ОКО ПЛАНЕТЫ > Информационные войны > Мишель Блази, вкус тления ('Liberation', Франция)

Мишель Блази, вкус тления ('Liberation', Франция)


4-03-2013, 14:54. Разместил: VP

Эмиль Рабатэ 

 

Произведения Мишеля Блази гнилые в самом прямом смысле слова. По его органическим скульптурам поднимается плесень, и насекомые находят себе в них прибежище. Расположенные на полках «Апельсинового бара», как и положено в «Изысканном ресторане», персональной выставке Блази в Плато*, остатки цитрусовых, разрезанных пополам и лишённых сока, громоздятся кучей один на других. Яркая кора взрезанных плодов, открытых воздуху, быстро принимает сначала коричневый, затем и серо-зелёный оттенок, чтобы наконец принять зловеще черноватый цвет, покрытый белой плесенью. В то же время прогорклые испарения разлагающейся органики привлекают целые колонии плодовых мушек, племенной хоровод которых неутомимо пожирают жадные пауки, и их паутина обрамляет эти хаотичные и неустойчивые конструкции где-то на полпути между абстрактным искусством и виварием.

 

Если и существуют художники, для которых ход времени представляет некую угрозу, угрозу их желательно нетленным произведениям, то Мишель Блази не из их числа. Именинный пирог, помещённый прямо у входа на выставку в Плато может рассматриваться как ироническая мизансцена этой пограничной демаркации искусства и вивария, со свечой, тщательно пристроенной на вершине этого чудного кондитерского изделия, которое вот-вот облезет, свечой как эмблемой неумолимого разрушения, которое огонь пытается приостановить своим священным присутствием.

 

Наоборот, художник из Монако создал из переживания течения времени основной материал для своего искусства. Сам он определил свои инсталляции как «ловушки», «силки, задуманные для завлечения событий, которые оставляют следы во времени». Понять: механизмы, одновременно благоприятствующие появлению какого-нибудь естественного феномена (прорастание, распускание, питание...), но также достаточно осязаемые в фотографическом смысле слова, для того чтобы быть зарегистрированными без инициации и предвосхищения его дальнейшего развития. «Я стараюсь не делать так, чтобы предметы были живыми, и стараюсь, чтобы они не становились вещами. Я пытаюсь превзойти то, что я наметил, чтобы достичь неожиданных результатов», утверждает автор.

 

Жизненный цикл. Мыши, муравьи, улитки, грибы, чечевица, мел, хлопок... Уже более двадцати лет Блази работает «в сотрудничестве» со всеми биологическими царствами, чтобы воздать должное феномену жизненного цикла, бесконечному процессу, в течение которого, по формулировке Лавуазье, «ничто не теряется, ничто не создается, но всё трансформируется».

 

«Замкнутый круг» - название одной из трёх оригинальных скульптур, задуманных для «Изысканного ресторана». Два посетителя приглашены отведать мясного карпаччо в зал, кишащий комарами, в то время как другие находятся за москитной сеткой, откуда могут спокойно любоваться этой сценой. Другой вид экстраполяции «Апельсинового бара», в котором потребление выжатого сока служит точкой отсчёта для развития других живых организмов. «Замкнутый круг» идёт дальше в том смысле, что сама кровь посетителей необходима для оплодотворения личинок комаров, которые растут в чанах, расположенных в комнатах приема пищи. «Я впервые помещаю посетителей в саму плоть выставки», констатирует художник. «Я уже делал выставки, где они оставляют следы, но никогда прежде они сами не были её частью».

 

Каждое произведение задумывалось «как мир, приспособленный для его жителей» наподобие пяти самоочищающихся «Столов», поверхности которых, усыпанные хлебными, в меду, крошками, кормят муравейник, укрывшийся между их ножками, или «Грота», пропитанного хлопкового кокона около десяти метров длиной, расположенного в последнем зале выставки, на котором прорастают семена чечевицы.

 

Симбиоз. Принцип замкнутого круга применим ко всем произведением «Изысканного ресторана». «Мухи "Апельсинового бара" полетят откладывать яйца в "Грот"», - говорит Мишель Блази, - «и так как их привлекает тепло, они непременно зажарятся на раскалённых лампах над самоочищающимися "Столами", где оказываются муравьи, поставляя последним таким образом белки».

 

Наряду прежде всего с «Бегами улиток», выставка в Плато является частью художественных новинок. Никакого вам больше морковного пюре, ни стен, окрашенных в растительный студень или обвешанных снопами мха, а некий пространственный симбиоз, который помогает вспомнить детское очарование от созерцания всего живого в природе.

 

* Плато (Le Plateau) — зал современного искусства в 19 округе Парижа


Вернуться назад