Россия в одностороннем порядке отказалась от Конвенции о международной перевозке грузов и практически парализовала движение иностранных автомобильных перевозчиков на своей территории. С 14 августа Федеральная таможенная служба будет требовать от них дополнительную таможенную страховку на каждый груз, перевозимый с применением книжки международной дорожной перевозки (МДП). Это означает приостановку действия системы таможенных гарантий МДП и осложнения в перемещении иностранного грузового автотранспорта на территории России, Белоруссии и Казахстана.
Из Европейского Союза на восток по дорогам поступает около 50 миллионов тонн грузов в год. Половина из трех миллионов книжек МДП закрывается в России. Система МДП, которой управляет Международный союз автомобильного транспорта (IRU) и национальные ассоциации перевозчиков, гарантирует уплату необходимых таможенных пошлин. Сумма гарантийного покрытия по книжке МДП равняется 60 тысячам евро, ее стоимость — 60 евро. Сколько будет стоить российский полис, который можно будет купить только у одной государственной страховой компании, пока не сообщается. Перевозчики не исключают, что россияне могут потребовать за страховку 1000 евро, что повысит стоимость перевозок из Западной Европы в Россию примерно на треть.
Если Москва введет требование покупки дополнительного полиса для обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов, это будет нарушением базовых принципов Международной таможенной конвенции, касающейся международных автоперевозок с использованием книжек МДП. По просьбе Международного союза автомобильного транспорта исполнительный комиссар Европейской экономической комиссии ООН и еврокомиссар по налогообложению, таможенному союзу, аудиту и борьбе с мошенничеством уже направили властям России письма с просьбой отменить решение Таможенной службы по причине его несоответствия международному праву.
«Каждая страна присоединяется к Конвенции добровольно и может при желании выйти из нее. Для этого министр иностранных дел государства должен заблаговременно (в случае Конвенции МДП — за 15 месяцев) подать уведомление Генеральному Секретарю ООН. Я не знаю, почему россияне не придерживаются норм международного права», — недоумевает глава IRU Януш Лацны (Janusz Łacny). Он добавляет, что другие страны могут на взаимной основе потребовать дополнительных гарантий от перевозчиков из Таможенного союза России, Украины и Казахстана.
Россияне говорят, что они были вынуждены прибегнуть к таким мерам, поскольку объем таможенных задолженностей достиг 20 миллиардов рублей. Международный союз автомобильного транспорта высказывает сомнения относительно этой суммы, подчеркивая, что общий долг составляет гораздо меньшую сумму и не угрожает функционированию системы МДП ни в России, ни в других странах-участницах Конвенции.
Польские перевозчики также выполняют все свои обязательства относительно российских таможенных органов. «Система МДП — это прекрасно отлаженный международный механизм. Какие-то нарушения, конечно, случаются: иногда со стороны таможни, иногда — перевозчиков. Бывают аварии, кражи. Каждая незакрытая книжка МДП подвергается тщательной проверке. Большинство дел были решены в пользу перевозчиков, часть находится пока в стадии рассмотрения. Если из документов следует, что требования таможенных органов оправданы, требуемая сумма сразу же выплачивается. И именно поэтому сложно говорить о существовании долга к российской таможне. Россияне говорят об абстрактных цифрах», — уверяет Ян Бучек (Jan Buczek) — президент Ассоциации Международных Автодорожных Перевозчиков в Польше.
«Появляются подозрения, что этот аргумент служит прикрытием для совершенно иных действий, например, введения собственных гарантийных документов, выдаваемых конкретными страховыми компаниями. Такие действия недопустимы. Мы протестуем против любых методов ограничения доступа на рынок определенных групп перевозчиков или участников», — подчеркивает Бучек.
Польские транспортные компании занимают около 20% рынка перевозок в Россию. Четыре тысячи перевозчиков из Польши совершают в год около 270 тысяч рейсов, а их доходы превышают полмиллиарда евро. Выход России из Конвенции МДП означал бы для иностранных транспортных компаний (в том числе польских) полную утрату этого рынка, а польское государство недосчиталось бы 400 миллионов злотых (около 100 млн евро, — прим.пер.) налогов.
Роберт Пшибыльский (Robert Przybylski)