ОКО ПЛАНЕТЫ > Социальные явления > Можно ли включить „обратный ток заботы“?
Можно ли включить „обратный ток заботы“?6-08-2013, 00:00. Разместил: virginiya100 |
||
Как получилось, что очень многие современные молодые люди инфантильны? Как воспитывать ребёнка, чтобы он вырос полноценной личностью? Размышлениями, опытом и полезными советами делится психолог и многодетная мама Екатерина Бурмистрова. Нередко детей берегут вплоть до институтской скамьи: «Мы сделаем все, ты только учись!», но получается, что «яблочко выросло, но не созрело». И юноша или девушка, выглядящие абсолютно взрослыми, не только не могут заботиться о других, но и настолько несамостоятельны, что неспособны к автономии. И вот, два птенца, привыкшие к тотальной заботе, вступают в брак… Сейчас довольно мало пишут о проблемах молодых семей. Хотя говорить об этом стоило бы. Ведь существует печальная статистика, согласно которой более 70% браков в современной России распадаются. По моему опыту, одна из главных причин ранних разводов — это обоюдное отсутствие привычки заботиться. Пока ребенок мал, сложно смотреть так далеко. А главное, он действительно кажется маленьким. Но «время лукаво», и проходит оно очень быстро. Не успеешь оглянуться, и вот уже не первый класс, а десятый… Можно ли ожидать заботы от «зеницы ока» Как мы помним, папа Карло продал единственную куртку и купил азбуку для Буратино: «Ты только учись, малыш!» Совсем не обязательно, что любому ребенку, в образование которого много вкладывается, придется пройти через те приключения, что выпали на долю данного сказочного персонажа, хотя бывает и так. Я скорее о родительском посыле «мы сделаем все, а ты только учись». Прекрасно. Мы действительно можем сделать за ребенка все: собрать разбросанные игрушки и одежду, сложить портфель, отнести в раковину и вымыть тарелку и чашку. Мы можем сделать все, что он в состоянии сделать и сам. Вопрос — полезно ли ему это? А нам? А нашим отношениям? Чему научится ребенок, видящий тотальную и всеобъемлющую родительскую заботу? Думаю, много чему. Разному. Потому что одни и те же действия заботы, производимые в различных эмоциональных состояниях, воспринимаются по-разному. Например: мама (папа, бабушка) заботится, и это ее вдохновляет. И ребенок может сделать бессознательный вывод, что заботиться приятно и не тяжело. А вот другой пример: мама (папа, бабушка) заботится и томится. Она устала, ей грустно и неприятно. И ребенок, сам того не понимая, сделает вывод, что печься о других — утомительно и неприятственно. Что делать, если помощь ребенка действительно не нужна, но вы хотите, чтобы обратный ток заботы возник: Можно объяснить, что заботиться — приятно. Можно очень ценить заботу. Можно предоставить роль «почетного помощника» для очень маленьких детей. Можно говорить с ребенком о его и вашем будущем, делясь своими надеждами на то, каким заботливым он вырастет. Стоит попробовать контролировать избыточную помощь, идущую со стороны взрослых. От психолога всегда ждут «рецептов», а по сути, их нет. Почти в любой ситуации можно дать воз и маленькую тележку рекомендаций, и некоторые из них даже будут работать. Но вопрос, обсуждаемый в этом тексте, не из разряда формальных. Тема эта затрагивает достаточно глубокие основы жизни современной семьи. И менять здесь что-либо, особенно «с чужого голоса » и без собственного запроса, вряд ли возможно. Тем более, что мои собственные дети еще совсем не взрослые. И рассуждение это ведется скорее исходя из опыта консультирования. Работают ли искусственные меры? Искусственные, специально созданные усилия по созданию „обратного тока заботы“ могут оказаться тщетными. У детей поразительное чутье на настоящие и ненастоящие вещи. Его усилия и попытки заботиться действительно должны быть востребованы. Например, салат (или бутерброд), даже не очень удачный, но сделанный самостоятельно, нужно сначала попробовать. Можно ли включить „обратный ток заботы“ Я думаю, можно и нужно пытаться это делать даже в семьях с единственными детьми, изобретая, придумывая, не запрещая активность ребенка. Я знаю одного психолога, который разработал и с успехом проводит для младших школьников психологическую группу под названием „Один дома“, где кроме всего прочего учит варить пельмени, собирать рассыпавшийся сахар или разбитые тарелки, уметь пользоваться базовой аптечкой или сменить лампочку. Это не смешно, и это не реклама, народу там хоть отбавляй. Это просто очень хорошо иллюстрирует современное положение дел. То, что раньше передавалось легко и естественно, теперь требует чуть ли не занятий со специалистом. И видели бы вы, какими довольными собой и гордыми за свои успехи дети оттуда уходят и пытаются полученный опыт в жизни применять. И бегут туда с удовольствием, поскольку это — про реальную жизнь, а не абстрактный набор школьных знаний. И в основном это дети единственные или же очень поздние. У детей из больших семей другая ситуация. Нужно ли включать ток заботы искусственно? Я думаю, что лучше пробовать включать искусственно, чем не включать никак. Но это не экспертное мнение, а моя точка зрения, и каждой семье полезно выработать свое видение этой проблемы. Или ощущение того, что это — пустые слова. Попытки искусственного включения заботы — лагеря и походы с их возможностями самоорганизации; мастерские и мастер-классы (ремесленные и творческие) и помощь по огороду или забота о домашних питомцах. Мы можем более или менее искусственно — читай, „специально“ — создать среду, в которой забота и активность, идущая от детей, нужны, важны и интересны. Для этого нужно принять решение не растить „головастиков“ — тех, кто работает только головой и нажимает только на кнопки. Хотя это так естественно в постиндустриальную эпоху. Но вы попробуйте сварить с ребенком мыло или варенье, смастерить кормушку для птиц или деревянный меч, и вы увидите, как долго ребенок (старший дошкольник или школьник) будет это помнить. А если плод усилий может стать подарком, который оценили, то для ребенка откроется отличная возможность выражать любовь и заботу. Подарки, сделанные своими руками (пусть и с помощью взрослого) , еда и вкусное питье для родителей, минимальная, но значимая помощь по дому, каждодневная забота о домашних животных могут стать для вашего ребенка „точками входа“ в мир взаимной заботы. Можно ли с этим переборщить? Как и со всеми хорошими по сути вещами и идеями, существует вероятность при избыточном давлении и внимании к получению заботы со стороны ребенка, привить к этой самой заботе отвращение. К чему угодно можно его сформировать: и к урокам, и к музыке, и к лыжам. Надо только сердиться, когда у ребенка не получается или получается недостаточно хорошо. Или говорить «я в тебя не верю», а когда ребенок старается, не оценивать его результаты. Я специально даю «антиинструкцию», потому что то, что можно и полезно делать в плане обучения ребенка заботе о других, каждой семье, которой мысли данного текста близки, придется изобретать самостоятельно. И вот хорошие области экспериментов с самостоятельностью: кулинария (только настраивайтесь на то, что довольно долго 80–90% продукции будет малосъедобно). Но зато потом ребенок может удивить и порадовать вас. Возрастной ценз от 6–7 лет. помощь в сервировке праздничных и обычных трапез (только желательно купить специальную книгу или посмотреть в интернете картинки и идеи сервировки) обучение детей пользоваться приборами и техниками, которые есть в доме. Не забудьте объяснить заранее правила техники безопасности перестановка в комнате или элементы перестановки с учетом творческих идей ребенка регулярный самостоятельный поход в магазин (если это возможно по вашим обстоятельствам и возрасту ребенка) Автор статьи: Екатерина Бурмистрова Вернуться назад |