В разные времена русофобия принимала разные обличья. Ныне она напоминает «психологическую войну».
На днях в прекрасной рукотворной кедровой роще города Грязовца , в построенном здесь чудном деревянном храме в честь Святителя Игнатия Брянчанинова (кстати, храм — первый в России, посвященный выдающемуся православному деятелю) специалисты из Ярославля начали установку главного иконостаса.
— Это будет уникальный иконостас, — показал его фотографию Константин Павлович Симаков, руководитель узловой газокомпрессорной станции КС-17. — Собраны иконы многих вологодских святых, а их более семидесяти, такого нигде больше нет…
Чувства Симакова понятны: по его инициативе и в основном на средства газовиков возведен храм в стиле русского деревянного зодчества, 13 лет заняла стройка. И вот последний штрих — иконостас. Все это, казалось бы, далекое от текущего литературного процесса, на самом деле имеет к нему прямое отношение. Дело в том, что в это же время в одном либеральном журнале (о названии и имени автора пока умолчу, чтобы не создавать рекламы ) были опубликованы заметки "Жизнь под газом. Вид земли с высоты компрессорной станции", где основной "удар" нанесен как раз по коллективу, который Константин Павлович возглавляет двадцать два года. Суть публикации в том, что город и люди, живущие в нём, — некая пакостная мерзость, такая, что дальше некуда. Хоть собирай вещи, коли обитаешь в Грязовце, и беги оттуда…
В недавнем прошлом это был популярный журнал: его любили, читали, там печатали известных писателей, поэтов, публицистов. Но теперь он стал выразителем одной литературно-общественной тенденции. А именно — русофобии, то есть неприязни к русскому и к русским.
В разные времена русофобия принимала разные обличья. Ныне она напоминает "психологическую войну". Об этом публично и уже не раз свидетельствовали писатели, ученые, социологи, исследователи журналистики.
В памяти письмо "К вопросу о разжигании" Президенту РФ Д.А.Медведеву литераторов Валентина Распутина, Савелия Ямщикова, Игоря Золотусского ( "Завтра", 16 апреля 2009 г.). "Не секрет, что многие наши "либерально-демократические" СМИ проводят в жизнь политику разрушения государственных основ, стараясь очернить самых высокопоставленных российских лидеров и извратить суть их внутреннего и внешнего курсов, — отметили писатели. — Некоторые журналисты и не пытаются скрыть, мягко говоря, пренебрежительного отношения к "этой стране", как они обзывают место нынешнего своего пребывания, позволяя себе эскапады, вызывающие гнев у тех, кто их читает и слушает".
О том же засвидетельствовал и доктор исторических наук Александр Грабельников, профессор кафедры массовых коммуникаций Российского университета дружбы народов в монографии "Средства массовой информации постсоветской России: пятнадцать лет спустя". Нормальная журналистика, по мнению профессора, занимает 10% (!) на информационном поле страны, остальное — заказные материалы, реклама, "обливание грязью" регионов и людей, пропаганда насилия, вседозволенности, низменных инстинктов…
За 15 лет потрачены огромные деньги, горы бумаги, тысячи часов теле- и радиоэфира на то, чтобы публично доказать: население России — совки, полудурки, неумехи, алкоголики, лохи, наркоманы, проститутки (список ярлыков можно еще продолжать). Ну, "доказали"! Дальше что? А дальше надо столь же рьяно доказывать, что места проживания "совков" такие же гадкие, как и они сами.
В качестве "мишени" либеральный журнал выбрал город Грязовец Вологодской области.
Каким образом "оператор систем спутниковой связи" из г. Щигры Курской области, выступающий "как журналист в центральных и местных изданиях", оказался в Грязовце, никто не знает, а сам автор не сказал. Чтобы сохранить "инкогнито", он с первых строк своих заметок начал "придуриваться":"Если при въезде в город на дорожном указателя фигурирует слово "грязь", — пишет автор журнала, — то можно не сомневаться в состоянии его улиц. Тем более, что состоит он из одних окраин…"
В дорожном указателе слово "грязь" отсутствует, есть название города Грязовец, а "грязь" — нет. Зачем вводить в заблуждение читателей журнала? Утверждение про "одни окраины", думаю, свидетельствует о том, что автор просто не был в Грязовце.
"Выяснить, каким образом городу так "повезло" с названием, — иронизирует он, — довольно сложно, так как местные краеведы работают строго в те часы, когда все добропорядочные граждане добывают средства к существованию, а по субботам-воскресеньям в городе всеобщий выходной, поэтому по поводу названия есть только версия местного бомжа".
Ничего себе признание! В самом центре города есть музей истории и народной культуры, двери которого открыты, в том числе и в выходные дни. Это один из лучших в России краеведческих музеев районного уровня, если бы автор журнала зашел туда, то узнал бы не только о том, как "городу повезло с названием", но еще многое чего.
Если автору "довольно сложно" заниматься журналистикой, то пусть занимается "системами спутниковой связи". Хотя в данном случае нет никакой сложности; достаточно было перед командировкой открыть "Советский энциклопедический словарь", где на странице 351 написано: город Грязовец "известен с 1538 года". Но как брать в руки "совковый словарь" — гадко же! Или пойти в любую библиотеку и получить необходимые сведения о названии города. А зачем? Если есть "версия местного бомжа". Да, похоже, бомж — знамя психологической войны.
Оказывается, автор узнал от бомжа, что царь Александр I Победитель, "перед тем как помереть в Таганроге, бывал проездом в этих местах" и дал название городу.
Вот так сенсация! Даже трудно что-либо сказать в ответ! Невежество автора дремучее. Александр I взошел на трон императора в 1801 году, а Грязовец получил статус города по указу императрицы Екатерины II 2 августа 1780 года. По "логике" горе-автора, город жил 21 год, не имея названия, пока царь не застрял здесь на своей коляске…
Вообще же, как отмечали краеведы, название города связано с возвышением Святой Руси. Именно в комельские леса пришли соратники Преподобного Сергия Радонежского — Павел Обнорский и Сергий Нуромский, прославленные позже в лике святых, основали монастыри, воспитали целую плеяду подвижников. Один из них, Корнилий Комельский, заложил обитель, в составе ее был "грязовитцкий починок" (по названию небольшой речки), он потом вырос в торговое село. Известный русский православный писатель Андрей Муравьев (кстати, друг Федора Ивановича Тютчева), когда создавал книгу "Русская Фиваида на Севере", то начал сбор материала с Грязовца, побывал в Свято-Троицком Павло-Обнорском, Корниливо-Комельском монастырях, оставив нам прекрасные их описания. До 1917 года на территории района было более восьмидесяти храмов, куда приезжали помолиться цари Руси, в том числе Иван Грозный.
Так что мы имеем дело со святой землей в прямом смысле.
Но у автора журнала "Знамя" иное мнение: "Поэтому кабаков в городе (откуда взялся город, если только одни окраины? — Г.С.) больше, чем церквей. Вернее, церковь здесь всего одна, такая же маленькая и жалкая, как и сам город". Хотя на самом деле в Грязовце их три: Корнилия Комельского, Крестовоздвиженская, храм в честь Святителя Игнатия Брянчанинова.
Глумление — так я определяю стиль автора. Назвав заметки "Жизнь под газом", он тем самым намекает на фразу "жизнь под мухой" или что-то в подобном роде, взятое из лексикона бомжей. Как он мог определить "вид земли с высоты компрессорной станции", если там не был? Станция не имеет какой-то особой высоты, это обычные цеха, а отличают ее высокие мачты радиорелейной связи. На эти мачты он забрался, что ли?
— Я тоже не пойму: человек не был здесь ни с какой стороны, мы ему не наступали ни на какой мозоль, а он облил нас грязью по полной программе, — поделился Константин Павлович Симаков. — Бред какой-то!
Да, узловая станция — предприятие высокой культуры, сюда идет газ с месторождений Уренгоя, Печорского бассейна, северных районов Тюменской области, а отсюда по всей центральной России и за границу. Работают специалисты высшей квалификации, никаких многокилометровых марафонов на работу они не совершают, людей по графику на работу и с работы доставляют автобусы, в том числе из Вологды, за сорок с лишним километров, никогда никаких опозданий не бывает.
О "жизни под газом", в отличие от автора журнала, я знаю не со слов бомжа. В самые трудные годы именно Симаков помогал издавать книги Василию Ивановичу Белову. Он же организовал в деревне Попово дом творчества для вологодских художников, всегда поддерживает творческую интеллигенцию Грязовца. В начале июня этого года я был на празднике в усадьбе Владимировка под Череповцом, поэтической колыбели поэта Игоря Северянина. Главным спонсором праздника его устроители назвали Симакова, хотя под боком металлургический комбинат. Таких дел, больших и малых, множество!
Искажение реальности, унижение людей — приемы психологической войны. Полагаю, автор испытывает, по его выражению, "сладкий ад", когда имеет возможность покуражиться над каким-либо городом или селом. Поэтому он и не заметил в Грязовце авторемонтный завод, торгово-промышленную компанию "Северное молоко", строительную фирму АПСП-4, комбинат строительных материалов, "Заготпромторг" и еще многое, что реально составляет градообразующее ядро.
Еще знаменитый кинорежиссер Александр Довженко говорил: один видит в луже грязь, другой — отраженные звезды. Так и здесь. К примеру, Владимиру Рослякову, директору авторемонтного завода, надо при жизни поставить памятник за то, что при разрушительном давлении "гайдаровского" государства он сохранил завод, нарастил объемы производства (здесь выпускают свыше тысячи наименований изделий), завоевал симпатии потребителей от Урала до Казахстана. Я уже не беру во внимание то, что в районе действуют несколько крупных сельхозпредприятий, входящих в число лучших в России.
А в либеральном журнале читаем: "Нагрянувшая новая экономика быстро все изменила, — вещает автор. — Сначала рухнул вместе со всей бомбово-танковой промышленностью Советского Союза машиностроительный завод…"
Откуда нагрянула "новая экономика"? Автор умалчивает, что Ельцин пригласил из США 150 советников, они говорили ему, какой завод закрыть, какую ракетную шахту уничтожить, какой корабль пустить под нож… И он их советы исполнял. Об этом писал выдающейся публицист Павел Хлебников, его убили в Москве.
Вот так нагрянула "новая экономика", господин автор!
— Если принять за чистую монету эти заметки, то город наш состоит из одних бараков, кабаков, огородов, дети едут учиться почему-то в Петрозаводск, а топим мы дровами и курным воркутинским углем, — делилась работница станции Нина Смирнова. — Такую чушь даже с глубокого похмелья не придумаешь. Намерения автора не понятны, а еще более не понятна позиция журнала: как такой бред можно печатать?..
— Натаскано грязи, но в чем-то автор и прав, — сказала знакомая грязовчанка по поводу публикации в журнале. — Посмотрите на наши улицы! Каблуки переломали. Мамашам с колясками негде проехать. Будем честными: благоустройству власти Грязовца уделяют мало внимания.
Она привела в пример город Никольск, районный центр — село Устье, где чистота, порядок. Она здесь живет, лучше знает, что к чему.
А я скажу и о другом. Чтобы благоустраивать, нужны средства, и немалые. Грязовецкий район мог бы озолотиться только на том, что по его территории проходят многочисленные газопроводы и нефтепроводы. Но этого, увы, нет. В 1995 году район имел финансовую самостоятельность, сформировал бюджет, решал социальные вопросы, поддерживал экономику, благоустраивал город, села. Из областного и федерального бюджета ничего не брали. А дальше? Дальше средства, заработанные городом и районом, начали отбирать. С каждым годом отбирали всё больше. Наконец, дошло до того, что район превратился в… глубоко дотационный!
Маразм полный.
И этот маразм не только в Грязовце и не только на Вологодчине. Пример города Торжка, с ним Грязовец связывает газопровод "Сияние Севера". Ни одно предприятие не было закрыто, город был областным донором. Теперь все предприятия продолжают работать, а денег в казне нет, за каждой копейкой нужно ездить в Тверь. Так же, как грязовчане, за своими деньгами должны ехать в Вологду. Почему-то это грабительская система, до которой не могли додуматься татаро-монголы, называется реформой местного самоуправления. Современное иго! В итоге может дойти до того, что на благоустройство, социальные задачи не останется и гроша. Зато миллионеры-руководители успешно возводят огромные "резиденции" под Москвой, дворцы под Петербургом…
Напомню стихи Федора Тютчева, написанные в 1867 году.
Напрасный труд —
нет, их не вразумишь, —
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация — для них фетиш,
Но недоступна им её идея.
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В её глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.
Вернуться назад
|