ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий Украины > Ужасный Налоговый кодекс? Вы Жилищный не читали - он страшнее!
Ужасный Налоговый кодекс? Вы Жилищный не читали - он страшнее!6-12-2010, 21:29. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Который день в Украине кипят страсти по Налоговому кодексу. Десятки тысяч представителей малого и среднего бизнеса вышли на площади столицы и многих крупных городов страны с тем, чтобы защитить свой бизнес. Они выражают категорическое несогласие с нормами, установленными в налоговой конституции, называя их ничем иным, как "налоговое рабство". Тем временем представители власти и авторы кодекса продолжают настаивать, что ничего страшного в нем нет. А все те ужасы, которые передаются из уст в уста - это "черная работа оппозиции". Оппозиция же (которую, кстати, не сильно хотят подпускать к "налоговому Майдану"), продолжает настаивать на том, что Налоговый кодекс в конечном итоге приведет к уничтожению украинской демократии, поскольку скрыто или прямо власть хочет только одного - иметь базисное влияние на миллионы малых предпринимателей, сегодня от нее не зависящих. Точку в этом споре должен поставить и уже в ближайшие дни Президент Украины Виктор Янукович. В минувший уик-энд он побывал в гостях у предпринимателей - палаточном городе - и обнадежил, что вето возможно, но после заключения специалистов, которые в экстренном порядке взялись разбирать кодекс "по буквам". Однако "налоговый Майдан" может оказаться лишь цветочками. В ближайший четверг, 2 декабря, Верховная Рада Украины должна рассмотреть проект Жилищного кодекса (ЖК) во втором чтении. Разработанный документ призван заменить действующий ЖК УССР, принятый еще в 1983 году. Уже сегодня ЖК окрестили как "Хищный-Жилищный" кодекс, поскольку, среди множества противоречивых норм, он еще и урезает право на жилье. Уже сегодня аналитики и правоведы утверждают, что в случае принятия всех его нововведений, они мгновенно могут увеличить количество палаток на "майданах" страны. Об этом говорит и известнейший в Украине адвокат Татьяна Монтян в своей статье: "Вас ужасает проект Налогового Кодекса? Вы еще не читали проект Жилищного!" Проанализировав документ, она пришла к выводу: "Перед людьми, которые спланировали грандиозную аферу, прописанную в проекте Жилищного кодекса, могут с уважением и завистью снять шляпу вдохновители и затейники, устраивающие игры вокруг государственных, коммунальных или частных денег в стиле "распыление & откат". И дело тут вовсе не в отчуждении жилья ради мифических "общественных потребностей", и даже не в пене за несвоевременную оплату услуг ЖКХ. "Все эти ужастики служат для забалтывания и сокрытия НАСТОЯЩЕГО ужаса, который подстерегает всех нас с принятием этого Жилищного кодекса в предложенном депутатам варианте, - утверждает Татьяна Монтян. - Настоящая цель на самом деле значительно серьезнее, потому она и "прячется" в нескольких статьях среди 127-страничной отборной бредятины. Эту цель можно сформулировать достаточно коротко: всех граждан хотят сделать крепостными так называемых "исполнителей услуг по управлению жильем". В тексте проекта ЖК также указано, что эти организации должны "... соответствовать специальным квалификационным требованиям, установленным Кабинетом Министров Украины". Татьяна Монтян объясняет, почему крепостными: "Потому что каждый дом обязан будет выбрать себе такого "исполнителя", и только одного. Тем домам, которые не захотят/не смогут найти себе хозяина-феодала самостоятельно, его в принудительном порядке назначат органы местного самоуправления". А потому с вероятностью в 99,9% юрист прогнозирует: "Украина будет поделена на "зоны влияния" заинтересованных группировок. Они создадут конторы "Рога и Копыта", которые получат "благословение" Кабмина "грабить караваны", т.е. - заключать договоры на обслуживание домов. При этом, конечно же, эти "блатные" феодальные конторы сами никаким обслуживанием заниматься не будут. Ибо не для того они создаются - "грязную работу" по предоставлению жилищно-коммунальных услуг непосредственно будут делать те же люди и организации, которые и сейчас, но - в порядке субподряда, за откаты и после "заноса". Кроме того, продолжает адвокат, для "государственного надзора и контроля" в Украине хотят создать очередного бюрократического монстра - Государственную жилищно-коммунальную инспекцию. "Это новейшее чучело будет иметь собственные территориальные органы, призванные следить за тем, чтобы центральные и местные органы исполнительной власти, Совет министров АР Крым, органы местного самоуправления, а также предприятия, учреждения, организации, граждане придерживались требований законодательства, стандартов, нормативов, норм, порядков и правил. В частности, содержание, использование, обслуживание, эксплуатация жилищного фонда; ведение учета, обследование и паспортизация жилищного фонда; содержание, обслуживание, эксплуатация объектов коммунального хозяйства; формирование цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги", - проинформировала она. Непомерными, по словам Татьяны Монтян, планируются и полномочия Госжилкоммунинспекции, которые будут включать даже право "...беспрепятственного доступа в установленном порядке к объектам жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства независимо от формы собственности" (!) "Что там будет еще - даже представить страшно, поскольку именно Положение о Госжилкоммунинспекции еще должно быть утверждено Кабинетом Министров Украины", - отмечает адвокат. Если кто-то хочет сказать, что не будет подписывать договоры, - не выйдет, поскольку и такой момент предусмотрен авторами ЖК: "Договор... может быть заключен как в виде индивидуально договора с предложениями потребителю (что подлежит письменному оформлению) - путем заключения такого индивидуального договора, так и в виде публично предложенного договора с предложениями потребителю (не подлежит письменному оформлению) - путем публикации предложения в местных средствах массовой информации" (!) Несмотря на то, что Главное юридическое управление Верховной Рады Украины сделало вполне однозначный обобщающий вывод - "законопроект требует существенной доработки с учетом замечаний Главного юридического управления и направления на повторное второе чтение" - вряд ли это остановит процесс его принятия. Как говорится, лед тронулся… И тут хочется вернуться к теме "майданов", "цветочков" и "ягодок" и напомнить представителям "верхов": если не учитывать интересы граждан, делегировавших их во власть, эти граждане могут поднять бунт и поменять власть, как это уже случилось в 2004 году. Кстати, о недовольстве граждан. Его могут усилить ряд пунктов, о которых, как уже отмечалось, говорят и юристы, и правозащитники. В частности, юрист Юрий Лебедев считает, что среди нововведений - хорошо забытое старое: в новом ЖК вернут пеню на долги за квартплату, которая составит 0,1% в день от суммы долга. Размер пени за несвоевременное внесение платы за дополнительные услуги может быть еще выше, оговариваясь в договоре (ст.112). В 1996 году пеня была отменена, так как государство признало за гражданами неспособность оплачивать услуги из-за экономического кризиса. Но натиск Международного валютного фонда заставил позабыть о таком нюансе. При этом жильцам придется отказаться от многих благ, ставших привычными. По мнению экспертов, принятие ЖК станет очередным ударом по системе социальной защиты, унаследованной от советской эпохи. Юрий Лебедев отмечает, что сейчас, по сути, нет оснований выселить человека из неприватизированного жилья без предоставления временного. "Крайняя" ст.116 "нарушение правил социалистического сожития" практически не применялась. Теперь расчет законодателей сугубо рыночный - для расторжения договора найма достаточно "нарушения установленного порядка оплаты" ЖК (ст.128). К тому же договор о найме жилья государственной или коммунальной формы собственности всегда составлялся на неопределенный срок. Зато ст.77 проекта предусматривает разрыв договора найма по истечении срока. "Даже объяснять ничего не придется!", - говорит юрист. Кроме того, по его словам, речь идет уже не о реализации гарантированного государством права на жилье, а о специфическом договоре аренды: полагать так позволяет ст.106, предусматривающая право нанимателя взыскивать плату за найм. Капитализм без собственности Сейчас соблюдение правил бессрочного договора найма является условием его дальнейшей приватизации. По словам разработчиков проекта, "социалистический" кодекс не отображает специфики отношений приватизации. Но из норм проекта всплывает слишком примитивный вариант урегулирования вопроса. Ведь институт приватизации может вовсе отойти в прошлое: приватизации не подлежит жилье, предоставленное государством после вступления нового кодекса в силу (ст.117)! Вселяют ужас и нормы о переводе жилищ в нежилые помещения. Согласно ст.11 проекта, основаниями для этого являются: 1) признание в установленном законодательством порядке жилого здания, другого жилого помещения непригодным для проживания людей; 2) принятие в установленном законодательством порядке решения об изменении функционального назначения жилого здания. Как и в действующем кодексе, перепланировка даже приватизированной квартиры совершается при согласии местных властей. Однако возникают и новые ограничения. Документация о выполненных работах, связанных с ремонтом квартиры, должна быть зарегистрирована в бюро технической инвентаризации в течение трех месяцев со дня завершения таких работ (ст.171). Естественно, такой порядок не способствует уменьшению уровня коррупции. Пострадают "хрущевки" Точнее их жильцы. В проекте, даже если 90% из них против реконструкции, дом все равно может пойти под снос. А тем, кто не согласен на условия компенсации, могут предложить жилье согласно закону "О принудительном переселении при общественной необходимости" в пределах города. Тогда как согласным на реконструкцию должны предложить жилье в том же микрорайоне. Как отмечает один из разработчиков кодекса, и.о. замглавы Киевгоргосадминистрации Александр Мазурчак, без принятия документа будет сложно решить проблему с заменой старых домов, прежде всего "хрущевок", на современные здания. "Нынешний ЖК не предусматривает такого понятия как реконструкция микрорайонов, поэтому работать очень сложно, необходимо согласие всех жильцов. Но предусмотрено, что владелец жилья должен получить квартиру не хуже, чем ту, в которой он проживает", - говорит он. Тех, кто будет против, по словам чиновника, власти переселят через суд, с предоставлением равноценного жилья или выплатой его рыночной стоимости. Между тем ст.166 о комплексной реконструкции устаревших кварталов "путем реализации инвестиционных проектов" может послужить интересам застройщиков. "Самым устаревшим жилым фондом окажется тот, где самая дорогая земля или хотя бы там, где застройщику не придется вкладываться в строительство городских коммуникаций с нуля, - предполагает Юрий Лебедев. - Термин "компенсация" явно указывает, что речь идет не о полном возмещении стоимости или о выкупе - торгов не будет, ведь выселяться придется в любом случае". Тут нужно отметить, что среднерыночная стоимость квадратного метра жилья не учитывает ни престижность района, ни доступность транспорта, ни экологию. Принудительная приватизация Кодекс способен придать негативный окрас понятию "частная собственность". Ведь лифты, крыши, парадные, инженерные сети станут объектами общей совместной собственности (ст.137). Следовательно, долг в 50-60 млрд грн за жилой фонд, который годами не ремонтировался, перейдет жильцам, так как порядок финансирования ремонта не урегулирован должным образом. Даже глава Киевгоргосадминистрации Александр Попов признает справедливым вариант, при котором бы государство вначале отремонтировало принадлежащий ему жилой фонд, а потом уже передало его в руки жильцов. Вызывают замечания и другие аспекты функционирования объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). Согласно ст.59, решение о создании ОСМД может принимать заказчик строительства дома, даже вопреки воле жильцов. Та же статья предусматривает, что орган местного самоуправления формирует наблюдательный совет для временного управления многоквартирным домом в составе своего представителя, представителей застройщика, органа самоорганизации совладельцев многоквартирного дома. Глава всеукраинской общественной организации "Демократический альянс" Василий Гацько считает, что такая формулировка поспособствует появлению на рынке ЖК компаний, находящихся в привилегированном положении. "Наблюдательный совет, согласно кодексу, будет определять исполнителя услуги по управлению жильем. Поскольку большинство в этом органе будет подконтрольно застройщику, то становится понятным, что набсовет отдаст предпочтение управляющей компании, созданной самим застройщиком, либо же приближенной к нему", - заявил он. Отметим, что сейчас власть создает условия для приватизации комплекса ЖКХ. "Статья 59 должна быть полностью исключена из кодекса", - уверен Василий Гацько. Впрочем, чиновники признают, что проект Жилищного кодекса учитывает далеко не все предложения жилищных организаций, и все же прогнозируют, что нововведения ЖК поддержат и сами потребители. Однако о готовности актов, подобных новому Жилищному кодексу, можно будет говорить лишь только тогда, когда ему рады будут не только звенья власти, но сами граждане. По материалам InfoPorn, Багнет Вернуться назад |