ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий Украины > Мертвая свинья, позор и свитер Шуфрича. Как Верховная Рада землю продает. Мнения экспертов

Мертвая свинья, позор и свитер Шуфрича. Как Верховная Рада землю продает. Мнения экспертов


13-11-2019, 16:57. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Мертвая свинья, позор и свитер Шуфрича. Как Верховная Рада землю продает. Обобщение на 14:00

Мертвая свинья, позор и свитер Шуфрича. Как Верховная Рада землю продает. Обобщение на 14:00
Верховная Рада в среду, 13 ноября, рассматривает суперважный вопрос рынка земли сельскохозяйственного назначения. В украинском обществе эта тема вызывает настолько серьезный резонанс, что власти изначально ожидали массовых беспорядков. Обзор главных событий по состоянию на 14:00

Правоохранители в Киеве усилили меры безопасности — полицейские и нацгвардейцы несут службу в усиленном режиме, сообщили журналистам в МВД Украины.

Под стенами Рады митингуют фермеры, требующие снять законопроект об открытии земельного рынка с повестки дня как преступный и не допустить продажи земли.

Их агитация порой даже слишком наглядна. К примеру, активисты «Всеукраинской аграрной рады» принесли под стены здания парламента мертвую свинью в гробу, выразив таким образом протест против похорон украинского животноводства.

«Толкотня» за землю

Украинский парламент в этот день должен рассмотреть 11 законопроектов о рынке земли. Депутаты сразу предположили, что в Раде будет рукоприкладство.

Так, нардеп от «Евросолидарности» Петра Порошенко Ирина Геращенко увидела признак приближающегося физического противостояния народных избранников в том, как одет депутат Нестор Шуфрич.

«Как парламентский старожил, напомню одну "примету": если Нестор пришел не в костюме-галстуке, а в черном свитерке — будет толкотня. Работает ли эта парламентская байка этого созыва? День покажет», — написала она на своей странице в Facebook.

 И вскоре в Раде действительно стало жарко. Депутаты от «Оппозиционной платформы — За жизнь» заблокировали трибуну, развернули плакат «Не дадим разворовать землю!» и скандировали «Позор!»

 

Позднее их оттеснили от трибуны представители пропрезидентской партии «Слуга народа» и сами её заблокировали.

Один из лидеров фракции «Оппозиционной платформы — За жизнь» Юрий Бойко заявил, что таким образом представители монобольшинства демонстрируют стремление продавить закон о продаже земли вопреки воле украинского народа и своим предвыборным обещаниям.

«То, что они таким способом — оккупировав трибуну Верховной Рады — пытаются отгородиться от людей и не дать выступить другим депутатам, еще раз показывает, насколько они боятся народного гнева. Но что бы они ни делали, мы не дадим им принять этот закон, этого не даст сделать народ Украины», — написал Бойко у себя в Facebook.

«Как дети со спичками»

В итоге депутаты все же смогли подходить к трибуне, и не только сторонники земельной реформы. Так, Сергей Шахов в ходе своего выступления сказал, что его коллеги по парламенту из «Слуги народа» напоминают ему детей со спичками, затеявшими опасную игру.

«Сегодня я вижу в этом зале — в политическом смысле — детей, которым дали спички, которые хотят сжечь нашу землю. Будьте взрослыми! С холодной головой принимайте решения», — призвал Шахов депутатов.

 

По его словам, «нет» продаже земли сказали люди в разных регионах страны. При этом в страну хотят зайти транснациональные корпорации, которые хотят выкупить украинскую землю, подчеркнул политик.

 

Лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко в своём выступлении обратила внимание на то, что законопроект позволяет скупать украинскую землю иностранцам.

«Мы с вами открываем путь для того, чтобы в глобальном мире тот, у кого больше денег, имел еще и Украину, причем в полном смысле этого слова», — заявила она.

Позднее фракции «Батькивщина», «Голос», «Европейская солидарность» и депутатская группа «За будущее» обнародовали заявление с призывом отложить рассмотрение вопроса снятия моратория с продажи земли.

Глава фракции «Голоса» Сергей Рахманин заявил, что если законопроект о рынке земли будет рассмотрен, то сначала произойдет раскол в Раде, а потом и очередной раскол в стране.

Это провал

В целом можно констатировать, что информационная кампания по рынку земли провалена, заявил бывший советник министра здравоохранения Украины Дмитрий Раимов.

«Власть проиграла эту битву информационно. Самая провальная информационная кампания власти. И плоды ее вкусят все на местных выборах», — написал он на своей странице в Facebook.

Поэтому призывы главы правительства Алексея Гончарука о необходимости принять законы об обороте земли выглядели неубедительно.  

А ведь в стране достаточно много и других нерешенных резонансных вопросов. Так, протесты аграриев под Радой могут смениться демонстрациями шахтеров.

«Вопрос продажи земли очень важный… Но я буду говорить о тех, кто сейчас находится под землей, — о шахтерах Луганской области, которые вторые сутки находятся под землей… Сейчас под Раду приехали аграрии. Если сюда приедут шахтеры, то кому-то в зад загонят отбойный молоток», — заявил он.

Вскоре после этого Рада ушла на перерыв, к 14:00 голосования по законопроектам о земле еще не было.

 

 

источник

 

Парламент Украины обсуждает рынок земли. Мнения экспертов

Парламент Украины обсуждает рынок земли. Мнения экспертов
В среду, 13 ноября, парламент Украины приступил к рассмотрению законопроектов по земле, фактически отменяющих мораторий на её продажу. Площадь их составляет 42,7 млн га, или 70% всей территории страны, а площадь пашни — 32,5 млн га, или 78,4% всех сельхозугодий

Для запуска рынка земли нужно провести через Раду закон об обороте земель сельхозназначения. Этот законопроект Кабмину было поручено подать еще до 1 марта 2019 года как раз законом о продлении моратория. Но этого сделано не было, хотя в Верховной Раде лежат четыре соответствующих законопроекта.

11 ноября президент объявил, что между первым и вторым чтением в действующий проект закона будут внесены правки, согласно которым право покупать и продавать землю будут иметь только украинские граждане и украинские компании, основанные исключительно украинскими гражданами.

 

«Иностранцы и компании, которые имеют среди основателей иностранцев, получат право покупать украинские земли только в случае, если на это будет дано согласие народа Украины на всеукраинском референдуме. Соответствующий пункт будет содержаться в законе», — сказал Зеленский.

Верховная Рада в ближайшее время разработает и примет закон по видам и механизмам референдума.

Также 11 ноября премьер-министр Алексей Гончарук посетил согласительный совет ВР и призвал народных избранников рассмотреть «земельные» законопроекты.

И вот, наконец, сегодня, 13 ноября, Рада рассматривает законопроекты о рынке с/х-земли, системе управления и дерегуляции в сфере земельных отношений, продаже участков гос- и коммунальной собственности или прав на них через электронные аукционы. Во втором чтении Рада рассмотрит законопроекты об использовании земель обороны и администрировании налогов на рынке земли.

Между тем, фермеры вышли на улицу в знак протеста. Они поддержаны парламентской оппозицией.

Единственный способ лишить проект голосов

Замдиректора Украинского института анализа и менеджмента политики Кирилл Молчанов отметил, что единственный путь, которым сейчас можно отстаивать национальные интересы Украины в контексте земельной реформы, — это акции протеста и позиция парламентского меньшинства. Чтобы это был реальный рынок земли с учтенными интересами малых и средних фермеров, а не «базар земли».

«Рынок земли должен был открыться с 1 января 2020 года, затем (премьер-министр Украины Алексей) Гончарук заговорил о 1 октября 2020 года. Сейчас уже говорят о неких предохранителях в виде украинских компаний (власть обдумывает механизм покупки участков земли сельхозназначения только украинскими компаниями. — Ред.). Власть пытается угодить обществу, которое не принимает доступ к рынку иностранцев. Думаю, ко второму чтению закон будет еще больше сглажен», — предполагает Молчанов.

Эксперт добавил, что свежие соцопросы показали: большинство украинцев против отмены моратория на продажу с/х-земель. А общественные замеры, видимо, оказывают влияние на решение власти. И пока что ни президент Украины Владимир Зеленский, ни Алексей Гончарук не горят желанием идти в клинч с общественным мнением, которое является категорически негативным.

«То есть они не хотят брать максимальную ответственность за непопулярные действия», — видит политолог.

К тому же неясно, найдутся ли голоса для принятия закона о рынке земли и какие настроения внутри правящей фракции «Слуга народа» касательно этой темы. Ее «слуги» обсудили на закрытом заседании политсилы.

Опасные пестициды от перекрасившихся «порохоботов»

Законопроект #2089 в контексте земельной реформы в Украине разрешает ввозить в страну незарегистрированные пестициды и гербициды. Если депутаты его примут, то черноземы и граждане подвергнутся химическим экспериментам.

Об этом предупреждает председатель Ассоциации животноводов Украины Ирина Паламар.

В этом проекте закона исключается норма, при которой ввоз и применение незарегистрированных в Украине пестицидов возможно только в случае документального подтверждения их государственной регистрации в стране производства.

В прошлом созыве, напомнила Паламар, проект прошел профильный комитет и попал в Верховную Раду, но не был проголосован.

«Авторы этого проекта: Чайковский Иван Адамович — я думаю, что он просто не читал документ; Кучер Николай Иванович — он в прошлом созыве толкал этот законопроект; Билозир Лариса Николаевна — дочь Кучера, тоже, видимо, не читала законопроект. Устенко Алексей Олегович и Юрчишин Петр Васильевич — тоже, очевидно, не читали проект», — прокомментировала эксперт в области животноводства.

 

Интересно, что если Чайковский — самовыдвиженец и член «Аграрной партии», то Петр Кучер был членом фракции «Блока Петра Порошенко», а в этом году попал в парламент от партии «Слуга народа» президента Украины Владимира Зеленского. Петр Юрчишин также состоял во фракции БПП, а прошел в Раду как безпартийный самовыдвиженец. Лариса Билозир в 2015 году стала депутатом Винницкого облсовета от БПП. И только Алексей Устенко из «Слуги народа» ни в каких партиях ранее не состоял.

Под гнетом «Монсанто»

Аграриям грозит и другая мощная опасность. Стратегические сельскохозяйственные предприятия, институты, которые создают сорта пшениц и зерновых (к примеру, Национальная академия аграрных наук) уничтожаются транснациональными корпорациями — олигополиями и монополиями.

«Мы практически не используем наши сорта пшеницы, а покупаем ее у «Монсанто» (мировой лидер биотехнологии растений, производит ГМО-семена и сельзозкультуры, имеет завод в Украине) и у подобных компаний. Через несколько лет, когда уничтожат нашу науку, НИИ, когда госпредприятия пустят с молотка, «Монсанто», которое продает нам все зерно, завтра скажет: «По закону об интеллектуальной ответственности вы должны нам платить 30-50% от прибыли», — предвещает аналитик АПК.

Земля стоит столько, сколько стоит ее продукт

Экономист Андрей Вигиринский развеял миф о том, что при обороте сельхозземель на рынке их участки будут стоить во много раз дороже, чем сейчас, при аренде. Так, сказал эксперт, 1 га украинской земли генерирует $600-700 экспортной выручки. А, например, в Нидерландах 1 га земли дает $47 тыс. экспортной выручки.

 

По его словам, стоимость земли не всегда высчитывается исходя из баланса спроса и предложения. Если земля рассматривается как средство получения продукта в виде сырья, которое можно переработать и которое может включать в себя стоимость маркетинга, логистики, рекламы, международной торговли, то необходимо смотреть на показатели генерированного дохода.

«Либералы из Кабинета министров говорят, что рынок увеличит цену земли. Их аргумент очень несостоятельный. Стоимость увеличится в зависимости от того, какую прибыль она дает собственнику», — раскритиковал государственный подход аналитик.

Забота о мелких фермерах

Также Вигиринский, ссылаясь на доклады отечественных ученых (которые, в свою очередь, руководствовались в своих работах декларацией ООН 2018 года о правах крестьян, отметил, что основной целью земельных отношений в мире должно стать увеличение доли сельхозпроизводителей. Только маленьких и средних, а не крупных латифундий. Это станет центром жизненных интересов, источником не только заработка, а и дополнительной стоимости земли.

«Если толковать эту декларацию как обязательную для стран-участниц, то, открывая рынок для украинских компаний, учредителями которых в будущем могут стать иностранцы, мы идем вразрез с общемировой политикой», — сказал финэксперт.

И заметил: рабочие места в аграрной отрасли Украины дают отнюдь не отечественные агрокомплексы и не агркомпании с иностранным капиталом, имеющие возможность внедрять высокие технологии. А именно они вкупе с земельными банками делают их бизнес высокомаржинальным.

Продовольствие — стратегический вопрос

По его мнению, рынок с/х-земель должен быть утвержден. Вернее, должно быть узаконено право собственников земельных участков ими распоряжаться. Но вместе с тем цель распоряжения своей собственностью должна быть «центристской». Ведь на землю нужно смотреть как на средство производства продукта. Он дает экспортную выручку и обеспечивает национальную безопасность в части обеспечения продовольствия.

«Когда через 10-20 лет перед нами встанет проблема невозможности обеспечения страны сельхозпродукцией, то тогда все станут остро разговаривать о том, что рынок земли, в котором латифундии иностранного капитала приобрели в собственность наши сельхозземли, не получил планируемого эффекта», — считает экономист.

Следовательно, в смысле распределения национального богатства важно понимать, что целью государства должен быть такой рынок, где земля генерирует допресурс, который должен оставаться в Украине. Потому что налоги аграриев распределяются между всеми гражданами страны.

Он сказал — он сделает. Но нужна концепция

Примечательно, что Андрей Вигиринский убежден: если президент Владимир Зеленский пообещал референдум по рынку земли, он состоится. Аналитик считает, что во время голосования за любые проекты закона о рынке земли главе государства «об этом напомнят свои же депутаты «Слуги народа», которые весьма неоднородны и где сейчас проявляют себя левого направления люди, которые никогда не отдадут свои голоса за проект».

«Нормы, которые вытекают из обращения президента нужно либо готовить отдельно к первому чтению. Либо, условно говоря, пусть депутаты не обещают приходить к нему (президенту. — Ред.) между первым и вторым чтением. Нужно полное понимание концепции», — заключил эксперт.

 

источник

 

Земельная реформа. «Стрелочник» Зеленский и два локомотива, несущиеся навстречу друг другу

Земельная реформа. «Стрелочник» Зеленский и два локомотива, несущиеся навстречу друг другу
Верховная Рада Украины приступила к рассмотрению нескольких законопроектов, касающихся земельной реформы. В случае их принятия уже в 2020 году на Украине заработает рынок земли, на котором будут свободно продаваться сельхозугодья

В украинском парламенте зарегистрирован ряд законопроектов об открытии рынка земли. Комитет по вопросам аграрной и земельной политики рекомендовал Раде поддержать за основу законопроект № 2178-10, который предусматривает запрет иностранцам покупать земли до 2024 года. Однако этот запрет не касается компаний, которые уже сейчас арендуют земли и работают на Украине — они смогут покупать земли с 1 октября следующего года наравне с украинскими компаниями.

В соответствии с планом работы Верховной Рады, на пленарной неделе 12-15 ноября народные депутаты должны были рассмотреть 11 вариантов законопроектов об открытии рынка земель утром 12 ноября, но перенесли заседание на 13-е.

Хотя правительство без устали развенчивает мифы о «скупленной за бесценок родине», против продажи земли развернулась серьезная кампания. В понедельник, 11 ноября, на главных автомагистралях Украины начались акции протеста против земельной реформы. К акции протеста присоединились сельхозпроизводители в 13 областях — Винницкой, Черкасской, Черниговской, Тернопольской, Кировоградской, Николаевской, Хмельницкой, Житомирской, Одесской, Полтавской, Волынской, Ровенской и Львовской. Протестующие обещают «земельный майдан», если власть не продлит мораторий на продажу сельхозугодий.

Как стало известно со слов нардепа из фракции «Слуга народа» Александра Дубинского, парламент не стал 12 ноября рассматривать инициативу по созданию рынка сельскохозяйственной земли потому, что данный законопроект дорабатывается и депутаты рассуждали о поправках, которые, возможно, будут внесены между первым и вторым чтением.

Накануне в обращении к гражданам страны президент Украины Владимир Зеленский сделал громкое заявление о рынке земли. По его словам, скоро парламент будет рассматривать вопрос о создании рынка земли. Ко второму чтению в законопроект о рынке земли внесут положения, согласно которым право продавать и покупать землю будет лишь у граждан Украины и компаний, учрежденных исключительно украинцами.

«Те, у кого в учредителях есть иностранцы, получат право на покупку земли, если на это даст добро народ на референдуме. Такой пункт будет в законе», — заявил Зеленский и добавил, что вскоре парламент разработает и утвердит закон, которым будут установлены виды и механизмы референдумов.

Может ли быть успешна земельная реформа на Украине, в интервью изданию Украина.ру рассказал экономист Алексей Кущ.

- Алексей, для того чтобы открыть рынок земли и обеспечить его нормальное функционирование, вероятно, мало принять только один закон? Готова ли Украина к продаже сельскохозяйственных земель?

— Чтобы вводить рынок земли, необходимо сформировать несколько базовых предпосылок, как обычно говорят, «выполнить домашнее задание» или, как модно говорить, «реализовать дорожную карту реформ». Любая реформа не может быть введена указом президента или даже самым прогрессивным законом — нужно выполнить то самое «домашнее задание».

Прежде всего, это касается основы основ — учета титулов собственности. Страна, в которой полноценно не работает Земельный кадастр, просто не имеет морального права проводить земельную реформу. Это как запускать рынок ценных бумаг, не имея полноценной депозитарной системы, учета прав собственности на акции и другие ценные бумаги. Или как запускать, например, финансовую систему, не имея банков, либо имея банки, но не имея четкой платежной системы, которая бы обеспечивала платежи. То есть, если мы хотим привлекать инвестиции, хотим, чтобы рынок земли функционировал, нужно начинать с защиты титулов собственности инвесторов, в частности, речь идет об учете их прав собственности в Земельном кадастре.

На Украине можно было бы применить какую-то своеобразную адаптированную модель титульной системы Торренса, которая применяется в основном в странах Британского содружества, но которую адаптируют и другие страны. В частности, элементы этой системы были запущены в Эстонии (и эстонский Земельный кадастр был признан одним из лучших в Европе), в Сингапуре и других.

- Что такое титульная система Торренса?

— Это система регистрации прав на недвижимое имущество, при котором запись в государственном реестре недвижимости гарантирует владельцу безусловное право собственности на объект недвижимости. Главное — государство несет финансовую ответственность, если владелец утратит этот титул собственности вследствие технической ошибки или рейдерской атаки. Чтобы минимизировать эти риски — та же технология блокчейна, которая сейчас отрабатывается на самых современных земельных кадастрах в различных странах мира.

— Что не так с существующим Земельным кадастром Украины?

— Во-первых, на Украине есть огромные массивы земли, которые находятся вне кадастра. Во-вторых, что касается тех массивов земли, которые уже внесены в кадастр, то там колоссальное количество технических ошибок и по системам координат, и по границам, когда один участок наезжает на другой, когда за одним и тем же участком числится несколько собственников.

Земельный кадастр в этом плане, наверное, один из самых худших государственных реестров Украины, если сравнивать его, например, с реестром имущества или реестром предприятий. Несмотря на то, что выделялись колоссальные средства, в том числе и от международных финансовых организаций, на его постоянную модернизацию, Земельный кадастр находится в самом ужасном состоянии. Т делалось это, скорее всего, намеренно, чтобы проводить манипуляции, в том числе, и с так называемым серым рынком земли.

- Создание Земельного кадастра — первая предпосылка для запуска рынка земли. А вторая?

— Это создание финансовых инструментов для тех, кто должен стать первыми собственниками земли. Речь идет о малых, средних фермерских хозяйствах и семейных хозяйствах, чтобы те, кто обрабатывает землю, могли ее выкупать после открытия рынка земли. Соответственно, они должны получить определенный финансовый инструментарий, чтобы делать это без распродажи всего своего имущества, как сейчас люди вырезают скот или продают технику, чтобы подготовиться к открытию рынка земли.

Государство должно было предложить фермерам удобные и дешевые финансовые инструменты для покупки земли. Это кредиты, возможно, какой-то инструмент в виде земельных облигаций и так далее, то есть различный финансовый инструментарий, который сделал бы их конкурентноспособными по сравнению с крупными финансовыми спекулянтами, потому что крупный финансовый спекулянт будет фондироваться где-то в западных странах под 1-2% годовых. Украинский фермер тоже должен иметь возможность фондироваться у себя в стране под 2-3%, как это происходит в Польше. В Польше можно взять кредит на покупку земли под фермерское хозяйство на 30 лет, внеся только 25% своих средств, а 85% получить в кредит со ставкой в 2-3%.
Только выполнив эту «домашнюю работу», можно открывать рынок земли.

- А что происходит на Украине?

— На Украине сейчас идет столкновение двух, я бы сказал, контроверсионных сил, которые летят навстречу друг другу, как два локомотива по одной колее. Первый несущийся «локомотив» — это скрытые драйверы открытия рынка земли — крупные агрохолдинги и западные финансовые спекулянты, которые хотят получить дополнительный актив. Сейчас в мире не так много активов, которые приносят позитивную доходность и имели бы стопроцентную надежность, потому что крупные западные страны погружаются в трясину отрицательных процентных ставок, и нарабатывать позитивную доходность становится всё сложнее. Кроме того, вложения — это какие-то финансовые пузыри, какие-то производные ценные бумаги.

Украинская земля — это идеальный рентный бизнес. Сейчас вся эта рента оседает на руках у собственников земельных участков, они получают примерно 10-12% от нормативной оценки земли. А для финансовых спекулянтов даже 5-6%, как говорится, выше крыши, они согласились бы и на 3-4%. Они прекрасно понимают, что это стопроцентно надежный актив, потому что украинские земли будут обрабатываться, на них будет выращиваться урожай, и свои 3-4% в виде рентных платежей они заберут. Но отличие в том, что сейчас эта рента оседает внутри страны и не выходит за пределы экономики, а при раскрытии рынка земли по тому сценарию, который предлагает власть, Украина превратится в резервуар, из которого с помощью «рентного насоса» будут постоянно выкачивать платежи в пользу нескольких десятков крупных западных пенсионных фондов, спецфондов или инвестиционных фондов.

Второй «локомотив» — это фермеры, обычные крестьяне. Украина не настолько урбанизирована, как другие европейские страны, и у нас очень большая прослойка сельского населения. На Украине в селах проживает 12 миллионов человек.

И эти два «локомотива» могут реально столкнуться, и может произойти колоссальный социальный взрыв. Потому что на Украине, как видно из классики, земля — это всегда война за межу и чьи груши, которые падают через забор. С украинскими традициями гайдамацких или гражданских войн при нашей политической и экономической «стабильности» только и не хватало сейчас такого тектонического разлома в результате открытия рынка земли.

- Как, по вашему мнению, будут дальше развиваться события и есть ли шанс, что эти два «локомотива» не столкнутся?

— Сейчас Зеленский выступает в роли «стрелочника», который стоит посередине этого пути и пытается переключить стрелки, чтобы развести эти два несущихся навстречу друг другу локомотива. Пока у него не очень это получается: во-первых, стрелки постоянно клинит, а во-вторых, он просто не замечает, что колея-то одна и развести эти локомотивы по разным путям невозможно.

У власти есть определенные финансовые обязательства перед теми же западными группами влияния. Некоторые чиновники, министры уже взяли на себя колоссальные обязательства на Западе по открытию рынка земли именно по той схеме, которую мы сейчас видим в законопроектах. И они прекрасно понимают, что если пролоббируют это решение, они станут очень богатыми людьми, снимут свои вышиванки и по открытой визе в США спокойно уедут наслаждаться жизнью на яхте, не вспоминая про страну под названием Украина. Поэтому они сейчас толкают Зеленского на те процессы, которые идут вокруг, поскольку готовы в любой момент отсюда эвакуироваться.

Единственная надежда, что у Зеленского сработает инстинкт политического самосохранения, и он поймет, что нельзя начинать реформы в стране с идеи, которая раскалывает общество, а не объединяет. С идеи, которая вызывает дестабилизацию вместо стабильности и развития. Нельзя сейчас вбрасывать модель рынка земли, которая может фактически взорвать страну изнутри. Поэтому я надеюсь, что жадность окружения президента будет не настолько сильно влиять на Зеленского, как его внутренний инстинкт политического самосохранения.

- В принципе, возражений против рынка земли как такового у вас нет?

— Хитрая политика власти сейчас заключается в том, что весь дискурс сводится к открытию или не открытию рынка земли. В результате тех, кто «за», называют реформаторами, а тех, кто против — ретроградами. На самом деле нужно вести дискурс, как открыть рынок земли.

На мой взгляд, идеальной для Украины была бы поступательная модель открытия рынка. Я считаю, что на первом этапе нужно разрешить исключительно продажу земли для физических лицам, которые обрабатывают землю, то есть для фермерских и семейных хозяйств. И обязательно установить очень жесткий порог концентрации земли в одних руках.

То есть, одно физическое лицо — фермер может владеть не более чем 500 или 1000 га земли, но не 200 тысяч га, как это планируется сейчас. И причем нужно установить ограничения через опосредованное влияние, чтобы не было ситуации, когда одно физическое лицо создаст 30 или 40 подконтрольных аффилированных компаний и начнет скупать на них земли, обходя ограничения.

Запустить эту модель рынка земель, протестировать, как будет работать Земельный кадастр, как будут работать рыночные механизмы. Протестировать, как будут работать государственные программы стимулирования, в том числе и кредитные программы, и программы по запуску финансовых инструментов.

Я считаю, что для Украины самая идеальная модель — это объединение негосударственных пенсионных фондов и рынка земли. Дело в том, что наш пенсионный фонд является фактическим банкротом, солидарная пенсионная система не вытягивает, поскольку рассчитана на ситуацию демографического роста. А когда в стране демографическое падение, плюс колоссальная трудовая миграция, солидарная система не работает. Нам нужно запускать негосударственные пенсионные фонды.

Но тут возникает вопрос: на чем они будут зарабатывать, как сделать так, чтобы с ними не повторилась ситуация «банкопада», и как защитить их активы от инфляции, обесценивания, девальвации? Я считаю, что было бы идеально, если бы украинские негосударственные пенсионные фонды помогали зарабатывать украинцам деньги на старость, вкладывая средства в рынок земли и, соответственно, чтобы они становились одними из участников рынка земли. Чтобы не американский пенсионный фонд зарабатывал земельную ренту и выводил ее в пользу американских пенсионеров, а чтобы наши негосударственные пенсионные фонды зарабатывали эту земельную ренту и распределяли ее в пользу наших пенсионеров. В таком случае деньги оставались бы внутри страны, и выполнялась бы еще очень важная социальная функция. Но это можно было бы запустить на втором этапе.

То, что категорически нельзя делать — это, во-первых, устанавливать высокий уровень концентрации земли в одних руках. Во-вторых, нельзя разрешать покупать землю иностранцам-нерезидентам, будь то прямо или опосредованно. То есть чтобы не было хитрых схем, когда может покупать украинское юридическое лицо, собственником которого через третьи-четвертые руки будет иностранец. И третье — крупные массивы земли для юридических лиц только на правах среднесрочной или долгосрочной аренды.

 

 

источник


Вернуться назад