ОКО ПЛАНЕТЫ > Информационные войны > Ай эм сайбериан. После провала лобового сепаратизма в регионах создаются искусственные идентичности
Ай эм сайбериан. После провала лобового сепаратизма в регионах создаются искусственные идентичности24-05-2013, 12:59. Разместил: VP |
|||
Уважаемые читатели! Проекты лобового «регионального сепаратизма», бойко плодившиеся пару лет назад в разных концах нашей Родины, в этом году торопливо сворачиваются.
Вы помните буйство идентичностей, начавшееся примерно в 2010 году? Появились казаки-сепаратисты, которые были за великую Казакию. Появились поморы-сепаратисты, кержаки и сибиряки, бывшие соответственно за Поморию, Кержакию и Соединённые Штаты Сибири.
Ну так вот. Сейчас со всем этим стало глухо. Возможно, потому, что лобовые проекты, направленные на резкое окончательное решение русского вопроса, вообще сейчас сворачиваются. Возможно, сработали репрессии: после того, как «борец за свободу поморского народа» от москалей Иван Мосеев доборолся до суда, инициативы отделения от России того или иного региона, «угнетаемого Москвой», перестали назойливо продвигаться разного рода СМИ и НКО.
Однако это совершенно не означает, что авторы сепаратистских сценариев сошли со сцены. После того, как попытки создать массовые движения на базе голого раздражения в адрес зажравшейся Москвы потерпели крах, у них произошла смена тактики. Теперь мы наблюдаем подозрительный расцвет подчёркнуто респектабельного «регионализма», лозунги которого показательно корректны, но в них настойчиво вплетается главное: искусственно создаваемая отдельная, «параллельная» идентичность для обрабатываемых граждан.
Ай эм сайбериан
Это хорошо видно на примере Сибири. Вот как выглядели сибирские сепаратисты в 2011 году. Угрожающе-мрачная чёрная снежинка, по замыслу автора составленная из:
- католического креста (прямой)
- сатанинского креста (перевёрнутый)
- андреевского креста (косой)
То есть это было обычное движение-фрик с угрожающей символикой, которое могло что-то сыграть только после успеха известных начинаний в самой Москве. Откровенно продвигающее новую идентичность «сибиряк», местами даже новый язык «сибирской говор» и враждующее с «москаликами», которые виновны во всех бедах. Позитивного содержания, кроме «долой Москву», не имевшее.
Однако известные начинания в самой Москве провалились, и более того – против откровенных экстремистов пошёл довольно суровый накат.
И лобовые проекты стали сворачиваться всюду -- от Архангельска до Татарстана и от Калининграда до Сибири.
На смену же им начали приходить новые. Куда более долгоиграющие.
Вот как знакомая нам снежинка стала выглядеть в 2013 году:
Произошла волшебная трансформация. За год (!) разработан бренд I'm*Siberian, направленный на «всеобщее объединение информационного пространства Сибири и поддержку образа сибиряка, сделать Сибирь открытой миру». Ради этого организовано, наприер, «большое сибирское восхождение»:
безобиднейшая штука. Знамя со снежинкой и фотографиями сочувствующих сибиряков было воздвигнуто на Эльбрусе. Нетрудно увидеть, что поддержку акции оказали даже государственные фонды и организации – ПосетиКавказ.рф, администрации Кузбасса и Новокузнецка, ТК Моя Планета, Томское отделение ВГТРК и Радио Маяк, ТК «Мой город-Кузбасс» и Кузбасское отделение радио «Европа Плюс». Не говоря о поддержке свежей идеи обычными пользователями интернета, которые восприняли её на ура. В июне этого года будет выпущен фильм о событии, где наверняка будет очень часто произноситься слово «сибиряк» и вряд ли так же часто – слово «Россия».
Мало того, появилась целая сувенирная линейка «сибирских товаров», начинающаяся с туристических наклеек на чемодан. Среди них случайно затесалась и одна с текстом «Соединённые штаты Сибири». Можно купить себе и новую обложку на паспорт с той же атрибутикой. Открылись магазины фенечек, в которых покупателей встречает символ Сибири – Мимимишка. Ну как с таким не сфотографироваться.
При этом речь не идёт о бренде региона, который помогал бы реальной продукции или услуге. I’m*Siberian служит исключительно политической цели «объединения». То есть все эти наклеечки, маечки и мимимишки, несмотря на всю свою легкомысленно-позитивистскую направленность, делают важную вещь. Они выделяют из народа России, из русских вообще - фантомный конструкт «сибиряки», подменяя реальную российскую идентичность вымышленной.
Надо отдать авторам должное, проект очень профессионально сделан. Он универсален, позитивен, легко распространяется, узнаваем, на любой клавиатуре есть для него символ *. Его можно рисовать на заборах и печатать в блогах.
Так от безнадёжного прямого навязывания искусственной идентичности регионализм переходит к более тонкому методу. Теперь предлагается заменить чувство сопричастности России, не на страшненькую чёрную сатанинско-католическо-андреевскую снежинку, а на современную, модную, стильную общность молодых сибирских людей. На самом деле, хоть на что угодно, лишь бы человек пошёл.
Понятно, постоянно тягаться с тысячелетней силой сложно. Гораздо легче, единожды оторвав от неё человека, вести его от обманки к обманке. Строго по Дмитрию Лекуху – ради вечно изменяющихся западных ценностей и неизменной необходимости сокрушения текущей российской государственности. Да, регионализм – это тоже западная, европейская ценность.
От первого лица
А может, мы зря наезжаем на классных ребят, которые делают хорошее дело, собирают молодёжь и вообще волонтёрят?
Послушаем Владимира Черепанова, создателя бренда. И узнаем не только о снежинках, но и о стыде за российское подданство, и даже о нашей древней сибирской мифологии, которую необходимо сплести с современностью ради нашей Родины Сибири.
Итак:
«Мы здесь живем. И проект «I'm siberian», на самом деле, посвящен не брендингу региона, который, по большому счету, должны заказывать власти. Наша идея имеет статус такого социального проекта, социальной инициативы. Мы идем не сверху, а снизу, это наша частная инициатива, и мы набираем в нашу армию сторонников, которые думают также. Наши цели совершенно определенные: мы хотим, чтобы Сибирь была более продвинутой и интересной. Если в США каждый регион это своеобразная культура, в нашей стране все централизовано, и, думаю, это очень большой минус. Хотелось бы, чтобы у нас было свое "западное побережье" и "голливуд". Чтобы каждый регион имел свою достаточно мощную культуру, и не только внутри страны. Поэтому все, что будет спускаться сверху, скорей всего будет отторгаться, как это показали последние примеры территориального брендинга, особенно в Омске.
Мы решили, что не будем искать заказчика в администрации или где-то еще… Когда мы выезжаем за рубеж, что ответить иностранцу на вопрос «откуда ты?». Когда говоришь «из России» — тут же возникает политический подтекст, все вспоминают, чтоПутин недавно сделал, какая еще несправедливость… Сибирь — это тема мифическая на 100%. Нет ни политики, ничего. Это огромное белое пятно. (на вопрос о возможном использовании бренда государством) Мы, на самом деле, как можно дальше от этого отошли. Проект называется «I’m siberian», у нас нет фирменного написания «Сибирь», у нас нет самого логотипа Сибири. Мы как раз пропагандируем тему сибиряка, а не самой Сибири».
То есть, если отбросить рюшечки и снежиночки, Владимиру сотоварищи стыдно ездить за рубеж с двуглавым орлом на паспорте. Он существует в дерзкой юной креативной среде, где одно упоминание о причастности к России – это уже обвинение в отсталости и причастности к политическим репрессиям.
Любое действие президента страны автоматом становится «ещё одной несправедливостью…», ну и так далее. Этот дискурс нашим читателям уже хорошо знаком.
А вот ещё более откровенное от продвигателя безобидных снежинок и мимимишек:
«Проект I’m Siberian призван в том числе одушевить древнюю сибирскую мифологию, сплести ее с современностью, чтобы дать новый привлекательный образ нашей Родины – Сибири».
Вот как, оказывается, Родина называется. Так что милая сувенирка, обложки на паспорта «Соединенных Штатов Сибири», это не прикол такой, а осознанное приучение людей предъявлять на таможне звёздочку вместо двуглавого орла.
Учитывая вышеизложенное, неудивительно, что в состав друзей нового бренда входит юрист Алексей Митрофанов, прославленный «Коммерсантом» как новый, сибирский Навальный. На всякий случай: автор фильма «Нефть в обмен на ничего» о «нищенском финансировании и неполучении справедливой доли собственных доходов», из-за которой «сибирские города находятся во взаимной транспортной недоступности». После фильма Митрофанов организовал национально-культурную автономию «Сибирская воля». Плодами его деятельности на этой ниве может насладиться любой желающий в статье, озаглавленной «Суд признал сибирский народ большинством в Сибири». Там защитник пенсионеров яростно сражается за признание этноса «сибиряки» существующим национальным меньшинством.
P.S.
В процессе подготовки статьи пришла новость о том, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев выступил с осуждением чрезмерных региональных брендов.
Людей, записавшихся сибиряками в ходе переписи населения, около 4 тысяч человек. Членов групп поддержки бренда I'm*Siberian в социальных сетях уже более 10 тысяч. Не все из них готовы защищать всеми силами знамя со снежинкой от своих же соотечественников из-за Урала. Почти точно большинство даже не понимают, вокруг чего их позитивно и вежливо группируют. Но можно утверждать наверняка, что любители «чёрного снега над тайгой» всё поняли правильно.
Поймём правильно и мы. И, надеемся, руководство страны тоже.
Вернуться назад |