ОКО ПЛАНЕТЫ > Социальные явления > Социолог рассказал о том, почему разные «сословия» современной России не понимают друг друга
Социолог рассказал о том, почему разные «сословия» современной России не понимают друг друга23-07-2013, 09:46. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
«Перестать заботиться о благе народа»Социолог рассказал о том, почему разные «сословия» современной России не понимают друг друга
«Для самосохранения реформаторам необходимо любыми способами сохранять народ как массу, о которой надо заботиться. И в рамках своей реформаторской деятельности всячески ограничивать народ в его стремлении позаботиться самому о самом себе», – заявил газете ВЗГЛЯД социолог Симон Кордонский. Так он отзывается о прозападно настроенных людях из так называемой активной части общества.
Как писала еще в прошлом году газета ВЗГЛЯД, социолог Симон Кордонский предложил теорию о «сословном» характере уклада современной России. Кордонский – профессор НИУ ВШЭ, действительный госсоветник России I класса, в 2000–2005 годах работал в Кремле главой аналитического управления администрации, а позднее – старшим референтом президента.
«Горбачев, как мне кажется, просто попытался реализовать идеи, сформированные в свое время в интеллектуальных окружениях Берии и Андропова. К сожалению, неудачно» Согласно теории, в России, по сути, восстановилось сословное государство. «Сословия – это группы, создаваемые государством для решения своих задач. В отличие от классов, которые возникают в ходе расслоения по уровню потребления, сословия создаются для нейтрализации угроз», – писал Кордонский весной этого года в журнале «Форбс». Например, сословие военных создано для отражения военной угрозы, напоминает социолог, а гражданских служащих – для нейтрализации угроз, связанных с нарушением распределительной социальной справедливости. «Каждому сословию для его деятельности «полагаются» ресурсы, количество которых ограничено. Ресурсы распределяются государством. Они бывают финансовыми, информационными, властными, сырьевыми и делятся между сословиями пропорционально значимости угроз, для нейтрализации которых сословия созданы», – рассуждал Кордонский. Рассматривая общество через призму своей теории, Кордонский видит «две России»: ядро и пограничный слой. «Одна – это люди, живущие только в сословном мироустройстве, его ядре. Это госслужащие, бюджетники, пенсионеры, то есть люди, зависимые от распределяемых государством ресурсов, – пишет социолог. – Вместе они составляют больше 60% населения страны, тот самый электорат Владимира Путина». Пограничный слой, где принадлежность к сословиям размыта и где доминирует стремление к рынку и демократии, согласно идее Кордонского, это не менее 15% граждан. Он легко высчитывает этот процент, опираясь на статистику ФМС: столько россиян получили загранпаспорта. А если добавить тех, кто находится во «внутренней эмиграции» в самых разных формах, то их несколько больше. «То, что вы называете «активной частью общества», – говорил позднее Кордонский в беседе с репортером журнала «Большой город», – это люди из пограничного слоя, у которых ноги в ядре – они все равно работают или в госконторе, или в частной конторе, находящейся под государственной крышей, тело где-то в пограничном слое, а голова – в тех странах, откуда они заимствуют свои идеи и ценности, они стремятся потреблять, как в Англии, например, а пользоваться ресурсной базой, как в России, пристроившись к какому-нибудь ресурсному ручейку». О том, можно ли гармонизировать отношения людей из пограничного слоя и людей «ядерных», социолог Симон Кордонский рассуждает в интервью газете ВЗГЛЯД. ВЗГЛЯД: Симон Гдальевич, вы как-то цитировали афоризм блогера, который, по-вашему, отражает настроения в пограничном слое: «В России все плохо, но изменить ничего нельзя». Вас удивило то, что в этом, казалось бы, просвещенном слое никто не собирается изучать это «плохое». «Чего ж его изучать, если в результате применения властью очередной импортированной теории, исповедуемой «гуманитарными мыслителями», это плохое должно будет исчезнуть, как наваждение», – отметили вы... Можно ли провести параллели между погранслоем и русскими интеллигентами предреволюционных времен? Те тоже обличали продажность и косность чиновников, импортировали в страну западные теории, призывали сломать режим и, разбудив, наконец, всероссийский бунт, оказавшись в огне гражданской войны, вдруг с ужасом убедились, что совершенно не знали истинное лицо своей страны... Симон Кордонский: Погранслой был и в имперские времена, и при советской власти. Насыщенность его была разной. В имперские времена поместья кормили многочисленных дворян-полуэмигрантов, а потерявшие сословную определенность разночинцы жили за границей на счет самых разных источников доходов, в том числе и политически окрашенного бандитизма, как члены боевых крыльев анархистов, эсеров и социал-демократов. Именно в этом слое бродили идеи преобразования России в царство Божие на земле, в конечном счете породившие революции 1917 года. Марксизм и другие социалистические теории того времени функционально аналогичны теориям конвергенции, свободного рынка и демократии, которыми бредили прорабы перестройки в 80-е годы. В позднесоветские времена в пограничном слое были спортсмены, артисты, дипломаты, спецслужбисты, разного рода государственные торговцы и снабженцы. Именно через них оформилась идея перестройки, то есть замены развитого, но ущербного социализма на контролируемый государством капитализм. Горбачев, как мне кажется, просто попытался реализовать идеи, сформированные в свое время в интеллектуальных окружениях Берии и Андропова. К сожалению, неудачно. ВЗГЛЯД: Вы пишите, что многие реформаторы, вроде бы ярые рыночники на самом деле стараются лишь получить побольше контроля за ресурсами ядра. И протестуют они, когда власть почему-то ограничивает им доступ к ресурсам. А как тогда должны выглядеть грамотные просвещенные реформаторы? Должны ли они, ну, например, помогать «простым людям» из ядра учиться отстаивать свои – более понятные им – экономические, а не политические права? С. К.: Вера в существование «грамотных просвещенных реформаторов», которые должны учить «простых людей», – это само по себе нонсенс. Нет и не может быть простых людей, как нет и просвещенных реформаторов. Все мы – люди, и те из них, которые почему-то считают, что знают, как надо, обычно хотят урвать больше, чем им положено в нашей социальной системе. Естественно, они мотивируют свои интенции заботой о благе народа, понимая народ как массу людей, устроенных более просто, чем они сами, и не понимающих, чего им на самом деле надо. Отсюда разного рода просветительство и народничество. Императоры, генсеки и президенты и их интеллектуальные свиты были озабочены заботой о благе народа и уверены в том, что этот самый народ сам не может о себе позаботиться.
Но люди – не народ и не масса, и как только реформаторский позыв истощается, масса распадается на людей, люди начинают заботиться о себе сами. Тогда исчезает народ, а в системе власти не оказывается места для реформаторов-консерваторов. Поэтому для самосохранения реформаторам необходимо любыми способами сохранять народ как массу, о которой надо заботиться. И в рамках своей реформаторской деятельности всячески ограничивать народ в его стремлении позаботиться самому о самом себе. ВЗГЛЯД: У нас в обществе, говорили вы, нет неразрывной и общепринятой связи между настоящим, прошлым и будущим. Прошлое – отдельно и у каждого свое, будущее – такое же. Людей, ориентированных на будущее, считающих, что прошлое незначимо, вы называете прогрессистами, а в качестве примера упоминаете Чубайса. Но после 2000 года ядро у нас пребывает в покое. Означает ли это, что «связь времен» постепенно восстановится? Что «прошлое» и «будущее» разных слоев потихоньку сблизятся? С. К.: Нет, не значит. Ведь разорванность исторического времени как раз характерна для структуры «ресурсное ядро – пограничный слой». Государство пытается восстановить единство исторического времени созданием единого учебника истории, то есть внешним, фактически силовым образом. Однако такой способ институализации времени приведет к тому, что альтернативные версии отечественной истории обретут точку опоры, то есть основание для отрицания государственной интерпретации истории. При сегодняшней системе организации социальной жизни восстановление непрерывности истории вряд ли возможно. Так и будем жить – каждое сословие в своей интерпретации исторического времени. До тех пор пока реформаторы не перестанут заботиться о благе народа. ВЗГЛЯД: Вы сказали, что в России нет прессы в западном смысле, что люди через СМИ создают у власти ощущения угроз, чтобы власть выделила ресурсы на решение тех проблем, от которых, как им кажется, в стране все не так, как должно быть. Вы имеете в виду, что пресса отражает в основном мировоззрение «пограничного слоя»? Или то, что СМИ используются провинциалами, которые «прибедняются» перед Москвой, выпрашивая как можно больше ресурсов? С. К.: СМИ у нас в стране призваны информировать власти о том, что если некоторым претендентам на ресурсы их не дать, то придет беда. И через эти же СМИ власть информирует претендентов на ресурсы о том, что ей известно о том, что некто не по чину берет или использует запрещенные властью способы и формы давления на нее с целью получения ресурсных преимуществ. Иного содержания у отечественных СМИ нет и не может быть. Журналисты могут что угодно говорить о своей независимости, их право. Но замминистра связи Алексей Волин недавно четко определил их место в социальной системе: они должны писать то, чего желают владельцы СМИ, а с владельцами этими уже разбирается государство – в том случае, если их издания выходят за рамки государственного приличия. Некоторое разнообразие СМИ достигается за счет того, что их владельцы связаны с разными государственными структурами, нередко конфликтующими. И конфликты между госструктурами, делящими ресурсы, трансформируются в разоблачительные публикации в контролируемых ими информационных ресурсах. ВЗГЛЯД: Вы как-то порадовались, что все пространство вдоль трасс, идущих из каждого регионального центра, застроено дачами. Процветающие хозяева этих дач, по-вашему, это по большей части чиновники в небольших чинах, управляющие муниципальной жизнью или надзирающие за ней. «Они купили дома, машины, обучили детей, часто за границей», – писали вы. А каков, скорее всего, будет склад ума этих детей? Они будут конформистами, пойдут по пути, предложенному родителями? Или взбесятся с жиру, устроят бунт против «бездуховности», против потребительской философии своих отцов – типа студенческой революции 1968 года на Западе? С. К.: Не могу ответить на вопрос. Часть пойдет по стопам отцов, конечно, другая часть – уже бунтует и требует свободы и справедливости. Это потенциальные реформаторы. В этом году студент с нашей кафедры провел сравнительное исследование идеологем, исповедуемых студентами ВШЭ и курсантами военных училищ. Из этой сугубо пилотажной работы следует, что у будущих военных доминируют весьма консервативные жизненные установки, а у будущих экономистов и менеджеров столь же явно доминирует реформаторский настрой. Но мне кажется, что идущая реформа образования в конечном счете подорвет основу воспроизводства интеллигенции, а тогда, может быть, исчезнет социальная база реформаторства. Как, впрочем, и тех форм фундаментализма, которые в информационном пространстве противопоставляются сейчас реформаторству. ВЗГЛЯД: Вы утверждали, что государство деградирует, зато на муниципальном уровне незаметно процветает своя, «местная» экономика. Малый бизнес начинает жить своей самостоятельной жизнью, а государство он видит только как источник ресурсов. То есть созидательные процессы в России идут, но они пока незаметны в Москве ни чиновникам, ни оппозиционно настроенным публицистам?
Государство погружено в эти разборки, управление сводится к ним. И это создает на уровне поселений некоторое пространство свободы. Часть поселений при этом умирают в силу того, что собственной экономики в них нет, а распределяемые государством ресурсы до них не доходят. Другая часть каким-то образом выживают и формируют собственную экономику, относительно независимую от государства, в основном теневую. Иногда в таких поселениях даже возникают собственные валюты, не выходящие, впрочем, за пределы поселений. С другой стороны, в отношениях между государственными распорядителями ресурсов всегда есть щели, в которых заводятся «клопы», умело делящиеся с местными властями и выстраивающие вполне процветающие инновационные производства или производящие качественные услуги. Публичность принципиально противопоказана такого рода активности. Так что созидательные процессы в стране идут. И идут очень интенсивно, но в публичную сферу информация об этом не проникает. И это хорошо. Вернуться назад |