ОКО ПЛАНЕТЫ > Информационные войны > Вакцинация против фейковых новостей
Вакцинация против фейковых новостей4-03-2018, 07:55. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Вакцинация против фейковых новостейУченые разработали мобильную игру, которая научит различать тактики дезинформации. Распространение ложной информации и теорий заговора далеко не ново, эти явления были известны еще в Древнем Египте. Однако сегодня Интернет и социальные медиа затрудняют распознавание фейковых новостей. К тому же, алгоритмы Facebook и других соцсетей способствуют селективному восприятию через так называемый эффект пузыря (или эхо-камеры). Как можно противостоять этому? Исследователи Кембриджского университета, в Великобритании, попытались научить людей различать фейки через мобильную игру Bad News. Онлайн-игра ненавязчиво раскрывает хитрости фейковых новостей и манипуляций — и таким образом вооружает против реальной дезинформации. Как пишет The Guardian, цель игроков Bad News заключаться в том, чтобы создать собственную «империю фейковых новостей», благодаря чему они смогут понять пропагандистские тактики. В игре пользователи постепенно изучают «мастерство» манипуляции. После обмена ролями игроки становятся более чувствительными к фейковым новостям и остальному сфабрикованному содержанию. Ученые надеются, что благодаря игре получится «вакцинировать» общественность против засилья дезинформации. «Идея заключается в том, что когда вы увидите эти тактики и используете их в игре, вы сможете оказать им сопротивление, — говорит руководитель проекта Сандер ван дер Линден (Sander van der Linden). — Мы хотим, чтобы общественность узнала, что эти люди делают, почувствовав себя в их шкуре». Основой разработки стала теория психологической вакцинации. Согласно ней. как и при вакцинации в медицине, контакт с ослабленной или явной манипуляцией наделяет иммунитетом против настоящих фейковых новостей. Как человеческая иммунная система учится в будущем быстрее распознавать патоген, так и критический анализ стратегий фальсификации информации может сделать человека внимательнее. «Так мы хотим помочь в выработке "ментальных антител", которые больше защищали от быстрого распространения фейковых новостей», — говорит ван дер Линден. Ранее в эксперименте ученые уже достигали этого эффекта «вакцины» благодаря ослабленным фейковым новостям. Это было продемонстрировано в предыдущей версии онлайн-игры с участием 95 нидерландских школьников. В эксперименте половина из них получила задание подделать факты о беженцах и лицах, ищущих политического убежища. Некоторые при этом оказались в роли бьющих тревогу, другие — в роли сторонников теорий заговора, третьи должны были распространять как можно больше вирусных сообщений. Остальные ученики выступили контрольной группой, поэтому им не рассказывали, в чем состоит задача других. В конце эксперимента все участники получили подборку из реальных и поддельных новостей на эту тему и должны были оценить их подлинность. Результат: те, кто проходили сначала игру, были более недоверчивыми и лучше распознавали фейковые новости, чем их коллеги из «невакцинированной» контрольной группы. Ободренные успехом, теперь ученые решились на еще более радикальный метод. Для этого они разработали и поместили в Интернет онлайн-игру Bad News, в которой пользователи выполняют роль манипуляторов. Они должны создавать такие твиты, блоги или новости, которые бы будоражили эмоции, поляризовали взгляды и распространяли ложную информацию. Основу всех техник, использованных и представленных в игре, составляют исследования реальных фильтр-пузырей, вирусных фейковых сообщений и теорий заговора. Игроки Bad News должны наращивать количество подписчиков в Twitter, искажая правду, распространяя фейки, разделяя объединенных и отвлекая внимание. В то же время они должны не терять доверие своей аудитории. В игре искусство дезинформации делится на шесть ключевых стратегий. После того, как игрок продемонстрирует мастерство в одной из них, его награждают значком. Пользователи работают на разных уровнях манипуляции — от создания фальшивых источников, применения ботов и подделки картинок и сообщений до формулировки вирусных твитов, которые поляризуют аудиторию. Игра каждый раз сообщает, насколько хорошо справился пользователь, и предлагает еще более хитрее методики. В случае успеха манипулятора хвалят. На каждом этапе игроков спрашивают, довольны ли они своими действиями или, возможно, испытывают боль или стыд — эмоции, которые вызывают оповещения: «Если вы хотите стать мастером дезинформации, то вам придется перестать быть милым и пушистым». В течение следующего полугода Сандер ван дер Линден, работавший над проектом вместе с коллективом из Нидерландов, будет собирать информацию об эффективности такой методики. После каждой игры пользователи будут заполнять анкету, из которой станет ясно, хорошо ли они научились различать тактики дезинформации. В выставленной в Интернете версии онлайн-игры речь не идет о конкретных темах и содержании, а скорее о тактике манипуляции, которая не зависят от тематики. Однако игру легко можно приспособить к актуальным темам: климатическим изменениям, проблеме беженцев или конкретных теорий заговора, объяснили ученые. Они уже планируют следующие специальные версии. По мнению ученых, такие онлайн-игры и подобные «вакцины» имеют перспективу в первую очередь среди молодежи: «Молодые люди только формируют свое отношение к миру и свои убеждения, — говорят ученые. — И здесь им могут помочь раннее медиавоспитание и информационная "вакцина"». На вопрос о том, существует ли опасность, что Bad News может переманить игроков на «темную сторону», исследователи из Кембриджского университета отвечают, что стоит взять на себя этот риск, «учитывая, сколько людей мы благодаря этому сможем научить». Игра доступна по адресу getbadnews.com. Вернуться назад |