ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий Украины > Ростислав Ищенко: Процесс созревания

Ростислав Ищенко: Процесс созревания


23-09-2011, 12:56. Разместил: gopman

Ростислав Ищенко
президент Центра системного анализа и прогнозирования

 

24 сентября (если в последний момент ничего не изменится) Янукович будет в Москве делать то, что должен был делать полтора года назад, – торговаться вокруг российских предложений. Боюсь, что поздно. Чем занимались украинские власти полтора года, в течение которых им было точно известно, что газовая формула от Тимошенко, вкупе с прочими особенностями контрактов от января 2009 года – петля на горле украинской экономики, готовая в любой момент затянуться? Они ждали и надеялись. Они ждали, а вдруг Москва всё же поведётся на их уморительное предложение профинансировать за счёт российского бюджета украинскую «евроинтеграцию» и согласится дать Киеву возможность компенсировать на российских рынках многомиллиардные потери, неизбежные при подписании соглашения о зоне свободной торговли с ЕС. 
А вдруг русские ещё и цену на газ раза в два снизят и обеспечат украинской экономике хоть плохонькую, но конкурентоспособность.

Они надеялись на то, что «заграница нам поможет». Что Европа заставит Россию удовлетворить украинские газовые запросы. Что США вступятся. Что конъюнктура рынка изменится. Да мало ли на что ещё они надеялись.

Вы скажете, что строить на таких расчётах не то что государственную политику, но даже семейный бюджет может лишь человек откровенно слабоумный. С моей точки зрения, даже слабоумие – слишком мягкая характеристика для того, что творила украинская власть во внутренней и внешней политике в последние полтора года.

Она-то творила и раньше. Но до этого пять лет у власти был Ющенко, а его уверенность в своём мессианском предназначении и в том, что весь мир ему должен, как гордому потомку трипольских укров, подаривших человечеству плуг, колесо, огонь, ватерклозет и прочие блага цивилизации, описывается только в терминах психиатрии.

В общем, надежды не сбылись, как не сбываются надежды не выучившего урок двоечника, что именно сегодня, специально для него школа с утра сгорит (или учитель заболеет) и ответственность нести не придётся. Выяснилось, что зря восемнадцать месяцев президент и премьер, министры и депутаты, эксперты и журналисты корчили из себя недоумков и делали вид, что не понимают, что вступление в Таможенный союз и «формула 3+1» – далеко не одно и то же. Что надежды на ЕС, которому Греции мало, и он обязательно ещё и украинские проблемы решать возьмётся, несостоятельны. Что Европа склонна прощать украинским политикам тупость и вороватость только до тех пор, пока счета Киева оплачивает Россия, но сама платить по этим счетам не собирается. Что США готовы помочь Януковичу выкопать самому себе могилу. И советом готовы помочь, и специалистами, только не деньгами. Но президентом Украины они видят кого угодно, только не Януковича. И «регионалов» у власти тоже не видят.

Надо быть «регионалами», чтобы не понять простую вещь. Американцам, немцам, французам всё равно, чувствуют себя Ахметов с Пинчуком европейцами или нет. Они подобного рода «европеизированным» туземцам уже полтысячи лет как приучены мило улыбаться, до тех пор, пока не придёт время достать мушкет и объяснить, кому здесь всё принадлежит, а чьё место на плантации или в шахте.

Украина интересна американцам и части европейской элиты, продолжающей ориентироваться на Вашингтон, как исключительно нероссийское пространство. Повторю, не украинское, не богатое, не демократическое, а нероссийское. Им не важно, будут здесь концлагеря или просто выжженная земля – главное, чтобы промышленный и человеческий потенциал Малой и Великой России не объединился.

Но любая власть, даже если кажется, что она на века, как правило, быстро меняется. Часто на свою противоположность. Позорный провал «оранжевого» сукина сына и его «боевой подруги» – конкурентки явное свидетельство готовности народа раз за разом менять слишком уж «украинскую» власть на немножко малорусскую. С развитием кризиса сократились и финансово-экономические возможности для удержания у власти в Киеве своих марионеток. Только «интеллектуальные» «регионалы» ещё могли прельщаться «европейским выбором» в тот момент, когда ЕС сорвался в пике и с увеличивающейся скоростью приближался к встрече с землёй.

Но «регионалы» могли прозреть. А ещё более вероятной была их смена на выборах 2012 года. В Вашингтоне умеют считать не хуже, чем мы, и прекрасно осведомлены о том, что среди действующих политиков нет ни одного, пользующегося доверием населения. Они также знают, что больше всего шансов привлечь на свою сторону разочарованных избирателей (которых у нас уже около половины от их общей численности) у политика пророссийской, а не проамериканской ориентации. Как в этих условиях отстаивать свои (американские) интересы?

Да очень просто. Эти «регионалы» – смешные ребята, пытающиеся компенсировать тяжёлое детство и отсутствие систематического образования внешним лоском и «признанием Запада». Они готовы отдать за это признание что угодно, платить любые деньги, даже свои. А когда им говорят, что свои не надо, просто следует как можно полнее «евроинтегрироваться» (например, соглашение о зоне свободной торговли подписать), то они просто ошалевают от счастья. Коммунист Кравчук не сумел, ракетчик Кучма не смог, даже американский муж Ющенко мимо пролетел, а мы – простые донецкие парни да прямиком в ЕС. Во, всех уели!

И начинаются танцы вокруг соглашения о ЗСТ. Дальше главное только вовремя подсказывать ребятам (всё же немножко опасающимся остаться без газа), что Россия никуда не денется – всё равно пойдёт на уступки. Чем дольше «регионалы» ждут этих уступок, чем сильнее увязают в переговорах о ЗСТ с ЕС и в пропаганде её благодетельности для Украины, тем меньше у них шансов вовремя заключить соглашения с Россией и запрыгнуть на подножку уходящего поезда под названием Таможенный союз.

Следствием будет неизбежная гибель украинской экономики в течение шести-двенадцати месяцев, как раз к выборам 2012 года. И беспокоиться американцам больше не о чем. Есть три варианта.

Во-первых, «регионалы» могут столкнуться с оппозиционным большинством в парламенте. Переформатирование всего политического пространства (включая губернаторов и Конституционный суд) произойдёт даже быстрее, чем в начале 2010 года. После этого назначить досрочные выборы президента не сложно. Все реальные кандидаты на таких выборах будут представлять бывший «оранжевый» лагерь. Оппонирующий электорат будет деморализован. Результат – система опять сохранится. Изменятся лишь лица у власти. «Неооранжевая» власть будет жёстче. Многие «регионалы» познакомятся с особенностями печерского судопроизводства. Но экономический базис этой власти будет как никогда слаб, и без зарубежной (американской) помощи она будет балансировать на грани срыва в анархию.

Во-вторых, «регионалы» могут чудом удержать власть. Но это будет пиррова победа, поскольку у них не будет запаса прочности – ни политической, ни экономической – для проведения какой бы то ни было внятной политики. Власть будет стараться дотянуть до выборов 2015 года, а политикум будет срочно искать избираемого кандидата, способного ещё на пять лет законсервировать систему.

В-третьих, напряжение выборами 2012 года, после всего, что произошло, может оказаться роковым, и то, что не довели до конца афганцы 21 сентября 2011 года, доведёт до завершения, в более широком масштабе (включая все центральные органы государственной власти), какая-нибудь другая толпа. Потом, как это всегда бывает, вслед за столицей в революционную анархию сорвутся регионы, и закончится всё полным развалом. На завершающем этапе, по просьбе мирового сообщества, соседи вынуждены будут навести порядок на этнически (или исторически) близких территориях, примыкающих к их границам.

В любом случае, американцы свою проблему решают. Украина, как потенциально сильный союзник России, прекращает существовать как минимум в экономическом, а, возможно, и в политическом смысле. После этого всё равно, какая в Киеве будет власть (хоть даже вообще никакой не будет). 

Если данная территория не способна увеличить российский потенциал, а наоборот, потребует от Москвы больших вложений, для обеспечения безопасности собственно российских границ и для контроля над транзитными путями, то проблема решена сама собой. США не надо закачивать деньги в бессмысленный украинский проект, безуспешно пытаясь надёжно удержать Киев в своей орбите. Разрушение Украины руками украинцев надёжно связывает руки России и откладывает на неопределённое будущее проект создания единого экономического пространства ЕС и ТС от Атлантики до Тихого океана.

Обратите внимание, при этом надежно уничтожается именно промышленность Украины – в основном собственность «регионалов».

Последние полтора года Янукович, правительство Азарова и Рада с завидным упорством и постоянством, в ущерб собственным интересам решают внешнеполитические проблемы США на российском направлении. Визит 24 сентября, в том виде, в каком он анонсирован украинскими СМИ, – первая попытка с украинской стороны провести более-менее конструктивные переговоры. Но только запоздалая.

У Украины нет времени торговаться. Это знают все. И все ждут, когда же Киев решится. Но и Россия не может вечно держать двери Таможенного союза открытыми для Киева. Есть согласованные процедуры и графики введения единых требований ко всем не-членам ТС на всех рынках ТС. Практически к декабрю-январю всё будет решено. Поэтому ЕС ведёт и ведёт с Украиной переговоры и о ЗСТ, и о подписании соглашения об Ассоциации. Главное – не достичь результата, главное – заблокировать результат на российском направлении.

Поэтому, если Янукович решился договариваться в Москве, он не может приезжать со своими альтернативными предложениями (даже если он их называет компромиссными). Он может лишь попытаться, согласившись на российские условия, попросить каких-то небольших ценовых или тарифных уступок.

Украинское руководство должно понять, что Россия хочет строить общеевропейский дом не только с Францией и Германией, но и с Украиной. И это ей выгодно. Но Москва может подать руку Парижу и Берлину и через голову Киева, Варшавы, Риги. Это более накладно, но терпимо.

Украина стремительно утрачивает свои транзитные козыри, и, если быстро не исправить ситуацию вступлением в ТС, то скоро сохранится лишь её военно-стратегическое (в плане геополитики) значение для России.

Однако военно-стратегические вопросы решаются гораздо проще общеполитических. С точки зрения стратегии, ключевой точкой для России является Крым. Это и база флота, позволяющая контролировать всю черноморскую акваторию. Это и непотопляемый авианосец. Это и военный контроль над Украиной, оберегающий от неприятностей в случае размещения на её территории чужих военных баз. Из Крыма они все будут под колпаком. 

Что самое главное, это тыловая база Средиземноморской эскадры, которую Россия собирается возродить. Не зря Кремль разменял Ливию Каддафи на Сирию Асада. Вместо двух неустойчивых, заигрывающих с Западом лидеров Россия получила полностью зависимого от неё Асада, а с ним и сирийские порты, обеспечивающие Средиземноморской эскадре надёжный контроль над Ближним Востоком – ключевым в военно-стратегическом плане регионом планеты. 

В это же время НАТО надёжно увязло в Ливии, распыляя свои силы от Гибралтара до Гиндукуша (Ливия, Ирак, Афганистан). Сегодня, в условиях подрыва экономической и финансовой мощи Запада в результате кризиса, в условиях полураспада ЕС и военной импотенции завязших в заранее проигранных (в политическом плане, независимо от количества военных побед) войнах США и НАТО, Россия способна решить вопрос с Крымом в любое удобное для неё время. Может пока и не решать – подождать, не решится ли он сам.

Таким образом, Украине нечего предложить России ни в военно-политическом, ни в финансово-экономическом смысле. Мы выступаем просителями. Единственный наш аргумент – хоронить нас пока ещё дороже, чем спасать. Он действует, но не бесконечно, за это много не попросишь.

Единственно логичным в этой ситуации решением будет согласие на любые политические уступки с целью получения наиболее благоприятных экономических условий. Поездка в Москву имеет смысл только в том случае, если Янукович готов вести переговоры с лидерами России именно в этом стиле. Если же украинская делегация вновь привезёт сляпанный в недрах МИДа проект «встречных украинских предложений», то нам опять посоветуют сложить вещички в котомочку, убраться восвояси и ещё раз (возможно, последний) хорошо подумать о своей нелёгкой судьбе.


Вернуться назад