ОКО ПЛАНЕТЫ > Социальные явления > Лидерство молодежи
Лидерство молодежи9-06-2013, 13:14. Разместил: озорник |
Этот материал нацелен на расширение возможностей подбора молодежных лидеров, которые смогут поднять уровень общественной работы, если исходить из того, что следует существенно омолаживать деятельность общественных структур, ориентируя свою деятельность на молодежь и с молодежью. Поэтому надо учитывать, кто сможет повести, зажигая юные сердца стремлением к лучшему, в будущее. А это предполагает, прежде всего, активное участие самой молодежи в процессе развития общества, осознание ими целей и поиск эффективных путей достижения. Таким образом, вовлечение молодежи к общественной деятельности взывает к поиску настоящих молодежных лидеров, которые будут готовы взять на себя решение стоящих перед обществом проблем. В последнее десятилетие заметно изменилось отношение к молодежи. Ее чаще стали рассматривать как активного участника социальных преобразований, а не только как группу, вызывающую общественное беспокойство и нарушающую общепринятые правила. Это происходит, отчасти, благодаря усилиям молодежных общественных организаций во всем мире и изменению социального качества молодого поколения, отчасти, из-за проблемы глобального старения населения на планете. Молодежь – это люди, которые пребывают на стадии становления собственной индивидуальности. Поэтому для них принципиально важно иметь возможность общаться с такими же, как они. Посредством этого они могут определить черты, которые выделяют конкретного человека из толпы, а значит, формируют в себе личность, которая выгодно отличается от остальных. Доступность информации и возможность сравнения этому всячески способствует. Абсурдность и несхожесть со всеми остальными в молодежном обществе только приветствуется, а поэтому нередко в роли лидера могут выступать неординарные личности, которые уже заработали авторитет у многих людей и могут отстоять свою точку зрения. Человек, умеющий добиваться признания других, может править действия людей в определенном направлении, что может привести к ожидаемому результату. У кандидата на лидерство хорошо развиты интуитивные способности, и он может сплотить коллектив ради единой цели. А целью в большинстве случаев выступает возможность общаться с такими же молодыми людьми в неформальной обстановке. Лидерство — это способность влиять на отдельных и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. Лидер – это человек, способный объединить людей для этого. Тип лидерства связан с природой общественного строя, характером группы и конкретной ситуацией. В малых группах различают формальное и неформальное лидерство. Формальный лидер назначается или избирается, приобретая таким путем статус руководителя. Неформальный лидер – это член группы, который способен объединить группу на основе личного влияния. Отношения при формальном и неформальном лидерстве выстраиваются по двум типам : руководитель – подчиненные или лидер – последователи. Эти типы лидерства либо дополняют друг друга (в лице авторитетного руководителя), либо вступают в противоречие, ведя к снижению эффектности организации. По стилю различают авторитарное лидерство, предполагающее единоличное управление деятельностью группы, демократическое, вовлекающее в управление членов группы, и анархическое, когда группа предоставлена самой себе. В разных типах организации различные типы лидерства могут оказаться эффективными в разной степени. Естественно, названные лидеры проявляются или становятся ими при соответствующих обстоятельствах. Формальная структура коллектива определяется должностным статусом членов группы; неформальная складывается на основе отношений, обусловленных личными качествами всех, входящих в нее. При сложившемся коллективе неформальная структура характеризуется наличием общей цели, которая не всегда осознается членами группы и не всегда связана с решением производственных задач. В свою очередь, это вызывает потребность в четком определении задач и поиске путей их решения. Необходимость формулировки цели и ее достижения приводит к появлению лидера, в задачу которого и входят все эти процедуры, а также и управление людьми. В зависимости от влияния на команду можно выделить позитивных и негативных лидеров. Представителям молодежной «неформалки» обычно присуща авторитетность, основанная на личном опыте, материальных средствах и личных качествах. К числу этих качеств, присущих современному лидеру неформальной группы относятся: волевые качества, которые помогают проявлять настойчивость в достижении цели, подавлять волю других, подчинять их своему влиянию; преобладающие, по сравнению с другими участниками группы, умственные способности; физическая сила; умение держать слово; предприимчивость, помогающая сходиться с людьми, легко контактировать с ними, завоевывать доверие, видеть их недостатки и достоинства, и использовать их в своих целях; коммуникабельность; решительность в действиях и целеустремленность; знание внешних и внутренних условий функционирования молодежной среды; быстрота ориентирования и принятия решений в сложных ситуациях. Лидер неформальной молодежной группы – умен, обладает организаторскими способностями и психологической властью над подчиненными. Таким образом, можно сделать вывод, что современные лидеры в молодежной среде обладают всеми необходимыми личностными качествами, которые они используют при осуществлении своих функций. Наличие таких индивидуальных характеристик обусловливает их выдвижение в лидеры. Молодежный лидер – человек, отстаивающий интересы людей своей возрастной категории. Система его ценностей значительно отличается от важных аспектов жизни зрелых людей. Молодые люди стремиться развлекаться, отдыхать, получая заряд позитивной энергии. Поэтому для роли лидера подойдет человек, обладающий броской харизмой, смелостью и уверенностью в собственных силах. По сути это должна быть яркая личность, которая умеет притягивать людей, находить общий язык с большинством представителей своего и более старшего поколения. Обычно такие люди обладают большей информацией, нежели их сверстники и могут решать важные вопросы. Если лидер взрослого поколения настроен в первую очередь на результат, то для молодежного более важен процесс достижения той или иной цели. Молодежь стремится веселиться, поэтому нередко мы слышим об организации студенческих съездов, форумов, конференций. Конечно, цель таких мероприятий прослеживается довольно ярко, но в большей мере это символические цели, которые не требуют строгого результата. Чаще всего формальный лидер – это более зрелый человек, который сумел научиться чему-то и стать на ступеньку выше остальных. К статусу формального лидера приходят благодаря наличию опыта и осведомленности в конкретной сфере работы. С неформальным лидерством все немного по-другому. Неформальным лидером можно быть еще как в школе, так и в детском саде, а это значит, что молодежные лидеры в большинстве случаев именно неформальные. И наша задача соединить эти два явления в подборе лидеров для молодежи нашего Объединения, чем и занимается ныне ДООПО «Приумножим славу Приднепровья». Все это и следует учитывать нашим организаторам в работе с молодежью при определении их предводителей в хорошем смысле этого слова. Уточнение для тех, кто прочитал наши наброски: Материал подготовлен для доклада руководящему органу Днепропетровского областного общественно-патриотического объединения "Приумножим славу Приднепровья" - его Высшей Раде. Она на своем заседании в ближайшее время рассмотрит вопрос об изменении методики работы с молодежью, взяв ее за основу своей деятельности, что предполагает внесение корректив по этой теме. С этой целью и ведется подбор молодежных лидеров, которые смогут возглавить разлияные участки и направления деятельности Объединения.
Виктор БерезкаВернуться назад |