Международный валютный фонд ООН начал свою деятельность в 1947 году как один из институтов поддержания того мирового прядка, который сложился после Второй мировой войны. Главный офис МВФ находится в Вашингтоне (США). Украина с 1992 года, почти 30 лет является членом МВФ. За долгие годы сотрудничества наша страна получила кредитов на несколько десятков миллиардов долларов.
Отношения с Международным валютным фондом не были безоблачными, но украинская власть — кто бы при ней не находился — никогда не прерывала отношений с фондом. На сегодняшний день итогом многолетнего сотрудничества с МВФ стал долг в 11 миллиардов долларов, на обслуживание которого уходит до 5% доходов национального бюджета Украины, а экономика страны сократилась на треть.
Конечно, винить в этом только МВФ не стоит. Однако почему так произошло и как долго Украина сможет продолжать верить в то, что МВФ поспособствует стабилизации ситуации в стране и переходу к устойчивому росту, остается под вопросом. За разъяснением Общественная экспертиза обратилась к экспертам.
Общественная экспертиза — совместный постояннодействующий проект «Вестей» и Украинского института стратегий глобального развития и адаптации. Раз в неделю профессионалы критически рассматривают наиболее резонансные решения власти и обращают внимание общественности на возможные риски. Под руководством директора УИСГРА, Виктора Левицкого, эксперты (которым может выступить любой, имеющий общественный авторитет специалист) формулируют рекомендации для улучшения ситуации.
Создается впечатление, что, пытаясь предотвратить «ужасный конец», МВФ превратил украинскую действительность в «ужас без конца». Почему помощь МВФ как минимум не спасла Украину от деградации?
Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра:
— МВФ дает кредит, только с расчетом, что увеличится золотовалютный резерв. Логика какая, МВФ дал кредит, у нас золотовалютные резервы выросли и считается, что если эти резервы находятся на хорошем уровне, то это повышает инвестиционный имидж страны. Но рано или поздно этот кредит надо возвращать, и сейчас ситуация следующая. Мы погашаем кредиты, взятые в 2014-2015 году. Если мы сейчас возьмем новый кредит, то мы погасим старый кредит. Несуразица, да.
Дмитрий Шпенов, народный депутат Украины:
— Помощь МВФ не всегда воспринимается правильно. Многие привыкли ее расценивать как «палочку-выручалочку». Не хватает средств? Зачем придумывать что-то, если есть МВФ. Конечно, хорошо, что такая возможность есть. Но важно не забывать, что подобный путь к отступлению лишает Украину мотивации поддерживать экономику и выбираться из кризиса собственными силами. Развивать промышленность, поддерживать малый и средний бизнес, инвестировать в развитие технологий и многое другое сложнее, чем просто получить очередной заем. Постепенно из «одного из» вариантов финансовой поддержки, МВФ превратился в основной вариант. Чем больше мы будем надеяться на МВФ, тем больше Украину будет затягивать в кредитное болото, и тем сложнее будет из него выбраться.
Руслан Бортник, директор «Украинского института анализа и менеджмента политики»:
— Цель МВФ это прежде всего обеспечения контроля над финансовой системой и экономикой той или иной страны. Но поскольку за МВФ стоят интересы или больших стран, или больших транснациональных компаний, они не заинтересованы в возникновении конкурента. Не одна из стран которая имела длительное отношение с МВФ не стала успешной и процветающей или каким-то конкурентом на внешних рынках. Все, кто добирались из дна, начиная с Китая и заканчивая Беларусью они все сотрудничали с МВФ или очень коротко, или не сотрудничали с МВФ вообще. Если ты регулярно берешь эти кредиты, то твоя экономика уходит в кому. Ты превращаешься в хронического пациента.
Сергей Быков, политолог:
— Нам часто говорят политики, что если не получим очередной транш МВФ, то нас ждет дефолт. И вообще, мы в тотальной зависимости от Фонда и должны ему чуть ли не все деньги мира.
Нам не привыкли говорить, что из 73 млрд долларов прямого государственного долга, Украина должна МВФ чуть больше 4 млрд. Основная масса внешнего долга — это облигации внешнего государственного займа — 23 миллиарда долларов. Почти половину из них (11,8 миллиарда) мы взяли в 2015 году. Напомните, пожалуйста, кто тогда возглавлял НБУ и валил банки.
Внимательные заметили, что я пишу о 73 миллиардах государственного долга, а ведь если прибавить гарантированный государством долг, получается уже 83 миллиарда долларов. Да, это действительно так. Но важно помнить, что гарантированный государством долг — это деньги, которые брали предприятия и органы власти под гарантии государства. Но это же не говорит, что долги нужно покрывать из центрального бюджета. Отдавать должны те, кто брал деньги.
Это все равно, если бы ваш сосед взял микроволновку в кредит и указал вас как поручителя. Вряд ли вы захотите отдавать кредит за соседа. С гарантированным государством долгом та же история. Поэтому сейчас крайне важно, чтобы правительство договорилось с кредиторами и об отсрочке платежей на несколько лет. Ведь в 2020 и 2021 годах Украина должна выплатить 24 миллиардов долларов. Согласитесь, если мы сможем отложить эти платежи на несколько лет, то сможем инвестировать их в промышленность, аграрный сектор и социальную сферу.
Михаил Чаплыга, политический аналитик, правозащитник:
— МВФ — это глобальный финансовый инструмент, позволяющий вам стоить глобальный мировой порядок, на правах рынка, донора мировой экономики. Если правительство соглашается на это, то оно получает соответствующий откат, и страна встраивается в глобальный порядок. Если страна не согласна, то она должна развиваться самостоятельно, быть субъектной. И нести все тяготы субъектной жизни.
Если вы станете частью глобального порядка то, вы делегируете глобальному порядку свою защиту, и многие функции. Вам расскажут, как работает медицина, как должно работать образование, и тд тп. Это можно представить как пенсионера, который имеет много картин. И говорит, что отдаст все эти картины тому, кто будет за ним ухаживать до смерти. МВФ и есть тот ухажер. Но чем быстрее вы умрете, тем быстрее он заберет вашу коллекцию.
Если бы мы сегодня не отдавали вчерашние долги, у Украины были бы десятки миллиардов гривен на развитие экономики, борьбу с COVID-19 и т.д. Однако мы вынуждены брать новые кредиты. Есть ли возможность «слезть с иглы» МВФ?
Александр Охрименко:
— Если бы не было Майдана, то мы бы слезли с этой иглы. На конец 2013 года нам надо было погасить всего 1 миллиард. Но, случился Майдан, и мы набрали новых (кредитов — прим. ред.). Сейчас нам надо погасить 11 миллиардов. Но если не брать новые, то можно и погасить.
Дмитрий Шпенов:
— История не имеет сослагательного наклонения. Нужно отталкиваться от той реальности, которая есть. Отказаться от помощи МВФ можно всегда. Вопрос будет в том, откуда брать средства для наполнения бюджета, для социальных программ, для поддержки бизнеса, за чей счет отдавать существующие долги. Только сильная и самостоятельная экономика поможет Украине отказаться от помощи МВФ. Для этого правительству нужно думать на два шага вперед: проводить реформы, укреплять экономику, повышать ВВП, стимулировать развитие бизнеса. В таком случае мы сможем постепенно выйти на то, чтобы если и продолжать сотрудничество с Фондом, то уже не как страна, которая зависит от кредитов.
Руслан Бортник:
— Есть внутренняя и внешняя возможность. Внутренняя — это аккумулирование внутреннего ресурса, вывод экономики из тени. Эксперты говорят, что 60-100 миллиардов долларов на руках у людей. Эти деньги нужно привлечь в экономику, То ли путем легализации, которую обещали по 5%, то ли упрощения легализации этих средств в облигации займа, украинских, государственных.
Но надо понимать, что большинству игроков их сложно обосновать. Такой механизм не дает внедрить МВФ. Они говорят, что номинально это будет легализация незаконных средств, полученных преступным путем. И потеря контроля МВФ над экономикой Украины. Это сложный механизм.
А простой механизм — это взять деньги в других местах. Я думаю, что Украину с удовольствием бы проинвестировал Китай. При чем в тех же размерах, и не выдвигая требований социального характера. Эти деньги можно искать на других рынках.
Михаил Чаплыга:
— Вопрос же не в МВФ. С ними ничего страшного нет, у них самые низкие проценты, вопрос как раз в глобальных спекулянтах, которые приходят с МВФ. Все вот эти Яресько, пирамида Маркаровой — вот что страшно. МВФ — это финансовый институт, если вы им не вернете денег, то трагедии не случиться, паниковать будут те, кто пришли вместе с ними. Сейчас Минфину разрешили работать с деривативами на вторичном рынке, то есть эти облигации, которые были выписаны в свое время Яресько которые поставили нашу страну в „позу зю‟, не стоят сейчас ничего, в условиях кризиса. Потому что не будет никогда условие роста ВВП в 6%, спрогнозируем его падении в 8%.
Что требуют внешние кредиторы? Они требуют выкупить у них эти облигации. Правительство принимает закон, который разрешает брать новые заимствование, где угодно. Чтобы выкупить эти облигации, ценой наших долгов.
Новые транши МВФ сопровождаются требованиями (увеличение коммуналки, продажа земли, приватизация), которые ослабляют украинскую власть. Которая и так зависит от внешних сил — тех же кредитов МВФ. Это точно не утрата суверенитета?
Дмитрий Шпенов:
— У Украины всегда есть выбор — принимать эти условия или отказаться. Диалог с МВФ — это длительный процесс, требующий умения вести переговоры и находить консенсус. От того, как власть выстроит диалог с Фондом, зависит будущее программ. Сейчас мы видим, что МВФ, по сути, диктует нам, какой должна быть бюджетная, социальная, налоговая политика, какие реформы проводить и как их проводить. Ситуацию, конечно же усугубила и пандемия, которая остановила экономику, заставила переписать бюджет и увеличить его дефицит. Помощь МВФ нужна. Важно, чтобы она не стоила Украине национальных интересов и будущего развития. Важно, чтобы власть не забывала, что МВФ — не панацея и продолжала развитие собственной экономики.
Руслан Бортник:
— Это действительно десуверенизация. Они дошли до того что требуют какие судьи должны быть назначены. Какие органы антикоррупционные должны быть, и кто в них должен сидеть. Они кроме экономического сектора управляют еще и судебной системой, антикоррупционной системой, многими должностями в правительстве.
Но что касательно этих требований то это не просто. Люди, которые ориентируются на внешних кредиторов, эти люди не занимают посты в Украине, эти люди по согласованию, неформальному, формируют это предложение к МВФ, которое потом транслируется в меморандуме с МВФ, которые потом подаются у нас как требования МВФ.
Михаил Чаплыга:
— Это однозначно утрата суверенитета, это внешнее управление. В советское время был термин „компрадоры‟, я над ним смеялся в школе. Это когда приходит продажная часть внутренней элиты, которая за откаты и сладкую жизнь готова сдавать страну в аренду. МВФ не диктует что делать, МВФ хочет понять, что государство вернет деньги, плюс проценты. И как оно это сделает. Если правительство не может дать четкий экономический план для населения, то правительству предлагают план как обобрать собственное население.
Голос улиц
— Что для вас означает сотрудничество Украины с МВФ и как вы оцениваете необходимость нового кредита?
Евгения, предприниматель:
— Любой кредит надо отдавать. Для того, чтобы использовать его с выгодой для себя — эти деньги нужно куда-то вложить, чтоб они дали прибыть. Я не знаю, куда в Украине можно вложить деньги, чтоб получить прибыль. Соответственно эти деньги мы проедим, попросим потом еще и еще. А потом уже все равно, потому что отдавать придется нашим детям, а они, надеюсь, уедут отсюда жить в другие страны. Вот так не патриотично получается.
Нина Алексеевна, учитель:
— Если мы как страна не можем жить по средствам и нам требуются дополнительные деньги, значить нам надо или экономить или эти деньги зарабатывать. Любой кредит — это зависимость от кого-то. Сейчас землю решили продавать, а завтра, например, школы. А что вы удивляетесь? На Западе все образование платное. Бесплатно только для нищих и мигрантов. Только для них и уровень соответствующий.
Заключение общественной экспертизы
Созданный для поддержания сложившегося к середине ХХ века мирового порядка, Международный валютный фонд ООН продолжает выполнять свою прямую функцию, работая в первую очередь в интересах бенефициаров этого прядка. Украина под руководством МВФ направляет усилия на то, чтобы в первую очередь выполнить свои обязательства по поддержанию глобальной финансовой стабильности — вовремя возвращать долги, сдерживать инфляцию, участвовать в транснациональной торговле. Однако интересы развитых стран, отвечающих за стабильность мировых рынков, всегда будут приоритетом МВФ. Украина с этой точки зрения не должна быть мировым «нарушителем спокойствия», а что там происходит внутри страны — вопрос второстепенный. Кроме того, официальные интересы международных институтов (включая МВФ) обрастают «гибридными» интересами частных компаний и лиц, которые продавливают иногда прямо коррупционные решения. В итоге растут внешние долги (не только перед МВФ), а экономическая эффективность государства снижается.
Продолжая сотрудничество с МВФ, Украина будет в первую очередь и любой ценой выполнять его требования, а уж затем заботиться о собственной экономике. На сегодняшний день это привело к тому, что граждане и предприятия нашей страны работают на возвращение старых кредитов и для получения новых. Понятно, почему эта «стабильность» так и не переросла в экономический прогресс и инвестиционную привлекательность. Все это Владимир Зеленский понимал, еще будучи актером, когда в роли президента Голобородько мобилизовал украинский бизнес на то, чтобы рассчитаться с МВФ и начать жизнь без долгов. В реальности все оказалось явно сложнее. Но это не отменяет главной истины: необходимо тратить деньги не на проценты кредиторам, а на национальную инфраструктуру и экономику. Тогда у Украины появится и инвестиционная привлекательность, и собственные резервы для преодоления кризисов, подобных сегодняшнему.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.