Журналисты «Радио Свобода» выяснили детали биографии Маркуса Коэна — юриста, который по своей инициативе за $70 000 пролоббировал имидж Владимира Зеленского в США после первого тура выборов президента Украины.

Оказывается, об этом человека в профессиональном американском лоббистском сообществе практически никто не слышал. По крайней мере, так уверяют аналитики и политконсультанты с многолетним опытом на Украине.

 

Впечатленный сериалом

Впервые о том, что у Зеленского есть лоббист, стало известно перед вторым туром президентских выборов в апреле 2019 года. Тогда СМИ распространили информацию о контракте с командой будущего президента с компанией Signal Group. Соответствующая информация была размещена на сайте Министерства юстиции США в соответствии с требованиями закона об иностранных агентах.

Согласно указанной информации, контракт заключили на срок с 3 апреля 2019 года по 31 мая 2020 года. Зеленский в документе представлен в качестве лидера партии «Слуга народа» и кандидата в президенты Украины. В числе задач Signal Group Consulting были указаны организация встреч с представителями государственных структур, представление команды Зеленского американской общественности, развитие отношений с медиа и аналитическими центрами. При этом в официальных бумагах представителем Зеленского в США назывался некий Маркус Коэн.

В команде Зеленского все отрицали.

«Команда Владимира Зеленского не привлекала никаких лоббистских компаний или агентств для организации визита нашего представителя в США. У нас нет контракта с компанией Signal Group», — гласило заявление штаба Зеленского.

А уже 1 августа Signal Group Consulting обнародовала отчет, согласно которому получила $69 тыс. за работу в интересах Зеленского с 3 апреля по 21 мая.

В общем, украинский президент попал в непростое положение. С одной стороны, его команда утверждала, что Зеленский не заключал договоров с американскими лоббистами. С другой — была информация Минюста США — ведомства, которое вряд ли будет лгать. В итоге 8 августа в Стамбуле журналисты в очередной раз спросили Зеленского о его американских лоббистах.

«Я никого не просил, никто мне ничего не предлагал, я никому не платил, я ни у кого ничего не брал. Я — мой лоббист», — ответил им теперь уже украинский президент.

При этом он не отрицал того, что мог встречаться с Коэном.

 

Сотрудники «Радио Свобода» к тому времени нашли загадочного представителя Зеленского в контракте с лоббистами. И оказалось, что он продвигал интересы украинского политика по своей инициативе.

«Я заплатил за это <…> Это была моя инициатива… и я был счастлив сделать это», — рассказал Коэн.

По его словам, сделал это он «по доброй воле». Как рассказал Коэн, он впервые услышал о Зеленском весной 2019 года от друга, которого он отказался назвать. Через этого человека его представили ведущему предвыборную кампанию Зеленского Ивану Баканову.

«В то время я ничего не знал о Зеленском. Я посмотрел на него. Я смотрел его телешоу на Netflix (речь о сериале «Слуга народа». — Ред.)», — отметил Коэн.

Когда же он встретился с Зеленским, тот очаровал американца своим настроем на борьбу с коррупцией. И он решил вложиться в украинского политика.

Что характерно, публичных аккаунтов в соцсетях у Коэна нет, а его фотографии сложно найти. Как удалось выяснить «Радио Свобода», Коэну 45 лет. Он родился и вырос в Вашингтоне, округ Колумбия. Коэн — выпускник юридического факультета Университета Мэриленда.

 

После учебы работал в Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США, а с 2018-го, после увольнения из юридической компании Sandler, Travis & Rosenberg P.A., занялся индивидуальной практикой: консультировал клиентов по соблюдению американских и международных антикоррупционных мер в ряде стран. Сейчас Коэн владеет недвижимостью в сельской местности Калифорнии и Вайоминга.

Адрес, который был указан в документах Минюста США — ул. Большая Васильковская, 72, ТЦ «Олимпийский», 2-й этаж, — использовался лишь для корреспонденции, что изданию подтвердил участник избирательной кампании Зеленского Святослав Юраш. Сейчас по этому адресу находятся бутики и маникюрные салоны.

В общем, американские журналисты сделали вывод, что Коэн по своей воле профинансировал лоббирование имиджа Зеленского в США.

Но даже если бы Зеленский и сам нанимал американских лоббистов, его соперники не могли бы его за это критиковать.

Лобби как норма жизни

В США наличие связи политика с лоббистами не является чем-то неподобающим. Лобби — такой же вид деятельности, как и любой другой. Неудивительно, что украинские политики с целью заручиться поддержкой властей США довольно часто прибегают к помощи американских лоббистов.

Так, в августе украинское издание «Вести» сообщило, что предшественник Зеленского на президентском посту Петр Порошенко обратился к лоббистам в США за помощью в случае его уголовного преследования на Украине.

«У него хорошо понимают, что все, происходящее в ГБР, достаточно серьезно, и намерены защищаться от атак, — говорит наш источник. — Можно, например, ждать публичной поддержки в Вашингтоне в случае попыток ареста», — сообщил изданию неназванный источник.


При этом ранее соратники Порошенко пользовались услугами компании BRG group, и можно ожидать, что и в этот раз Порошенко не изменит знакомым американским лоббистам. Примечательно, что, согласно сайту этой компании, старшим советником в ней является спецпредставитель Госдепа США по Украине Курт Волкер.

Другой участник, а точнее — участница, президентской гонки 2019 года — Юлия Тимошенко — тоже регулярно прибегает к услугам лоббистов. В марте 2019 года лоббистская компания Wiley Rein LLP обнародовала отчеты о своей работе во втором полугодии 2018 года. Оказалось, что среди ее заказчиков был муж Тимошенко Александр, который официально представляет интересы жены, и компания Aveiro LP, зарегистрированная в Северной Ирландии.

По данным украинского издания TheБабель, муж Тимошенко начал работать с Wiley Rein LLP с 1 января 2013 года, когда президентом был Виктор Янукович, а сама Тимошенко была признана виновной по «газовому делу». Сотрудничество продолжилось и после Майдана и освобождения Тимошенко.

В свою очередь, Aveiro LP тоже представляла интересы Тимошенко. Согласно официальной информации, миссия компании — продвигать и защищать основные гражданские права. Aveiro LP зарегистрирована в Белфасте, в Северной Ирландии, и сотрудничает с Тимошенко с 2016 года. Владеет компанией украинка Юлия Белоусова.

 

В течение второй половины 2018 года у лоббистов Тимошенко в США хватало работы. Они договаривались о встречах Тимошенко с американскими конгрессменами, сенаторами и чиновниками, в том числе и с Волкером.

Летом 2018 года украинец Сергей Красницкий, как отмечали СМИ, для лоббирования интересов Тимошенко нанял еще одну американскую компанию — The Livingstone Group, заплатив ей по $50 тыс. в месяц.

Тимошенко на сообщения СМИ о лоббистах гневно ответила, что это ложь, и потребовала их опровержения. Кстати, после появления информации о Красницком все те же украинские СМИ предположили, что этого лоббиста для Тимошенко мог нанять… Порошенко, чтобы дискредитировать свою противницу.

В любом случае использование американских лоббистов — норма не только для политической жизни США, но и для политической жизни Украины.

Другое дело, что услугу украинскому президенту оказывал крайне загадочный человек, не пожалевший отдать $70 тыс. по велению сердца. Впрочем, может, ему просто очень сильно понравился сериал «Слуга народа»? А может быть, и это — тоже происки конкурентов украинского президента? Ясно, что так или иначе, но ответы на эти вопросы мы получим в ближайшее время.