ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий Украины > Почему базары работают против горожан?

Почему базары работают против горожан?


22-07-2011, 17:48. Разместил: zwwwz

Деньги, вложенные городским сообществом в строительство и обустройство рынков, работают не на население города и не на селян, привезших продукты горожанам. Нынешнее положение дел на рынках убило всякие разумные представления о базаре как таковом.

Любите ли вы базар?

 

Любите ли вы его так, как я люблю его? То есть, всеми силами души вашей? Нет, не нынешнюю Бессарабку с ее гильдией снисходительных и надменных завсегдатаев, будто прописавшихся над горами экзотических фруктов, мяса или неведомо как попавшей к ним зернистой икры и осетрины, не безликие квадраты базарных рядов, уставленные одинаково глянцевыми баклажанами и помидорами, чье появление никак не связано ни с нашим сезоном, ни с нашим урожаем, не узкие ряды ларьков из металлопластика, где один и тот же ассортимент повторяется в каждом третьем павильончике, выполненном в незамысловатой эстетике общественного туалета, при блистательном отсутствии последнего…

 

Любите ли вы настоящие базар, где, подойдя к прилавку лицом к лицу, встречаете именно того, кто эти помидоры вырастил, или того, чья рука бережно укрыла хрустящие и сладкие, в колючих пупырышках огурцы широкой плетью листьев с желтыми, еще не опавшими, бутонами. Зеленая плеть и защита от солнца и своеобразные знак качества, подтверждения: с моей грядки, мною выращены и собраны только что — видите, листья еще даже не привяли…

 

Признаюсь, ничего нет замечательнее, чем, вырвавшись из Киева, рано-рано проснуться в одном из милых сердцу городов и отправиться на центральный городской рынок.

 

Знаете ли вы, в каких потрясающих кринках с длинными высокими горлышками почерневшей глины привозят топленое молоко на базар в Чернигове? А какого потрясающего вкуса “печной” творог в Измаиле, где в одном углу базара можешь попробовать молдавскую мушку и потрясающий квашеный перец, удивительную брынзу и первую вилковскую клубнику, поспевающую раньше всех на рукотворно созданных в дельте из дунайского ила и плетней островках, дунайскую селедку. А какой потрясающий вкус сливок и сметаны на феодосийском предпасхальном базаре, когда в капле молока — вся гамма буйного весеннего разнотравья Крыма?

 

А Привоз?

 

Сугубо одесская черта: в молочном ряду, помимо традиционных и замечательных сливок, масла и творога, высокими стопками на полметра от прилавка почти на каждом торговом месте возвышаются стопки блинов. Пройди дальше — остановись в изумлении и невозможности выбрать перед 20 видами брынзы или 30 видами копченостей. А рыбный ряд, где огромные ромбовидные калканы, полутораметровые осетры, сомы. Опять таки вилковская дунаечка — соленая и копченая, горы бычка, тюльки, хамсы. Или из той же Бессарабии из-за Аккермана привезенная баранина…

 

Да. А еще в молочном ряду, если вам повезет, можете купить настоящий кныш — пшеничный хлеб, прослоенный в жгуте теста какой-то начинкой, луком со шкварками, сыром с зеленью или сушеной капустой. Как эта женщина из Любашовки готовит его — не знаю, но это выдающееся явление, удивительный хлеб-пирог, сочетающий в себе что-то от штруделя, что-то от русского постного пирога. А попросту — кныш, забытое слово, удивительный вкус…

 

Впрочем, делиться гастрономическими наблюдениями и заметками — дело опасное. Мало того, что посмеются над чревоугодничеством, да еще и сами туда поспешат, тебе ничего не останется. А то того хуже, позвонят и спросят, а какого именно числа и на каком именно торговом месте вы наблюдали осетрину — в период нереста или позже. Да и, сказать по правде, все это уже наблюдаешь со смешанным чувством восхищения, и грусти. Как сказали бы киношники, уходящая натура. И я говорю — Украина уходящая. На наших глазах уходит в небытие, как в воду целый пласт традиционной культуры еды, хозяйствования, шире — естественной народной жизни…

 

Украина — не Эстония

 

Знаете ли вы, любезный читатель, что эстонский крестьянин, вырастивший курицу у себя во дворе, конечно же, вправе зарезать и съесть ее, но не вправе продать ее на базаре. Ибо продавать можно, только продукцию, произведенную на аттестованных или сертифицированных фермах, с присвоением четкого, но вряд ли почетного обозначения: т.наз. “столовые”, которых выращивают из однодневных цыплят в специальных курятниках на глубоких стеллажах; “свободно пасущиеся” или “куры-несушки”. “Свободно пасущие” подразделяются еще на три сорта.

 

Если на этикетке продающейся тушки написано “свободно пасущаяся”, значит, курица провела, по меньшей мере, половину своей жизни на воздухе, и прожила, как минимум, 56 дней. Не правда ли, какие строгие нормы? Если появляется дополнительное обозначение “экологически чистая” — это значит, что курицу вырастили в естественных условиях. Если на этикетке — “органическая”, то значит, ее выращивали не интенсивно, и так далее.

 

Мы — не Эстония, и пока еще только топчемся в предбаннике ЕС, но, разве что, свернув с межрайонной убитой дороги в дальнее село, где сидение на лавочке возле выставленных на обочину нехитрых яблок, груш и огурцов не способ содрать с проезжего цену, поболее киевского супермаркета, а всего лишь лотерейный билетик в надежде нечаянно заработать к пенсии 10-20 грн, стоит присмотреться к панически перебегающим дорогу курам. И заметить, что это не стандартно белоснежные потомки леггорнов, а наши родные рыжие хохлатки. Вот тут стоит остановиться и подождать часик, если вам согласятся зарезать и щипать обычную рыжую курицу. Не столько чтобы себя побаловать, сколько детям показать. Да и опять же, как говаривали в старину, настоящий куриный бульон — еда целебная. Не зря его называли “еврейским пенициллином”.

 

Так вот, пока мы находимся только в предбаннике ЕС, эту рыжую курицу у нас еще можно найти, и попробовать. И убедиться в правильности стратегического выбора пути развития…

 

Но — внимание! Практически гарантирую вам, что в редчайшем случае вы можете купить эту настоящую курицу на базаре, если очень повезет, — на “диком”, “стихийном” рынке, где-то между урной и пивным ларьком, куда волны экономической стихии выбросили наивную деревенскую бабку, решившую конкурировать со всемогущими куроводами, своими двумя-тремя тушками. Горько и жалко смотреть на то, как она пытается кому-то рассказать, кого-то убедить, что ее курица не может продаваться по 20 грн за кг, и не только потому, что 20 грн надо потратить на электричку, а еще гривень 5-7 на то, чтобы добраться от вокзала, и к вокзалу, а еще... а еще... а еще надо успеть, чтобы грозный страж порядка не пнул твою сумку с носка и еще... еще... и еще...

 

Курица, выращенная на крестьянском дворе, выкормленная зерном  без применения энзимов и гормонов, и не рекомендованным Европейским Союзом сухим кормом и овощными белками на основе сои с добавками синтетических витаминов и минеральных добавок, действительно не может стоить дешево.

 

А крестьянка не может выращивать их тысячами, чтобы конкурировать с монополистами и интенсивными методами выращивания и откармливания. Впрочем, по порядку.

 

Традиционные породы менее продуктивны, в индивидуальном хозяйстве сегодня практически нет денег на покупные корма и добавки. Производство птицы даже в самом селе убыточно и нерентабельно. Проще купить в ларьке те же нежно-фиолетовые тушки с дряблой кожей, собранной в складки морщинистой шкурой, чем выращивать нормальную птицу у себя дома, чтобы привезти ее в город на базар и убедиться в том, что там, если и ждет тебя кто-то, то только перекупщик. А вне его пределов — ППС.

 

Крестьянин, фермер, прямой производитель все-таки проникает на рынки, но только в тех случаях, когда привезенная им партия товара достаточно велика и экономически целесообразно платить за место, и когда у него нет выхода, нужно во чтобы то ни стало продать товар самому, или отдать за копейки тем, кто давно и прочно превратил базары из социально-экономического института в глубоко коррумпированную систему.

 

Даже на одесском Привозе, базаре-гиганте, базаре-легенде, нужно быть грамотным и профессиональным покупателем, чтобы купить то, что хочешь, а не то, что тебя заставляют.

 

...Под вторым большим навесом Привоза — овощи и фрукты. Хотите настоящего? Это возможно. Быстренько пробегите все ряды, внимательно присматриваясь к прилавкам. Буквально, через тридцать или сорок метров, и вы внятно различите — вот попеременно чередуясь, стоят явно городского вида девахи и тетки с одинаковым набором овощей. Одни и те же ящики, одни и те же баклажаны, помидоры, перцы, да что угодно. Персики или гранаты, одинаковые цены (возможны вариации в копейки, но это так, для оживления натуры). Пройдя же все ряды, без труда делаете вывод — 60-70% торговых мест занято одним и тем же товаром, который централизовано подвозится и распределяется между внешне незнакомыми и независимыми продавцами.

 

Вот среди оставшихся 30-40% торговцев можно и стоит уже что-то выбирать. На Привозе в самом деле можно кое-что выбрать. Но процент торговцев, так сказать, неорганизованных, диких, например, в Киеве на Лукьяновском или Житнем (подольском) рынках порою опускается процентов до 10-15%. О Бессарабке — молчу. Общая черта — едва вышел из базара, знакомая картинка — три, четыре, пять ППСников занятых традиционной киевской забавой — гонянием бабок. Или культурно — разгоном стихийного рынка.

 

Понятно, что выгнать с рынка людей, годами оккупирующих его и уничтоживших свободную торговлю, милиции не по силам.

 

Нет торговца в своей Отчизне

 

Администрации рынка не выгодны в принципе именно элементы базара — свободное общение производителя продавца и потребителя покупателя на некоей нейтральной профессиональной специально оборудованной территории.

 

Как бы рано ни приехал продавец на любой из киевских рынков, никогда не заполучить ему место в лучших торговых рядах. Все они — давно и прочно разделены между теми, кому положено. Не увидите вы в Киеве ни вечером, ни рано утром картину пустующих торговых столов, даже если они под открытым небом. Все нормальные торговые места заняты. Заняты товаром постоянно. А продавцы подтягиваются к 9. Кстати, вы заметили, что нынче базары как конторы — работают с 9…? А бывало, хорошая хозяйка успевала скупиться до своей работы и не опоздать на нее… Места для торговли свободно не предоставляются…

 

Доказательств этот факт, надеюсь, не требует. Более того, киевляне уже почти смирились с этим. Как, кстати, смирились и одесситы с тем, что огромный современный паркинг под зданием нового Привоза превратился в склад товара для местных монополистов-оптовиков.

 

Произошла дивная метаморфоза — большинство овощей фруктов на городских базарах — импортные. При этом позволю себе предположить, что импорт еще и контрабандный. Постойте полчасика, понаблюдайте. Вот бравый молодец толкает по проходу здоровенную тележку, с которой разбрасывает ящики без маркировки всем “своим” продавцам. Вот он же собирает у них тару. Работает четко организованная торговая сеть, никакого отношения к производителю или даже индивидуальному предпринимателю не имеющая. Если Вы — директор базара, и у вас 60-70% торговой площади занято оптовиками — скажите, будете ли вы пускать сюда же конкурентов им — прямых производителей? Зачем? Чтобы испортить крупнейшему клиенту торговлю? Базары у нас считаются высокоприбыльными коммерческими предприятиями, в то время как функция их в области торговли — вспомогательная, а основная — социальная. Кстати, наше законодательство даже биржи отнесло к неприбыльным организациям, справедливо видя в них один из инструментов цивилизованного рынка, а не посредническую “крышу”….

 

Когда правительство говорит о манипулировании терминами и понятиями в области малого предпринимательства, оно, наверное, имеет в виду именно это. Когда десятки продавцов, оформленных ЧПшниками, реально работают на одного или нескольких хозяев, контролирующих в первую очередь фруктово-овощные потоки в рамках всего мегаполиса. Тот же ассортимент импортных овощей и фруктов будет на лотке возле вашего дома, тот же на троллейбусной остановке, тот же возле метро. Реально снабжение овощами города находится в руках нескольких организованных сетей, и основными точками их влияния и работы являются именно базары.

 

Почему именно базары? Абсолютно понятно: с тех пор как были уничтожены государственные сети овощных магазинов, т.наз. районные ОРПК, центры торговли плодоовощной продукцией и формирования цен на нее переместились именно на рынки. Именно рынки стали диктовать общий уровень цен. Наверняка ведь, вы не раз и не два, скромно посетовав уличной продавщице-лоточнице помидоров (бананов, апельсинов, огурцов) на дороговизну, получали в ответ презрительно-вразумляющее “покупайте на рынке”. Этот совет вряд ли стоит воспринимать как обычную и традиционную невоспитанность. Нет, в нем глубокий издевательский сарказм, порожденный знанием того, что цена на рынке и на уличном лотке зависит от одних и тех же людей.

 

Ни коем образом не хочу и не пытаюсь поставить под сомнение право владельца товара формировать цену на него, но смею утверждать, что городской рынок, коммунальный или частный, является той специфической формой организации торговли, для которой сложившееся ныне положение не может быть признано органически присущим и приемлемым для общества.

 

Нельзя на базаре поставить в равные условия бабушку, выращивающую фрукты и овощи на своем приусадебном участке или огороде, а то и дачных шести сотках, с оптовиками, контролирующими десятки и сотни торговых мест. Не может фермер, собравший и нагрузивший свою “газельку” до прогиба рессор собственноручно выращенными ранними овощами и зеленью, конкурировать с тем, кто в день принимает не одну и не две большегрузные фуры, пришедшие через молдавскую и румынскую границы, контейнеры, доставленные морем из Турции или других стран.

 

Вот здесь-то и происходит подмена. Деньги, вложенные городским сообществом в строительство и обустройство рынков, работают не на население города и не на селян, привезших свои продукты и товары горожанам — они работают на профессиональных торговцев, использующих эту социальную льготу, специальную нишу, зону прямого контакта продавца-производителя с покупателем-потребителем, в совершенно иных целях. Что — кто-то из этих операторов создал современный овощной супермаркет ? Кто-то озаботился созданием баз длительного хранения, чтобы весной дать горожанину бережно сохраненную картошку-капусту по сносной цене? Нет. Проще завезти египетскую картошку, турецкую капусту, сорвать сверхприбыль на ранних овощах, а затем выкинуть на помойку остатки или демпингом добить едва появляющуюся свою, местную продукцию. Нынешнее положение дел на рынках убило всякие разумные представления о традиционном украинском базаре как таковом.Кстати, прямое подтверждение того, что городские рынки утратили свою основную, социальную функцию — проведение властью так называемых “ярмарок”, где как вещают сладкопевцы из пресс-служб — “представлены производители, а цены на 10-20% ниже”. Тьфу… Герои менеджмента, гении организации — на базарах порядок навести пардон, не в состоянии, организовываем разовые базары-ярмарки… Вот уж воистину — жену отдай дяде, а сам иди к … тете… Заметьте, сами ярмарки проводят не на базарах, а подалее… Что — боимся “усатых няней” с базара? Или слишком оберегаем их интересы??? Кроме этого — разрешение массово торговать на рынках промышленной продукцией или товарами легкой промышленности, полностью исказило природу традиционного базара.

 

Ряды контейнеров или стационарных ларьков-киосков заняли площади базаров, и приняли на себя задачу неконтролируемой торговли товарами без документов, сертификатов, санитарных свидетельств и т.д.

 

Базарная торговля, позволившая в начале 90-х наладить какой-то, хотя бы самый примитивный товарообмен, наполнить потребительский рынок, безнадежно уничтоженной благоглупостями Горбачева, сегодня работает против общества, против потребителя.

 

Романтический частник-челнок, везущий в Польшу утюги, телевизор “Электрон”, соковыжималку “Росток” и мельхиоровые столовые приборы, привозивший предметы невиданной роскоши — красные целлулоидные мыльницы, трусы “неделька”, джинсы и пуховики — давно уступил место серым оптовым структурам, заполняющим товарами одними и теми же товарами, десятки и сотни торговых мест на городских рынках. И пусть вам, продавая джинсы, рубашку, зеркало или утюг любезно напишут на клочке бумаги номер контейнера или торгового места с заверениями, что “мы тут на одном месте уже много лет”, все равно ничего общего с нормальной торговлей одежды, бытовой техникой, да чем бы то ни было, это не имеет.

 

Во всем мире существуют блошиные рынки, на которых можно купить старые вещи, или “сток”, остатки нераспроданных и залежавшихся товаров, тому подобное. Но базарная торговля — не может подменить нормально организованную и ответственную торговлю — с полным соблюдением норм защиты прав потребителя и прозрачности процесса.

 

Гордиев узел базара

 

Получается, что крестьянин, не имея возможности прямой и простой продажи своих продуктов, поставлен перед необходимостью продавать где-нибудь. как-нибудь и, соответственно, д о р о ж е, а не дешевле, поскольку связывает свои расчеты не с количеством проданного и произведенного, а с попытками улучив момент, продать подороже, произведя поменьше.

 

Понятно, что и нас в недалеком будущем ожидают многие, достаточно сложные, болезненные процессы, связанные с переходом на евростандарты производства и торговли. К этому надо быть готовым.

 

Так вот позвольте высказать убеждение, что если мы немедленно не предприймем самых жестких и решительных мер к оздоровлению и организации базарной торговли, то новый этап развития рыночных европейских стандартов окажется очень непростым и болезненным, негативно скажется и на крестьянском дворе, и на столе горожанина, и — не смейтесь — на традиционной культуре еды нашего народа.

 

Крестьянин должен ехать в город с возможным большим количеством собственноручно выращенного, предлагать все новое и новое, все более высокого качества и быть уверенным в том, что место на городском рынке для него всегда найдется.

 

Это раз.

 

Необходимо стимулировать именно прямую торговлю и именно на базарах, как самую простую и естественную, наиболее динамичную и выгодную обеим сторонам.

 

Согласитесь, в тот момент, когда между производителем и покупателем проявился посредник, проиграли все. Производитель гораздо охотнее снизит цену для покупателя и продаст ему больше товара, чем оставит 40-50%, если не больше, посреднику. Покупатель с большим удовольствием купит больше товара, если он будет дешевле и гарантированно свеж…

 

Более того, их диалог-торг имеет больше шансов на достижение результата, нежели торг покупателя с посредником, который связан уже понесенными затратами и вынужден страховать свои риски максимальной наценкой.

 

Это не значит, что посредник или оптовик, оперирующий десятками и сотнями тонн продукции не имеют право на существование. Имеют. Но если ты торгуешь импортной продукцией, то вне всякого сомнения и все всяких резонов вся она должна быть легально ввезенной на территорию страны, ее происхождение и качество должны быть подтверждены всеми документами о происхождении и движении, и осуществляться только исключительно в стационарных торговых заведениях. Не прячьтесь за спины крестьян и ЧП, господа именитое купечество….

 

Базар предназначен именно и исключительно для производителя, и его торговые места могут и должны предоставляться только и исключительно на для продажи собственной продукции.

 

Да, могут быть отдельные площадки для торговли средним оптом с автомобилей — мешками, ящиками. Следует надеяться, что им найдется место под крышей возводимых по стране оптовых рынков сельскохозяйственной продукции. Но каждое торговое место в пределах городских рынков должно заниматься в порядке живой очереди реальных крестьян, а не стопки свидетельств ЧПшников

 

Могут ли быть на рынке промтоварные магазины? Да, конечно. В формате т.наз. встречной торговли, т.е. товарами необходимыми для селян. А вот назвать рынком павильоны, торгующие пищевой продукцией промизготовления, наверное, нельзя.

 

Давайте называть вещи своими именами. В данном случае, крупные промпроизводители пользуются своей мощью для продвижения товаров, недобросовестно используя льготы и преимущества, предназначенные для мелкого бизнеса и мелкого производителя.

 

Им вполне по силам создавать свои сети фирменные или специализированные магазины, а не пользоваться индивидуальными ЧП — лоточниками на едином налоге.

 

Предвижу возражения импортеров и крупных производителей — что за дискриминация? Никакой дискриминации нет. Дискриминация — это когда крестьянин, вырастивший собственными руками продукты, не может пробиться сквозь ряды продавцов, обслуживающих крупные товарные потоки и зачастую заполняющих торговые ряды не столько с целью эффективной торговли, сколько в целях недопущения на торговые площади конкурентов и, прежде всего, самих производителей.

 

Так вот только вернув городскому базару его органическое и естественное значение, не только провозгласив, но и на практике гарантировав поддержку мелкого бизнеса, производителя, разнеся по разным уровням и формам организации торговли бизнес различного уровня, можно обеспечить и прозрачность, и социальную, и экономическую эффективность функционирования базаров.

 

Неужто так сложно разобраться в том, кто заказывает музыку на базарах? Неужели сложно увидеть, как завозится оптом товар, как и куда инкассируются “самостоятельными “ продавцами деньги?Неужели так сложно убрать мафиозную прослойку, не допускать контрабандный и не имеющий документов импорт, цивилизовать наконец, торговлю промтоварами? А тот, кто хочет торговать шубами, сервизами, электроникой, пусть торгуют в нормальных магазинах. Выиграют все. В первую очередь, — потребители . Абсолютно убежден, что в решении этой задачи нет ничего сложного. Достаточно просто внимательно, пристально посмотреть на торговые ряды и очень вежливо предложить всем торгующим соблюдать единые правила торговли на рынках. А некоторым — и правила пребывания в стране...

 

Поверьте, ассортимент от отсутствия импортных баклажанов в январе пострадает незначительно. Но турецкая клубника не будет продаваться под видом вилковской, польская щековина или мороженые индюшачьи гузки(внешне так напоминающие сердце, пылающее любовью к нашему потребителю) — под видом продукции отечественных ферм.

 

Страна вот уже 20 лет строит рыночную экономику, в которой должны найти свое место и крупные агрохолдинги, и международный товарообмен, и фермерские хозяйства, и индивидуальная трудовая деятельность. Должна быть создана сложная многоуровневая, но социально ответственная и гармоничная рыночная структура

 

И — пожалуйста, не гоняйте бабку. Не гоняйте бабушек с пучками зелени, не надо. Если не можете для них сделать что-то дельное — то... сами знаете. Кстати, а может за стихийную торговлю вокруг базара штрафовать не бабок надо, а директора базаров и местный ОБЭП, которым больше нравятся воротилы-оптовики? Ну, не сможет перейти к цивилизованному рынку государство, которое не понимает зачем именно нужен базар и не в состоянии навести порядок на нем... Как Вы думаете — сделают?

 

Юрий ГАВРИЛОВ


Вернуться назад