ОКО ПЛАНЕТЫ > Информационные войны > Информационный Армагеддон. От папируса до флешки

Информационный Армагеддон. От папируса до флешки


22-07-2020, 13:59. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Беру компьютер. Закачиваю с него в электронную книжку пару гигов информации, надыбанной в трудах праведных по торрентам и пиратским ресурсам. Теперь у меня есть все.

Там священные тексты и мифы. Бульварные романы. Фолианты чернокнижников, за которые раньше убивали и которые содержали сакральные знания, дающие власть над природой и человеком.  А вот секретные документы НКВД. Щелок мышки – и вот вам самые гнусные планы Гитлера. Понятное дело, это все бумаги, с которых снят режим секретности. Но секретность тоже уже не священная корова. Тайны имеют привычку просачиваться через все преграды, особенно сегодня, и тут же растекаться по всему объему общественного внимания.

Что же это делается? Перед нами стеклянный мир, где ничего невозможно скрыть. Но ничего невозможно и найти, поскольку крупицы действительно значимой информации погребены под диким количеством пустой породы.

Смотришь старые фотографии, от которых веет вселенским величественным покоем. Дореволюционные крестьяне, дворяне, мещане, солидные советские служащие, красноармейцы. В застывших важных позах в ателье фотографа. Или расслабленно-зажатые на отдыхе – немного съежившиеся или распушившие хвосты, поскольку знают, что их  фотографируют.

  

Эх, время былое. Одна фотография в год, а то и в десять. Были, конечно, фотографы-любители, немножко сумасшедшие, зацикленные, как нынешние геймеры. Они страшно гордились своим мастерством и техникой, щелкали всех и везде. Ванные у них дома служили не для купания, а для печатанья фотографий в адском алом свете.

Наши деды-бабушки и родители. Пять фоток в школе. Фотка на выпускной. Три фотки в институте. Два – на работе. Несколько на пенсии. Нынешняя поросль. Поход в ресторан. Подход к ресторану – 11 фото. Выбор стола – 14. Обед – тридцать шесть. Получение счета – 67.

Количество избранных секунд и минут, случайных пейзажей, лиц, фактиков, фиксирующихся и остающихся на материальных носителях, просто зашкаливает. От Римской Империи остались считанные страницы хроник, мемуаров. Теперь за месяц жизнь каждой семьи даёт материальных источников больше, чем весь Древний Риму за полтысячи лет. Жизнь фиксируется с какой-то нереальной и сумасшедшей дотошностью – изо дня в день. В твиттерах, фотографиях, комментариях в Инете.

Интересно представить внеземной интеллект, который решит систематизировать, анализировать этот массив информации. Он наверняка свихнется от бессмысленных потоков счастливых физиономий, картинок, ситуаций. Хотя все, в общем-то, одно и то же. Но каждая жизнь для себя родного неповторима. Её хочется оставить в реальности в как можно большем объеме. И щелкает цифровой аппарат и смартфон. И множатся байты…

Каждая новая эпоха знаменуется не только новыми видами энергии или общественных отношений. Это еще и новые носители, плотность и доступность информации.

Гомер свою Одиссею передавал последователям устно. Шумеры долбили слова на камнях и глиняных табличках. Сперва капли знаний были сакральны и доступны только избранным. Основная масса народа была такими биомеханизмами с кругозором, ограниченным ремеслом и вопросами выживания. Мы только вышли из животного мира. Информация только начинала довлеть.

Эллины, папирусы, Александрийские библиотеки. Знание становится более общедоступным, но все еще очень и очень дорогим.

Средние века с рукописными книгами. Как правило, священными. Библиотека – признак нереального богатства. В основном, сохранением знаний занимаются монастыри. Светским властям не до книг. Бароны и короли воюют, вцепляются в глотки, и рыча, как бешенные звери, а потом, разобравшись друг с другом, идут воевать Гроб Господень, сея неисчислимые беды.

И вот информационный ядерный взрыв – книгопечатанье. Человечество переходит на более доступный и дешевый уровень информации. Она уже плещется под ногами, а не падает жалкими каплями. Понятное дело, только для избранных. Для церковников. Для дворянства – кто умеет читать. Вплоть до двадцатого века вся значимая литература и культура на носителях – исключительно дворянская.

Всеобщая грамотность и индустриальное книгопечатанье, газеты двадцатого века. Это уже течет река информации. Основным потребителем становится массовый обыватель. Ему нужны будоражащие кровь истории, слухи, сплетни, слезы и смех. Но одновременно открыт доступ и к научной информации.

Эх, двадцатый век. Помню отлично, какие  на его исходе усилия приходилось прилагать, чтобы добыть как бы доступную информацию. Из-за одной строчки, которую нужно было включить в книгу, я записывался в хитрые библиотеки и спецхраны,  лопатил каталоги, мечтал о несбыточном – чтобы как по волшебству по щелчку пальца перед тобой возникали искомые строки. Но это казалось из области сказок.

А потом неожиданно все заполонил Интернет, к которому сперва я относился с опасливым уважением и старался держаться подальше. Но он потеснил всех и улегся на человечество своей массивной тушей. И от этой тяжести прорвало информационную плотину, мир утонул в потоках информации.

На наших глазах произошел эпохальный переход человечества в новую форму существования – информационную. Когда есть, что пожрать, во что обуться и подпоясаться, главное внимание человека постепенно перемещается в информационные потоки. Люди превращаются в такие селедки, плавающей в информации.

Это объективность. Хорошая или плохая – время покажет. Но появился новый тип человека, часть интеллекта, навыков, внимания которого перемещены в базы данных, в виртуальность, в сеть и в иные симуляторы большого мира.

Только в океане плавать тяжело. Можно было в древности со вкусом, неторопливо собирать капли информации. Можно было черпать из ручья в семнадцатом веке и знать, что у тебя контроль. Но контролировать океан – вряд ли кому под силу. Эта стихия, которая может и вынести человека на поверхность, а может утопить. И не плыть не можем – время такое, иначе тебя просто выкинет на выжженный солнцем безрадостный берег.

  

Разговорная, матерная культура, сплетни и благоглупости, досужие разговоры – все это бесконечным бурным потоком выплеснулись в фиксированное электронными носителями информационное поле. Вот и тонем мы в этом океане информации.

Взять, к примеру, литературу. Как прогрессивную личность, устремленную в будущее, вашего покорного слугу такие перемены не могут не радовать. Все же интересно, когда ступаешь на новую плоскость прогресса, кажущуюся бескрайней и таинственной. Вот только в профессиональном плане  как для писателя, так и как для читателя настают турбулентные  времена. Опять–таки – виной тому информационный поток.

Все старые способы отбраковки всякой графоманщины–цензуры, литературные редакторы, рецензенты, всё это  прошлом.

Изданная книга ещё недавно подразумевала хоть какое-то качество, литературную обработку и важность для человечества текста, пусть и небольшую. Сегодня выкладываешь в сеть любое - или гениальное, или чудовищно тупое творение. И оно растворяется там, как ботинок в серной кислоте.

 Или неожиданно всплывает и захватывает огромные территории., конечно, далеко не  любое творение можно вытащить наружу из пучины и представить на всеобщий интерес. Теперь самое главное примелькаться, а дальше можно сделать бестселлер из любой грязи и пошлости.

Для этого нужно намозолившее глаза имя. Или группы фан-поддержки. Или дикая реклама. Или просто потрясающую случайность.

Примелькаться и попасть в сектор внимания – вот теперь главная задача. И тогда ты получишь всё.  Поместить свой фейс в Ютуб, показать пару котиков и отругать власть жуликов и воров – и ты становишься властителем дум. Один момент - если повезет. Тут уж как течение вынесет. А это информационное течение какая-то сверхреальность, прогнозу обычного человека она не поддается.

В лидерах в сети среди писателей на девяносто пять процентов совершенно незамутненный интеллектом или профессионализмом шлак. Коряво, пошленько, но многие попали в струю. А покопаешься глубже, обнаруживаешь, что среди не попавших в струю встречаются жемчужины, но людям подрезают крылья, и они уже дальше не трепыхаются, завязывая со своим присутствием в информационном пространстве.

Раньше порой политика издательств и коммерция  глушила таланты. Теперь засасывает информационное болото, на поверхность которого выныривают лишь лягушки, попавшие в тренды попсы и масс-медиа. Все зависит от скандала, раскрученности или случайности.

Недавно можно сказать классик русской фантастики Лукьяненко анонимно выложил свой новый роман, посчитав, что своим нереальным мастерством сразу очарует публику. Прочитало его несколько человек, и ни одного нормального отзыва. Пришлось ему открыть свой лик возмущенный такой несправедливостью – и тут поперло. Качество – ничто. Главное реклама и шум.

Сегодня мы имеем абсолютный доступ к информации, практически бесплатность носителей и всеобщую грамотность. И при этом глобальный информационный поток, когда человек просто не может найти что-то ему и на  самом деле нужное для души.

А ещё плотность упаковки информации растет из века в век. Старые носители информации – папирусы, страницы на коже рабов, мраморные плиты, бумага с гравюрами и изысканными  закорючками судьбоносных слов - всё тоже осталось в прошлом. Одна флешка заменяет целую библиотеку. А сеть – это вообще нечто грандиозное, где есть все, но где ничего невозможно рассортировать по важности и качеству, для этого необходимы очень специфические навыки.

Никуда мы не денемся. Реальность такова, что  и журналистика, и аналитика, и новости, и писательский труд перемещаются в информационные сети. Массовая бумажная газета и книга доживают последние годы. Есть еще любители, слюнявя пальчик о бумагу, читать с листа и любоваться книжными иллюстрациями. Но это вопрос воспитания и привычки. Электронный носитель это вовсе не занявшие весь угол полки, на которых пылятся бесчисленные книги, что жалко выбросить, но к ним ты не собираешься возвращаться. Одна флешка – пять сантиметров. И стоит куда дешевле.  А выход в сеть почти бесплатен.

В этой ситуации не вижу никаких способов создать систему сколь-нибудь нормальной оплаты писательского труда. И так доходы за это ремесло рухнули. Да и сам труд написания книг будет уходить в прошлое. Мещанам с клиповым сознанием и сумасшедшим компьютерным болванчикам литература как таковая уже и не шибко нужна. Помню, одна фифа с претензией мне объявила так высокомерно: «Зачем мне читать, как выдуманные герои что-то там кому-то талдычат. Я  сама умная, у меня жизнь насыщенная». Их Бог не чувства, а информация. А кому высокие чувства нужны, те пущай мелодрамки смотрят – рынок их колоссальный.

Это я к чему. Поскольку с издательствами возникают некоторые проблемы, пытаюсь осваивать новые информационные пространства.

Выложил впервые самостоятельно (раньше выкладывало издательство), свою книгу на «Литрес».

Илья Рясной «Коридор кривых зеркал».

https://www.litres.ru/ilya-ryasnoy-24131365/koridor-krivyh-zerkal/

Части романа печатались здесь. Это моя попытка создать нормальную фантастику, именно фантастичную. С социальным моделированием. С футурологией, когда на будущее не проецируются все страхи и язвы нынешнено мира, а есть попытка усмотреть облик наступающих эпох. Когда пытаешься вложить иронию, а не привычное современному читателю пустое зубоскальство – палец покажешь, и хохочут все. Получилось или нет – не мне об этом говорить. Предлагаю всем проверить.

Понимаю, что затея на девяносто девять процентов окажется провальной. Был уже опыт соответствующий. Но все же рискнул.

Кому интересно – скачайте опус, поддержите авторитет автора.

В общем, это наглая реклама, которые навеяла грустные мысли об Изменениях и Информации…

Кто решится закачать и прочитать – напишите тут отзыв мелким почерком. Я же доложу о результатах эксперимента…


Вернуться назад