении источника, откуда личность будет черпать энергию и подпитывать свои силы в укрощении страстей и достижении свободы. Таковым источником может быть только Любовь. Как-то определившись, в двух книгах, с сутью логоса "свобода" мы подошли к важному комплексу вопросов: Каков же результат явленности свободы миру? Что принесла свобода миру и человеку? Каковы её дары и плоды? Попробуем в лапидарном стиле ответить хотя на часть из них. 2. Первейший плод свободы – изгнание страха. Страх приходит к человеку от ожидания невозможности удовлетворить свои желания в должной мере или вообще удовлетворить их так или иначе. Именно страх порождает со стороны личности требования "границ", чтобы иметь хоть какую-нибудь гарантию будущего (ну или бесконечной агрессии, как альтернативе "границ"). Страх понуждает нас либо нападать, либо бежать. Он заставляет запасать сверх меры и жаждать сверх необходимого. Страх гонит нас либо в ярмо, либо побуждает господствовать и контролировать. Страх отвергает любовь и он же умаляет свободу. Страх лишает нас способности управлять желаниями и страстями. В страхе мы ими охвачены, мы в их власти. Мы не свободны, поскольку мы боимся не справиться со страстями, не удовлетворить желания, когда те потребуют от нас дани – времени и ресурсов для себя, для своей реализации. Страх есть отпрыск несвободы. Мы находимся в бесконечной гонке за ресурсами. Мы бежим за ресурсами от страха, который, впрочем, неизбывно носим всегда с собой. Картина полностью меняется, если мы обладаем внутреннюю свободой (о которой рассуждали во второй книге трактата). Если мы поступаем по велению своего естества, если мы единственно по собственной своей воле говорим страстям, даже самой возможности их появления: "да, да" или "нет, нет", тут и появиться страху неоткуда. Ибо каждое мгновение мы по своей собственной воле в состоянии получить или отказаться от получения того, к чему нас понуждают наши желания и страсти, ими производимые. Ведь, когда мы свободны, мы знаем, что действительно требуется, но не страстям, а нам как личности для осуществления всех наших самовольных природных нужд с целью осуществления личностных замыслов, а не нужд страстей. Нам нет необходимости запасать сверх меры и требовать ненужного, поелику желания наши и все движения души нашей, коли мы свободны, в нашей самочинной власти, а не во власти страстей или инстинктов или же третьего лица. Отсюда следует, что свобода естественно рождает и доверие, которое есть обязательный признак свободной личности. Доверие суть оформление души человека свободой. В свободе ему нечего и не с кем делить, он полон собой и миром. В таком случае, личность не обременена никакими страхами, не разъединена сама с собой, не раздроблена на части, а цельна, светла, полна будущего и жизни! Но не только с самим собой соединён человек, но и с окружающим миром, как с обществом, так и с природой и с Богом. Доверяя, человек открывает себя во вне, открывает в Силе и Любви. И в доверии, рождённом свободой, его Сила такова, что весь мир покоряется, а Любовь настолько всеобъемлюща, что все спешат помочь и дать просимое. Впрочем, доверие — это плод лишь внутренней свободы. Одна "внешняя свобода" способна только усиливать страх и убивает доверие. Ибо какое может быть доверие, коли "внешняя свобода" есть случайные, да не нами установленные границы, которые ещё и могут быть передвинуты в любое место и в любое время! Без всякого согласия на то самой личности! Потому человек ежесекундно держит оборону своей свободы, как бы жалка и смешна она не была. А для этого ему нужны огромные ресурсы, ведь за бруствером – весь мир. Ну что?… Здравствуй война всех против всех?… Тут можно привести пример гей-движения, которое выйдя "из подполья", не удовлетворилось установлением границ своей свободы как легально и спокойно существующего сообщества, а агрессивно начало расширять границы из страха возврата к временам неприятия социумом данной перверсии. Оно сегодня даже пытается утвердиться в качестве важнейшего маркера границ "внешней свободы", определяющего их местонахождение для всякого члена общества. Похожим образом действуют почти все тесные сообщества, получающие возможность участвовать в установлении границ, сиречь – установления "внешней свободы" внутри более крупного социума. Это и национальные и религиозные диаспоры, политические, социальные и профессиональные группы. Для России к ним отнесём: иудеев, кавказцев, мусульман, экономико-политическую консорцию "Единая Россия", белоленточников, сообщество ЛБДТ и других. Стоп, стоп, стоп… скажут мне оппоненты. Подождите! Есть вопрос. Как бы мы не были внутри свободны, однако мы всё-таки не в состоянии управлять внешним миром. Он диктует нам, когда наступит день и ночь или зима и лето, он устанавливает, когда пойдёт дождь и снег. Да более того, ведь есть же в действительности огромная масса других – частные лица, государство, общественные организации, национальные и социальные группы… Разве они не будут препятствием к "самочинному осуществлению замыслов наших"? Разве они не перекроют нам доступ к столь необходимым нам для этого ресурсам? Хм… Уважаемый оппонент. Мне казалось, что я вполне ответил на данный вопрос выше и собственно, во второй книге настоящего трактата. Но если есть вопрос, значит, есть непонимание и, значит, плохо я объяснил. Попробуем ещё раз. Во-первых, все эти ваши возражения и вопросы есть возражения и вопросы страха. В них нет и намёка на свободу. Мы боимся, что нам не достанет ресурсов для удовлетворения желаний, что кто-то отнимет у нас эти ресурсы, перекроет к ним доступ, потребует непомерной платы. Но страх ненасытен. Он непреодолим на пути его кормления. Ведь мы тленны, и жизнь наша ограничена, мы слабы, и у нас много чего нет, и отнимут у нас многое эти другие… И мы их боимся. Но подумайте, не будет геев, так будут кавказцы или "гастарбайтеры" или китайцы… "имя им легион". Конца этому не видно, поскольку его нет. Что, будем запираться от каждого? Трепетать? Отгораживаться от всех? Нет? Какой тогда выход? Может отдать эту "внешнюю свободу" проведения границ, в надёжные руки, кому-нибудь великому, справедливому… Самим же, в простоте души, предаться счастливому труду и безобидным детским шалостям. Страсти-то и пороки останутся при нас… Они нам так дороги и милы. Во-вторых, видим теперь, что в возражениях этих звучит согласие, даже требование избавления от бремени свободы. Неверие в себя. Боязнь себя… Потому пока мы оставляем для себя на первом месте внешние условия свободы, до тех пор мы не избавимся от страха. В конце концов мы устанем от него, а устав, покоримся ему, а покорившись, отдадим свободу… Да и потом, что вам за забота о том, что солнце всходит или нет. Что проливается дождь или нет? Разве вам это надо? Разве вы в состоянии повлиять на это хоть в малой степени? Разве для этого живёте? Разве об этом вы мечтаете?… Разве хлебом единым жив человек? Ужели в айфоне заключена ваша жизнь? А что после? 3. Из вышеизложенного следует важное заключение: несвобода есть мать зла. Именно поэтому "внешняя свобода", будучи лишь парафразом несвободы, ведёт от одного зла к другому, не искореняя его, а лишь видоизменяя, слегка прихорашивая. Но до времени. А зло, поскольку оно ни куда не убиралось, а лишь пряталось под спудом, нет-нет да выходит наружу и порою рядится в "одежду" добра. Впрочем и показывает себя во всей красе, когда хочет. Личность же, наполненная свободой, не может творить зла. Не может в прямом смысле этого слова. И не потому, что не хочет, просто оно противно природе такой личности. Зло для неё неестественно. А свобода, как мы помним, это способность поступать личности самостоятельно, только по велению природы своего естества, ни с кем не согласуясь. Свободная личность вполне может осознавать и действительно осознаёт и, наверное, только свободная личность и способна осознать, что есть зло и строго разделять добро и зло. Но она не подвластна злу, она "умерла для греха" (Рим 6:2). Зло не имеет над ней власти. Зло сгинуло вместе со страхом, потерявшим питание и исчезнувшим в тот момент, когда были умерщвлены личностью её страсти. Отсюда следуют три вывода: во-первых, о первичности добра и вторичности зла, поскольку второе без первого не может существовать, а первое без второго вполне. Ведь само зло есть производная от несовершенства внутренней свободы личности. Совершенна личность – нет зла. Оно не может даже возникнуть и помыслиться в таком случае. Несовершенна свобода, требуются личности для существования дополнительные, вне её расположенные подпорки (ресурсы) – открывается место злу. Иначе, допустимость явленности зла — результат несовершенства свободы личности. Нет никакого противостояния или дуальности зла и добра. Зло – недостаток свободы, а добро – естественный результат полноты свободы. Значит, если, как мы видим, зло противно свободе, а свобода есть естественное состояние личности, то зло как явление действительности есть временное и приходящее. Оно — отражение несовершенства природы человека и фальшиво ей как таковой и не свойственно личности. Оно — результат искажения или "болезни" личности. Во-вторых, поскольку свобода — атрибут личности, то и добро и зло есть результат бытования личности в мире. Без личности нет свободы, и следовательно, нет добра. Но без свободы ни появиться, ни помыслиться и зло не может. Но зло, как мы видели, не есть результат явленности свободы, оно — результат недостатка свободы личности, неспособности личности добиться полноты своей свободы, покорить себе страсти, контролировать желания свои. Следовательно зло есть умаление личности, полнота же личности ведёт к свободе через преодоление зла. Путь к свободе, очищение личности от страстей избывает зло из мира. Чем больше в мире свободы, тем меньше зла. Т.е. если нет совсем свободы, то нет и зла, если есть совершенная свобода, то так же нет зла. Но в первом случае нет не только зла, но нет и личности. Во втором случае совершенная личность в своей свободе не в состоянии явить зло. Впрочем, здесь мы говорим не о "свободе тела", этого синонима несвободы, а о свободе внутренней, свободе победной, свободе счастья духа, свободе радости творения и действия согласно единственно со своим существом и ни с кем и ни с чем иным. В-третьих, поскольку свобода и добро первичны и присущи личности, а зло есть результат "болезни" свободы личности, то выбор между добром и злом становится важнейшим воспитательным, исцеляющим действием человеческой личности. Он есть путь оздоровления личности, есть её путь к свободе. Возможность выбора между добром и злом – принципиальный, свободный выбор личности, делаемый ею непрерывно. Да, человек не может побороть страсти полностью, ибо "тлен есмь". Но всегда в его власти делать этот ежеминутный нравственный выбор. Выбор ответственного за свои поступки свободного человека. Именно в этом и заключается его путь к свободе. Но такой выбор возможен только при несовершенстве свободы человека. Совершенная свобода исключает свободу выбора между добром и злом. Свободная личность не в состоянии избрать зло. В ней нет места возможности такой дилеммы, ибо она и свободна и цельна. 4. Мы уже упоминали в первой части труда, что одним из следствий признания социумом личности полноценной есть принятие ею ответственности за собственные поступки. Теперь ясно, что свобода как обязательный атрибут полноценной личности и есть причина, по которой на неё может возлагаться такая ответственность. Иначе: ответственность проистекает из свободы. Любое ограничение свободы ведёт к сокращению ответственности и наоборот, рост свободы имеет своим следствие рост ответственности. Замечательно, что и обратное верно: расширение ответственности влечёт за собой расширение свободы. Тут имеется масса примеров, связанных с достижением гражданами современных государств определенного возраста, когда одновременно они получают больше гражданских прав и свобод с увеличением ответственности за свои поступки или в иных обществах с прохождением обряда инициации другим способом. Но с рассматриваемым вопросом связана своего рода дилемма. Например, обычно признаётся, что солдат в армии не отвечает за правильность и даже законность приказа, он отвечает только за свои действия при его исполнении, поскольку является человеком с ограниченной "внешней свободой". Он обязан выполнить приказ. В противном случае его привлекут к ответственности за неисполнение. Этим последним, к слову, признаётся за человеком полная свобода его воли. Его никто со стороны не в силах заставить поступать как-либо, если он сам, внутри себя, не решил действовать. Личность может и не выполнить приказ. Решение о выполнении или не выполнении приказа полностью в руках самого человека. Строгое наказание, в данном случае, лишь повышает шанс действия личности в требуемом обществу направлении, но отнюдь не даёт гарантии. Вменение же солдату, исполняющему приказ, вины за преступный характер этого приказа полностью разрушает систему управления армией. Однако есть и другая сторона данного вопроса. Солдат, поскольку он является личностью, которой присуща свобода, а значит, способность осуществить нравственную оценку производимых им действий, пусть даже по приказу, в состоянии осознать, что его действия при выполнении приказа командира, могут быть преступными. Следовательно, неподсудность солдата со стороны "внешней свободы" никак не ликвидирует подсудность внутри самой личности совершаемых ею поступков. Т.е. солдат, исполняя преступный приказ, обязан сделать нравственный выбор: исполнить его и совершить нравственное преступление, но не попасть под трибунал за неисполнение приказа, или не исполнить его, тем самым осознанно отказаться от совершения нравственного притупления, но быть осуждённым по законам военного времени. Исключительно "внешняя свобода" вполне снимает с личности бремя данной дилеммы: исполняй и не думай. Иначе – перестань быть личностью, отринь моральные оценки, стань автоматом. Внутренняя свобода никак не даёт личности уйти от решения этой дилеммы. Она, личность, осознанно, свободно, самочинно обязана выбирать – преступить ей нравственный закон или не преступить. Тут в очередной раз подтверждается наш тезис о том, что "внешняя свобода" не есть действительная свобода личности как её атрибут, а лишь эвфемизм несвободы. Впрочем, "внешняя свобода" есть противоречие и абсурд, о чём мы говорили в первой и второй частях трактата. Более того, это ещё одна иллюстрация к другому нашему тезису, что нравственность является необязательным критерием для установления "внешней свободы". 5. Сосредоточенность современного социума на "внешней свободе" имеет плодом смещение ответственности личности за последствия своих действий в сторону материальных благ, доступных личности и за ней обществом признаваемых. И, как следствие, защищаются, по преимуществу, "внешние свободы", а наказания направлены в сторону, в первую очередь, депривации "внешних свобод". Вспомним, насколько сегодня развито гражданское, экономическое и уголовное право. И на какое место отодвинута в общественном сознании и в частной практике религия. Ответственность за внутреннюю свободу общество с себя полностью сняло под тем предлогом, что это совсем частное дело самого человека. Она выведена из области внимания и контроля социума. Очень быстро, в настоящее время, идёт нивелирование значения внутренних свобод. Внутренние табу начинают таять. Внутренняя свобода стала рассматриваться, по большей части, как возможность свободного самовыражения вовне, свободного проявления во вне всех позывов человеческого "Я". Любые внутренние порывы считаются теперь вполне приемлемыми и нормальными. По сути, "внешнюю свободу" назвали ещё и внутренней, поскольку возможность самовыражения вовне — это и есть требование к установлению внешних границ самостоятельных действий по своему собственному усмотрению. Внутренней свободе не остаётся места в современной концепции социума постмодерна. Она выведена из сферы рефлексии современного общества и человека. Пороки перемещаются из области запрета и преступлений в область обыденную и нормативную. Религия уравнена с фольклором и филателией. Быстро начала распадаться нравственность, ибо она есть производная внутренней свободы человека, а если внутренняя свобода сводится к свободе самовыражения, доводимой до всесамодозволенности, то невозможно определить никаким образом критерии и значение нравственности. Сегодня, например, мы наблюдаем постепенное размывание критерия нравственного, дозволенного и предосудительного в сексуальных отношениях между людьми. На Западе уже пройден путь от определения однополых сексуальных отношений как греховных и недопустимых, через отнесение их к перверсиям, к определению их как нормальных и естественных. Уже введено разрешение воспитывать детей в однополых семьях. Активно, во многих странах Европы, обсуждается вопрос о позволительности и адекватности общественному устроению инцеста. Жертв же инцеста лечат как людей с болезненными, навязчивыми воспоминаниями. На подходе легализация педофилии. Лет тридцать назад такое состояние дел в этой области социальных отношений считали бы бредом. Но ныне это реальность. Впрочем, и сама нравственность здесь становится несколько предосудительной, поелику ограничивает свободу самовыражения, таким образом понимаемую. Далее, сосредоточенность на "внешней свободе" с неизбежностью приводит нас к тому, что такая свобода может быть дана только меньшинству за счёт большинства. Если обратиться вновь за иллюстрациями к Ф.М. Достоевскому, то можно привести, по крайней мере, два противоположных, на первый взгляд, примера. Это теории Шигалева из "Бесов" и Родиона Раскольникова из "Преступления и наказания". Первый видел свободу в полном уравнивании всех и каждого "…каждый принадлежит всем и все каждому…", "…все к одному знаменателю, полное равенство…". Но такое положение вещей надо обеспечивать, поскольку человечество будет постоянно выдавать не средний результат. Регулярно продолжат рождаться вновь и вновь талантливые, не средние, из ряда выходящие личности. Они будут мешать. Их надо как то оприходовать. Как это сделать? "Цицерону отрезывается язык, Копернику выкалывают глаза. Шекспир побивается каменьями…" "Рабы должны быть равны: Без деспотизма еще не бывало ни свободы, ни равенства, но в стаде должно быть равенство." Т.е. кто-то должен обеспечивать "почти рай", а кто-то будет жить в "почти раю". Посему предлагается "…в виде конечного разрешения вопроса — разделение человечества на две неравные части. Одна десятая доля получает свободу личности и безграничное право над остальными девятью десятыми." 9/10 народа "должны потерять личность и обратиться вроде как в стадо и при безграничном повиновении достигнуть рядом перерождений первобытной невинности, вроде как бы первобытного рая, хотя, впрочем, и будут работать". А 1/10 как лучшая часть людей будет культивировать остальное стадо наивных и чистых больших детей. Таким образом, как сказал сам Шигалев: "Выходя из безграничной свободы, я заключаю безграничным деспотизмом." Не правда ли, получилась почти калька с идеи Великого Инквизитора о счастье человечества? С другой стороны Родион Раскольников. Исходная точка его рассуждений совершенно противоположная Шигалевской. Тут нет никакой даже мысли о равенстве людей. Отнюдь. Сразу объявляется: "…люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово". Далее, для всеобщего блага "необыкновенный" человек "…сам имеет право разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует". "Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь". Да переступить. Но материала инертного… Его очень много. "…масса никогда почти не признает за ними этого права, казнит их и вешает…" Ждать? Убежать? Прятаться? "Что делать? Сломать, что надо, раз навсегда, да и только…" и наконец: "Свободу и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!… Вот цель!" Всё. Finita la comedia! Таким образом мы чётко с вами понимаем, что "внешняя свобода", свобода замкнутая на тело человека, свобода без духа человека, свобода, где забыт Бог, а остался только человек, один на один со вселенной, неизменно заканчивается настоящим деспотизмом. И душевным и физическим. 6. Подведём краткий итог изложенного: - Первый дар личности от свободы – изгнание страха. Ибо страх есть результат беспомощности личности, покорённой страстями. - Второй дар, вытекающий из первого – доверие. Изгнан страх, и человек по своей воле устраивает своё существование, и нет причин личности не доверять ни себе, ни миру, который неожиданно, но закономерно становится его добрым другом. - Третий дар свободы – познание добра и зла. Свободный человек всегда способен разделить добро и зло и поступить, как велит его естество, т.е. по добру. Он не в состоянии делать зло. Зло есть плод несвободы личности. Зло вторично и преходящее. Добро первично и присуще свободной личности. - Важнейший плод явленности свободы – ответственность личности за все свои поступки. Но именно только внутренняя свобода требует однозначной ответственности и ежеминутного нравственного выбора. "Внешняя свобода", оставленная одна, избывает нравственную ответственность личности за дела свои. - "Внешняя свобода", взятая одна, сама по себе, с неизбежностью ведёт общество к хаосу или деспотии. Она, таковая свобода, может быть осуществлена в своей полноте, исключительно для меньшинства за счёт большинства. Меньшинство расширяет границы своих самовольных действий за счёт лишения большинства всякой свободы, путём превращения его в рабочий скот. |
|
Источник: Остроменский М.П. МОО «Вече», МГ «Альтернатива» |