ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий Украины > Украинские флотские традиции. Инструкция по утилизации

Украинские флотские традиции. Инструкция по утилизации


18-11-2021, 11:58. Разместил: Влад 66

Украинский флот в общественном сознании уже занял место в некой серой зоне ― где-то между ВМФ Королевства Лесото и Академией наук Сьерра-Леоне. А вся история «становления» этого флота укладывается в старый анекдот:

Позвал как-то царь англичанина, француза и украинца и дал наказ: «Каждому по коню. Кто сколько проскакал ― того и земля». Англичанин проскакал пять часов. Думает, хватит, а то коня загоню и обратно не на чем возвращаться. Француз скакал 10 часов ― загнал коня и вернулся пешком. Украинец скакал один день, второй день. Конь уже помер, а украинец всё бежит и бежит, наконец при смерти упал, но снял шапку и бросил вдаль с хрипом: «А це на огірки!»

Казалось бы, обычный анекдот, который, как и прочие, эксплуатирует стереотипы о ментальности того или иного этноса, народности или социального класса. Порой эксплуатирует грубо и жестоко. Но когда смотришь на историю украинского флота, как и всей современной Украины, то этот незатейливый анекдот выглядит настоящей притчей.

Сам день ВМС Украины напрямую связан не со спуском какого-нибудь корабля на воду, не с победой в морской битве, а с распилом Черноморского флота СССР, который был столь мощным и материально богатым, что этот трагический процесс затянулся на годы. Подумать только, Украина успела сменить президента с Кравчука на Кучму, а флот всё пилили и пилили. Точка была поставлена только в 1997 году, когда в Киеве подписали итоговые соглашения о разделе флота. При этом ратификацию соглашений украинский парламент затянул до 1999-го, видимо, стараясь кинуть шапочку подальше.

ВМС свежеиспечённой Украины достались 43 боевых корабля и катера (в различной степени боеготовности), шесть кораблей специального назначения, одна подводная лодка, 90 боевых самолетов, а также 28 судов обеспечения. При этом Украина значительно урезала места базирования русского флота и смогла поживиться колоссальной береговой инфраструктурой.

Однако первый гудок грядущей трагедии Черноморского флота конца ХХ века и трагикомедии ВМСУ начала века ХХI прозвучал ещё в июле 1991 года, поэтому, кстати, и День Украинских ВМС празднуют в июле.

21 июля 1992 года группа офицеров, позже прозванных своими же сослуживцами первопредателями, самовольно увела сторожевой корабль СКР-112 из залива Донузлав в Одессу. Сам корабль большой ценности не представлял, хоть украинская историография и расписала его «уход от погони» в виде Чесменского сражения. СКР-112 был технически устаревшим кораблём 1967 года рождения, а вот «первопредатели» заслужили отдельного упоминания для понимания последующей судьбы украинского флота.

Во главе офицеров-угонщиков встал капитан 2-го ранга Николай Жибарев. Показательно, что и Жибарева, и его подельников перед этим «патриотическим» поступком должны были отстранить от службы за некомпетентность и несоответствие занимаемым должностям. В частности, по некоторым данным, Жибарева подозревали в продаже личного оружия.

Кто-то скажет «поклёп», но дальнейшая судьба СКР-112 необычайно созвучна предыстории и прекрасно показывает профессиональные и моральные качества украинских «морских волков». Стоило кораблю прибыть в Одессу, как на Украине раструбили о невиданном подвиге, бывшие офицеры-неудачники стали героями, сторожевик приняли в состав флота, а на некогда боевом корабле устроили кутёж.

Моральный уровень оставшегося экипажа спикировал вниз. В итоге после очередной попойки штурман корабля выпал за борт и утонул. Конечно, часть офицеров, находящаяся ещё по эту сторону трезвой реальности, пыталась обратиться к командованию ВМСУ с просьбой утвердить кораблю имя «Атаман Сидор Белый».

Однако, взглянув на деградировавший экипаж и, соответственно, пришедшую в негодность матчасть, командование отказало патриотам. Уже в 1993-м корабль вывели из состава флота, хотя были предложения сделать из него музей. Видимо, уж очень не хотело командование мозолить себе и людям глаза реальной историей «подвига», которая быстро всплыла наружу. Но это не помешало Жибареву, которому грозила потеря погон в принципе, сделать в ВМСУ головокружительную карьеру.

Куда более трагичная судьба ожидала другой сторожевик ― легендарный СКР «Беззаветный». «Беззаветный» 12 февраля 1988 года совершил смелый манёвр ― навал ― для вытеснения крейсера УРО США «Йорктаун» из 12-мильной зоны СССР у берегов Крыма. В том же году корабль завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке. Кстати, командира «Беззаветного» Владимира Богдашина часть советских дипломатов и прочих партийцев, взявших «горбачёвский» курс на дружбу с Западом, хотела наказать. Но решительного капитана отстояла группа силовиков во главе с председателем КГБ Виктором Чебриковым.

Независимость Украины настигла корабль у причальной стенки. В азарте уничтожения страны о нём будто забыли, а экипаж расформировали. Точка была поставлена в 1997 году. «Беззаветный» превратился в U134 «Дніпропетровськ», продолжая ржаветь и гнить заживо. Но ни модернизировать, ни ремонтировать корабль украинские флотоводцы не собирались в принципе. Дармовое имущество уже в 2002 году вывели из состава флота, а в 2005-м его начали буксировать в Турцию на металл. Но бывший «Беззаветный» затонул в этом своём последнем походе. По одной из версий, затопление было преднамеренным из-за желания получить страховку. Хотя, как знать, может, последнего унижения корабль просто не выдержал и «дал последний бой».

Под каток незалэжности попадали не только боевые корабли, но и сложные научные суда, чью работу не то что оценить, просто понять мало кто способен. Одним из таких судов стал малый гидрограф «Память Меркурия», названный так в честь легендарного брига «Меркурий», заставившего своим напором и манёвром ретироваться два турецких линейных корабля в далёком 1829 году.

«Память Меркурия» вошёл в состав ЧФ СССР в 1965 году и с тех пор занимался химической гидрологией, батитермографическими исследованиями и морской метеорологией. Судно достойно несло флаг ВМФ Союза в Чёрном и Средиземном морях, на Балтике и в Атлантике и т. д.

На волне политического хаоса во флоте в 1995 году «Память Меркурия» оказался в руках Украины. Никто из специалистов не мог понять, зачем черноморской Украине столь специфическое судно. Никто, кроме новых украинских хозяев, которые в том же 1995-м продали судно частной компании «Сата». С тех пор научный гидрограф возил челночников в Турцию за ширпотребом.

Кончилось всё трагически. В конце января 2001 года, возвращаясь из Турции под гордым украинским флагом, судно накренилось и затонуло. Официальная причина проста и прозаична до цинизма ― ради наживы капитан закрыл глаза на перегруз судна. Тела многих пассажиров того страшного рейса так никогда и не нашли.

Однако, как автор описал выше, незалэжность накрыла не только корабельный состав флота. Обустраиваемая десятилетиями береговая инфраструктура и военные учебные заведения также попали под этот каток.

Так, апрельской ночью 1994 года на территорию 318-го дивизиона кораблей Черноморского флота, располагавшегося в Одессе, ворвалось подразделение украинской армии. Свыше полутора сотни человек были вооружены автоматическим оружием, гранатами, и каждый был экипирован бронежилетом. Т. е. операция носила спланированный характер, а подразделение было типичной штурмовой группой.

Ошалевших безоружных моряков ставили к стенке и избивали прикладами. Ужаса происходящему добавлял факт присутствия на территории нескольких офицерских семей, которых бравые украинские вояки тоже выволокли из постелей. Гражданским некуда было идти, т. к. построенные для моряков квартиры отныне отчаянно раздавались расово и идейно правильным украинцам. Территория 318-го дивизиона перешла под контроль Украины, как и многие другие объекты, которые в результате этой «приватизации» вооружённым штурмом пришли в полное запустение и полностью деградировали.

Сильнейшим ударом по всему флоту стал захват зданий и всей инфраструктуры прославленного Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища. Это было уникальное учебное заведение всего ВМФ.

Оно было основано в 1951 году, т. е. задолго до того, как Никита Хрущёв в обход всех процедур передал Крым УССР. Менее чем через десять лет Севастопольское ВВМИУ начало подготовку инженеров-атомщиков для ВМФ. А ещё спустя некоторое время училище фактически стало крупным исследовательским центром.

Уже к концу 50-х в СВВМИУ была создана одна из лучших в те годы лабораторная база по устройству, борьбе за живучесть и управлению подводной лодкой, а также легководолазный полигон и натурный корпус дизельной ПЛ.

А в 1967 году на территории училища был построен целый научно-исследовательский комплекс, сердцем которого стал исследовательский ядерный реактор ИР-100. На этом реакторе проводили исследования в области молекулярной и ядерной физики, радиационной химии, а не просто готовили специалистов для эксплуатации ядерных силовых установок на флоте.

К моменту развала Союза училище готовилось к новому научному и качественному скачку как в подготовке кадров флота, так и в исследовательской деятельности. Но в июне 1992-го поступил приказ свежеиспечённого министра обороны Украины, который потребовал переподчинить Севастопольское ВВМИУ и Черноморское ВВМУ им. П. С. Нахимова начальнику Управления военного образования МО Украины. При этом украинцы требовали игнорировать приказы командования Черноморского флота, хотя переговоры между Кравчуком и Ельциным продолжались.

Офицерский состав СВВМИУ в ответ на этот киевский выпад принял резолюцию, призывающую относиться к СВВМИУ как к стратегическим силам СНГ с подчинением Главнокомандующему ВМФ России. Наслушавшись украинской националистической пропаганды про то, как «москалі зʼїли наше сало» и мифическое «золото Полуботка», офицеры прекрасно могли спрогнозировать грядущий упадок училища и самой культуры русского офицерства. К тому же многие не могли взять в толк, зачем вообще новой Украине такой вуз? Ни одним кораблём или подлодкой с ядерной СУ власти Украины не владели и тем более построить их самостоятельно уже тогда не могли.

Началась настоящая осада училища разнообразными представителями украинской власти. Несколько дней офицеры сдерживали натиск, но в итоге очередной украинский десант проник на территорию СВВМИУ. Училище фактически прекратило своё существование. Часть преподавателей и некоторые факультеты целиком переехали в Россию.

На базе СВВМИУ Украина некоторое время обучала специалистов для собственных гражданских АЭС. В 2012 году реактор ИР-100 был остановлен. Намного раньше этого фактически были уничтожены и распилены на металл экспериментальные учебно-производственные мастерские, лабораторные корпуса и водолазный полигон. Что не смогли сдать на металл, поросло бурьяном. Сколько нужно будет вложить средств, чтобы возродить инфраструктуру после возвращения Крыма, трудно подсчитать.

Если проанализировать все вышеприведённые факты, которые служат лишь иллюстрацией огромного многолетнего процесса, то ясны и причины современного состояния ВМСУ, деградировавшего до катерной флотилии. Флот Украины рождался не в битвах за независимость, не в тяжёлых трудах строительства верфей при скудном пайке времён военного коммунизма, не в становлении собственных кадров через сито тягостей, нет.

Самым мужественным и профессиональным поступком «основателей» украинского флота был угон корабля или рейдерский захват здания. А вдохновение украинские офицеры черпали чаще всего не в любви к Украине, а в решении задач карьерного роста и личного финансового благополучия.

Не пришлось украинским офицерам гнить от американских дефолиантов в тоннелях Кучи, лишь бы обрести независимость, не страдать от малярии в горах Сьерра-Маэстра, как Фидель Кастро и Эрнесто Гевара. Самым опасным заданием для первых морских офицеров Украины традиционно являлась пьянка.

Именно тогда и была заложена общая генетика ВМСУ, в том числе и кадровая. Поэтому можно перекачать в бюджет украинского флота хоть весь бюджет флота Франции или даже США, и если командование не рехнётся от жадности и не начнёт питаться купюрами сразу, то в лучшем случае увеличится плавсостав и будет закуплено пару зарубежных Wunderwaffe. Но это не флот.

И вот последний и единственный «фрегат» Украины «Гетьман Сагайдачний», а по-нашему СКР «Киров» проекта «Нерей», убыл в Николаев на очередной ремонт, который станет последним. Убыл не сам, а на буксире, т. к. корабль не на ходу. С ремонта он уже не выйдет, потому что в духе «основателей флота» многострадальный корабль был вынужден заниматься корабельным «каннибализмом». Для его ремонта детали и целые агрегаты снимали с ещё более хворых коллег или вовсе с недостроенных собратьев по классу. На данный момент сожрали всех…

Сергей Монастырёв


Вернуться назад