Узбекистан и Казахстан взяли на себя ответственность за регион.
Казахстан и Узбекистан будут совместно решать вопросы
водно-энергетического комплекса, сопряжения транспортно-коммуникационной
политики и общерегиональной стабильности. Новой площадкой для диалога
может стать Фонд спасения Арала. Об этом договорились в Астане
президенты Нурсултан Назарбаев и Шавкат Мирзиёев.
Вчера завершился государственный визит президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Казахстан. Астана стала второй региональной столицей, которую посетил
узбекский лидер. В начале марта он побывал в Ашхабаде. Визит Мирзиёева в
Казахстан имеет большое значение не только для двусторонних отношений,
но и для всего Центрально-Азиатского региона. «Казахстан и Узбекистан
являются главными региональными игроками, и от состояния отношений
«большой двойки» будет зависеть многое», – считает эксперт ОФ Bilig
Brains Расул Арин.
Отношения между Астаной и Ташкентом, несмотря на ранее заложенный
фундамент, начинают выстраиваться с «чистого листа». «Мы открыты как
чистый лист, для того чтобы заполнить его благими делами», – заявил Нурсултан Назарбаев на встрече с узбекским коллегой. Он напомнил, что между двумя странами
нет нерешенных проблем, ни территориальных, ни пограничных, ни
политических, ни экономических. Шавкат Мирзиёев,
в свою очередь, заявил о готовности к дальнейшему углублению
всесторонних отношений с Казахстаном. Заявления глав государств
подтверждаются реальными проектами. В частности, по итогам бизнес-форума
подписано 75 контрактов на сумму, превышающую 1 млрд долл. 22 марта был
запущен скоростной поезд Алма-Ата – Ташкент. Согласован вопрос открытия
пассажирских и грузовых перевозок по трассе М-39, связывающей Ташкент и
запад Узбекистана. Разрабатывается проект по созданию мультимодальных
транспортно-логистических центров на востоке Казахстана. Порты Каспия
Актау и Курык могут стать «воротами» для узбекского экспорта и импорта
как на китайском, так и на кавказско-черноморском направлении. В целом
регион превращается в перекресток транспортных коридоров Восток–Запад,
Север–Юг. Значение региона возрастает.
При этом существующие проблемы никуда не исчезли. Остался спорный
вопрос строительства новых ГЭС на трансграничных реках. Позиция
Казахстана и Узбекистана по этому поводу единая, сообщил Назарбаев. По
его словам, Астана и Ташкент с пониманием относятся к желанию «братских
соседей» использовать воду в своих целях, более того, Узбекистан и
Казахстан готовы принять участие в различных гидроэнергетических
проектах, но так, «чтобы это было без ущерба для всех других стран,
находящихся в нижних течениях этих рек». Шавкат Мирзиёев отметил, что «мы (с Нурсултаном Назарбаевым.
– «НГ») поддерживаем инициативу ООН о заключении международных
конвенций по рациональному и справедливому использованию водных ресурсов
Амударьи и Сырдарьи». Речь идет о строительстве Рогунской ГЭС в
Таджикистане и Камбаратинской ГЭС в Киргизии. Проблемы, связанные с
водными ресурсами, главы двух государств предложили решать на площадке
Международного фонда спасения Арала. «Очередной раз пришли к единому
мнению, что Международный фонд спасения Арала является ключевой
платформой, способствующей решению этой проблемы и для контакта стран
региона», – сказал Назарбаев.
Помимо этого на встрече лидеров двух стран обсуждался и главный
вопрос – обеспечение безопасности региона. Однако ожидавшегося заявления
о воссоздании Центрально-Азиатского союза не прозвучало. Председатель
Комитета по международным делам, обороне и безопасности парламента
Казахстана Маулен Ашимбаев сказал, что на встрече речь может идти о
контурах возможной региональной интеграции, идея которой была озвучена
еще в начале 1990-х, но в силу совершенно разных подходов в политике и
экономике стран региона так и не была реализована.
«С точки зрения политической теории Центральной Азии как региона,
включающего пять постсоветских стран, не существует – интересы слишком
разнонаправленны, объединяющих интересов нет в принципе», – сказал «НГ»
эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев.
По его словам, есть интересы, объединяющие Казахстан и Узбекистан, и в
случае успеха их сближения есть шанс на объединение региона. «Сближение
Астаны и Ташкента позволило бы как минимум двум странам этого условного
региона преследовать свои совпадающие интересы в ситуациях, когда
Киргизию, Таджикистан или Туркмению используют внешние центры для
решения задач, противоположных интересам Узбекистана или Казахстана», –
отметил эксперт. По его мнению, не случайно водно-энергетический вопрос
на переговорах был выделен отдельной строкой во всех публичных резюме.
«Жесткая установка Ташкента на приоритет двусторонних отношений очень
гармонично вписывается в потребности Астаны, которой чрезвычайно
необходим некоторый противовес участию в московских интеграционных
инициативах. Идея Центрально-Азиатского союза неперспективна. Ее
озвучивание можно отнести к сфере ни к чему не обязывающей риторики, но
скоординированное влияние двух столиц на процессы в странах региона
вполне реально и не обязательно – в случае реальной, а не декларативной
координации может осуществляться под диктовку Вашингтона, Москвы или
Пекина», – сказал Князев. Источник: stanradar.com.
Рейтинг публикации:
|