ОКО ПЛАНЕТЫ > Информационные войны > «Клюквенный морс» из российских стереотипов

«Клюквенный морс» из российских стереотипов


30-01-2016, 10:38. Разместил: Лукрентий

 

«Клюквенный морс» из российских стереотипов

 

У далёкого от русской культуры иностранца, как правило, сложено довольно стереотипное представление о России. Своеобразная подача СМИ, шаблонные рассказы родственников старшего поколения и, конечно же, ретранслирование «русского духа», русской жизни в зарубежном кинематографе. Окутанная вечной мерзлотой «Раша» с её медведями на Красной площади, русские в телогрейках и шапках ушанках с бутылкой водки в одной руке и АК-47 в другой. Вот такая вот «клюква» получается.

 

Клюквенное кино


Практически в каждом зарубежном фильме Россия, русский, да и вообще всё русское подано в довольно извращённой форме. Не спорю, существуют фильмы, где наш быт ретранслируется хоть и с помарками, но очень даже «съедобно». В основном, это картины с целым набором шаблонов, которые спроецировали в своих головах сами же создатели. И да, Россия, по мнению режиссёров и продюсеров, почему-то до сих пор пребывает в советской эпохе.

 

Примеров таких фильмов сотни. Возьмём хотя бы «Рэмбо-3», где доблестный Сталлоне в Афганистане вместе с моджахедами сражается против «кровавого СССР» со злобным генералом Зайцевым во главе. Солдаты в форме морской пехоты, в шапках-ушанках и кокардой на лбу выглядят настолько нелепо, что Джон Рембо легко уделывает в одиночку целые отряды русских (пьяные, наверное, были). Танк Т-72 уничтожается «коктейлем Молотова» «душманами» на лошадях. И в конце Сталлоне просто не может не сразится с типичным звероподобным «русским Иваном». Ну и побеждает - а как же?

 

Больше всего поражает то, когда наш зритель, с удовольствием поглощая очередной низкосортный голивудский боевичок, оргазмирует при виде «плохого русского» или какого-либо отличительного знака, характеризующего Россию. Радостные восклики, улыбка до ушей и, почему-то, небывалая гордость за свою страну. Такая реакция вполне стандартна для классического обывателя, который довольствуется телевизором, работой и опять телевизором. Для него даже исковерканное исполнение «Катюши» в английской интерпретации будет бальзамом на душу.

 

Не могу не вспомнить американский фильм-катастрофу «Армагедон» с «блестящим» Львом Андроповым. Персонаж выполнен в духе той самой «клюквы». Шапка-ушанка с кокардой (куда же в космосе-то без неё), футболка с серпом и молотом, небритость, словно совсем недавно «накатил». Лев находится на космической станции уже больше полутора лет (наказали, наверное, и отправили, только не на рудник, а повыше) и прекрасно справляется с высокотехнологичной техникой ударами гаечного ключа. Пожалуй, всё. Режиссёр именно так и видит первооткрывателей космоса.

 

Зачем так?


Изначально, иностранные мувимейкеры, в основном американские, следовали пропагандистскому уставу, высмеивая в той или иной форме русских, либо показывая их, как врагов великих Штатов. В дальнейшем, когда идеалистические игрища закончились, остался шаблон стереотипов, на который и поныне равняются тамошние режиссёры. Казалось бы, ну какие к чёрту медведи, водка, балалайка, самовары, икра и коммунизм? Двадцатый век на дворе. Стоп.

 

Проблема в том, что большая часть тех же самых американцев уже не представляет фильм, где есть русский дух без какого либо «клюквенного» атрибута. Как это так, русский, да без мехов? Непорядок. Именно потому, что «народ не поймёт», режиссёрам, быть может, и через силу, но приходится снимать кино с горьковатым привкусом водки.

 

Накатим.


Вернуться назад