круглый стол с участием А.Нагорного, Дж.Кьезы, А.Анпилогова, Л.Шеслер, С.Заворотного, В.Винникова, Р.Ищенко, С.Белкина
Александр НАГОРНЫЙ, заместитель председателя Изборского клуба.
Уважаемые коллеги! Задачей нынешнего круглого стола является не столько обсуждение итогов президентских выборов на Украине, сколько прогноз российско-украинских отношений с учётом "фактора Зеленского": как может измениться конфигурация "окон возможностей" и "окон угроз" на этом направлении, какая из них оптимальна для России и что нужно предпринять для её достижения?
Джульетто КЬЕЗА, политолог, общественный деятель.
Политический курс Украины изменится в любом случае, потому что итоги прошедших президентских выборов — это факт, и кое для кого — весьма неприятный. Когда подавляющее большинство избирателей, к тому же в условиях возгонки антироссийских настроений, голосует таким образом — это крик. Крик надежды. Люди, которые пять лет назад видели, что происходило на "евромайдане", ничего не понимали: ни украинцы, ни русские. У них было много разных эмоций, ощущений, желаний, но не было понимания происходившего. Но по прошествии пяти лет они увидели, что оказались в полном тупике. Этим и объясняется результат голосования — 75% за Зеленского. Может ли сам Зеленский игнорировать этот факт? Не может. Думаю, не только Зеленский должен эти настроения учитывать, но и США, Германия, Франция. Люди таким образом в доступной им форме заявили: с нынешней политикой не согласны. Вы давали обещания, брали кредиты, за которые ещё предстоит расплачиваться, а у вас ничего не получилось, вы ошиблись. Хотите продолжать в том же духе? Тогда произойдёт слом страны.
Только сумасшедший будет разрушать Украину — государство такого размера.
Вы этого хотите? Едва ли. Есть, конечно, авантюристы, которые так ненавидят Россию, что готовы устроить масштабные провокации. Такой вариант нельзя исключать. Тем не менее, силы, которые реально влияют на ситуацию и находятся пока в процессе осмысления, что делать дальше, на мой взгляд, не дадут провокациям ход. Пока не дадут. Но могут ли они уже сейчас принять Украину в состав Европы? Нет. Поэтому я уверен, что изменения неизбежны. Да, Зеленскому и другим главным действующим лицам, которые сейчас раздумывают над сложившейся ситуацией, предстоит нелёгкий выбор. Но оставлять всё как есть невозможно в любом случае.
Алексей АНПИЛОГОВ, директор Фонда исторических и научных исследований "Основание".
21 апреля 2019 года новым главой украинского государства избран человек, у которого не было и нет никакой предвыборной программы. Вообще. Это — показатель безнадёжности того тупика, в котором оказался весь "украинский проект" при Петре Порошенко. Владимир Зеленский набрал три четверти голосов избирателей только потому, что соперничал с действующим президентом. В первом туре, если помните, его показатель составил около 30 процентов, то есть в два с половиной раза меньше. Все его заявления и действия: и до, и после избрания, — свидетельствуют о том, что мы имеем дело не с политиком, пусть даже последнего разбора, а с блестящим шоуменом, который работает "на публику". Политику таланты шоумена не мешают, но, кроме них, нужно ещё очень многое, что у Зеленского отсутствует. И ставшая достоянием гласности часть переписки его предвыборного штаба тоже свидетельствует об этом со всей определённостью. Не говорю уже про поездку на отдых в Турцию и видеоклип со словами: "Победа есть, а полномочий нет". Политическая партия "Слуга народа", от которой он выдвигался, — абсолютно фейковая структура, с ней невозможно выиграть ни досрочные, ни срочные парламентские выборы. Зеленскому так или иначе предстоит договариваться со старыми политическими элитами, огромную роль в этом процессе должны сыграть его "теневые кардиналы" — прежде всего, Коломойский, Павлюк и Нижний, каждый из которых будет "тянуть одеяло на себя". Напомню, что Украина, согласно действующей конституции, является президентско-парламентской республикой, где формальный глава государства не полностью контролирует даже силовой блок. И тот уровень поддержки, которым располагал в Верховной раде Порошенко: 130 депутатов из 450, то есть 29%, — для Зеленского вряд ли достижим.
В этой ситуации я вполне понимаю ответные действия Кремля. Во-первых, это запрет на поставку нефти, нефтепродуктов и угля с 1 июня, а во-вторых, это упрощённый порядок предоставления российского гражданства гражданам народных республик Донбасса с перспективой его расширения на всех граждан Украины. Показательно, что на такой энергобойкот "незалежной" Москва подписала также и Минск, то есть перекрыла и белорусский канал поставок, который вместе с российским обеспечивал примерно четыре пятых украинской потребности в энергоносителях. Для киевских властей это, конечно, катастрофа, поскольку теперь придётся закупать всё в "дальнем зарубежье", что принципиально дороже. Что же касается массовой выдачи российских паспортов жителям ДНР и ЛНР, то она по факту устанавливает и закрепляет особый статус Донбасса, прописанный в Минских соглашениях. Кроме того, в конце 2019 года заканчивается транзитный контракт на экспорт российского газа в Европу через украинскую "трубу". Возможно, Газпром был бы и не против его продлить на каких-то выгодных для себя условиях, но за последние годы именно действия украинской стороны превратили этот вопрос в сугубо политический и остро конфронтационный, так что компромиссные варианты больше не обсуждаются. Для бюджета Украины это означает потерю около 2 млрд. долларов ежегодно, а для украинской экономики — около 5 млрд. После этих российских шагов, которые, на мой взгляд, жёстко увязаны между собой, вся структура украинского унитарного государства оказывается под вопросом. Потому что в отдельных случаях в отдельные регионы поставки энергоносителей Россией допускаются, то есть эти вопросы могут по факту решаться не с Киевом, а с Москвой. Плюс паспорта… Добавлю, что уже в мае Украине предстоит выплатить 1,4 млрд. долларов по западным кредитам, что практически невозможно без рефинансирования (которого нет) со стороны МВФ. Так что
при президенте Зеленском все те негативные процессы, которые как-то были "заморожены" при Порошенко, "оттают", и ничего хорошего это Украине не сулит.
Лариса ШЕСЛЕР, председатель Союза политзаключённых и полит-эмигрантов Украины.
Никаких оптимистических прогнозов относительно будущего российско-украинских отношений в связи с избранием Владимира Зеленского президентом я, увы, разделить не могу. И уже перечисленные Алексеем Евгеньевичем решения правительства РФ говорят о том, что в кремлёвских верхах думают точно так же, причём не без оснований — достаточно посмотреть на реакцию того же Зеленского по "паспортному" вопросу.
"Евромайданный" выбор и конфронтация с Россией привели Украину к тяжелейшим социально-экономическим последствиям. Производство/потребление электроэнергии промышленностью как упало с 70 млрд. кВт/ч в 2013 году до 50 млрд. кВт/ч в 2014 году, так фактически и не растёт; постоянное население страны, по всем косвенным показателям, сократилось до 26-27 млн. человек. Это видно и по цифрам потребления хлеба, и по тому, что официально явка на выборы составила 60%, а данные соцопросов говорят про 80 с лишним. Инвестиций в реальный сектор экономики нет, система здравоохранения под руководством Ульяны Супрун просто развалена: Украина третий год держит первое место в мире по заболеваемости корью, например… В ужасном состоянии коммунальное хозяйство, автомобильные и железные дороги, мосты и так далее. Добавим к этому запредельный уровень коррупции. Иными словами, какого-то заметного улучшения внутренней украинской ситуации ждать не приходится, поэтому у Зеленского не будет иного выхода для укрепления своей власти, кроме максимального использования темы "внешнего врага", то есть России. Что полностью совпадает с интересами иностранных кураторов "украинского проекта", чью волю Зеленскому придётся исполнять. Русофобия образца Порошенко привела к тому, что более двух третей населения нынешней Украины, это уже без Донбасса и Крыма, относятся к России положительно или нейтрально. То есть нужна перезагрузка русофобских настроений Зеленским в качестве президента. Кроме того, он будет обязан заниматься другими проблемами, которые тоже находятся в фокусе внимания этих иностранных кураторов. Прежде всего, коррупция, которая резко удорожает и усложняет внешнее управление "украинским государством". Далее, военная реформа, поскольку украинскую армию на Западе рассматривают как основное "пушечное мясо", которое можно использовать в войне против России, — тоже недорого и не жалко. Наконец, это продажа земли, которая пока официально запрещена.
И если мы посмотрим на выступления Зеленского, то увидим, что его повестка дня не отвечает на запросы собственно украинского общества, зато полностью отвечает запросам "коллективного Запада" относительно Украины.
То есть деиндустриализация страны продолжится, обнищание населения — продолжится, депопуляция — продолжится. "На выходе" из Украины должна получиться такая "большая Грузия": с "декоррумпированным" госаппаратом, включая полицию, яро антироссийская и с нищим безработным населением, готовым идти в наёмники и убивать своих "небратьев", а также по дешёвке сдавать органы на трансплантацию, а своих детей и девушек — в рабство.
Сергей ЗАВОРОТНЫЙ, политолог.
Первые шаги и заявления представителей команды Зеленского говорят о том, что они не совсем разобрались, на какой волне пришли к власти: 73% украинских избирателей поддержали артиста комического жанра с надеждой на глубокие перемены. Политика Порошенко отвергнута ими, признана обанкротившейся. Но надежды на перемены разные, даже диаметрально противоположные: от избавления от русофобии и движения к России до более глубокой интеграции с Евросоюзом. Но Зеленский не видит или не хочет замечать всех этих нюансов. Он даже не понял, что пришёл к власти на волне популистских настроений. И что ему нужен не Макрон — сторонник жёстких реформ либерального толка, а итальянец Маттео Сальвини или сосед из Венгрии Виктор Орбан. Там он был бы среди своих — правых популистских вождей, готовых пустить "под нож" Меркель с Макроном. Но Зеленский устремляется во вчерашний день Европы, в объятия несостоявшегося общеевропейского лидера, которого народное движение протеста — "жёлтые жилеты" — загнали в угол и вынудили радикально пересмотреть свой либеральный курс. Если его что-то и роднит с действующим президентом Франции, то та же угроза очень быстро из любимца толпы превратиться в самого ненавистного политика, как это и случилось с Макроном.
У Зеленского есть все шансы испить из горькой чаши народного презрения довольно быстро. С одной стороны, украинскому олигархату во главе с Коломойским важно, чтобы Зеленский не понял, какой силой он обладает, не вырвался из объятий Коломойского, не ворвался с разгромным счётом в Верховную раду, не прижал к ногтю вместе с Порошенко и олигархов. К слову, о Порошенко: громкий процесс над ним и его командой коррупционеров может стать зрелищем вместо хлеба для электората, которому нужно "бросить кость".
Но Коломойскому и компании не нужен "президент Голобородько" — не дай Бог, если Зеленский поверит в звезду своего экранного героя. А нужен им управляемый президент, за спиной которого олигархат укрепит свои позиции, разделит страну на вотчины, феодальные владения. Шанс на это у них есть, и его надо быстро реализовать. Создать что-то вроде украинского варианта российской "семибоярщины" при слабом и пьющем Ельцине. Выстраивание олигархической республики грозит новому президенту резким разочарованием его сторонников. Они ведь голосовали, в том числе, и за то, чтобы убрать олигархов из политики, а выходит всё наоборот.
С другой стороны, наконец-то проснулась Россия. Поняла, что у неё нет другого варианта развития отношений с антироссийской и наглеющей украинской властью, кроме как взять Украину в жёсткие экономические тиски. Заставить заплатить сполна за возведённую в ранг государственной политики русофобию. Меры России грозят Зеленскому резким обострением и без того плачевного состояния украинской экономики. Ведь ему придётся расплачиваться за разбитые Порошенко "горшки". С 1 июня вводится запрет на поставки в Украину нефти и нефтепродуктов, а также угля. Поставки этих продуктов обеспечивают 70% потребностей Украины. А ещё в запасе у Москвы есть и другие козыри: поставки электроэнергии и ядерного топлива для атомных станций Украины, которые обеспечивают почти 60% производимой электроэнергии. Но даже этот пакет мер загоняет Украину в угол. И надеяться на то, что Запад бросится выручать страну кредитами и финансовой помощью, довольно опрометчиво. К тому же Киев должен в 2019-20 годах выплатить западным кредиторам вместе с процентами 17,7 млрд. долларов.
Легкомысленность, с какой победитель президентской гонки Зеленский отправился на отдых в Турцию, говорит о том, что будущий президент не задумывается о бедственном положении, в котором он окажется сразу после инаугурации.
Вполне возможно и другое: он уже готов доверить решение этой и других надвигающихся угроз Коломойскому. Но у олигарха есть и свои проблемы: как выбить из Украины причитающиеся ему за национализацию ПриватБанка 2 млрд. долларов. И он будет решать эту проблему в первую очередь.
Получается, что нового президента украинские олигархи и Москва с двух сторон берут в клещи. Вряд ли Зеленский в ближайшее время пойдёт на поклон к России. Это сразу грозит серьёзным политическим кризисом, столкновением с правыми националистическим силами, лидером которых намерен стать Порошенко. Но и не начать диалог с Москвой он не может. Первые заявления лиц из ближайшего окружения победителя как раз и говорят, что там уповают на продолжение прежнего курса в надежде, что Запад найдёт выход из этого тупика и станет посредником в налаживании отношений с Москвой. Но у Запада найти выход для Украины за счёт России не получится: ресурс давления санкциями исчерпан и результатов не даёт.
По сути Россия ставит ультиматум не Зеленскому, а западной политике в отношении Украины. Банкротство этой политики становится очевидным, а сама Украина превращается в "больного человека" Европы, над постелью которого в скором времени соберётся консилиум ведущих стран Европы, а также США и России. В этой ситуации Кремлю остается терпеливо ждать, когда новые власти в Киеве осознают всю глубину кризиса и поймут, что без прямого диалога с Москвой, один на один и без западных посредников, невозможно найти выход из ситуации. Надо начинать самим разговор с Москвой. Это могут быть предложения начать выплаты пенсий и пособий в Донбассе, создать там для этого банковскую систему либо действовать пока через Международный Красный Крест. Это могут быть предложения пустить воду в Крым и предотвратить, в том числе, заболачивание Херсонской области из-за вод Днепра, которым некуда идти. В этой ситуации Киев мог бы рассчитывать на уступки Москвы. Другими словами, Зеленскому придётся переводить отношения с Россией в русло прагматических договорённостей. На это у него есть мандат избирателей.
К сожалению, пока команда Зеленского делает заявления в духе политики Порошенко: мол, Россия — оккупант Донбасса и признала это раздачей своих паспортов. Зеленский пикируется с Путиным и нарывается на его меткий комментарий, что русские и украинцы только выиграют, если будет общее гражданство. Похоже, только жёсткая экономическая реальность вместе с резким падением рейтинга Зеленского, от которого ждут не словесных баталий с Москвой в духе Петра Порошенко, а конкретных действий по смене обанкротившегося курса, может отрезвить новое киевское руководство. И в этой ситуации Кремлю надо жёстко придерживаться заявленных санкций, не допустить их размывания из-за частных коммерческих интересов. Надо наладить быструю паспортизацию желающих получить российское гражданство в Луганской и Донецкой народных республиках, а может быть, и за их пределами. И терпеливо ждать, когда власти в Киеве "созреют" для диалога. А это произойдёт обязательно.
Владимир ВИННИКОВ, культуролог.
Если смешать жёлтое с голубым — а это, как известно, цвета украинского флага — в итоге обязательно получится зелёное. Но, чтобы полностью соответствовать заявленной теме данного круглого стола, мне приходится построить своё выступление по известной схеме гадалок: "Что было? Что будет? Чем сердце успокоится?"
О том, что было, много говорить не приходится. Если Порошенко на пост президента Украины буквально за руку привёл Джон Керри, тогда госсекретарь США, то Зеленского туда же привели Коломойский и Ко. Керри — это американские демократы, "партия осла", а Коломойский и Ко — это Израиль и хасиды. У Трампа, который стал 45-м президентом США, был повод убрать Порошенко: и по "делу Манафорта", и по ряду других моментов. Да и свой кандидат у республиканцев был ещё с 2009 года — Юлия Тимошенко. Но Трамп, судя по всему, предпочёл обменять Украину на второй срок своего президентства, заручившись поддержкой произраильского лобби и движения хасидов, к числу которых принадлежит его зять и советник, внук белорусских партизан Джаред Кушнер, Игорь Коломойский и ряд других, весьма уважаемых личностей. Добавим сюда и Биньямина Нетаньяху. Трамп признал Иерусалим столицей Израиля, Трамп признал Голанские высоты частью территории Израиля, Трамп передал Украину под контроль хасидов и Израиля. Это не хорошо и не плохо — это политический факт, который нельзя игнорировать. Жёсткие и, в общем-то, внезапные решения Москвы на украинском направлении с данным фактом, безусловно, связаны. Собственно, и поездка Зеленского сразу после выборов якобы "на отдых" в Турцию — весьма знаковое решение, с учётом всего комплекса отношений между Москвой и Анкарой.
При этом не надо забывать о том, почему Украина — не Россия. Потому что нынешнее украинское государство изначально создавалось как "серый портал" для всего "постсоветского пространства", через который шла торговля разной "неучтёнкой": от нефти и газа до оружия и "живого товара". Помните, как в начале 90-х Эстония вышла на первое место в мире по объёмам экспорта продукции чёрной и цветной металлургии, а в Латвии возникло несколько крупных банков? В Прибалтике это быстро закончилось, а для Украины стало, можно сказать, и общество- и государствообразующим фактором. И примат "необандеровщины" с русофобией — не причина, а следствие такого положения вещей, поскольку существование такого "серого портала" надо как-то прикрывать идеологически.
Теперь о том, что будет.
В ближайшей перспективе с социально-экономической точки зрения для Украины всё не так плохо и страшно. Прежде всего, потому, что даже при своевременном начале работы "Северного потока — 2" и "Турецкого потока", а также при их полной загрузке, у Газпрома останется минимум 15 млрд. кубов "голубого золота" для поставок на Украину. А если спрос на российский газ в Европе, как предполагается, будет расти, — то и в 2-3 раза больше. Это первое.
Второе — это фактор украинских "заробитчан", численность которых в среднем определяется, с учётом сезонных рабочих, в 9-10 млн. В 2018 году они только через банки перевели на "незалежную" 10,5 млрд. долл. Примерно такую же, если не большую, сумму провезли "наличкой" через границу. То есть в итоге это 21—25 млрд. долларов, которые вливаются в украинскую экономику и — через обязательные платежи с налогами — в украинский бюджет всех уровней.
Третье: Зеленскому и тем, кто за ним стоит, по логике развития ситуации, обязательно нужна своя "ночь длинных ножей". Можно даже без видимого повода. Но лучше — с поводом, причём всемирного значения. Таким поводом, на мой взгляд, может стать провокация с захватом АЭС какими-то боевиками от имени украинских ультранационалистических структур. Тогда будет возможно "спасение Украины, Европы и мира" от "второго Чернобыля" — идеальный пьедестал для нового "вождя украинской нации". Не обязательно именно этого, но чего-то подобного вполне можно ожидать.
Наконец, чем сердце успокоится?
На определённом этапе договорённость между новыми киевскими властями с Москвой должна состояться. Для этого Зеленского и выдвигали, и продвигали, и продвинули. Совершенно неважно при этом, что, где и когда он будет говорить или писать. Он вообще — профессионал, который может "озвучить" хоть телефонную книгу. В любой момент, на любой сцене. Поэтому с ним лично никто переговоров по существу вести не будет.
Любые переговоры с Зеленским — это фикция и прикрытие результатов совсем других переговоров. Которые и будут для всех представлять интерес.
Ростислав ИЩЕНКО, политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования.
Избрание Зеленского стало результатом голосования "против Порошенко", к которому подавляющее большинство населения Украины испытывало настоящую ненависть из-за резкого снижения уровня жизни и безопасности в стране. Поскольку никаких объективных оснований для улучшения ситуации не предвидится, и у власти остались, по сути, те же люди, что были и раньше, Зеленского вскоре начнут ненавидеть ещё больше, чем Порошенко. Ведь после выборов ничего не поменялось, кроме фамилии президента. У нас нет никаких оснований считать, что обнищание и разбегание людей с территории Украины при новом президенте прекратятся — скорее, наоборот, они перейдут тот критический порог, за которым разрушение социально-экономической инфраструктуры примет уже лавинообразный характер.
В принципе, всё происходящее на Украине после победы Евромайдана можно рассматривать как геноцид. Не только в Донбассе, а на всей Украине. И есть основания полагать, что рано или поздно вопрос о том, кто его планировал, организовывал и осуществлял, будет поднят.
Не исключено, что понимание этого стало одной из причин того, что Игорь Коломойский, который был одним из спонсоров Евромайдана, а после его победы — не только главой администрации Днепропетровской области, но и фактическим хозяином почти всего юга Украины, включая Николаевскую, Херсонскую и Одесскую области, который там "наводил порядок", подавляя протестные настроения, после долгого молчания заговорил о том, что в стране идёт гражданская война, что Евромайдан, был ошибкой, в которой "виноваты все", и так далее, предлагая себя, в связке с министром внутренних дел Арсеном Аваковым, как силу, которая не только смела Порошенко, но и готова взять на себя ответственность за будущее Украины.
Сергей БЕЛКИН, политолог. Обсуждая сегодня смену номинального главы украинского государства, мы, естественно, имеем в виду и возможную корректировку политики этого государства. Любая смена власти — это операция, призванная принести выгоду её организаторам. Публичный контекст всегда одинаков: благо народа, укрепление государства и прочее. Непубличный — тоже всегда одинаков: больше власти и собственности бенефициарам такой смены.
Если население любой постсоветской страны (скажем — Украины, но это и в других бывших союзных республиках работает точно так же) последовательно информировать и воспитывать в ненависти к "проклятому" имперскому и советскому прошлому, к "коммунистической заразе", к "безбожному большевизму" и так далее, то "на выходе" получится химически чистая ненависть ко всему русскому, к России. Многие наши бывшие соотечественники и их дети все свои беды и проблемы начнут объяснять или как происки русских, или как неизлеченные травмы прошлого. И решением проблем начинает видеться пресловутое радикальное решение — только теперь не "еврейского", а "русского" вопроса: то есть от русских и от России надо избавиться любой ценой. На Украине именно так мыслящих людей за три десятилетия образовалось довольно много. Они представляют собой очень влиятельную политическую (и даже вооружённую) силу. Но большинство населения Украины испытывает не столько ненависть ко всему русскому, сколько простое желание "жить, как в Европе": мол, там живут хорошо, а мы — плохо. Аналитики, пытающиеся разобраться в происходящем на Украине, должны исходить из того факта, что подавляющее большинство граждан Украины — независимо от их этнической или языковой принадлежности — хотели бы "жить в Европе". Часть из них — быть может, и большая — при этом "стремлении в Европу" вовсе не ненавидит Россию. Отношение к России и осознание русского языка как родного и самих себя как русских вовсе не отменяет желания "жить хорошо, как в Европе". За три десятилетия независимости и реформ Россия так и не смогла создать привлекательную, внятную модель государственного и общественного устройства, а Европа, увы, не утратила — при всех её проблемах — привлекательности для очень и очень многих. Вот к этому массовому чувству и был привязан антирусский украинский радикал-национализм: "Мы живём хуже, чем в Европе, потому что Россия нас угнетала, грабила, не давала развиваться и продолжает это делать".
Без такой "связки", созданной стараниями украинской власти и западных спецслужб, никакой победы Евромайдана в 2014 году и быть не могло. То, что при этом Крым ушёл от Украины и вернулся в Россию — для них факт исключительно военно-политического значения и эмоциональной силы. Он поднял градус ненависти к России со стороны украинских радикал-националистов, но не только у них. Часть населения Украины тоже не обрадовалось утрате "своей земли". И не все русские, живущие на Украине, тоже обрадовались. Вернее, они могли порадоваться за крымчан, но не за самих себя. Стимулировал ли уход Крыма аналогичные настроения, "порывы к свободе" в других регионах Украины? Несомненно! Хватило бы этих стимулов на возникновение Новороссии, сложенной из нескольких областей Украины? Уверен, что не хватило бы… Пример народных республик Донбасса — тому свидетельство.
При всём этом "ключи к счастью" и Украины, и России, действительно, как лежали в Москве, так и лежат.
Кто их возьмёт и что с ними станет делать: то ли на пальце повертит, то ли отопрёт врата, то ли замкнёт их, — пока предсказать не удаётся…
Александр НАГОРНЫЙ.
Полагаю, что состоявшейся здесь обмен мнениями позволяет сделать несколько обобщающих фундаментальных выводов.
Во-первых, мы фиксируем сложившееся положение на Украине как "геноцид" украинско-русского этноса, который проводится Западом и его "назначенцами" вроде Порошенко и Зеленского, полностью зависящими от своих американских и западноевропейских кураторов. Только под таким углом зрения нужно рассматривать сокращение населения республики почти вдвое по сравнению с 52 миллионами, проживавшими на этой территории в 1991 году. Понятие о геноциде Украины должно быть введено в государственную политику РФ.
Во-вторых, феномен Зеленского является не случайной игрой обстоятельств, а результатом многолетней работы "западной закулисы" (под кураторством олигарха Коломойского), что лишь обострит линию на трансформацию украинского общественного сознания в антирусском направлении при президенте Зеленском. Именно так ведётся подготовка к новой фазе гражданской войны в Русском мире. Кремлю придётся гораздо сложнее вести свою деятельность в предстоящие годы в отношении прозападной Украины, возглавляемой мастером-актёром сатирического жанра.
В-третьих, борьба за Украину и за умы украинского населения должна стать одним из приоритетов государственной политики России, тогда как сегодня она считается второстепенным направлением. Об этом говорит, в том числе, полное отсутствие радио- и телевещания на Украину. Кремль не использует и систему "народной дипломатии".
В-четвёртых, важнейшими инструментами российской политики в отношении Украины должны стать опережающие успехи в социально-экономическом развитии РФ, а также выдвижение новой идеологии построения украинской государственности, дружественной РФ, что невозможно без смены идеологической "матрицы" внутри самой РФ, которая во многом определяется как "олигархический капитализм". Мы не можем предлагать украинцам замену одних олигархов другими в виде органического сотрудничества между РФ и Украиной.
Таким образом, исход борьбы за Украину в решающей мере зависит от России и её руководства.
Вернуться назад
|