ОКО ПЛАНЕТЫ > Информационные войны > Путь из жертвы в охотника. Первоочередные задачи информационной войны
Путь из жертвы в охотника. Первоочередные задачи информационной войны17-01-2013, 13:05. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
||
Путь из жертвы в охотникаПервоочередные задачи информационной войны
В странах Запада, прежде всего в США, на государственном уровне создана эффективная система информационной войны. Тотальный характер по средствам и времени применения данной доктрины позволяет правящей элите Запада решать ключевые задачи геополитики без применения вооруженных сил или с ограниченным их применением. В остальных государствах мира такой системы не создано. Информационная война представляет собой совокупность процессов взаимного воздействия противостоящих государств, направленных на разрушение информационной среды противника и сохранение целостности своей информационной среды от воздействия противника. В отличие от привычных средств противоборства, таких, в частности, как системы традиционных вооружений или механизмы экономической войны, информационные средства в результате своего воздействия, как правило, не приводят к прямому материальному эффекту – нанесению материального ущерба противнику или наоборот – предотвращению материального ущерба своей стране.
Результат информационного воздействия в основном проявляется опосредованно, через снижение эффективности действий противостоящей стороны или даже с переходом части ее сил и средств к действиям, прямо наносящим ущерб своему государству. Важным аспектом информационной войны является зависимость ее эффективности от точности согласования большого числа относительно слабых по уровню воздействий. Это определяет в качестве ключевой задачи координацию большого количества разнородных сил и средств, действующих совершенно различными способами. Поэтому роль планирования и организации в информационной войне существенно выше, нежели в традиционном вооруженном противоборстве. Отличительная черта информационной войны – комплексность воздействия, когда для решения одной задачи используется множество порой формально слабосвязанных методов воздействия на противника. Важным аспектом информационной войны является и то, что наряду с государством-противником ее объектом становится и свое государство. Силы информационной войны решают задачу сохранения его стабильности от информационного воздействия противника. При этом ресурс сил, выделяемый на воздействие по своему государству, в определенных случаях (в частности при ведении оборонительной информационной войны) может существенно превышать ресурс, выделяемый на воздействие на противника. Условия эффективностиЭффективность информационной войны в решающей степени зависит от разнообразия привлекаемых для ее ведения сил и средств. Поэтому для ее ведения должны привлекаться все основные государственные структуры и негосударственные образования: 1. Официальные дипломатические органы государства, которые в рамках ведения информационной войны решают свойственные им задачи политико-правового и дипломатического обеспечения ее ведения. 2. Международные негосударственные организации, основным предназначением которых в рамках ведения информационной войны остается формирование благоприятного международного морально-психологического фона деятельности государства, а также выполнение отдельных информационных акций. 3. Государственные и негосударственные органы и средства массовой информации как основной инструмент психологического воздействия на население и руководство других государств, обеспечивающий стабильность внутри страны. 4. Политические партии и движения, христианские церкви и исламские религиозные структуры, государственные и негосударственные организации и учреждения культуры, являющиеся основной консолидирующей силой народа внутри страны и важнейшим фактором внешней идейно-религиозной и культурной экспансии. 5. Научные государственные и негосударственные учреждения, организации и общества, остающиеся важнейшей компонентой поддержания благоприятной информационной среды внутри страны и важнейшим фактором внешней научно-технологической и культурной экспансии. 6. Государственная инфраструктура (энергетика, транспорт и связь), топливно-энергетический и сырьевой комплекс страны, промышленность как основные рычаги реализации информационных акций экономическими методами. 7. Государственные органы и структуры, обеспечивающие военную, политическую и внутреннюю безопасность государства, такие как различные спецслужбы, Вооруженные Силы, а также негосударственные военизированные формирования, которые остаются главным силовым инструментом ведения информационных войн. Неуниверсальность методовВедение информационной войны предполагает использование широкого спектра воздействий. Фактически любое воздействие материальной или информационной природы следует рассматривать как метод изменения состояния информационной среды противника или своей системы. Возможность применения тех или иных методов определяется условиями обстановки. Так, действия в идейно-религиозной, информационной, научной и культурной и дипломатической сферах могут вестись непрерывно вне зависимости от состояния отношений с иными государствами. Методы экономического давления, как правило, могут быть использованы, когда дипломатические и информационные методы показали свою неэффективность. Их применение осуществляется при достаточной информационно-психологической и дипломатической поддержке. Действия структур безопасности государства как в его пределах, так и вне в рамках специальных действий могут осуществляться непрерывно и в тесной увязке с действиями в идейно-религиозной, информационной и дипломатической сферах. Главным образом против геополитических противников государства. Вооруженные Силы применяются в ходе ведения информационных войн в основном для решения задач «демонстрации силы». Деятельность перечисленных структур существенно различается по механизмам воздействия и получаемым результатам. При этом информационные итоги (эффективность участия в информационном противоборстве) сильно зависят друг от друга. Это определяет необходимость теснейшей увязки действий таких разнообразных структур единым замыслом и планом. Так как для ведения информационной войны необходимо привлекать практически все значимые государственные и негосударственные структуры и организации, органы руководства информационной войной должны иметь общегосударственный статус и соответствующие полномочия. При этом привлекаемые для ведения информационной войны силы и средства в абсолютном своем большинстве не должны осознавать факт своего участия. Это предъявляет исключительно высокие требования секретности к органам планирования и организации ведения информационных войн. На линии фронтаСегодня против России ведется информационная война. Это признается практически всеми. Именно благодаря эффективному применению методов информационной войны стали возможны распад СССР и реставрация капитализма в нашей стране. По мере обострения глобального кризиса внешнее давление на Россию будет нарастать, особенно со стороны Запада, прежде всего из США. Основным инструментом такого давления станут именно методы информационной войны. Их эффективное применение может привести к снижению или даже утрате национального суверенитета нашей Родиной, а возможно, и к распаду ее на несколько квазинезависимых государств. В этих условиях эффективное противодействие информационной агрессии является ключевым условием сохранения Россией своей государственности. К сожалению, анализ информационной сферы России показывает, что пока мы не можем эффективно нейтрализовывать информационное давление. Это, по всей видимости, определяется отсутствием у нас эффективных государственных инструментов ведения информационного противоборства. Если же они есть, их деятельность, очевидно, неэффективна. Для эффективного противостояния информационной агрессии нам как минимум необходимо иметь: 1. Дееспособную систему информационной войны. 2. Эффективную концепцию информационной войны. 3. Стратегию ведения информационной войны по решению конкретных стратегических задач. Это главные составные части военно-информационного потенциала государства. Их формирование должно основываться на детально проработанной теории информационной войны. Работу по формированию военно-информационного потенциала в России целесообразно строить в три основных этапа. В ходе первого следует разработать основы теории информационной войны, на базе которой должна быть выработана и принята как основополагающий государственный документ Концепция ведения информационной войны. Опираясь на эту концепцию применительно к текущим условиям, необходимо выработать стратегию ведения информационной войны на конкретный период в интересах решения конкретных задач. В ходе этого этапа также необходимо обосновать состав и структуру системы информационной войны. На втором этапе следует сформировать основные элементы системы информационной войны, в первую очередь ее систему управления, а также подобрать и подготовить личный состав. При этом особое внимание следует уделить созданию и отработке центрального органа управления. На третьем этапе должна быть проведена практическая отработка функционирования всей системы. После этого могут быть начаты практические действия по решению конкретных стратегических задач. Реализация этих мер позволит существенно повысить устойчивость России, ее защищенность от информационной агрессии. Опубликовано в выпуске № 1 (469) за 8 января 2013 года Вернуться назад |