ОКО ПЛАНЕТЫ > Информационные войны > Детские книжки, удалившие Гагарина с орбиты. Что покупать детям читать о космонавтике и чего не стоит

Детские книжки, удалившие Гагарина с орбиты. Что покупать детям читать о космонавтике и чего не стоит


8-04-2013, 14:15. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Детские книжки, удалившие Гагарина с орбиты. Что покупать детям читать о космонавтике и чего не стоит

  Андрей Каменецкий

Уважаемые читатели! Сначала -- цитата.

"К сожалению, история освоения космоса также становится объектом разного рода фальсификаций: какие-то факты умышленно искажаются, некоторые замалчиваются. Даже в российских магазинах можно купить книги и обучающие компьютерные программы для детей, в которых нет ни одного слова ни о первом спутнике Земли, ни о гагаринском старте, зато, скажем, о господине фон Брауне, создавшем ФАУ, или о полете на Луну (что тоже, естественно, одно из важнейших достижений человечества) - об этих событиях можно найти все, узнать в деталях и в подробностях.

50-летие полета Юрия Алексеевича Гагарина - это возможность еще раз убедительно напомнить мировой общественности о ключевой роли России в освоении космоса, о значении отечественных исследовательских программ для всего человечества. Для этого считаю необходимым максимально задействовать российские информационные ресурсы: печатные издания, Интернет, телевидение. И, конечно, надо еще раз внимательно проанализировать качество учебных пособий, которые используются в наших школах."

Этот отрывок взят из вступительного слова премьер-министра Путина на открытии заседания Оргкомитета по подготовке и проведению празднования 50-летия полёта в космос Ю.А. Гагарина.

С тех пор прошло два года, и в преддверии Дня космонавтики мы решили выяснить, как за это время изменилась ситуация. Для этого мы отправились в крупный книжный супермаркет и провели небольшое исследование.

Школьная программа 

В области учебников всё оказалось более-менее в порядке. Помимо Спутника и полёта Гагарина, в текстах были упомянуты: 

-- «фотографии века», полученные первыми спутниками Луны с её обратной стороны, первые сутки на орбите Германа Титова, первая женщина в космосе Валентина Терешкова, первый выход в космос Алексея Леонова, совершение 80% научных открытий второй половины ХХ века в СССР в 1950-1960е гг. (Шестаков В.А. и др. История России, XX - начало XXI века); 

-- доставка советского вымпела на Луну первым спускаемым аппаратом и первый парный полёт космонавтов Андриана Николаева и Павла Поповича, первый аппарат исследования Марса (Уткин А.И., Филиппов А.В. и др. История России 1945-2008гг); 

-- всё указанное в учебнике Шестакова, плюс Луноход, пилотируемые космические станции Салют и Мир, первый в истории совместный полёт кораблей Союз и Аполлон (Алексашкина Л.Н., Данилов А.А. и др. Россия и мир в XX – начале XXI века). 

Учебник «История России XX – начало XXI века» серии МГУ-школе авторства А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова и С.В. Мироненко, впрочем, включил лишь два основных пункта.

Дошкольная программа

Что же касается детских энциклопедий, то здесь всё сложнее. Традиционно держит высокую планку детская энциклопедия Аванта+, но не все тома можно найти в продаже, и к тому же это полновесное во всех смыслах издание не подходит в качестве первой книги для знакомства с темой.

Так что в области книг для детей дошкольного и младшего школьного возраста пришлось столкнуться с тем самым засильем переводики, о котором шёл разговор два года назад.

Скажем, энциклопедия «Земля. Космос. Жизнь» издательства ОЛМА хоть и была рождена в Miles Kelly Publishing, но при этом пытается сохранять равновесие, то есть:

-- вкладка «Космические аппараты» целиком отдана США (Маринер-2 достиг Венеры, Маринер-10 Меркурия, Викинг-1 и -2 опустились на Марс, Вояджер-2 пролетел мимо Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна);

 -- зато вкладка «Космические станции» уже более российская (первая станция в мире Салют-1, первая американская станция Скайлэб, дольше всех на орбите пробыл Мир, первого туриста на МКС доставил российский Союз);

 -- а вкладка «Космические путешествия» отдана России почти целиком (первый Спутник-1, Лайка на борту Спутника-2, первый полёт Гагарина, первое прилунение аппарата Луна-9, первая посадка на другой планете станции Венера-1, 47-километровый марш «советских роботов» Луноходов, рекорд Валерия Полякова на борту Мира – 438 дней, и скромное упоминание о том, что изобретение шаттлов упростило работу).

Довольно корректно отражены миссии советских и американских аппаратов на Марс и Венеру, выходы в космос. Понятно, что вкладка о подготовке астронавтов целиком посвящена NASA, но это вполне объяснимо для американской книги. Стремление к объективности заметно. 

Его не найти, скажем, в справочнике «Всё самое, самое, самое» Джана Пейна (издательство Рипол-классик), где первые животные в космосе – это плодовые мушки, запущенные в 1947 году на борту американской ракеты (суборбитальной, то есть не космической), а первый шимпанзе в космосе – это отдельное достижение, перед первым человеком в космосе и первой собакой в космосе. То есть американская ракета превращается в космическую, насекомые в животных, а по сумме попыток у США и СССР боевая ничья. Шимпанзе за человека, мушек за собаку. Хорошо, Салют-1 и сверхсекретный полёт Терешковой упомянул. 

Вот на одной полке можно увидеть две серии детских книг. Одна называется «Моя первая книга», вторая – «Детская энциклопедия». Возрастная группа одна: для первой «дети младшего школьного возраста», для второй «7+». Обе выпускаются одним и тем же издательством Росмэн-Пресс. Родство полное, вот только в плане содержания они удивительно полярны. 

Том «Космос» Детской энциклопедии – это переиздание тома Space серии Usborne Discovery, авторы Бен Денн и Эйлин О’Брайен. Из него про родную страну ребёнок может узнать лишь то, что СССР (теперь Россия) победил в ожесточённой борьбе за первый космический полёт, так в космос попали Спутник-1 и Гагарин.

Зато о том, что такое NASA, про человека на Луне, героически не побывавшей на Луне миссии Аполлон-13, исследования Юпитера аппаратом Галилео, телескоп Хаббл, 27 радиотелескопов VLA, про будущее космонавтики – разрабатываемые NASA многоразовые ракеты – ребёнок узнает подробно. Как и про то, что через 20 лет человек может оказаться на Марсе, и на его спускаемом модуле будут значок NASA и флаг США. Зато ссылка на станцию «Мир» из алфавитного указателя приведёт его на вкладку «Космическая еда».

Итак, перед нами неадаптированный, в чистом виде переведённый справочник, где крошечная фотография Гагарина куда-то затерялась среди красочных изображений американских ракет и станций. 

«Моя первая книга о космосе» К.А. Порцевского хоть и носит тот же значок, но по содержанию отличается кардинально. На её обложке нарисован космонавт в шлеме с буквами СССР, он же подробно рассмотрен в главе об устройстве скафандров. Устройство орбитальных станций поясняется на примере схемы Салюта-7, где, в отличие от сегодняшней МКС и тамошних влажных салфеток, был душ, разработанный для невесомости. Устройство многоступенчатой ракеты – на примере запуска Союза ракетой-носителем семейства «семёрки». Спутник-1 и Спутник-2, на котором летала Лайка, станция Венера-13, которая опустилась на поверхность Венеры, футуристическая космическая обсерватория Спектр-РГ, которая сделала снимки Плутона. Всё это иллюстрировано в красочной и точной манере, с использованием живописных изображений там, где обычно царит компьютерная графика.

Только при этом автору не показалось зазорным включить в книгу и «шаттлы», и МКС, и стыковку Союз-Аполлон, и полёты на Луну. Причём если глава «Человек на Луне» посвящена программе Аполлон, то «Полёты на Луну» -- всем эпизодам её освоения, включая советские станции серии «Луна», которым удалось впервые облететь вокруг спутника Земли и опуститься на её поверхность. Луноходам посвящен отдельный разворот. Если книга рассказывает о Марсе, то в ней есть и Маринер-9, который облетел планету в 1971 году, и аппарат Марс-3, который в том же году на неё приземлился, и Викинг, который не обнаружил следов воды.

В общем, кто хочет объективности, тот её добивается. 

Европейцы, зажатые между NASA и Роскосмосом, видят их достижения своеобразно. Например, итальянцы (научно-популярное издание «Вселенная», перевод О. Позднеевой, издательство Эксмо) выхватывают самые яркие пятна из истории освоения космоса – подробно освещают путь АМС Галилей, которая облетела вокруг Венеры, вернулась к Земле и за счёт накопленной энергии от витков ушла к Юпитеру. Упоминают о советских достижениях – первом зонде к Марсу и первую посадку искусственного аппарата на его поверхность. Единственные из всех поясняют, что Спутник-1 был настоящим научным аппаратом, на нём было установлено первое оборудование – термометр. Дают данные о первых в истории фотографиях других небесных тел советскими станциями Луна-3 и Венера-4.

Зато разворот «Космические исследования» полностью представлен аппаратами NASA, богато украшена этой символикой и будущая марсианская станция. С полётами на орбиту получился конфуз: выбирать предлагается между «шаттлами» и запусками ступенчатых ракет на примере «Арианы» ЕКА, Европейского космического агентства. Ни слова о Союзах. Гагарин у них вообще получился слегка имбецильный – он увидел землю из космоса и вместо своего исторического послания народам планеты якобы сказал «Земля – голубая. Как удивительно! Невероятно». 

Немцы (Космос: планеты, звёзды, галактики. Иллюстрированный справочник, автор Кётэ Райнер, издательство Клуб семейного досуга) поступают дипломатично: Спутник-1 в 1957г. – это советское достижение, а первое живое существо – собака Лайка, аппарат Луна-2, впервые достигший Луны, первый пилотируемый полёт и вступление человека на Луну даны как объективные исторические шаги, видимо, всего Человечества разом. Впрочем, всё, что касается Марса, отдано целиком на откуп американским программам Викинг, Патфайндер, Спирит и прочим.

Итоги наблюдений 

Основная проблема с нашими изданиями – нет новых иллюстраций. Многие картинки в книге Порцевского нарисованы по мотивам или, кажется, даже впрямую взяты из переизданного атласа «Мир и Человек», впервые выпущенного ещё в Союзе (овальный земной шар и мальчик с девочкой с овальными головами -- все вспомнили?), и это непривычно. У нас ведь раньше вообще не стояла проблема с иллюстрациями к детским книгам.

В результате Порцевский, несмотря на хороший уровень живописи, едва ли может выдержать конкуренцию с великолепным развивающим альбомом «Махаон» издательства Азбука (авторы текста Ив и Од Морван, художник Ален Буайе), где есть и карточки для вырезания, и трехмерные резные модели, и многое другое. Однако с исторической точки зрения альбом содержит только главы «Покорители Луны» и «Вперёд, к звездам!» -- про перспективы МКС и, естественно, ни слова о России. И это, между прочим, перевод известной Энциклопедии Лярусс. 

Кстати -- о Франции. Вот Анатолий Владимирович Засов, доктор физико-математических наук и профессор МГУ, написал том «Космос» для Полной энциклопедии издательства Эксмо, ещё одной из популярных детских серий. На обложке – космический телескоп Хаббл, радиотелескопы VLA, штат Нью-Мексико, астронавт с ракетным ранцем и сверхтяжелая ракета Сатурн-5 с отошедшей первой ступенью. Том получился настолько полным, что в именном списке отсутствует фамилия Гагарин.

Зато издательство выражает благодарность за просто предоставленные материалы Национальному управлению по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) и за любезно предоставленные – Французскому астрокосмическому обществу. Автор как раз является его членом. В связи с этим хочется спросить Анатолия Владимировича, зачем он вообще трудился писать свой том по-русски. 

Между тем, в наше время ведь совершенно необязательно врать, чтобы исказить картину мира. Дети теперь погружены в информацию с пелёнок, они привыкли её впитывать отовсюду, у них рано развивается эта потребность. Но бесконечно воспринимать они не могут, есть определённый лимит внимания. Так что достаточно просто забить их восприятие даже правдивой, но однобокой информацией, и дело в шляпе – «войну выиграл прусский учитель истории».

Выводы 

Короче говоря, можно смело констатировать – отдавать не только денежные, но и исторические ценности на сохранение «западным партнёрам» наивно. Если мы сами не позаботимся об их сохранении и передаче потомкам, они могут быть растащены, как экспозиция павильона «Космос» ВДНХ. 

Наша же основная сегодняшняя трудность состоит в том, что лишь родительский выбор способен реально влиять на то, чем дошколёнок заполнит свой лимит внимания. Пример двух противоположных по содержанию книг с одной эмблемой говорит о том, что даже на добрую волю издателя опоры нет. Он печатает то, что есть, и влиять на него можно разве что изменением спроса

И поэтому в преддверии Дня космонавтики хочется предложить нашему зарождающемуся гражданскому обществу подумать, как исправить эту ситуацию. Нет, не радикально, как в Европе – а ля судебные преследованиея за отрицание Холокоста -- а, например, составлением единого списка российских достижений в области науки, которые должны быть обязательно отражены в детских и научно-популярных изданиях соответствующей тематики. Отражены, чтобы дополнить картину, а не доминировать в ней безраздельно, чтобы переводные издания больше напоминали союз ОЛМА и Miles Kelly, чем Росмэн-Пресс и USBORNE.

В конце концов, если государство озаботилось защитой нашего суверенитета в Интернете, неплохо было бы потребовать защитить и суверенитет в головах.

И вместо пост-скриптума:

 

Это -- фото двоюродного прадеда автора, Бориса Даниловича Градова. По утверждению супруги Юрия Гагарина Валентины, это лучшая в истории фотография её мужа. И автор этим горд.


Вернуться назад