Но чем ближе к полной мощности Nord Stream, чем больше шансов на запуск South Stream, чем серьезнее планы по модернизации принадлежащей «Газпрому» компании «Белтрансгаз», тем меньше стоимость украинской ГТС и перспективы её продажи. Путём несложных калькуляций, можно предсказать наступление момента, когда торг станет бессмысленным — он приходится на 2014 год. На протяжении долгого времени украинская ГТС была сакральным фетишем националистов. Её именовали «стратегическим объектом», «национальным достоянием» и даже основой государственной независимости. Известная доля истины в этих утверждениях есть. Долгое время безальтернативная газовая труба, связующая месторождения в России и потребителей в Европе, позволяла Украине на равных добиваться уступок как от Москвы, так и от Брюсселя. К тому же, с течением времени выяснилось, что ГТС — единственное оставшиеся в собственности государства предприятие, имеющее достаточно высокую стоимость и привлекательность для определённого круга покупателей. И, таким образом, способное выступать в качестве своеобразного резервного актива. Любые разговоры о том, чтобы как-то снизить непосильную для украинского бюджета стоимость газа за счёт передачи некоторой доли ГТС иностранным компаниям, расценивались как предательство базовых национальных ценностей и ликвидация единственного «рычага», которым Киев обладал на международной арене. При этом упускалось из вида, что похвальную стойкость в отстаивании «стратегических объектов» всё же полезно иногда корректировать с учётом изменившихся внешних условий. И ценность объектов инфраструктуры может меняться. Главную проблему официальный Киев видит в проекте «Южный поток», который должен начать реализоваться в ближайшем будущем. Так, на саммите «Украина-ЕС» Виктор Янукович обвинил ЕС в нарушении энергетических интересов Украины. «Мы приняли те условия, которые предусмотрены Европейским энергетическим сообществом. Но, к сожалению, со стороны сообщества эти условия нарушаются. Нарушаются интересы Украины», — сказал президент. По его словам, в частности, это происходит, когда в рамках подготовки к строительству «Южного потока» закладываются газовые хранилища в Сербии. «Это наталкивает на мысль, что фактически украинская ГТС девальвирует в своей значимости, и экономической, и политической. У нас есть угроза потери объемов прокачки», — констатировал Янукович. Безусловно, такие угрозы есть. Хотя многих из них украинские власти могли бы избежать, планируя свою энергетическую политику хотя бы на шаг вперёд, и придерживаясь пресловутой «многовекторности» на практике, а не только в теории. Ведь традиционные надежды на Европу, которая сможет каким-то образом отстоять украинские интересы, не оправдались. Брюссель не выделил Киеву ни единого евроцента на модернизацию ГТС, которая, по легенде, после ремонта должна была своей эффективностью доказать преимущества прежнего транзитного пути через Украину. Найти инвесторов со стороны, которые смогли бы обеспечить финансирование модернизации ГТС, тоже практически невозможно. Украинская ГТС пока не банкрот, но привлекательным для инвестиций объектом считаться не может. Несмотря на заявления украинского правительства о том, что в целях расторжения невыгодных контрактов, заключённых в 2009 году, компания «Нафтогаз» будет разделена на несколько независимых частей, эти обещания выполнены не были. Помимо проблем с оплатой потреблённого газа, «Нафтогазу» необходимо обслуживать долги по транзиту. В 2010 году, компания «Газпром» предоставила «Нафтогазу» авансовый платеж за транзит газа в размере 1,8 миллиарда долларов. Без этой своеобразной дотации, «Нафтогаз» не смог бы закрыть кассовый разрыв, возникший после разбирательств с посреднической компанией RosUkrEnergo. Согласно предварительным договорённостям, «Нафтогаз» предполагал выплатить кредит под 4% годовых в течение пяти лет за счет повышения объемов транзита газа через территорию Украины. В том случае, если увеличения транзита в необходимом объеме не произойдет, кредит автоматически пролонгируется. Первую выплату необходимо осуществить в январе 2012 года. Причём, исходя из нынешних ставок транзита, «Нафтогаз» способен накопить, за указанные в договоре 5 лет, в лучшем случае 1,5 миллиарда долларов. И это без учёта процентов. Таким образом, договор неизбежно будет пролонгирован, если только правительство Украины не решит в очередной раз дотировать «Нафтогаз» из средств бюджета. Все остальные возможности исчерпаны. В середине сентября Европейский банк реконструкции и развития планировал выделить «Нафтогазу» недостающую сумму. Но после того, как правительство Украины не осуществило принятые на себя в рамках присоединения к Энергетической хартии, в кредите было отказано. Представители ЕБРР сообщили, что сделка была бы рискованной также потому, что отношение долга к чистым активам «Нафтогаза» равняется 8, тогда как приемлемым считается 4. Руководство Украины признаёт, что модернизировать ГТС в таких условиях практически невозможно. «Есть ли у Украины самостоятельно возможность модернизировать украинскую ГТС? Очень тяжело, очень — это не то слово», — сказал глава Янукович на посвящённой ГТС пресс-конференции в Киеве. По словам президента, модернизация украинской ГТС будет стоить до 7 миллиардов долларов. Что, отметим, близко к проектной стоимости Nord Stream. В такой ситуации, единственная остающаяся у Киева возможность сохранить контроль над ГТС и обеспечить её актуальность в средней и дальней перспективе — это продать часть ГТС либо «Газпрому», либо какому-либо европейскому консорциуму. Но Европа, после запущенного Северного и готовящегося к строительству Южного потоков, вкладывать средства ещё и в украинскую ГТС явно не желает. На это посетовал заместитель председателя правления «Нафтогаза» Вадим Чупрун, хотя, по его словам: «Потенциал этой уникальной системы и по техническим возможностям и по параметрам ее надежности, ее стабильности в работе — сомнений не вызывает. Об этом говорят все сословия Европы, которые получают транзитом российский газ». Неизвестно, что говорят в точности «сословия Европы» по поводу украинской ГТС. Однако глава Еврокомиссии Баррозу подтвердил намерения Брюсселя не принимать очень уж глубокого участия в судьбе украинской ГТС: «Я не буду вмешиваться в отношения Украины и России, но надеюсь, что зимой в Европе будет газ», — подчеркнул Баррозу. Более того, может оказаться так, что угроза «девальвации», о которой говорил Янукович, станет реальностью намного раньше, чем будет запущен "Южный поток«.После проведённого анализа работы газотранспортной сети, представитель администрации президента Украины Сергей Левочкин сообщил, что, оказывается, ГТС не является ценностью сама по себе. Чиновник сообщил, что: «если Украина качает меньше 60 миллиардов кубометров газа в год по своей ГТС, то использование системы становится нерентабельным». К этой цифре имеет смысл присмотреться внимательнее. К сожалению, господин Левочкин не уточнил, нижним пределом какой загрузки является цифра в 60 миллиардов кубометров. Общей, включающей в себя поставки российского газа для нужд самой Украины, или только транзитные перекачки в сторону Европы. Как сообщала пресс-служба компании «Укртрансгаз», с января по декабрь 2011 года через ГТС прошло 142 миллиардов кубометров природного газа, что на 7% больше, чем за аналогичный период 2010 года. При этом транзит природного газа через территорию Украины европейским потребителям, за тот же период составил примерно 95 миллиардов кубометров. Что также превышает показатели 2010 года на 8%. В том случае, если господин Левочкин говорил о транзите в Европу, то украинская ГТС теряет всякий смысл к 2014 году. Именно к этому времени газопровод Nord Stream должен выйти на свою проектную мощность в 55 миллиардов кубометров. Если базироваться на предположении, что потребность Европы в газе не вырастет за два года в несколько раз, то к 2014 году Украине предстоит переправить в ЕС около 40 миллиардов кубов. Что, как утверждает администрация украинского президента, сделает ГТС совершенно бесполезным сооружением с экономической точки зрения. Так или иначе, но продавать украинскую ГТС — всю сразу, или по частям, скорее всего, придётся в самом ближайшем будущем. И наиболее вероятным покупателем будет компания «Газпром». Судя по всему, это начали осознавать самые романтичные апологеты трубы, хотя в достаточно экзотической трактовке. Первый заместитель главы комитета парламента Украины по вопосам евроинтеграции регионов Владимир Вечерко заявил, что Украине газотранспортная система полностью не нужна. «Коль мы располагаемся между Российской Федерацией и Европейским сообществом нужно газотранспортной системы акции продать 33% ведущим европейским странам, 33% — Российской Федерации и 33% оставить в Украине, чтобы это был чисто прозрачный бизнес» — заявил эксперт по энергетике. Понятно, что в этой формуле наглядно проявляется извечное желание «вписать» Европу в любой возможный украинский договор. Находящаяся в очень слабой переговорной позиции Украина старается обрести неких более влиятельных партнёров, чтобы использовать их для давления на Россию. Однако сложно представить, для каких целей «Газпрому», который выступает кредитором украинской ГТС, может понадобиться присутствие в проекте европейского партнера. Существуют, конечно, и альтернативные точки зрения. Некоторые политики предполагают, что Россия, несмотря на наличие обходных путей, должна использовать украинскую ГТС просто как резервный канал для перекачки газа. И дать Украине некие «гарантии» транзита через её территорию. А министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко настаивает на том, что газотранспортная система Украины сохранит свою ценность в полном объёме, поскольку скоро страна будет экспортировать сланцевый газ. Но чем ближе к полной мощности Nord Stream, чем больше шансов на запуск South Stream, чем серьезнее планы по модернизации принадлежащей «Газпрому» компании «Белтрансгаз», тем меньше стоимость украинской ГТС и перспективы её продажи. Путём несложных калькуляций, можно предсказать наступление момента, когда торг станет бессмысленным — он приходится на 2014 год.
Вернуться назад
|