В чем залог сильной России? Армия и флот? Это, конечно, не подлежит сомнению. Но главный залог нашего будущего – это сегодняшние дети.
Какими будут эти дети? Кто будет их воспитывать? Куда мы сейчас идем, учитывая, что именно на наших детей падет участь стать свидетелями перекраивания мира и участниками битв за отстаивание интересов своей страны.
Сейчас много говорят об отсутствии у страны общей идеологии. Учитывая, что наш нынешний социум – это плоть от плоти крушения СССР, а точки над "и" в отношении того, как и почему это крушение произошло, до сих пор не расставлены, — найти дорогу именно к той идеологии, которая сейчас объединит наше очень разношерстное общество, непросто.
Тем более непросто противостоять идеологии потребления, пошлости и цинизма, общества крайнего индивидуализма с его принципом "ничего личного, только бизнес". Нам сложно конкурировать с этой вирусной моделью мировоззрения, которая предлагает получать удовольствие, расслабляться, покупать и тратить. Или завидовать тем, у кого такая возможность есть. И, зачастую, идти на сделки с совестью, чтобы тоже "выбиться в люди".
А ведь единственно возможная для выживания нашей цивилизации модель подразумевает созидание, труд, взаимопомощь, патриотизм.
В нынешних условиях правило естественного отбора, право сильного, ведет страну к архаизации, к слабому разрозненному обществу, которое забудет, как действовать сообща, чтобы противостоять угрозам. Более того, скоро оно может разучиться эти угрозы распознавать и видеть.
Повесть Аркадия Гайдара "Тимур и его команда" была написана в 1940 году. Гайдар, отвечая на вопросы ребят-читателей повести, сказал: "Если Тимуров сейчас мало, то их будет много". То есть на тот момент времени, за год до начала войны, потрясшей нашу страну, в нашем обществе было больше Мишек Квакиных, хулиганов и беспринципных обманщиков, чем идеалистов, готовых тайно помогать людям в беде.
Это очень напоминает ситуацию с Тимурами в нашем обществе. Пока их мало, но в каждом подростке, пока его не отформатировал социум, живет образ Тимура, потому что он воплощает идеальный тип подростка-лидера с его стремлением к благородным поступкам, тайнам, чистым идеалам. И этот образ в нашу жизнь надо вернуть. Пусть он будет носить другое имя, слушать другую музыку и увлекаться другими вещами.
Будет ошибкой сказать, что молодежь стала хуже. Подросток всегда готов стремиться к идеалу, готов идти за ним, преодолевая препятствия. Это доказывают миллионные сборы фильмов о Гарри Поттере или Перси Джексоне – об обыкновенных мальчишках, которые спасают наш мир. Им страшно, но они преодолевают страх и сомнения и делают свой выбор. Наши подростки готовы быть такими же.
Но есть одно "но".
Как и в случае с Тимуром, где главный конфликт повести — столкновение идеального мира подростка-рыцаря с обыденным миром взрослых, не понимающих его устремлений, наши подростки очень быстро сталкиваются с реальностью, где идеальные ценности кажутся несущественными. Зато на первое место выходят качества, позволяющие добиться так называемого успеха. И очень скоро, по мере того, как подросток взрослеет, его тайные, чистые идеалы потихонечку замещаются идеалами с глянцевых журналов и рекламных роликов.
Идеи о необходимости возрождения отношений, основанных на созидании и взаимопомощи, сейчас носятся в воздухе. Наши люди устали от периода бездуховности, они готовы быть лучше, тянуться к красивым чувствам, нравственным поступкам и называть их именно этими словами, не стесняясь. Люди начинают понимать, что по-настоящему любить можно только то, к созданию чего ты приложил какие-то усилия. Если ты залил в своем дворе каток или посадил дерево, ты уже не останешься безразличным к тому, что кто-то выбросил свой мусор прямо посреди дороги, так как будет сформировано личностное, эмоциональное отношение.
Для того, чтобы осознать, как нам воспитывать наших детей, надо понять, что именно формирует у нас всех чувство вовлеченности, энтузиазма. Нам нужен какой-то толчок, чтобы люди поняли, что несмотря на то, что в нашем обществе много испорченных властью денег людей, настоящих людей - пусть "маленьких", не начальников, не воротил бизнеса – намного больше. И настроения и мораль общества во многом зависит именно от нас.
У нас нет другого выбора, кроме как сплотиться и пытаться материализовать эти идеи в реальность.
Проект "Поколение Ч" нацелен прервать существующие губительные тенденции и сделать вклад в воспитание Поколения с большой буквы, главными принципами которых будут – честь, человечность, чистота в отношениях, человеколюбие, честность. Людей, которые будут готовы и рады трудиться, созидать, творить.
Цель максимум проекта – выйти на общественное детальное обсуждение и подготовку проекта по возобновлению деятельности детской и подростково-юношеской организации, которая бы на государственном уровне работала для детей, начиная с дошкольного возраста.
Цель минимум нашего проекта – постоянная последовательная работа на местах с подростками от 9-10 лет до 18 лет, направленная на смену нравственно-патриотического вектора воспитания детей с чужеродного на исторический. Основные ценности, которые нам необходимо возродить, это уважение к старшим, понимание важности труда и созидания, морально-этические нормы, любовь к большой и малой Родине, семейные отношения.
Наш проект будет успешным, если это начинание подхватят во всех уголках нашей страны и в странах действия Таможенного Союза. Если его будут обсуждать, возьмут на вооружение учителя и родители. Мы будем исподволь подталкивать ребят к открытию таких важных истин, как то, что мы – огромная многонациональная страна с богатым колоритом культур и традиций и что мы не знаем и десятой доли о прекрасных и интереснейших местах России. Мы будем вместе публиковать книжки, совершать хорошие дела, учиться быть лучше и интереснее.
Мы готовы работать. У нас все получится.
|