Человек создал мощные технологии и научился преобразовывать мир. Но научился ли он преобразовывать самого себя? Приблизился ли он к своему совершенству? Видим ли мы человека, любящего других людей, справедливого, правдивого, реализующего себя как личность? Ответ очевиден. В нашей жизни зачастую нет достоинства, чести, истинной дружбы, счастья и удовлетворенности. Гораздо чаще нас окружают духовный хаос и мешанина, близкие к безумию, причем не к средневековой истерии, а скорее, к шизофреническому восприятию мира, когда утрачено ощущение внутренней и внешней реальности и критичности здравого смысла.
Люди ходят в церковь, внимая проповедям о любви к ближнему, и те же самые люди сочтут себя глупцами, если хоть на мгновение усомнятся: а стоит ли продавать товары по спекулятивным ценам? В элитных гимназиях и детских академиях учат честности и христианской морали, а жизнь учит наших детей, что следование этим принципам превратит их в нищих мечтателей. Цивилизация вступает в век информационных технологий, но средства массовой информации преподносят нам циничную ложь, насилие, заказные статьи и передачи, пропагандистское и рекламное промывание мозгов, бессмысленные небылицы о пришельцах, порчах, потусторонних силах, которые показались бы бредом любому здравомыслящему ребенку, если бы эти дети не были вскормлены и развращены этим самым бредом.
Вместо коммунистической теперь в нас неустанно вбивают какую-то полумистическую веру в грядущий рай рыночной экономики и предпринимательства. Этот «рай» давно известен и называется капитализмом. А мы все мучительно ищем уже не философский, а хотя бы свой личный сегодняшний смысл жизни. Увы, кажется, что сегодня мы начали находить этот «смысл» во всеобщей рабской покорности сильным мира сего, в безволии и циничной жестокости. И над всем этим возвышаются Бог, секты, мистики, жулье, политические авантюристы в совокупности с их евро-американо-азиатскими советниками и транснациональными корпорациями, спешащими извлечь сверхприбыли из наших несбыточных надежд на счастливую жизнь. Хороша компания!
Но кто назовет нынче имя счастливого человека? Мы все похожи на толпу, стоящую у светофора в ожидании зеленого света в счастливое будущее. Но кто и когда зажжет этот свет, где и в чем оно — это будущее? Чей мудрый и смелый голос скажет нашим детям, куда идти и зачем жить? Как все человеческие существа, они чувствуют, что жизнь обязана иметь смысл — но в чем он? Посмотрите — наши дети все еще тянутся к красоте, любви, счастью, истине, справедливости, преданности, хотя улица и средства массовой информации дают им иные примеры для подражания.
Мы, взрослые, сами беспомощны сегодня, как малые дети. Мы не знаем ответов на эти вопросы. Мы даже боимся самого вопроса о смысле жизни, не понимая, что именно через эти мучительные поиски и рождается человеческая личность. Многие возвращаются к религии, но не с тем, чтобы уверовать, а чтобы спастись от мучительных вопросов и сомнений. Они решаются на это не из благочестия, а ради безопасности опустошенной души, призывающей тело к мерзостям от убийства других до самоубийства. Если изучать не церковь, а современную душу, то опытный психолог увидит в этой тенденции симптом общественного нервного расстройства. Бессилие перед жизнью порождает рабскую покорность перед властителями, а вселенским властителем является Господь Бог. Гениальный апостол Павел окончательно вбил кол в гордое самосознание человека понятием вечного греха, который, как проклятие Бога, преследует человека.
Мы никак не можем понять, что единственным реальным центром и смыслом бытия является сам Человек, его достойная и гармоничная жизнь здесь, на земле, а не там — на «том свете». Человек должен стремиться к удовлетворению своих земных потребностей, земному счастью, которое можно достигнуть только путем личного самосовершенствования — одновременно с рациональным изменением существующего общества. «Так это же марксизм, — испуганно скажете вы. — Позор! Ведь он давно выброшен на свалку истории!». Да, марксизм. В свое время марксизм как жизнеутверждающая философская система впитал в себя все нормы этики и морали иных доктрин, включая и саму религию. Он утверждал веру в человека, его разум, активную борьбу за достойную жизнь на земле.
Увы, атеизм марксизма принял странные извращенные формы отечественного «большевизма», которые мы активно навязывали всему миру. Мы сами нанесли жестокий удар человеческому разуму, показав его неспособность устанавливать правильные нормы и правила человеческого поведения. И получили результат: сегодня нами правят по большей части инстинкты — жажда секса, денег, власти... И тотальный комплекс неполноценности, пронизывающий все общество сверху донизу. Психология разума как средства исследования души для достижения счастья и добродетели исчезла. Академическая психология нынче стала бездарным словоблудием, утратив свой главный предмет — душу, отдав ее мистикам и религии. А прикладная психология все больше превращается в заискивающую служанку нынешних «хозяев жизни», пресмыкающуюся перед крупным капиталом и политическими кликами. Она уже не служит на благо человека, а становится инструментом политической власти и социального угнетения. Психоанализ же давно превратился в «религию для богатых», стал приятным способом проведения досуга для состоятельных людей, способных оплатить дорогостоящие консультации. Но именно психология как изучение человеческой души является теоретической и практической основой формирования искусства жизни и формирования счастья. Психоаналитик должен заниматься тем же, что и философия и религия,— исцелением души человеческой. Сегодня на профессиональное изучение души человеческой претендуют и религия, и философы, и психоаналитики. Союзники они или враги? Такая альтернатива не конструктивна. Взаимоотношения религии и психоанализа более сложны, многогранны и взаимопроникающи. Современный психоаналитик должен изучать все стороны духовной деятельности, включая и саму религию. Мы должны понимать, что суть проблемы не в религии как таковой, а в ответе на вопрос: какими путями обеспечить достойную и счастливую жизнь человека, как обуздать его природные разрушительные инстинкты, как добиться состояния психологического комфорта?
Психологи понимают, что мазохистские ощущения своего ничтожества перед правителями или Богом очень похожи и обычно сочетаются со своей противоположностью — стремлением править, подавлять и господствовать. Мазохизм (самоистязание) и стремление к господству образуют две стороны авторитарного характера. Увы, аналогичные свойства порождают зачастую и авторитарные религии. Больше того, ни одной из форм религий (включая атеизм) не удалось уберечь людей от стремления к власти, наживе, насилия, убийств, войн, «крестовых походов» на инакомыслящих. Православные перебили друг друга в гражданскую войну, православные атеисты устроили ГУЛАГ и бойню в Чечне, кроткие индусы убивают своих премьер-министров, христианская Америка воюет во Вьетнаме, Панаме, Иране и Ираке, инициирует бомбовые удары по Сербии, афганские мусульмане истребляют друг друга. И несть числа примеров тому, что религии не могут подавить разрушительные человеческие инстинкты.
Великое множество людей сдалось в борьбе за свой разум и независимость религиям, политическим вождям и прочим ловцам человеческих душ, стали верить иллюзиям, внушаемым им пропагандой и коммерческой рекламой. Сейчас они искренне убеждены, что счастье и успех — это возможность неограниченно потреблять дорогие «элитные» товары, повышающие их «социальный статус», а баночное пиво фирмы N — это то, что действительно объединяет вокруг себя людей. Они поверили, что «спаситель отечества», которого им ежедневно показывают по телевизору, действительно защитит от всех напастей, приведет их страну к успеху и процветанию. Эти люди кажутся хорошо приспособленными к жизни. На первый взгляд. Это верно лишь в условиях мелких конфликтов и стабильного общества. В периоды больших катаклизмов и жизненных потрясений такие люди мгновенно деградируют и разваливаются как личности. Привязанность к религиозной или любой другой догме сродни привязанности ребенка к родителям. Чем больше и дольше опека, тем опаснее выпускать ребенка в самостоятельную жизнь. Если не наделить ребенка мужеством мысли, если не научить его «брать жизнь в собственные руки», то он может никогда не стать полноценным человеком. Человек реален лишь в том, что он сам из себя сделает. И не существует никакого всеобщего вселенского смысла жизни. Каждый выбирает и создает себе этот смысл сам. И каждый либо самоутверждается, либо сдается и даже погибает в этой борьбе за звание Человек.
В процессе человеческого развития родным убежищем становится не только семья, но и племя, нация, раса, государство, класс, политическая партия, иные государственные институты. Только в их рамках стадный человек чувствует себя уверенно и уютно, как и опекаемый в семье ребенок. Именно здесь кроются психологические корни национализма, как и любого экстремизма вообще. Экстремизм — это лишь внешний симптом психологической неспособности воспринимать себя и других людей в качестве свободных, равноправных существ. Следовательно, и рабская религиозная покорность не может быть средством против психологических корней национализма. Не борьба за высшие национальные интересы является поводом для пещерного национализма, не сильные духом берутся за оружие, а наоборот, те, кто боится выйти из «уютной» национальной ограниченности и признать равноправие культур, личностей, религий, других стран и народов. Разорвать этот порочный круг не могут ни религия, ни государство. Лишь психологическое воспитание личности, культуры народа, его образование и рациональное мышление может избавить нас от этого бича человечества.
Человечество уже вышло из детского возраста, и межнациональная интеграция определяет сегодня истинные пути социального развития. Когда-то в Советском Союзе мы правильно поняли этот принцип, но опять каким-то дурацким и кровожадным способом стали претворять его в жизнь. Чтобы нам сегодня ни говорили, у нас действительно складывалась уникальнейшая в мире общность советских людей. Но почему и как мы ее вдруг развалили, сегодня толком объяснить не можем. Не может быть счастлив ребенок, проживший всю жизнь под опекой родителей. Не может быть счастлив народ, ограниченный своей национальной культурой и государственностью вне свободных связей и интеграции с окружающим миром. Не может быть счастлив христианин, смиренно склонившийся перед Богом. Не может быть счастлив человек, согнувший спину перед диктатурой государства.
Использованные цитаты: А. Тимченко, В. Шапар. Психология сект. — К., 1996
Вернуться назад
|