Между странами идёт кибервойна
О том, почему данные в интернете — это новая нефть и как компьютерные вирусы выводят из строя атомные реакторы, рассказал один из ИT-экспертов России Игорь Ашманов.
Разделяй и управляй
Дарья Буравчикова: Знаю, что вы считаете: современными
молодыми людьми, «сидящими» в соцсетях, очень легко управлять. Это
почему?
Игорь Ашманов: Новое поколение избирателей — те, кто
сейчас становится политически активен (а значит, интересен для
управления), принципиально отличаются от прошлых поколений. Их называют
«поколением больших пальцев» — они с рождения пользуются гаджетами и не
застали кнопочных телефонов, 24 часа в сутки с ними рядом — смартфон,
управление которым осуществляется большими пальцами.
Под воздействием соцсетей и мессенджеров сформировался определенный тип
мышления — мы воспринимаем все короткими интервалами. Средняя длина
текста, который мы публикуем в соцсетях, за 10 лет сократилась в 6 раз: в
2007 г. все писали в Живой Журнал, где длина сообщения была несколько
тысяч знаков, в 2017-м — в Фейсбук, где средняя длина поста — 600
знаков, включая заголовок и подписи к видео или фото. Длинные новости
большинство людей не читают, они просто их не воспринимают: максимум — 6
абзацев. А главное, ни одна соцсеть не имеет удобного архива и поиска:
люди участвуют в дискуссиях здесь и сейчас, а назавтра забывают, о чём
там шла речь. Этой аудиторией легко управлять, она беспамятная,
«ведется» на острые заголовки и почти не анализирует, правду им
«вбросили» или нет. Срок жизни «новости» такой короткий, что проще
«повестись» на нее, перепостить, обсудить и забыть, чем анализировать.
Идеальная среда для манипуляций!
— Этой особенностью в мышлении людей, очевидно, много кто захочет воспользоваться...
— Конечно, от рекламистов до политиков. Ярчайший пример, как в
политических интересах использовали «поколение больших пальцев» — выборы
в США. Клинтон имела поддержку всего истеблишмента, 500 топовых СМИ
были за нее, в то время как за Трампа — всего 25. Но сторонники Хиллари
действовали старыми методами: агиткомпания, работа с газетами и ТВ,
митинги на площадях. А зять Трампа, член еврейской общины Нью-Йорка,
нанял парней, которые занимаются социальным маркетингом, и они проделали
другую штуку. Разделили всех американцев на очень узкие группы — не по
классическим социальным и демографическим показателям, а с точки зрения
взглядов и отношения к жизни. И для каждой группы сформировали свой,
очень конкретный и очень близкий людям посыл. Его и донесли через
социальные сети и другие каналы.
Скорее всего, это будущее электоральных и любых других политических
технологий — мелко «шинковать» аудиторию и пытаться каждому доставить
сообщение, которое относится именно к нему. До этого социология
воспринимала общество как конгломерат больших групп.
— Что мешало так работать раньше?
— Отсутствие инновационных технологий. Сегодня благодаря всем
устройствам, в каждом из которых GPS и социальные сети, про нас можно
узнать все: что нам нравится, куда мы ежедневно ходим, с кем дружим,
кому симпатизируем и пр. Это огромные массивы данных о пользователях.
— И кто ими владеет?
В том-то и фокус: сейчас эти данные может использовать кто угодно и как
угодно. Но мы сами не догадываемся, какая за ними ценность и сила.
Поэтому государство должно выработать правила оборота больших
пользовательских данных. Сегодня максимальное количество данных о
российских людях — у компаний с американским «гражданством» (Facebook и
Google) — потому что у них самая большая линейка продуктов. Упрощая: в
Интернете важно, сколько кусочков своего кода компания расставила на
чужие сайты, и вот коды Google и Facebook в Рунете везде!
И я надеюсь, что у нас будет принят закон, который будет регулировать
оборот пользовательских данных. В частности, как-то запретит выкачивание
их за границу. Потому что торговля большими массивами информации о
пользователях — новый рынок, эти данные — новая нефть. Представьте: на
рынке расширенный профиль пользователя может стоить 10-15 долларов при
расчете между рекламными системами. И профили можно продавать многим и
не по одному разу. То есть это рынок в десятки миллиардов долларов.
Такой рынок надо использовать с умом, государству — быть его активным
игроком, то есть не бездумно запрещать, а регулировать. Если «закрутить
гайки», то первыми пострадают российские ресурсы — а гиганты вроде
американских компаний (которые поддерживаются государством США)
останутся монополистами.
— Есть ли в других странах законы, регулирующие использование данных пользователей?
— Нет. Если говорить о демократических странах, то Конгресс США только
что в конце марта принял закон, разрешающий продавать данные
пользователей без их согласия. Это риск для наших пользователей,
поскольку США считаю своей юрисдикцией весь мир.
У нас все движется к принятию адекватного закона уже в этом году.
— То есть Россия может стать первой...?
— Да, причем не только в госрегулировании профилей пользователей в
соцсетях, но и вообще на рынке высоких технологий, работающих с большими
массивами пользовательских данных. Цифровые технологии и анализ таких
данных очень тесно связаны с математикой. У нас очень хорошая стартовая
позиция — в России отличные математики. Поэтому грамотные законы
государства и развитие рынка помогут нам выиграть цифровую битву
стран-гигантов: США, Китай и РФ.
— А государство в своих интересах эти данные как-то сможет использовать?
— Конечно! Это куда более точная вещь, нежели соцопросы. Например, на
основе действий в соцсетях можно объединить данные о здоровье людей —
будет известно, где нужно открыть еще одну больницу, где добавить пункт
быстрого реагирования, где нужна реанимация с дефибрилляторами, а где —
нет. Какие лекарства требуются и сколько их нужно производить. Эти
данные государством сейчас собираются очень разрозненно и с большим
опозданием.
Зачем Россией пугают?
— Российские хакеры, которые держат в страхе Америку и Европу, — это правда?
— Это миф, который американцы сами же культивируют. Во всех историях,
где упоминались «русские хакеры», на самом деле шла речь о «сливе»
информации «инсайдером»: это касается и секретных документов Хиллари
Клинтон, и «Викиликс». В сверхсилу русских хакеров я не верю: у нас нет
ни агентурной сети в США, ни интернет-продуктов международного уровня,
которыми могли бы пользоваться американские граждане, а мы скрытно на
них влиять. Куда проще американцам влиять на нас и нас контролировать.
— Раз так — можем ли объявить бойкот и отказаться от всего американского в Интернете?
— Нам не дадут этого сделать. Все разговоры о том, что Россию могут
отключить от Сети в качестве санкций — миф. Интернет — это слежка,
выкачивание данных, вбросы фейков. Идёт информационная война, и нашим
противникам очень важно, чтоб все как раз хорошо работало.
— Есть ли еще какие-то угрозы, которые могут «прийти» из Сети?
— Вирусы и вирусные атаки. Я сейчас не говорю о тех, которые могут
поразить компьютеры простых граждан. В день в мире создается 30-50 тыс.
вирусов. 10 лет назад появились первые боевые вирусы, с помощью которых
одно государство может воевать против другого. Яркий пример: вирус
Styxnet, который в шутку называют «Стухнет». Его «подсадили» в
контроллеры на заводе в Германии и через них заразили центрифуги в
Иране, которые обогащали уран. Сожгли 30% центрифуг с помощью
компьютерного вируса!
— Кто пишет и распространяет такие вирусы?
— Вирусы подобного уровня «готовят» спецслужбы.
Кому нужен «биткоин»
— Игорь Станиславович, истории, когда из России выводят
преступные деньги за рубеж — не редкость. Правда ли, что в этом сильно
помогает Интернет?
— Обычные деньги, переведенные в электронные, очень легко отследить.
Исключение — биткоин, а также остальные кибервалюты. Они были созданы
для скрытого трансграничного перевода больших сумм денег, 90% всех
трансакций в криптовалюте — нелегальные вещи: наркотики, проституция,
оружие. Причём история появления биткоина «мутная»: есть легенда, что
его выдумал анонимный японец в свободное от работы время. На самом деле
все специалисты понимают: это работа группы «асов» криптографии с
американскими корнями. Поэтому когда говорят о том, что биткоин надо
«легализовать» в России, я бы сильно подумал — надо ли?
— В Евросоюзе приняли закон, который запрещает до 16 лет
заходить в соцсети. Нам бы такой помог избавиться от угроз «групп
смерти» и прочей заразы, которая цепляется к детям в Интернете?
— Нет, этот закон так и не работает в ЕС. Сложно представить, как вообще
он должен действовать. Но страшнее вот что: в социальных сетях сейчас
можно найти множество сообществ (не только нашумевшие «группы смерти»),
которые энергично организовывают подростков (например, в «фандомы»
какой-нибудь игры), проводя многоуровневую фильтрацию среди них и
заставляя выполнять те или иные задания. Поскольку они не ведут к
смерти, их существование мало кого не тревожит. Я, например, обнаружил в
подобном сообществе свою 11-летнюю дочь. Подростками явно манипулируют
взрослые люди, знакомые с многоуровневым маркетингом (МЛМ). Для каких
целей они делают наших детей практически ручными, готовыми подчиниться
любому их требованию?
— Вы как родитель каким образом решили защищать своего ребёнка?
— Запрещать Интернет бесполезно. Родителям надо мониторить соцсети своих
детей, быть с ними в контакте и честно рассказывать, чем опасно
попадание под влияние чужих дядь и тёть, чем плохо, когда тобой
манипулируют взрослые. Также я считаю, что нужно пользоваться фильтрами,
да и вайфай во всех общественных местах должен фильтроваться, а на все
устройства ребенку родители должны поставить систему родительского
контроля/детского доступа. Интернет-среда должна быть по умолчанию
безопасной — мы же не ожидаем яда или опасных бактерий в питьевой воде,
государство следит за этим. Почему в Интернете мы должны ожидать какой
угодно грязи и риска? Фильтрация интернета, его приведение в безопасное
состояние «по умолчанию» — тоже функция государства.
Вернуться назад
|