ОКО ПЛАНЕТЫ > Информационные войны > Перед голосованием российские лидеры проводят исследования общественного мнения.«The New York Times», США
Перед голосованием российские лидеры проводят исследования общественного мнения.«The New York Times», США21-08-2011, 07:27. Разместил: poisk-istini |
Перед голосованием российские лидеры проводят исследования общественного мнения.«The New York Times», США 'The New York Times', США
Москва — Каждый четверг бородатый человек в очках приезжает в Кремль, и привозит с собой кипу информации для Владислава Суркова, главного идеолога правительства. Собирается целая комната людей, ответственных за принятие решений, чтобы услышать самые свежие новости о том, что думает Россия.
Недавно Владимир Путин совершил погружение в поисках старинных артефактов
Как это ни покажется странным для человека со стороны, люди, правящие Россией, одержимы рейтингами поддержки населения.
С приходом к власти Владимира Путина, политическое соревнование практически полностью сошло на нет, и выборы служат не более чем ритуалом проявления лояльности. Однако, кремлёвские инсайдеры видят в популярности ключ к сохранению правительства, в котором, через 20 лет после коллапса Советов, помимо личности его лидеров, совсем немного рычагов поддержания стабильности.
Это приводит к тому, что политическая жизнь напоминает порой бесконечную предвыборную кампанию, в которой государственные деятели сражаются с лесными пожарами, бранят миллиардеров-промышленников или, как мы это видели на прошлой неделе, ныряют с аквалангом в сопровождении съёмочной команды. Опрос общественного мнения стал важной частью управления.
Фактор популярности будет играть важную роль в принятии решения относительно того, кто станет президентом будущей весной — г-н Путин, или же действующий президент, Дмитрий Медведев, и как будет вестись избирательная кампания. Г-н Путин остаётся доминантной фигурой, несмотря на то, что оставил президентское кресло и перебрался в офис премьер-министра.
«Эта система, которая развивалась более 10 лет, основывается на поддержке населения, и это — медицинский факт,— говорит Александр Ослон, президент Фонда Изучения Общественного Мнения, проводивший еженедельные брифинги в Кремле на протяжении 15 лет. — В последние десять лет было много споров по этому поводу, но теперь нет никаких сомнений. Массовая поддержка населения — это суть существующего социального порядка. Это фундамент, на котором держится эта страна». Организация г-на Ослона — одна из множества подобных, которые проводят дорогостоящие и всеобъемлющие опросы общественного мнения, как для Кремля, так и для других правительственных организаций, включая обширный «георейтинг» — регулярный обзор мнений 60 000 русских, а также еженедельный опрос 3 000 человек, куда включены и некоторые конфиденциальные вопросы. Доступ к результатам таких опросов имеют только члены команд г-на Путина и г-на Медведева.
Задача компании г-на Ослона — выявлять самые глубинные течения в общественном мнении, или чрезмерную поддержку назначенных региональных лидеров, прежде чем они превратятся в серьёзную проблему для Кремля. «Опросы — это канал обратной связи, — говорит г-н Ослон. — Это то же самое, что и в мире финансов — если поступает информация о том, что доллар падает, центральный банк принимает соответствующие меры, чтобы остановить падение. Он начинает покупать доллар, и его цена возрастает. То же самое и в политике».
Другие социологи занимаются поиском тех политических заявлений и жестов, которые находят отклик в различных слоях российского населения, например, у пенсионеров с их ностальгическими идеями о советском могуществе, или среди урбанизированного образованного среднего класса, жаждущего, наконец, увидеть признаки того, что Россия становится современной страной.
Они помогли составить недавнее ежегодное обращение г-на Медведева, в котором он отказался от упоминаний о своей фирменной идее модернизации в пользу заботы о детском благополучии. И они помогают формировать публичный имидж: вспомните, как дотошно г-н Медведев напоминал о своей роли в войне России и Грузии, которая значительно подстегнула его рейтинг популярности.
В том затруднительном положении, в котором находится сейчас Российское правительство, «путинское большинство», появившееся десятилетие назад, похоже, постепенно уменьшается, подобно гигантской глыбе льда, которая подтаивает по краям. Согласно информации всероссийского государственного центра по изучению общественного мнения, и г-н Путин, и г-н Медведев вступают в предвыборную кампанию с рейтингом поддержки, который хоть и выглядит завидным по всем международным стандартам, этим летом был ниже, чем когда бы то ни было прежде, начиная с 2008 года. И ещё более поражает снижение популярности «Единой России» — политической партии, которую возглавляет г-н Путин.
Чтобы остановить развитие этой тенденции, приближающиеся выборы «должны получить реальную поддержку людей», сказал Сергей Марков, депутат «Единой России» и связанный с Кремлём аналитик.
«Цветные революции случаются тогда, когда у лидера нет поддержки, — сказал г-н Марков. — Лидер должен быть действительно популярен».
Один вариант — это вернуться к авторитарному популизму, известному как «феномен Путина». Общественная наука была частью этого пути с самого начала: одним из факторов избрания г-на Путина в президенты был обзор, который показал, что наибольшей популярностью у русских пользовались выдуманные крутые парни — тайный агент Макс Отто фон Штирлиц и следователь Глеб Жеглов, как сказал Игорь Задорин, возглавлявший в то время внутренний социологический отдел Кремля.
Рейтинг поддержки г-на Путина поднимался, по мере того, как он расправлялся с сопротивлением в Чечне, брал под контроль оппозиционные телестанции и ставил на место мятежных олигархов. Г-н Марков, ярый сторонник г-на Путина, утверждает, что «пассивное большинство» в России так же отреагирует на подобное проявление силы и в этом году, но в этот раз оно будет направлено на наркодиллеров, преступность и моральный упадок. Хотя, как он отмечает, некоторые предпочли бы, чтобы целью стала «Американская гегемония».
Г-н Путин успокоил жителя Верхней Вереи, деревни, уничтоженной в июле пожаром.
«Ведутся большие дискуссии по поводу того, кто должен быть объявлен врагом «Единой России» и Путина в этой избирательной кампании», — сказал он.
Противоположные аргументы звучат из уст социологов, принадлежащих к лагерю либералов, которые говорят о том, что, согласно имеющейся информации, народ требует более открытой и соревновательной политической модели.
Экономист Михаил Дмитриев, исследовательская группа которого создавалась для формирования экономической платформы г-на Путина, предупреждает о «довольно неожиданном» скачке недовольства, который он наблюдал у политических фокус-групп. Сначала он возник у Москвичей среднего класса, а затем и у жителей других больших городов.
Он охарактеризовал основной смысл этого недовольства русской фразой: «мы не быдло», — что значит: «мы не скот». Михаил Дмитриев сказал, что сразу поспешил обнародовать эту информацию, чтобы чиновники смогли «избежать, скажем так, политической конфронтации и взрывных последствий, в результате чего вся система может выйти из под контроля».
«В действительности, трудно представить, что непопулярное правительство, лишённое мандата истинной политической соревновательности, может нормально управлять страной, — сказал г-н Дмитриев, президент Центра Стратегических Исследований. — Это невозможно. Может, это и было возможно 70 лет назад, когда вся система была основана на насилии и запугивании, но сейчас другие времена».
Кремлёвские социологи не убеждены в этом, хотя и у них тоже имеются документированные подтверждения растущего недовольства городских элит. У правительства есть ответы и для этого, хоть и ограниченного, но влиятельного слоя населения, типа стимула модернизации г-на Медведева, сказал г-н Ослон.
«С чем связано это недовольство? Оно связано с тем фактом, что состояние их окружающей среды неудовлетворительно, — продолжает он. — Мир для них окрашен в негативные тона. Но этот мир не так велик, существует и другой, большой мир, со своими проблемами».
И вот, в эти дни, когда лето уже лениво подбирается к концу, перед началом сезона избирательной кампании, явно были приняты меры по поднятию вялых рейтингов руководства.
На прошлой неделе съёмочная команда последовала за г-ном Путиным на дно морского залива на юге России, где и было снято, как он, в полном облачении аквалангиста, поднимает со дна моря две амфоры — продолговатые кувшины с ручками, которые были распространены в древней Греции и Риме. Позже, в беседе с репортёрами, г-н Путин сказал, что они датируются 6-ым веком Н. Э., и что в поисках места их нахождения он руководствовался указаниями археологов. Это место находилось на глубине около двух метров.
Алексей Чеснаков, который был главным советником по делам внутренней политики на протяжении всего периода президентства г-на Путина, сказал, что из-за проволочек с принятием решения, относительно того, кто же из них станет президентом, — и г-н Путин, и г-н Медведев, и «Единая Россия» лишились поддержки населения.
Однако, он не казался расстроенным: как он сообщил, уровень рейтингов примерно соответствует 2007 году. Рейтинг поддержки всегда снижается к концу президентского срока, сказал он, и телевизионные предвыборные технологии могут поднять уровень популярности процентов на 15-20.
«Всё, что попадает на экраны телевизоров, влияет на рейтинг, — сказал г-н Чеснаков, один из высших чиновников Российской Федерации. — Лидер, ныряющий с аквалангом на морское дно, пусть и не очень глубоко, демонстрирует своё здоровье и энергию». Когда вы смотрите это по телевизору, «возникают определённые эмоции, но на это может уйти неделя, или даже месяц», сказал он.
Ничто из этого не должно восприниматься как признак того, что что-то идёт не так, добавил он. «В Кремле это никого не пугает, поверьте мне», — сказал Чеснаков. — Путин нырял в заливе не потому, что его рейтинг падает, а потому, что приближаются выборы».
Вернуться назад |