Затянув переговоры до предела, украинская сторона завела их полный тупик. Нынешний газовый кризис, кажется, решить именно в «газовой» плоскости уже нельзя. Скорее всего, если он и будет решён, то путём торгов и договоренностей совершенно иного рода. На днях генеральный директор компании «Газпром экспорт» Александр Медведев сообщил о том, что российский монополист на рубеже 2011-2012 гг. скорректировал цены для некоторых европейских покупателей. По его словам, «в конце 2011 — начале 2012 года «Газпром экспорт» достиг и оформил договоренности с рядом крупных европейских покупателей, которые предусматривают определенную корректировку цены российского газа, закупаемого по этим контрактам, с учетом развития газового рынка в Европе и ситуации в экономике и энергетике отдельных европейских государств». Фактической причиной корректив был наметившийся дисбаланс между стоимостью газа на бирже и его ценой у «Газпрома». Согласно мониторингу агентства Sanford C. Bernstein, в конце 2011 года цена долгосрочных контрактов «Газпрома» составляла примерно 480 долларов за тысячу кубометров, в то время как стоимость газа на спотовом рынке Европы чуть превышает 300 долларов. Понятно, что при таком существенном различии, европейским потребителям куда выгоднее покупать топливо именно на бирже, а не у «Газпрома», однако сделать это невозможно по причине существующих долгосрочных контрактов. Ещё в 2010 году «Газпром экспорт» сообщал о том, что в период до 2013 года компания намерена поставлять европейским потребителям до 15 процентов газа по биржевым ценам. Судя по всему, эти планы пришлось пересмотреть в сторону увеличения. «Некоторые европейские покупатели», о которых говорил Александр Медведев, это GDF Suez (Франция), Wingas (Германия), SPP (Словакия), Sinergie Italiane (Италия), Econgas (Австрия). Суммарно эти потребители закупают в год порядка 35 миллиардов кубометров газа — почти четверть всего газового экспорта в Европу. Ранее, цены были снижены для стратегических партнеров «Газпрома» E. ON Ruhrgas и Verbundnetz Gas. В канун нового года, государственная сербская компания «Сербиягаз» получила 12% скидку на поставки газа в Сербию в 2012 году. Это приложение будет действовать до подписания нового долгосрочного контракта на поставку российского газа. До каких именно сумм были снижены цены для европейских партнёров «Газпрома» — сказать сложно, эта информация по традиции является конфиденциальной. По расчетам австрийского издания Die Presse, скидка может составлять примерно 20% от прежней цены. Но, поскольку «Газпром» заинтересован в стабильных партнёрских отношениях с европейскими компаниями, эта скидка наверняка была для них удовлетворительной. Примечательно то, что подобные коррективы контрактов были проведены во внесудебном порядке — даже с теми компаниями, которые решили проводить разбирательства в рамках судебного процесса. Словацкая компания SPP два года назад в арбитраже требовала компенсации убытков за время «зимней газовой войны» 2009 года — с ней было подписано мировое соглашение. Итальянская компания Edison в 2010 году подавала в суд на дочку «Газпрома» Promgas в суд с требованием снижения цены. Конфликт также был урегулирован во внесудебном порядке. В условиях, когда как закупки газа на бирже, так и закупки газа по долгосрочным контрактам имеют примерно одинаковое число плюсов и минусов, а постоянные клиенты желают иметь пространство для маневра, корректировка соглашений вполне возможна. Тем более, если это обеспечит «Газпром» дополнительными бонусами в виде пролонгации действующих и заключения новых контрактов. Такие ободряющие новости с европейских рынков не могли не привлечь внимание официального Киева, который обозначил решение «газовой проблемы» в 2012 году в качестве приоритетной задачи. Тем более, что ряд СМИ сообщил — «Газпром экспорт» специально сообщил о скидках для европейских покупателей в день очередной встречи главы «Газпрома» Алексея Миллера с министром энергетики Украины Юрием Бойко, в качестве своеобразной демонстрации. Необходимо уточнить, что нынешнее состояние украинско-российского газового партнёрства выглядит проблемой прежде всего для президента Украины Януковича и премьер-министра Азарова. Сам «Газпром», естественно, цены вполне устраивают. А вот у украинских партнёров есть веские стимулы для поиска решения, которое должно удовлетворить всех — и «Газпром», и украинский бизнес, и представителей Евросоюза. К тому же, недостаточная активность переговорщиков уже привела к тому, что договариваться с «Газпромом» украинскому правительству придётся на фоне грядущих парламентских выборов, которые должны состояться осенью этого года. Можно не сомневаться, что националисты («национально свидомые») обязательно используют вопрос о ценах на газ и судьбе украинской ГТС в своих предвыборых целях. Так, экс-глава украинской госбезопасности и начинающий оппозиционный политик Валентин Наливайченко заявил, что «грубое посягательство России на украинскую газотранспортную систему, как в свое время — на остров Коса Тузла, должно сплотить украинцев вокруг защиты национальных интересов». Так же, по словам Наливайченко, утверждения руководителей компании «Газпром» о том, что украинская газотранспортная система не имеет большой стоимости, являются некорректными, а на самом деле ГТС — это некий культовый, сакральный объект, ценность которого неизмерима и вечна. Речь, по-видимому, идёт о заявлении главы «Газпрома» Алексея Миллера, который сказал: «если, как можно услышать на Украине, ГТС — это историческое сокровище, то, по-видимому, ее место — в музее». «ГТС вместе с крупнейшими в Европе подземными газохранилищами является стратегическим активом украинской экономики и должна оставаться в собственности украинского народа. Украинская земля, работники и газотранспортная система являются нашим серьезным вкладом в континентальную энергетическую систему и безопасность. Это намного больше, чем транзит в экономическом и политическом понимании», — отметил Наливайченко. Такие заявления создают сегодня психологический фон, на котором идут газовые переговоры. Поскольку вопросы стоимости газа и судьбы ГТС взаимосвязаны, найти оптимальное решение, при озвученных выше вводных, практически невозможно. Потому-то украинским правительством и добровольцами рассматривается богатая палитра вариантов. Пожалуй, даже чересчур богатая. Общая черта, у всего многообразия планов, состоит в том, что они попросту не могут быть реализованы. Сложно отделаться от впечатления, что украинские чиновники попросту тянут время, надеясь, к примеру, на резкое падение цен на энергоносители в мировом масштабе. Последние, однако, демонстрируют обратную тенденцию. Эксперты, наиболее трезво оценивающие ситуацию, склоняются к тому, что Киеву в любом случае придётся поступиться «стратегическим активом», в той или иной форме. Например — продать. Это могло бы стать интересным предложением, вот только продажная стоимость украинской ГТС, по мнению экспертов Украины, составляет... 58 миллиардов долларов. Об этом на посвящённой проблемам ГТС пресс-конференции в Киеве заявил старший аналитик ИК «Тройка Диалог Украина» Сергей Невмержицкий. Расчёты были таковы — аналитик напомнил, что украинская ГТС при 100% загрузке может прокачивать примерно 150 миллиардов кубометров газа в год. Если сравнивать это с ценой, за которую Белоруссия продала свою систему «Газпрому», то украинская «труба» может стоить 30 миллиардов. Но есть ещё более привлекательная цифра — украинскую ГТС, по словам аналитика, можно сравнить и с «Северным потоком». Который, по сведениям эксперта, прокачивая 60 млрд. кубометров в год, обошелся создателям в 20 миллиардов долларов. «Если экстраполировать это на украинскую ГТС, то получится, что максимальная теоретическая стоимость 58 миллиардов», — сказал Невмержицкий. Хотя он признаёт, что реалии могут быть иными. «Теоретически можно говорить, что «Газпром» может заплатить за украинскую ГТС порядка 20 миллиардов долларов. Это если российская сторона получит контрольный пакет» — заявил эксперт. Проблема, однако, заключается в том, что «Газпром» оценил украинскую ГТС в более скромные 4 миллиарда. При такой разнице в оценках, достичь договорённости о продаже будет также нелегко. Поэтому первый заместитель председателя Партии регионов Михаил Чечетов заявил о том, что Верховная Рада Украины рассмотрит законопроект, которым будет разрешена газотранспортной системы сдача в аренду, а также предусмотрено реформирование национального монополиста «Нафтогаз». По мнению представителя правящей партии, это позволит пополнить украинскую казну деньгами, снизить цены и заработать политические баллы в переговорах с Европой. Помимо аренды, «Газпрому» предлагают купить часть ГТС, управление которой собираются представить в виде консорциума, блокирующие 34% которого должны остаться у Украины, а Россия и ЕС должны получить по 33%. «Газпром», как нетрудно догадаться, не склонен покупать то, чем не сможет управлять. Особенно после того, как украинская оппозиция уверила: новый парламент после выборов 2012 года в любом случае вернет Украине газотранспортную систему в случае продаже даже ее части нынешней украинской властью. Таковы варианты решения «газового вопроса» для Украины за счёт полного или частичного изменения статуса ГТС. Есть, впрочем, и другие, достаточно оригинальные подходы. Суть одного из них заключается в том, что, если снизить цену на газ в 400 долларов за тысячу кубов снизить не получается, нужно потреблять меньший объём газа. Правительство Украины сообщило, что не будет покупать оговоренный в контракте минимальный объём закупок в 41,6 миллиарда кубометров, ограничившись 27 миллиардами. На этом фоне анонсирована также национальная программа по переводу промышленных объектов с газового топлива на имеющийся в достаточном количестве на Украине уголь. Официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов прокомментировал этот шаг следующим образом: «в очередной раз приходится напоминать нашим украинским друзьям, что условия поставки газа на рынке определяются только контрактом, и не могут изменяться теми или иными письмами в одностороннем порядке». Контракт купли-продажи газа в 2009-2019 годах, подписанный «Газпромом» и «Нафтогазом Украины», возможность изменения объемов закупки газа в одностороннем порядке действительно не предусматривает, а на 41,6 миллиарда кубометров распространяется правило «take or pay». Проще говоря, Украина имеет полное право не использовать оговорённый в контракте объём газа, но оплатить его должна. Снижение цены на газ для европейских партнёров совсем не означает аналогичных преференций для «Нафтогаза», который по последнему рейтингу Fitch, является дефолтной организацией. Что, в общем, неудивительно: за какую бы цену не продавалась ГТС — рассматривать этот вариант будут с неизбежным осознанием политических рисков. Помимо бесперспективного торга по поводу ГТС, украинская сторона не делает «Газпрому» каких-либо иных предложений, заслуживающих рассмотрения. Достаточно однообразные просьбы-требования по снижению цены «просто так» порядком надоели всем сторонам. Так, премьер Украины сообщил, что газовые переговоры ему «набили оскомину». «За какие такие грехи мы так наказаны этим контрактом?» — вопрошает Николай Азаров. Можно сказать, что затянув переговоры до предела, украинская сторона завела их полный тупик. Нынешний газовый кризис, кажется, решить именно в «газовой» плоскости уже нельзя. Скорее всего, если он и будет решён, то путём торгов и договоренностей совершенно иного рода.
Вернуться назад
|