ОКО ПЛАНЕТЫ > Информационные войны > Горе от референдума. Эксперты считают, что демократия важнее экономии

Горе от референдума. Эксперты считают, что демократия важнее экономии


21-02-2015, 13:05. Разместил: Иван1234567

Альянс блогеров Казахстана предложил заменить досрочные президентские выборы на референдум о продлении полномочий главы государства до 2022 года. Это предложение вызвало широкий резонанс в социальных сетях, появились заявления о том, что проведение референдума дешевле, а кредит доверия к действующей власти крайне высок и ни у кого не вызывает сомнения, поэтому результаты голосования вполне очевидны. 


Однако эксперты, опрошенные Kursiv.kz, считают, что предложение о референдуме хотя и является, возможно, более практичным и аргумент о лимите доверия власти оправдан, но существует общепризнанная процедура выборов. А отход от нее создаст прецедент и еще больше отдалит общество от демократических идеалов.

 

Сколько стоят выборы

Изначально на плановые выборы депутатов Мажилиса Парламента и Президента, которые должны были пройти в 2016 году, в бюджете было запланировано израсходовать 13,7 млрд. тенге. Согласно подсчетам эксперта общественного фонда « Центр экономических исследований оценки и мониторинга» Шолпан Айтеновой, на проведение досрочных президентских выборов в 2015 году должно уйти свыше 5 млрд тенге. В этом году в бюджете на проведение выборов депутатов Сената Парламента и маслихатов было заложено 325 млн тенге. На проведение внеочередных президентских выборов президента РК в 2011 году было выделено 4,7 млрд тенге. Стоит отметить, что сумма трат на выборы растет от кампании к кампании из-за инфляции и девальвации валюты. Так, если в 2005 году на агитационные мероприятия одного кандидата выделялось 5,858 млн тенге, то в 2011 году сумма выросла до 6,294 млн тенге.

На выборах в 2011 году четыре кандидата потратили 516 578 658 тенге. Нурсултан Назарбаев потратил 431 972 577 тенге. Глава государства вложил 79 995 000 тенге из своего личного бюджета, 111 993 000 тенге перечислила партия “Нур Отан”, 239 984 577 тенге составили добровольные пожертвования граждан. На втором месте по затратам был коммунист Жамбыл Ахметбеков, который истратил 40 524 110 тенге. Своих денег он вложил 279 800 тенге. Гани Касымов тогда потратил 22 290 645 тенге, а Мэлс Елеусизов – 21 791 326.

В 2011 году, когда встал вопрос о референдуме или досрочных выборах, глава Центризбиркома республики Куандык Турганкулов сказал, что однозначно в сопоставимых ценах затраты на референдум будут ниже, чем на выборы президента. Тогда окончательную точку в споры о том, проводить ли референдум или выборы поставил сам глава государства, отметив демократичность процедуры выборов.

«Если бы мы провели референдум, то нам было бы нелегко. Только вчера я был председателем ОБСЕ, тесно общался с главами государств, поэтому, я думаю, что мы правильное приняли решение. Мы смогли спроецироваться в мировом сообществе", - отметил он.

Согласно закону о «Выборах в РК» выборы президента, депутатов парламента, за исключением депутатов мажилиса парламента, избираемых на основе партийных списков, маслихатов, членов иных органов местного самоуправления финансируются из средств республиканского бюджета через счета местных исполнительных органов, открываемые для этих целей.

 

В чем особенность референдума

Референдум в Казахстане проходил лишь однажды, в 1995 году. Он проводился на основании указа президента РК от 28 июля 1995 г. № 2389 "О проведении 30 августа 1995 года республиканского референдума". Согласно пункту 2 указа на референдум выносился вопрос: "Принимаете ли Вы новую Конституцию Республики Казахстан, проект которой опубликован в печати первого августа 1995 года?». «За» проголосовало 90% избирателей, против – 10%.

Директор Института экономической политики Казахстана Каирбек Арыстанбеков считает, что сама постановка вопроса, провести референдум или выборы президента, – некорректная. Юридическая конструкция этих двух понятий серьезно отличается по целям, достигаемым результатам, обсуждаемым вопросам и срокам проведения.

Во-первых, выборы проводятся для формирования органов власти, а референдум - для определения условий дальнейшего развития страны.

Во-вторых, референдум должен обеспечивать легитимность по конкретному вопросу, а выборы – мандату их участника.

В-третьих, на выборах казахстанцы должны ответить, какую партию или каких людей они хотят видеть на посту президента. Что касается референдума, то там они высказывают свое мнение о целесообразности принятия новой конституции, разоружении, отказе от ядерных вооружений и атомной энергии.

В-четвертых, референдум назначается по мере возникновения вопросов, требующих народного волеизъявления, а выборы президента или парламента проводятся согласно срокам, предусмотренным законодательством.

Иными словами, на референдуме выбирают что делать, а на выборах - кто будет делать. Поэтому проведение референдума по продлению сроков полномочий действующему президенту с юридической точкой зрения не носит какую-либо правовую нагрузку.

«Ряд крупных государств, которые гарантировали безопасность и территориальную целостность небольшим странам за их отказ от ядерных вооружений в рамках Будапештского меморандума, сами нарушили свои обязательства, вследствие чего, проводят гибридную и информационную войну соседним странам. Если вышеназванные страны сами не выполняют международные обязательства, то может быть нам следует также провести референдум на предмет того, чтобы в одностороннем порядке выйти из Будапештского меморандума», - заметил г-н Арыстанбеков.

По оценкам эксперта, экономия средств на референдуме будет не столь значительной, чтобы отказываться от выборов. Она сможет составить около 500 млн тенге, конечно это тоже не малые деньги, но как он считает государство может позволить себе эти траты, чтобы соблюсти все законные демократические процедуры, чтобы впоследствии не было оснований для различных толков.

 

Экономия невелика

Против проведения референдума и за досрочные выборы высказался и зампредседателя Ассамблеи народа Казахстана Анатолий Башмаков. Он отметил, что в экономическом плане существенной разницы нет, так как все процедуры будут выполнены, нужно также печатать бланки, готовить избирательные комиссии и так далее.

Политолог Айдос Сарым сказал, что является последовательным противником инициатив вроде референдумов, продления полномочий. Есть конституционное поле, выходить за пределы которого не стоит. «Разговоры об экономии - это не от большого ума, а, скорее, от скудости. Если исходить из такой логики, то надо вовсе отменить выборы как институт и отменить права и свободы граждан. К тому же не надо думать, что референдум значительно дешевле выборов. Там затрат никак не меньше, если не больше. А если добавить к этому издержки политические, имиджевые, потенциальную возможность того, что существенно пострадает репутация Казахстана на мировой арене, – и экономия может выйти боком. Так уж случилось, что в современном мире власть держится на такой тонкой химии, как легитимность, а единственным средством и источником этой легитимности являются выборы. Никакие доводы не отменяют необходимости следования процедурам. А если кому-то хочется каких-то бонусов для себя, то лучше всего делать это не за счет Конституции и отмены конституционных институтов. Ну и сами по себе разговоры об отсутствии альтернативы - это не аргумент. Людям каждый день приходится делать выбор», - считает он.

 

В режиме сохранения конституционных норм

С ним согласен и политический активист Елнур Бейсенбаев: «Конституция - это не годовой план, которую можно постоянно менять. Продление полномочий может быть воспринято как отход от демократии и от Конституции РК».

Депутат Айкын Конуров заметил, что референдум проводится только за счет республиканского бюджета - это и организационная часть и агитационная. Выборы же проводятся из бюджета лишь частично, а вся агитационная деятельность финансируется за счет средств избирательного фонда кандидата. Поэтому может получиться, что выборы выйдут менее накладными для карманов налогоплательщиков.


Вернуться назад