Новые стимулы для активного заселения Дальнего Востока готовят российские власти. Рискнувшим начать новую жизнь в другом конце страны обещают серьезные льготы. Более ста лет назад в чем-то похожую программу переселения довольно успешно воплотил в жизнь Петр Столыпин. Сработают ли подобные рецепты сегодня?
Российские власти намерены с 2018 года запустить программу поддержки жителей России, которые хотят переселиться на Дальний Восток. Сейчас она проходит процедуру согласования в профильных ведомствах – с Минтрудом, МВД и Минфином. В рамках этой программы власть собирается предложить работу россиянам на Дальнем Востоке, рассказал заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока Сергей Качаев, передает «Интерфакс».
Программа предусмотрит субсидирование переезда, то есть оплату провоза багажа, контейнера с вещами. Во-вторых, оплату проживания в виде аренды в течение года. В-третьих, будет оказана помощь в адаптации, в частности устройство детей в детском саду и в школе. Наконец, ожидается субсидирование ставок по ипотечным кредитам.
Чтобы избежать «гастролеров», есть главное требование – трудоустройство. Если трудовой договор расторгается, то человек выпадает из участия в программе.
Все эти меры должны решить серьезную демографическую проблему региона. Отток населения с Дальнего Востока за последние четверть века превысил 1,9 млн человек, это как если бы уехало население всего Приморского края, сообщила научный сотрудник Института экономических исследований ДВО РАН Екатерина Мотрич на конференции по демографическому развитию в Благовещенске. Дальний Восток занимает 36% площади России, а живет в регионе всего 6,184 млн человек.
«На показатели миграции серьезно влияет социально-экономическое неравенство», – объясняет она. Из-за некачественной медицины и низких доходов населения продолжительность жизни на Дальнем Востоке ниже, чем в среднем по стране, говорил ранее премьер Дмитрий Медведев. Правда, в 2016 году сокращение численности населения региона замедлилось в два раза. За последние пять лет в ДФО наблюдается естественный прирост. За пять лет продолжительность жизни возросла на три года и достигла 68,7 года. Однако людей в регионе по-прежнему не хватает.
Ранее на Дальнем Востоке уже была запущена программа раздачи бесплатного «дальневосточного гектара», сначала в пилотных областях, а с 1 октября 2017 года – во всем Дальневосточном регионе. По данным Росреестра, право на «дальневосточный гектар» оформили более 17 тыс. россиян, плюс еще 8,5 тыс. граждан получили договоры о безвозмездном срочном пользовании землей.
Для региона, который покинуло почти два миллиона жителей, это сущий пустяк. Впрочем, изначально было понятно, что только одной землей завлечь россиян на Дальний Восток не получится. Нужна как минимум целая программа поддержки, льготы и кредиты для переезда и обустройства на новом месте. И с небольшим опозданием правительство наконец готово ее запустить.
В начале XX века тогдашнему премьеру страны Петру Столыпину удалось с помощью похожей программы за 10 лет переселить на Дальний Восток более 4 млн человек.
Так называемым ходокам предоставлялся льготный проезд по железной дороге или водным транспортном и содействие в пути (административная, медицинская и продовольственная помощь). Предоставлялись льготы по отбыванию воинской повинности. Переселенцам в постоянное пользование отводились земельные участки, которые не могли быть отчуждены.
За счет государства проводилось отмежевание земель, агрономические исследования, обеспечение питьевой водой и оборудование простейшими гидротехническими сооружениями. Также государство строило за свой счет грунтовые дороги. Основная доля расходов государства шла на выдачу ссуд и кредитов ходокам, в том числе на строительство домов и ведение хозяйства. В итоге многие крестьяне, а также солдаты стали переселяться на Дальний Восток. Современные власти, по сути, не придумали ничего нового, а воспользовались методой Столыпина.
В частности, по программе переселения, которая разрабатывалась на 2016 год, предлагалось установить фиксированную компенсацию при переезде на новое место жительства с последующим трудоустройством. Если перебирается полностью вся семья, то трудоспособный глава до 35 лет получает 200 тыс. рублей, все остальные – по 120 тыс. рублей. Если едет на новое место молодежь после окончания вуза – дадут 800 тыс. рублей на обустройство. Специалистам без семьи и старше 35 лет предлагается выдавать по 400 тыс. рублей за переезд.
Также проезд на Дальний Восток оплачивается государством плюс бесплатно предоставляется контейнер вместимостью пять тонн для семьи из трех человек, и 10 тонн – если членов семьи больше. На местах прибытия при неустройстве на работу первое время предлагается платить пособие, которое выплачивается в течение полугода в виде половины прожиточного минимума граждан. Им дается право оформить детей в детсады, школы и встать на учет в поликлиники. Наконец, переселенцы могут получить земельный участок для строительства дома.
Однако сработают ли эти меры сегодня? На этот счет есть большие сомнения, даже несмотря на вроде бы неплохие подъемные, которые могут получить переселенцы. Между эпохой столыпинских реформ и сегодняшним днем все-таки лежит огромная пропасть. Во-первых, во время проведения столыпинских реформ крестьянство (которое только-только получило свободу) составляло более 85% населения Российской империи, сегодня эта цифра не достигает и 25%, отмечает Кирилл Яковенко из «Алор Брокер».
«Предложение столыпинской аграрной реформы получить больший надел земли в долгую аренду с возможностью больше не выяснять отношения с соседями, а также освоить новый регион для большинства крестьян выглядело как возможность начать новую и лучшую жизнь. Поэтому-то Столыпину и удалось создать массовую миграцию и освоить нетронутые ранее земли», – говорит гендиректор ИК «Форум» Роман Паршин. Теперь же потребности населения совсем иные.
В начале XX века основная проблема была в наличии колоссального слоя крестьян, не имевших в собственности земель. Эту проблему и решало столыпинское переселение. Сегодня же главная проблема в перетоке населения из депрессивных дальневосточных регионов в более преуспевающие, добавляет Яковенко. Спроса на возделывание земли сегодня по большому счету нет, тем более в сложных климатических условиях Дальнего Востока.
Привлечь на Дальний Восток можно тех, кто в условиях кризиса остался в европейской части страны без работы. «В советские времена такие «непопулярные» регионы заселялись за счет предложения высокооплачиваемой работы, которую гарантировало государство. В условиях рыночной экономики государство не может выступить таким гарантом, поскольку и рабочие места, и надбавки должны обеспечиваться бизнесом», – напоминает Яковенко.
А есть ли работа
для переселенцев? По словам замминистра Сергея Качаева, в ближайшие
восемь лет на Дальнем Востоке должны запустить 605 новых производств.
Появится 100 тысяч новых рабочих мест. «Только около 20% рабочих мест
могут быть заполнены кадрами с Дальнего Востока, остальные 80%
необходимо привлекать из других регионов России», – подчеркнул
замминистра Сергей Качаев. Иными словами, новую работу получат всего 80
тыс. переселенцев, а это никак не миллионы.
В целом про бизнес в
контексте новой волны заселения Дальнего Востока говорят мало. Тогда
как для работодателей будущих переселенцев можно было также
предусмотреть налоговые льготы, например освободить их от уплаты
социальных взносов, или вовсе ввести на отдельных территориях налоговые
каникулы, считает Яковенко. «Если на заново осваиваемых территориях нет
работы, предложение по транспортировке имущества граждан вряд ли станет
решающим при принятии решения семьями», – заключает он. Переселяться
будут те, кто сможет найти выгодное рабочее предложение и увидит для
себя возможность начать новую жизнь, добавляет Паршин.
К слову, переселение при Столыпине тоже прошло не совсем гладко. Потому что вскоре почти половина ходоков вернулась из дальних регионов обратно.
Текст: Ольга Самофалова