Очередной газовый спор Украины с Россией сводится к простой вещи – украинцы не хотят и не могут платить рыночную цену на газ. Да, Киев признаёт все существующие договора, но считает цену несправедливой, поскольку она значительно отличается от тех, что платят другие европейские страны. Логика украинской стороны «железная»: дорого, не по-европейски и не по-братски. Но ещё более «железные» существующие договора по покупке и транзиту газа, заключённые Тимошенко в 2009 году, а спустя год фактически узаконенные Януковичем, подписавшим так называемые «харьковские соглашения». По ним Украина получила скидку в цене на газ в обмен на пролонгацию сроков базирования Черноморского Флота России в Севастополе. То есть, если считать, что Юлия Тимошенко завязала газовый «гордиев узел», то Виктор Янукович - хорошенько затянул, и разрубить его никак не выходит. О повторении «газовой войны» времён правления Ющенко речь ещё не идёт, хотя риторика весьма близка к той, что звучала в прошлом. Дело не в благоразумии нынешней украинской власти, а чётком осознании того, что никто на Западе не оценит нового газового шоу. Без внешней поддержки, хотя бы моральной, «воевать» с Россией столь же глупо, как маленькому хулигану в одиночку продавать кирпичи в тёмном переулке. Тем более, для Запада Янукович - не Ющенко и не Тимошенко, которых в прошедшие годы якобы хотел наказать «русский медведь» за приверженность к демократическим ценностям. Виктор Фёдорович был и будет «пророссийским» президентом, склонным к авторитарному стилю правления, наказание которого Кремлём только порадует западных политиков. Более того, им выгодно, чтобы Янукович проиграл газовый спор, поскольку это в значительной мере ослабит позиции «Партии Регионов» на грядущих парламентских выборах 2012 года. Лишить регионалов монополии на власть - является одной из задач Запада, поскольку данная политическая сила при определённых обстоятельствах может втянуть Украину в Таможенный Союз и Единое Экономическое Пространство с Россией. Любая националистическая партия этого сделать себе не позволит, а значит, баланс во власти из разнонаправленных политических сил поможет в очередной раз не допустить сближения Украины с Россией. Для стороннего наблюдателя поведение украинцев на абсолютно всех переговорах по поставкам и транзиту газа не то что иррационально, оно просто глупо. Это если рассматривать поставки с экономической точки зрения, но ведь на Украине отродясь не руководствовались экономическими мотивами, а всегда рассматривали экономику, как несущественное прилагательное к большой политике и борьбе за власть. Когда в 2005 году «оранжевая команда» инициировал пересмотр газовых договоров, подписанных до 2009 года, речь шла о том, чтобы лишить противника финансовых ресурсов, которые можно зарабатывать на поставках российского газа. С такими сверхдоходами от продажи газа можно было выиграть любые выборы. Кроме того, на Украине всякий конфликт с Россией, вне его конечных результатов, рассматривается обывателем как признак высочайшего патриотизма. Это та «маленькая победоносная война», позволяющая выглядеть в глазах избирателя защитником национальных интересов и в очередной раз продемонстрировать народу имперскую сущность России. В январе 2006 года Виктор Ющенко в опубликованной «The Wall Street Journal» статье с пафосным названием «Сделка, положившая конец бартеру» заявил следующее: «Прошло время, когда наша политика в отношении Москвы диктовалась интересами отдельных финансово-промышленных групп и олигархов». Как мы сегодня знаем, если для отдельных финансово-промышленных групп, по мнению Ющенко, это время прошло, то для других - наступило. Лозунг «майдана» об отделение бизнеса от власти обошелся дорого для Украины, цены на газ выросли, но самое главное, были разделены договора на поставку и транзит газа через Украину, сыгравшие роковую роль в последующих переговорах с Россией. В той же публикации Ющенко заявляет: «В долгосрочной перспективе рыночные цены на энергоносители в стране лишь повысят конкурентоспособность Украины в мировой экономике. Я убеждён, что украинские предприниматели справятся с этой задачей. Вместе мы диверсифицируем поставки энергоносителей, нарастим запасы газа и начнем проведение давно назревшей национальной программы экономии энергии. Для облегчения достижения этой цели и развития ключевых отраслей экономики Украина открыта для стратегических иностранных инвестиций». Как видите, всё вышло с точностью до наоборот, и ничего удивительного в этом нет. Ющенко жил в своём мирке, весьма далёком от мира реального. Немудрено, что спустя всего лишь год приключилась следующая «газовая война» с аналогичным результатом – цены на газ снова выросли. Собственно вся эта история слишком хорошо известна, и освежить её в памяти важно лишь для демонстрации того, что именно на украинском руководстве, не важно, на ком лично, лежит основная вина за неподъёмные цены на газ. По сути, Москва всего лишь исполняла желания Киева о переходе поставок газа на рыночные условия. Пересмотр газовых договоров в 2009 году был логичным завершением всей предшествующей газовой эпопеи. Это сегодня можно винить во всех смертных Юлию Тимошенко, но на тот период ничего страшного в обновлённом газовом контракте не увидели. Тут следует напомнить ещё один украинский миф, всегда радующий националистов, но не оправдавший их надежд. Дело в том, что все последние годы на Украине ожидали падения цен на энергоносители. Украинские эксперты считали, что если цена на нефть будет падать, то это автоматически приведёт к снижению цены на поставляемый газ. Они надеялись, что среднегодовая цена будет колебаться в пределах 200 долларов за тысячу кубометров. Радовало украинскую сторону ещё и то, что в 2009 году на спотовом рынке в Европе цены на газ доходили до 500 долларов за 1 тыс.кубов газа. Всё это вместе взятое делало сделку Тимошенко чертовски выгодной. Потому тогда никто особо не возмущался рыночным принципом формирования цены, кроме регионалов, которые недовольны были не столько самим контрактом, а тем, что его заключил их противник. Впрочем, на Украине так повелось, что любое решение рассматривается, прежде всего, с точки зрения узкокорпоративных интересов. Итак, с 2006 по 2012 год цены на российский газ выросли в 8 раз, с 50 до 400 долларов за тысячу кубометров. Цена для Украины заоблачная и обрекает правительство постоянно дотировать государственную компанию НАК «Нафтогаз» за счёт весьма скудного бюджета. Кроме того, из-за высоких цен Украина нуждается в постоянных внешних заимствованиях, которые может предоставить либо Россия, либо МВФ. Но, одним из условий предоставления дополнительных кредитов МВФ является повышение отпускной цены на газ для населения до рыночного уровня. Естественно, выполнение этого требования аукнется «Партии Регионов» на будущих парламентских выборах потерей голосов избирателей, что опять переводит сугубо экономическое решение в политическую плоскость. В прошлом ни Ющенко, ни Тимошенко не желали получить нынешнюю цену на газ, ровно как Янукович не жаждал продлевать срок базирования Черноморского Флота в Севастополе, лишая Украину одного из последних рычагов давления на Россию. Однако, дело не в том, что хочет или не хочет делать украинское руководство, а том, что оно может сделать в сложившейся ситуации. Преимущество Тимошенко, как и любого другого критика «Партии Регионов» лишь в том, что не она сегодня должна принимать решения. Юлия Владимировна вообще находится в местах лишения свободы, отдуваясь за все и всех на свете. Предложения с российской стороны уже сделаны и начинаются с создания газотранспортного консорциума, а заканчиваются вхождением Украины в Евразийский Союз. Каждый этап интеграции предполагает дополнительное снижение цены на газ. В конечном итоге Украина может ориентироваться на цену в районе 170 долларов, которую в 2012 году будет платить за газ Республика Беларусь. При этом любая отсрочка принятия решения идёт во вред самой Украине. Во-первых, чем дальше в Киеве будут затягивать переговоры по созданию газотранспортного консорциума с Газпромом, тем слабее будет выглядеть его позиция. Россия заинтересована транспортировать максимальные объемы газа в обход Украины, по принадлежащей ОАО «Газпром» газотранспортной системе Республики Беларусь и введённому в строй осенью 2011 года «Северному Потоку». При этом аргументов, чтобы заставить ОАО «Газпром» не снижать объём транзита через Украину, у Киева нет. Да, согласно действующим договорам Газпром обязался обеспечить определённый объем транспортировки газа, но по этим же договорам Украина обязывалась закупать гораздо больший объем газа для внутреннего потребления, чего она не делает и при этом не платит предусмотренных штрафных санкций. Следовательно, давить на Москву Украине нечем, в ответ на одну претензию будет другая, ответная претензия. Во-вторых, ГТС Украины нуждается в модернизации, но привлечь для этого средства, неважно из каких источников, можно только предварительно договорившись о гарантированных объемах транзита российского газа. Не будет Евросоюз вкладывать средства в украинскую «трубу», которая в один момент может остаться без газа. Чем дольше затягивать решение о продаже ГТС, тем меньшую сумму за неё можно выручить из-за ветхости, в то время как альтернатив ей становится больше, в том числе за счёт прокладки второй ветки «Северного Потока» и реализации проекта «Южного Потока» в обход Украины. Вне зависимости от чьего-либо желания, заменить российский газ в Европе нечем. Глобальный экономический кризис рано или поздно закончится, запланированный вывод из эксплуатации атомных электростанций в Европе потребует соответствующей компенсации за счёт иных источников энергии, а значит «Южный Поток» будет построен. Для него есть деньги и газ. Не менее забавными выглядят планы украинских чиновников построить терминал для приёма сжиженного газа под Одессой для того, чтобы обеспечить альтернативные поставки газа из Катара, Азербайджана и стран Северной Африки. В виду последних событий в Северной Африке и на Ближнем Востоке, поставщики из этих районов выглядят крайне ненадёжными, а у Азербайджана вообще нет свободных объёмов газа. Может быть Украина рассчитывает закупать сжиженный газ у России? Возникает второй резонный вопрос, почему Европа, имея большие финансовые возможности, не переориентируется на поставки сжиженного газа, а по-прежнему расширяет энергетическое сотрудничество с Россией? В Киеве знают то, чего не знают в Риме, Брюсселе или Берлине? Вся эта ситуация напоминает известную авантюру с проектом нефтепровода «Одесса-Броды», который вот уже десятый год не могут использовать по первоначальному назначению. Существует ещё один примечательный прожект строительства газопровода «Белый Поток», которым планировали обеспечить Украину газом из Средней Азии, но и о нём говорят только под хорошую закуску, поскольку газа для этого трубопровод нет, и желающих его профинансировать не наблюдается. Тем более, даже если найти газ и выделить средства из бюджета на строительство «Белого Потока» или терминала для приёма сжиженного газа под Одессой, заработать они могут только спустя несколько томительных лет, пережить которые Украине будет ну очень сложно. К тому времени точно многое изменится, в том числе разрешится нынешний газовый спор, и все эти почины забудутся за ненадобностью. И, наверное, это будет лучшим результатом для Украины. Таким образом, позиция Украины по отношению к газотранспортной системе выглядит, по меньшей мере, странной, ибо расставаться с ГТС всё равно придётся, только вырученная сумма будет разной. При этом каждый месяц Украина обречена платить высокую цену за потребляемый газ согласно существующим контрактам. Все аргументы наших переговорщиков рассчитаны исключительно для внутреннего пользования и в Кремле вызывают лишь едкую усмешку. Что с того, что цены на европейском спотовом рынке сегодня ниже цен по долгосрочным контрактам? Год назад они достигали 500 долларов? Причём тут спотовый рынок? Вспоминается миниатюра «Я видел раков» Михаила Жванецкого: «А те были по пять, но вчера, но очень большие, то есть, те были вчера по пять и очень большие, а эти и маленькие, и сегодня, и по три». Ничего не значит и то, какую цену платит Германия за газ. Это коммерческое дело двух сторон. Даже перераспределить объёмы газа в обход Украины по «Северному Потоку» выгодно немцам, ведь именно их энергетические компании являются совладельцами проекта. У Германии с Россией «фройндшафт-дружба» и стратегическое взаимовыгодное сотрудничество, чего об отношениях России с Украиной сказать нельзя. Однако, у «Партии Регионов» на носу выборы. Самое время превращаться в пророссийскую партию, чтобы вернуть себе доверие избирателя, начать выполнять ранее данные обязательства о снижении цен на газ и развивать добрососедские отношения с Россией. Тем более, глупо говорить о европейской интеграции после состоявшегося 19 декабря саммита Украина – ЕС. Не будет Украины в ЕС, хоть голову разбей о закрытую дверь. Да и сам Европейский Союз переживает серьёзные трудности и ему не до Украины. Понимаю существующие среди украинской элиты опасения, что в Москве может повториться такая же цветная революция, как и в Киеве, в 2004 году, но ее не будет. Россия - не Украина. Потому Виктор Фёдорович может смело поздравлять Владимира Владимировича с победой на выборах. А вот на Украине снова попахивает революцией, и к несчастью для Януковича, нет у него народной поддержки, как, например, у Лукашенко. Сейчас Януковича должно озаботить то, как переживают на Западе о судьбе Тимошенко, как часто стали его сравнивать с белорусским лидером. А это значит, что единственная реальная сила, способная поддержать Виктора Фёдоровича в трудную минуту – это Россия. Надеюсь, что в данный момент интересы украинского народа и Януковича наконец-то сошлись в одной точке. А значит, всё будет хорошо, даже если наш президент этого не желает. Сергей Лунёв
Вернуться назад
|