ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий Украины > Крестный ход в Киеве: многолюдство было невиданное до сих пор

Крестный ход в Киеве: многолюдство было невиданное до сих пор


2-08-2019, 15:34. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Заметки крестоходца

В последние пять лет участие в июльском праздничном Крестном ходе по Киеву, посвящённом Дню Крещения Руси,  считаю для себя необходимым и обязательным. Разумеется, это замечательный праздник (фактически на сегодня это 1031-я годовщина возникновения нашего народа). Но есть тут ещё и другие особые смыслы.

С тех пор как украинская майданная власть объявила нашу каноническую Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата пятой колонной и «агентами Кремля», с тех пор как в фальшиво-патриотическом угаре проамериканские временщики стали изрекать безумные глаголы о том, что нашей Церкви будто бы больше нет (во всяком случае, не должно быть), думаю, у большинства православных христиан Украины зрело общее желание – показать миру, гонителям и, прежде всего, Господу Богу, что мы есть и что от веры своей не откажемся.

И тут, как это часто бывает, Господь по величайшей Своей мудрости и любви стал обращать зло, даже самое отвратительное, фашистское, на благо своих верных. Не было бы гонений, лжи, шельмования, не было бы и возможности явить через особенную молитву  Крестного хода факт нашего несомненного существования и верности. И чем больше власти устраивали препятствий, чем больше лгали продажные СМИ, по приказу своих хозяев ненавидящих Христа и Его Церковь, тем мощнее и многолюднее становился с каждым годом Крестный ход в Киеве.

Скажу сразу, в нынешнем году ход был в чём-то похож и на предыдущие (разве что многолюдство было невиданное до сих пор), но в чём-то и проявились черты, присущие только сегодняшнему дню. Вот об этих чертах и о живых впечатлениях участника событий и хотелось бы вам рассказать.

Итак, 27 июля 2019 года. Киев. Сразу обратило на себя внимание то, что грозных проверок, суровых лиц правоохранителей, как во времена хулителя Церкви Порошенко, было намного меньше. Пропускные рамки на Крещатике стояли. Но милиция весьма формально и безразлично наблюдала за тем, как мужчины и женщины, молодые люди и старики, не обращая внимания на столь незначительное явление, как проверка документов, спешили, как сказано в одном пасхальном песнопении, «весёлыми ногами» к месту праздничного молебна. Я показал удостоверение, стражи порядка и не глянули на него. Впрочем, так было не везде. Возле здания правительства, говорят, богомольцев обыскивали с металлоискателями. Оно и понятно: ведомство премьера Гройсмана надо охранять особо (то ли как сокровище державной мудрости, то ли от народного гнева).

Один за одним подъезжали автобусы. Большими и малыми группами, с хоругвями и с иконами, с батюшками во главе православный люд стекался к месту главного молебна – к Владимирской горке, к памятнику князю Владимиру, Крестителю Руси. У каждой группы была своя табличка, которую несли, высоко подняв, чтобы по ней можно было узнать, откуда приехали паломники. Эти скромные самодельные надписи читал я и не мог начитаться.  Здесь была вся православная Украина:

Ровенская епархия, Тульчинская епархия, Александрия…

Очень быстро я оказался плотно окружённым паломниками. Смотрю на их табличку: «Владимир-Волынская епархия». То есть люди почти от самой границы двигались в Киев. Пусть и транспортом, а всё же, как говорится, не близкий свет.

Как участник всех Крестных ходов последнего пятилетия, должен заметить (и это подтвердилось в разговорах с богомольцами), что в нынешнем году открытого препятствования желающим участвовать в Крестном ходе почти не наблюдалось. Помню, как год назад мы узнавали, что людям на местах угрожают, автопредприятия не желают продавать билеты, узнав, что их хотят купить люди из канонической Церкви. В нынешнем году о подобном слышать не приходилось. Означает ли это, что новая власть стала справедливее относиться к нашей Церкви? Думаю, об этом говорить ещё очень рано. А почему тогда во время хода не было так называемых радикалов с их угрозами, кричалками и зверскими лицами? Первая версия: большинство местных начальников присматривается. Не знают, куда подует киевский ветер, и потому на всякий случай избегают резких движений в сторону Церкви. Вторую версию (весьма резонную) озвучил в нашем разговоре известный журналист и медиаэксперт Юрий Молчанов (кстати, он, а также музыканты Олег Карамазов и Юрий Шевчук были в инициативной группе, которая впервые тринадцать лет назад получила от покойного митрополита Киевского Владимира благословение на проведение Праздника Дня Крещения Руси). Так вот, Юрий сказал: «Просто на провокации не было заказа и, соответственно, проплаты. А без проплаты у наших «патриотов» идёт резкое снижение уровня патриотизма».

Хмельницкая епархия, село Вербовка, Харьков, Одесса…

Всюду слышится: «Благословите, батюшка!», «Благословите, владыко!» Вверх по старой киевской улице Трёхсвятительской поднимаемся на Владимирскую горку. Вокруг женщины, молодые и пожилые,  поют «Богородице, Дево, радуйся…». Поют тихо и проникновенно. Повторяя раз за разом. Не уставая.

У дороги  сидит пожилой мужчина с баяном. Баян старенький, потёртый. Но мужчина лихо растягивает меха и поёт вдохновенно: «Два кольори мої, два кольри, оба̀ на полотні, в душі моїй оба̀…» Великая песня, давно признанная народной. А ведь автор её текста Дмытро Павлычко. Сын простого гуцула, ставший в советское время крупным поэтом, потом проклявший и оплевавший советскую власть и Москву, которую некогда воспевал, ставший на старости лет певцом Бандеры и его банды, которых раньше, когда были заказ власти и гонорары, художественно обличал. Возможно, в такой день не стоит говорить о подобных невозвышенных предметах? Не знаю. Но это тоже часть нашей украинской жизни.

Кременчугская епахия, Белоцерковская епархия, Хустская епархия…

Примерно в 12.30 Блаженнейший митрополит Киевский Онуфрий в окружении архиереев тоже стал подниматься к месту молебна на Владимирской горке. У подножия памятника Владимиру Крестителю с утра были установлены пять чудотворных икон Божией Матери, которые были привезены в Киев специально для участия в Крестном ходе. Здесь находились икона Божией Матери «Зимненская»; Почаевская икона Пресвятой Богородицы; Касперовская икона Божией Матери; Святогорский образ Богородицы; икона «Успение Богородицы» из Киево-Печерской лавры. Люди, священники и миряне, благоговейно прикладывались к ним с молитвой.

Зачем нужны чудотворные иконы во время Крестного хода? Зачем несут мощи святых? Ведь к этому дню в Киев были привезены мощи восемнадцати исповедников нашей земли, которые при жизни подвергались преследованиям за свою веру. И среди них мощи святителя Луки Крымского, преподобного Алексия Карпаторусского, преподобного Лаврентия Черниговского, преподобного Кукши Одесского.

Нужны они потому, что таким образом Матерь Божья и святые на самом деле, хотя и невидимо, участвуют в Крестном ходе. Освящают его. Освящают землю, по которой их проносят крестоходцы. И молятся Богу вместе с участниками хода.

В том-то и смысл этого молитвенного действия. Крестный ход – это особый вид молитвы и прославления Бога. Символически ход всегда заканчивается в святом месте. В Киеве 27 июля он должен был закончиться в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре. Тем самым подтверждая, что цель православных христиан не Евросоюз, не НАТО или иная идеологическая фикция, а Небо и Царство Небесное.

Волынская епархия, Житомир, Путивль, Роменская епархия…

Молодая светловолосая женщина в белом платке и кареглазая девушка лет шестнадцати держат фанерную табличку, похожую на дорожный знак. Читаю надпись: «Васлововцы». Да, это те самые прихожане Свято-Успенского храма села Васлововцы в Черновицкой области. Зимой нынешнего года местная власть, манипулируя голосами территориальной общины, продавила передачу их храма ПЦУ. Верующие записали обращение к президенту Зеленскому. Потом начали молитвенное стояние. Сто восемьдесят дней круглосуточно они молятся в храме, защищая его от рейдеров. За сутки верующие прочитывают всю неусыпаемую Псалтирь, молясь о мире в их селе и на Украине. И это под непрестанные угрозы местных начальников. Что тут скажешь? Обыкновенный подвиг.

(Продолжение следует)


Вернуться назад