ОКО ПЛАНЕТЫ > Информационные войны > Кормите троллей! ("Die Zeit", Германия)
Кормите троллей! ("Die Zeit", Германия)20-06-2012, 15:28. Разместил: VP |
Астрид Хербольд (Astrid Herbold)
© РИА Новости Алексей Тиматков / Мария Михайлова
Без анонимных нарушителей спокойствия не существовало бы живой сетевой культуры. Поэтому хороший троллинг вполне может восприниматься как искусство, продвигающее вперед интернет. Тролли - враждебные, часто действующие анонимно пользователи - считаются бедствием интернета. Они переполняют форумы презрительными постами, фальсифицируют фотографии, списки и рейтинги, занимаются хакерством, запугивают и манипулируют. И, тем не менее, они полезны. Если у троллей и есть король, то его зовут Дэвид Торн (David Thorn). Этот австралийский автор бестселлера «Интернет - это песочница» (The Internet is a playground) не только строптив, но и язвителен. Торн получил известность, когда опубликовал диалог, готовый для театральной постановки, в ходе которого он пытался оплатить больничный счет рисунком с изображением паука. Он обладает способностью с помощью тонких оскорблений успешно доводить до бешенства неотесанных людей. Он оказал помощь некоей Кейт Миллер (Kate Miller), разославшей через Facebook приглашение на свою вечеринку, - пригласил на нее 60 000 непрошенных гостей. Торн даже продавал майки, специально подготовленные к этому событию. Сообщество было вне себя от радостных предвкушений. В конце концов выяснилось: не было никакой Кейт Миллер и не было никакой вечеринки. Торн всех надул. Родиной троллей считается фотофорум 4chan.org и прежде всего Канал /b/. Этот сайт не представляет собой ничего особенного, и предназначен, скорее, для любителей порнографии в стиле манга или подпольного сексистского юмора. «4chan часто определяют как машину ненависти интернета и как рай для троллей, - отмечает дизайнер в области коммуникаций Cтефан Краппитц (Stefan Krappitz), недавно опубликовавший книгу о троллях. - С моей точки зрения, это, тем не менее, - площадка, обладающая большой культурной ценностью». Колыбель сетевой культуры? То есть, 4chan представляет собой подлежащую защите колыбель сетевой культуры? Этот сайт является «фабрикой мемов» (meme factory), заявил еще в 2009 году основатель 4chan Кристофер Пул (Christopher Poole). Дело в том, что среди мусора там процветает бесчисленное количество мемов, то есть постоянно меняющихся, распространяющихся и повторяющихся приколов (running gags) интернета. На портале 4chan, среди прочего, родились LolCats (смешные картинки кошек с текстами), а также Rickroll (бессмысленные ссылки на видео Рика Эстли (Rick Astley). Оттуда подобные мотивы перекочевывают в мейнстрим, оказывают стойкое влияние на изобразительный язык и юмор интернета, а также вдохновляют миллионы на создание ремиксов (remixes) и мешапов (mash-ups). В конечном итоге эти феномены попадают даже в свой собственный поп-культурный архив, и на сайте Knowyourmem.com они документируются и классифицируются. При возникновении этой субкультуры специфические характеристики портала 4chan действуют, с одной стороны, как питательная почва, а, с другой стороны, - как фильтр. На самом деле форум не только полностью анонимен, но и весьма эфемерен. Лишь несколько секунд новые записи сохраняются на первой странице, затем они соскальзывают вниз и через несколько минут полностью исчезают. Архива там нет. Троллинг как искусство Эта быстротечность привела к тому, что наиболее популярные посты стали вновь размещаться и варьироваться, что недавно было установлено в исследовании, проведенном Массачусетским технологическим институтом. Вкупе с анонимностью это способствовало «экспериментированию с идеями», так как неудачи отдельных пользователей остаются без последствий. Если какая-нибудь необычная острота не срабатывает, сразу предпринимаются попытки работать со следующей. Хакеры атаковали сервер ФСО
Стефан Краппитц не заходит так далеко и не считает каждый мем искусством, а каждого тролля – художником. По его мнению, речь идет, скорее, о принципиальной позиции. «Тролли хотят нарушать правила и подрывать ожидания. Поэтому троллинг вполне можно считать средством художественного выражения». Социолог Ян-Хинрик Шмидт (Jan-Hinrick Schmidt), научный референт гамбургского Института исследований общественного мнения имени Ганса Бредова (Hans-Bredow-Institut fuer Medienforschung) частично признает правоту Краппитца: «В принципе, это зависит от того, насколько широко мы определяем этот термин».
Оригинал публикации: Füttert die Trolle! Вернуться назад |