ОКО ПЛАНЕТЫ > Информационные войны > Владимир Бушин: В МИРЕ ТОЛОКОННЫХ ЛБОВ

Владимир Бушин: В МИРЕ ТОЛОКОННЫХ ЛБОВ


22-02-2010, 09:49. Разместил: VP
РАЗУМЕЕТСЯ, В МИНУВШЕМ ГОДУ, как и раньше, было много публикаций о Великой Отечественной войне, приуроченных к разным датам её истории. Разумеется, как и раньше, при этом было явлено много нелепостей, невежества и прямой злобной клеветы. До сих пор этим в разной мере отличались покойный Д.Волкогонов, благополучно здравствующие А.Чубайс, В.Правдюк, Э.Радзинский, Н.Сванидзе, Л.Млечин, Л.Жуховицкий, С.Медведев, С.Сорокина и некоторые другие известные, даже популярные лица... Об этих толоконных лбах патриотизма, из коих никто не только не был ни на какой войне, но и в армии-то едва ли кто служил, я здесь говорить не буду. Ну, во-первых, сколько можно? Обрыдли. Во-вторых, объявились новые имена в этой теме — одни довольно известные, другие — только что с иголочки.

      Вот статья "Почему ровно в четыре часа?" в "Новой газете" Акрама Муртазаева. Ждать от этой газеты честное слово о войне, о Сталине, о её героях не приходится. Судите сами. Станислав Рассадин — активный и многолетний сотрудник газеты, её штатный обозреватель. И вот его творческий метод. Он цитирует стихи Пастернака о Сталине:

     А в эти дни на расстоянье

     за древней каменной стеной

     живёт не человек...

     


     И критик прыгает от восторга, бьёт себя по ляжкам и визжит: "Пастернак сказал о Сталине главное: не человек!.." А у Пастернака дальше так:

     ...живёт не человек — деянье,

     поступок ростом с шар земной.

     


     Ну можно ли газете, долгие годы имеющей в штате такого сотрудника, верить? Если они так выворачивают наизнанку Пастернака, в любви к которому клянутся, то что им стоит, допустим, Бушина изобразить мракобесом, как это и делает другой любимец газеты — безразмерный малышка Дима Быков, которого, впрочем, именуют ещё Кругом Шестнадцать..

     Но всё же почитаем статью Муртазова, ибо, во-первых, кажется, он уже не работает в "НГ", а, во-вторых, когда-то трудился в военном отделе уважаемой в ту пору "Комсомолки".

      Часть статьи посвящена рассказу о газетной стенографистке Екатерине Благодаревой, которая долгие годы по личному почину и совершенно бескорыстно занималась розыском воинов, объявленных без вести пропавшими, и очень в этом преуспела. Замечательная женщина, благородный пример! Спасибо, месье Муртазаев, за память о ней.

      Но заголовок статьи, да еще и не совсем внятный подзаголовок "Если приглаживать историю, то морщится время", никак не связаны с патриотическим деянием Е.Благодаревой, как и с сожалением автора о том, что для нынешних школьников иные знаменитые участники и когда-то известные современники войны — "неведомая планета". Значит, суть статьи в другом.

     И действительно, прямо связано с заголовком вот что: "Не 22 июня 1941 года "ровно в четыре часа" мы вступили в эту войну". После того, как об этом многие годы талдычили почти все вышеназванные, автор решил внести и свою лепту: "Германия напала на Польшу, и буквально через две недели в тыл братьям-славянам ударила Красная Армия". Ну, во-первых, если уж буквально, то не через две, а почти через две с половиной. Во-вторых, почему же только славяне? В осуждаемом вами походе принимали участие соплеменники и ваши, Акрам Каюмович, и ваших коллег по "НГ" — С.Асриянца, Н.Микеладзе, А.Липского, А.Боссарт и т.д. Дурно это пахнет — всё, что не нравится, валить на славян! В-третьих, не интересовались ли вы, кому в тыл в 1920 году ударила недавно получившая независимость Польша и захватила Киев? Приходится напомнить: в тыл России и Красной Армии, которой ещё предстояло разгромить Врангеля. В-четвертых, неужели вы, работник военного отдела и уже далеко не молодой человек, многоопытный (да?) журналист, не понимаете, что произошло бы, если Красная Армия не выступила и не заняла бы именно ту российскую территорию, которую Польша, пользуясь тем, что нам ещё предстояла борьба за сохранение страны в Закавказье, на Дальнем Востоке и в Средней Азии, оттяпала у нас по Рижскому договору 1921 года. Приходится объяснить: всю Польшу заняли бы немцы, на сотни километров приблизившись к нашим жизненным центрам. Как вы сожалеете, что этого не произошло!

     Перед войной во всей Европе панская Польша вела самую близорукую и тупую, самую подлую и позорную политику. Вместе с фашистской Германией и Венгрией она приняла участие в разделе и грабеже Чехословакии, за что даже бесстыжий Черчилль назвал её гиеной, а через несколько месяцев ухитрилась со своей кавалерией остаться один на один против танковых армад вермахта. Она, видите ли, уповала на заступничество Франции и Англии, с которыми имелись соответствующие договора. А франко-англичане и не шелохнулись, с интересом глядя, как Германия кромсает Польшу.Что ж вы, Муртазаев, даже не упомянули о предательстве Западной демократии?

     На пятый день с начала войны польское правительство, бросив народ, бежало из столицы в Краков, а 16 сентября — в Румынию, затем — в Лондон. В стране воцарился полный хаос. И Красная Армия выступила 17-го, т.е. только после того, как правительство, сверкая пятками, удрало за границу. Главнокомандующим у них был генерал Рыдз-Смиглы. Его стали называть Рыдз-Сбиглы.

     Очень негодует автор по поводу совместного парада советских и немецкий войск в Бресте. Ни время, ни участники его не называются, и всё сомнительно. Но, допустим, был парад. И жаль, конечно. Но что такое парад в масштабе не то полка, не то батальона? Спектакль. А ведь ещё были и телеграммы друг к другу Сталина и Гитлера по поводу их юбилеев. Это, дядя, политика, дипломатия. Александр Невский наносил визиты вежливости с дорогими дарами в Золотую Орду. Александр Первый любезничал в Тильзите с "корсиканским чудовищем", да ещё подписал оборонительно-наступательный договор с ним. Молотов жал ручку Гитлеру в Берлине. Что, вам неведомы такие дела? Где вы росли? Где окончили среднюю школу? С кем дружили? Какие книги читали, кроме исторических трудов Радзинского?

     А вот вам не спектакль, не декорации, не юбилейные формальности, а реальные дела: разгромленные немцами поляки, французы, чехи, истребляемые немцами евреи воевали в рядах вермахта против СССР. Вам нужны цифры? Возьмите хотя бы это: в германской армии погибло около 50 тысяч французов ("РФ сегодня", 2006, №12). Только погибло! Прикиньте, сколько могло быть всего. А только в плену у нас оказалось 69977 чехов и словаков, 602880 поляков и даже 10173 еврея (ВИЖ 1990, № 9 и 1991, №10). А в плен, как должен соображать работник военного отдела, попадают не все. Есть ещё убитые, раза в три больше раненых, многие из которых вернулись домой, есть умершие от болезней, от несчастных случаев и т.д. Опять — работа мозгам. Пошевелите. Не всё ж талдычить то, что другие уже давно отталдычили, — об ударе в тыл дорогим братьям-славянам, о параде в Бресте и т.д.

     

     НЕЗАДОЛГО ДО 22 ИЮНЯ один известный и многолауреатный писатель сказал корреспонденту "Правды": "Мы помним, как Анна Ахматова взывала из осаждённого Ленинграда:

     Не страшно под пулями мертвыми лечь,

     Не страшно остаться без крова,

     Но мы сохраним тебя, русская речь,

     Великое русское слово".

     


     Я не стал бы об этом вспоминать, если бы тут не совершалась подмена и не заслонялся истинный голос осаждённого Ленинграда — Ольга Берггольц. Ахматова же написала это 23 февраля 1942 года к Дню Красной Армии в Ташкенте, где пули не свистели, кровли не горели и никому не грозила смерть ни от бомб, ни от голода: пайки писатели получали неплохие.

     А на решительное и бодрое "не страшно" вскоре достойно ответила сандружинница Юлия Друнина:

     Я только раз видала рукопашный.

     Раз наяву. А сколько раз во сне!

     Кто говорит, что на войне не страшно,

     Тот ничего не знает о войне.

     


     Анна Андреевна пережила на своём веку много войн, но ничего, кроме некоторых бытовых неудобств и ограничений, не знала о них. На её долю выпали другие испытания.

     Да и по существу это стихотворение неверно. В войне речь шла о сохранении, спасении всей нашей жизни, всего народа, а не только "русского слова". Оно, между прочим, и не запрещалось оккупантами. Под их контролем выходили газеты на русском языке, издавались книги, велись радиопередачи. По-другому и быть не могло: люди не знали же немецкого.

     Прошло много лет. Иосифа Бродского, любимца Ахматовой, спрашивают, как он относится в гибели Советского Союза. Он недоумевает: "А что? Ведь язык-то остался". Ему только это и надо для своих сочинений.

     

     ТАКУЮ ЖЕ ПОДМЕНУ, как именитый писатель — с Ольгой Берггольц и Ахматовой, совершил и Муртазаев. Оказывается, он пошел в школу, где Е. Благодарева училась, а потом организовала музей войны. Зачем пошел? А чтобы просветить ребятушек об этой самой войне, поскольку она "оказалась закрашенной яркими красками, за которыми почти не видны великие трагедии и боль".

     И вот просветитель за работой, мокрой половой тряпкой стирает яркие краски: "Мы рассказали о маршале Рокоссовском, которому следователь выбил все зубы и расплющил молотком пальцы на ногах. И который в страшный год был выпущен на волю и ушёл на войну... Он стоял на Параде Победы и сиял орденами и стальными зубами".

     Странно, что школьники не знают сей ужасный факт, ибо я лично читал и слышал об этом множество раз. Но странно, сведения всегда были разными. Так, большой учёный К.А.Залесский в своём дымящимся ненавистью труде "Империя Сталина" (М., 2000) уверяет, что Рокоссовскому, да, отбили пальцы, но выбили не все зубы, как пишет наш Акрам, а только 9 из 32-х, но зато, о чём Акрам коварно умалчивает, — еще сломали три ребра. Со ссылкой на всеведущего мудреца Залесского это повторил знаменитый доктор исторических наук и профессор кислых щей Илизаров Борис Семёнович в своём гениальном труде "Тайная жизнь Сталина" (М., 2002. с.410). Этот историк не знает даже имени Рокоссовского, пишет, что оно начиналось на букву "Г", не знает и того, как звали маршала Василевского, уверяет, что А.В. — видимо, спутал с Суворовым. И при всём том, точно знает о зубах и ребрах Рокоссовского и пишет о войне.

     Кроме того, с великим изумлением я прочитал однажды у С.К-М., что вовсе не на следствии, а уже сразу при аресте Рокоссовскому выбили глаз, а насчёт зубов и ребер — почему-то никаких сведений. В целом картина возникала очень похожая на ту, что Никита Михалков могучей кистью мастера изобразил в своем великом фильме "Утомленные солнцем": среди бела дня, да ещё в какой-то праздник, прикатили на дачу подозреваемого комдива два страхолюдных типа, схватили его, бросили в машину, избили до полусмерти, превратив лицо в кровавую лепешку, по дороге зачем-то укокошили шофера встречной машины и т.д. Ну как было за такой фильмок не дать долгожданного Оскара! Дали. Надо же было ещё добивать Советскую власть.

     И ведь в его шибко дворянскую голову не приходит, что всегда и везде аресты стараются производить без шума, скрытно, предпочтительно ночью. А делают это оперативные работники в небольших званиях, думаю, не старше капитана. И, скорее всего, кроме адреса, многое им совершенно неведомо об арестанте: в чем подозревается и т.д. Они выполняют чисто "техническое задание" : задержать гражданина А и в целости, сохранности его доставить в пункт Б. Всё! Да им же крепко не сдобровать, если они доставят полутруп, как у Михалкова, или одноглазого, как у К.-М. Ведь следствию нужен человек, способный давать внятные ответы.

     В последнем случае я не выдержал. Взял большую фотографию Рокоссовского и послал автору с вежливой просьбой указать, какой глаз ему выбили, а теперь там стекляшка — правый или левый? Ответа я не получил никакого. Автор так на меня осерчал, что порвал всякие отношения, до этого весьма дружеские.

     Если бы знал адрес дорогого Акрама, послал бы портрет смеющегося Рокоссовского, например, в день двадцатилетия Победы рядом с Жуковым и Вершининым. Стальные зубы его так и сверкают!.. Кстати, а неужели маршал не мог вставить золотые?

     Тут, Акрамчик, хуже, чем ошибка. Тут незнание масштаба фигуры Рокоссовского. Если всё, что вы лепечете, было бы правдой, это давным-давно, ещё во время войны, когда имя его гремело, стало бы широко известно. Как известно нам, что Кутузов был одноглаз, адмирал Исаков — без одной ноги и т.д.

     

     И ДАЛЬШЕ, ВСЁ, ЧТО НАПИСАНО о Рокоссовском, сущий вздор. Во-первых, освободили его не в "страшный год", т.е. не в 41-м, а 22 марта ещё 1940-го. И вернули звание, все награды, все гражданские права. И он сразу укатил с семьёй в Сочи. Разумеется, надо было подышать морским воздухом. И смешно читать, что одноглазый, беззубый и без трех ребер Рокоссовский на изуродованных ногах "ушёл на войну". Ушёл!.. Он был профессиональным военным, комдивом, и его сразу назначили командиром кавалерийского, а потом механизированного корпуса.

     И не "стоял он на Параде Победы", а командовал им. Неужто и этого не знаете? Неужто не видели маршала на вороном коне во время Парада? Даже фашистское телевидение иногда показывает это.

     Но педагог-патриот продолжает воспитание школьников. И вот она, главная-то подмена. Оказывается, "для школьников Левитан, Кожедуб, Покрышкин, Рокоссовский — неведомая планета". Да, ужасно. Но Кожедуб сбил 62 немецких самолёта, трижды Герой Советского Союза, Покрышкин — тоже трижды, Рокоссовский командовал фронтами, маршал, дважды Герой, кавалер ордена Победа. А сколько самолётов сбил Левитан? Каким фронтом командовал? Есть ли у него хотя бы, как у писателя Дмитрия Жукова, медаль "За боевые заслуги"?

     Вы, т. Муртазаев, и те, кто имел отношение к публикации вашей статьи, своим невежеством, демагогией и недоумием ставите в неловкое положение хороших людей, вернее, их имена, за которые они сами, увы, не могут уж постоять. В частности, и Левитана.

     Юрий Борисович Левитан был прекрасным, талантливым диктором радио, во время войны он очень выразительно читал сводки Совинформбюро о событиях на фронте и другие важные документы времени. Его голос знала вся страна, он был одной из "примет" тех дней. Но никаких подвигов он не совершил. Ежедневно приходил на работу и посредством не автомата, а голосовых связок, умело делал своё дело, жизнью рисковать у него не было необходимости. Опасаться за неё он мог не больше, чем все москвичи. А вы ставите его в один ряд, даже первым в ряду действительно выдающихся героев войны, которые делали настоящие великие боевые дела и ежедневно рисковали жизнью.

     После него не осталось ни книг, ни песен, ни картин. И разве можно незнание школьниками его имени ставить в один ряд с незнанием имён Жукова, Рокоссовского, Покрышкина?.. Ему присвоили звание народного артиста СССР, что не идёт ни в какое сравнение со званием народного артиста России, допустим, шутника Якубовича, кукурузного початка на поле чудес. На доме, где жил Левитан, повесили мемориальную доску, ещё и назвали его именем морской корабль — всё вполне заслуженно и что ещё можно? И надо ли что-то еще?

     Но вот есть энергичные люди, которые стараются раздуть скромную фигуру заслуженного труженика эфира до невероятных героических размеров. Так, в "Комсомольской правде", может быть, как раз, когда А.Муртазаев работал там в военном отделе, появилась статья Юрия Белкина "Победно звучал его голос". Уже заголовок — напыщенная и лживая чепуха: в иные дни войны голос Левитана звучал и драматично, и скорбно, и трагически.

     Ю.Белкин писал: "Юрий Левитан рассказывал мне, что 22 июня 1941 года вызвали его на радио и сказали: "Готовьтесь. В 12 часов вам предстоит читать важное правительственное сообщение" Дальше — рассказ, будто бы самого Левитана: "Заявление — несколько страничек, а читать его нет сил, к горлу подкатил комок... Собрав всю волю, включаю микрофон: "Внимание! Говорит Москва!.."

     И так страна узнала о войне. Как живописно! Сколько волнующих подробностей! Какое беспардонное враньё!.. Ничего подобного всем известный тогда Левитан не мог рассказывать никому не ведомому Белкину по той причине, что в 12 часов с заявлением о нападении Германии выступил по радио не диктор, естественно, а член Политбюро ЦК ВКП(б), первый заместитель председателя Правительства, Народный комиссар иностранных дел В.М. Молотов.

     Несуразную чушь о том, что страна узнала о войне из уст диктора, ваша "Комсомольская правда", Муртазаев, повторяла многократно. Вот вы и решили, что Левитан в истории Отечественной войны фигура едва ли не №1.Тем более, что тот же Белкин уверял, будто Гитлер объявил Левитана своим личным врагом, внёс в расстрельный список первой очереди, "предлагал своим подручным сто тысяч за то, чтобы вывезти Левитана в Берлин", а "немецкая разведка разработала операцию по уничтожению или похищению Левитана, но наши чекисты сорвали планы фашистской разведки".

     Я не удивлюсь, если на нашем телевидении скоро появится сериал "Гитлер и его личный враг №1". Действительно, ведь каков сюжетец для володарских! Ни Сталин, ни Жуков, ни Василевский немецкую разведку и Гитлера не интересовали, а вот кровь из носа — подай им Левитана!

     Никакого списка "личных врагов фюрера", разумеется, не существовало. А если бы Геббельс вздумал составить его, то из деятелей нашей культуры первым стоял бы там Илья Эренбург за свои едва ли не ежедневные пламенные антифашистские статьи в "Правде" и "Красной звезде", которые читали все — и на фронте, и в тылу, вторым — Константин Симонов, хотя бы за стихотворение "Убей его!", третьей — Ольга Берггольц...

     От конкретных личностей гражданин Муртазаев порой переходит к новостям о целых сражениях. И вот они, его новости: "Мы рассказали школьникам, что здесь, под Москвой, обороняющиеся войска потеряли солдат втрое больше, чем наступающие". Оцените политкорректность воспитателя-патриота: не "защитники родины", "не ваши отцы и деды", а — "обороняющиеся", не "фашистские захватчики", не "гитлеровские оккупанты", а "наступающие". Как Виктор Гусев о футбольном матче.

     И дальше: "Хотя по всем военным законам всё должно быть наоборот". Ах, законник!.. Никаких цифр он не знает, они его никогда не интересовали, но вот военные законы — тут он знаток.

     А лучше подумал бы, по каким законам с такими познаниями о войне стал сотрудником военного отдела ещё советской "Комсомольской правды", а с годами — и шеф-редактором "Новой газеты".

     И в заключение вот что: тебя, милок, судить бы след за профессиональное невежество, лживость и нравственное растление малолетних.
Вернуться назад