ОКО ПЛАНЕТЫ > Информационные войны > Кормите троллей! ("Die Zeit", Германия)

Кормите троллей! ("Die Zeit", Германия)


20-06-2012, 15:28. Разместил: VP

 

Астрид Хербольд (Astrid Herbold)

 

Тролли в интернете

Хакеры атаковали сервер ФСО

 

Стефан Краппитц не заходит так далеко и не считает каждый мем искусством, а каждого тролля – художником. По его мнению, речь идет, скорее, о принципиальной позиции. «Тролли хотят нарушать правила и подрывать ожидания. Поэтому троллинг вполне можно считать средством художественного выражения». Социолог Ян-Хинрик Шмидт (Jan-Hinrick Schmidt), научный референт гамбургского Института исследований общественного мнения имени Ганса Бредова  (Hans-Bredow-Institut fuer Medienforschung) частично признает правоту Краппитца: «В принципе, это зависит от того, насколько широко мы определяем этот термин».

Троллинг в узком смысле слова означает только создание помех, оскорбления и провокации. «Такого рода поведение является проблемным, так как способно расшатать позиции целых сообществ и форумов», - подчеркивает Шмидт. Несмотря на это, тролли могут иногда оказывать и  стимулирующее воздействие на дискуссии. «Нужно только исходить из того, что не все пользователи будут выступать с конструктивными и хорошо продуманными аргументами», - добавляет он.

И Краппитц не отрицает, что тексты, полные ненависти (hatespeech), а также кибер-моббинг (cyber-mobbing) относятся к самым неприятным формам троллинга. Вот - его попытка определения креативного троллинга: «Хороший тролль забавляет не только самого себя, но и многих других». И это показывает, что целью троллинга являются приколы (lulz), зубоскальство, злорадство, передразнивание.


Виртуальный автогол


Тролли не очень-то церемонятся в выборе средств. Большой популярностью пользуется грифинг (griefing). Грифер – это тот, кто создает виртуальные помехи в игре, а в стрелялках палит по собственным дивизиям.

«Часто грифинг представляет собой весьма отвратительный вид троллинга», - считает Краппитц. Но он может быть очень артистичным. «При этом искусство здесь зависит от взгляда наблюдателя». У самого игрока, у которого создаются помехи в его игровой жизни, это, как полагают, вызывает прежде всего раздражение», - считает социолог Шмидт. Тем не менее, он признает, что грифинг на самом деле поднимает теоретический вопрос: «Что есть искусство, насколько оно может или должно мешать?»

Судя по всему, этот вопрос недавно задал художник Whynne. Изобретатель так называемого лица тролля (trollface) неожиданно мутировал и стал бескомпромиссным защитником копирайта после того, как его рисунки с огромной скоростью распространились в интернете. Одному форуму любителей комиксов он даже письменно пригрозил закрытием в том случае, если созданное им изображение будет использоваться подражателями. Позднее он пошел еще дальше и написал, что собирается выяснить IP-адреса некоторых пользователей и привлечь их к ответственности за нарушение авторского права.

Полнейшая неразбериха среди сообщества не заставила себя долго ждать. Whynne дал понять, что на него это не произвело никакого впечатления. «Именно потому, что не было полностью ясно, какую цель он преследует своей акцией, я считаю его очень успешным троллем», - замечает Краппитц.

Для лулза

Каким образом можно победить свирепые орды их собственным оружием, продемонстрировал атакованный троллями литератор Саша Лобо (Sascha Lobo). На ресурсе re:publica 2011 он рассказал о том, как пообещал агрессивному коллеге, оскорбившему его по электронной почте,  сотрудничество в работе над фиктивной книгой под рабочим названием «Поэзия поношения». Он сообщил, что книга якобы должна выйти в издательстве Rowohlt, которое уже предложило аванс в 50 000 евро, и в приложении направил проект договора о соавторстве.

Неплохая получилась история. Получивший это предложение тролль разрывался на части – с одной стороны, он хотел денег и славы, а с другой - не совсем понимал, каким образом соединить ненависть с анонимностью. В конечном счете лулз оказался на стороне Лобо.

 

 

Оригинал публикации: Füttert die Trolle!


Вернуться назад