Да простит меня ВЦИОМ, но из всех мировых социологических агентств я предпочитаю именно Gallup. Ведь что такое любой опрос, любой рейтинг, любое составление т.н. “общественного мнения”? Это, браццы, прежде всего методика. И именно из-за несовершенства наших методик я всегда говорил, что у нас, в России, нет реально отражающих действительность рейтингов телеканалов и радиостанций. Нет и ни одного сколь-бы то ни было объективного музыкального хит-парада.
А вот в США они — есть. Как бы мы не относились к этому логову, панимаишь, мирового империализма, но давайте будем честными: у них — есть, а у нас — нет. И объясняется это вовсе не тем, что мы — глупые и лживые, а американцы — умные и честные. А тем, что у американцев техническая база для более точных и объективных рейтингов была лучше. Именно “была”, мы сейчас их в этом догоняем. И методики у них — иные. Более совершенные.
Сначала — буквально пару слов о “технической базе”, чтобы вы поняли, насколько это важно.
Скажем, в области телевидения. Здесь все не “просто”, а “очень просто”. У нас до недавнего времени все телевидение было аналоговым и бесплатным. Сигнал с вышки шел на антенны, от антенны — к телевизионному приемнику гражданина. А сколько человек принимают сигнал, вычислить невозможно. Ни в какой стране мира. Это физически невозможно. Значит, невозможно и понять, сколько человек смотрят ту или иную программу. А в США телевидение давно ушло в “цифру”, а что такое “цифра”? “Цифра” — это траффик. А расход траффика исчислению поддается легко. Допустим, вещатель раздает пакет из 100 каналов. И по траффику он всегда вам скажет, какую программу в данный момент смотрят больше людей. А какая программа идет “в пустоту”. Вот поэтому американским рейтингам просмотров, которые базируются на исходящем траффике вещателя, верить можно. А нашим, основанным на “телефонных обзвонах абонентов ГТС”, или на методике “у каждого члена семьи — свой пульт” верить нельзя даже приблизительно. Это не рейтинги вообще, строго говоря.
В радиомире ситуация несколько иная. Поскольку и сегодня основной потребитель радио получает аналоговый сигнал. В автомобиле или на собственной кухне. Автомобиль и кухня — вот две основные точки потребления радиоконтента сегодня. Поэтому в США рейтинги радиостанций тупо определяют по рекламным расценкам. На какой станции за рекламу дерут больше, та и круче. Там исходят из того, что рекламодатель — не дурак, он станции, которую никто не слушает, ни копейки не даст. Слушаемость станций определяет рекламодатель, сам, чтобы знать, кому денежку нести. Это его денежка, и, следовательно, головная боль — тоже его. А рейтинговые агетства даже не парятся, они просто сравнивают рекламные расценки, и выдают готовую “лесенку мест”.
И, наконец, музыка. У американцев здесь тоже все просто: кто больше компакт-дисков продал, тот и круче. Продажи CD сегодня суммируются с продажами онлайн-магазинов, и получается относительно объективная картина. А у нас… Вот сами мне скажите, когда лично Вы в последний раз покупали компакт-диск или песню в Айтюнс или на Яндекс-музыке, а? И сколько в Вашей личной фонотеке песен и альбомов оплаченных, а сколько — бесплатно скачанных из интернета в формате МР3? И вот как Вас прикажете после этого считать, как определить Ваши персональные мсузыкальные предпочтения? Да никак.
Все это было о технике. А теперь — о методике. И не нужно сразу кривить личики, потому что это не просто “интересно”, а “ОЧЕНЬ интересно”. Сейчас сами убедитесь.
Именно методика опроса позволяет судить о достоверности рейтинга. Вкупе с широтой охвата, конечно, но методика по важности не уступает широте охвата опрошенной аудитории.
Лучше всего это рассматривать на примере опросов на Украине. Поскольку и “Украина”, как “государство”, и сама идея “украинства” во многом построены на лжи и подтасовках фактов, получение достоверной информации об истинном положении дел об Украине всегда было очень сложной задачей, посильной лишь мастерам своего дела. Сложность усугублялась тем, что “обман” на Украине давно стал частью менталитета граждан этой территории и превратился в искренний самообман. так, б ольшинство украинцев искренне считают, что “Киевская Русь” — это было такое государство. То, что само это словосочетание появилось лишь в 19 веке, а до этого и слов-то таких в природе не было, их совершенно не смущает. Спроси сейчас сотню украинцев, что такое “Киевская Русь”, и все сто уверенно свяжут это относительно недавнее, и, в общем-то, чисто хронологическое, а не территориальное и не политическое понятие, с современной Украиной. Хотя связи там никакой нет даже близко. И что делать социологу? Провозглашать “Киевскую Русь” реально существовавшим некогда государством, усугубляя этим и так широко распространившуюся фальшивку? Если следовать примитивным мектодикам, принятым и на Украине, и, к сожалению, у нас, то — да. Есть результаты опросов? Есть. Точка, подпись, получи базу для принятия политического решения.
Именно так было со всеми опросами, касавшимися “национального определения” Украины. Благодаря чему количество русских людей на Украине за неполные 10 лет сократилось в 4 раза. Демографическаи это невозможно, демографически это может быть только в результате массового геноцида. Но с помощью социологических методик это делается легко. И я не удивлюсь, если завтра окажется, что русских на Украине вообще больше нет. Еще недавно были десятки миллионов, и вдруг — вымерли. Как динозавры, в одночасье. Недобросовестная социология вам такой результат предоставит легко и быстро, только плати.
А вот теперь давайте вернемся к агентству Gallup и к тому, почему я им верю.
Не так давно этому агентству заказали исследование о том, насколько распространен русский язык на постсоветском (а для меня — до сих пор “построссийском”) пространстве. Это исследование было проведено во всех республиках бывшего СССР, я о нем писал — результаты оно дало действительно сенсационные. Но лично меня и удивили, и восхитили не столько результаты исследования, а блестящие, не побоюсь этого слова — гениальные методики проведения опросов.
В частности, на Украине социологи из Gallup были в курсе того, что население в большой степени поражено “антироссийским вирусом”, и готово было назвать себя хоть “зулусом, говорящим на чистом зулусском языке”, лишь бы не “русским, говорящем по-русски”. Спрашивать респондентов в лоб, на каком языке они говорят в быту, думают, видят сны, было бы просто глупо — люди врали бы, не приходя в сознание. И объективные данные в этой ситуации получить было бы невозможно. Но в агентстве Gallup работают настоящие профессионалы. И они не оповестили респондентов об истинных целях опроса. А заготовили бланки опросов на двух языках — на русском и на украинском. А респондентам предложили выбрать язык заполнения бланка по желанию. Самим определить, на каом языке им комфортнее заполнять бюллетень. На бланках написали самые разные вопросы — бытовые, политические, общеобразовательные… А потом посчитали не ответы на вопросы. А БЛАНКИ. И получилось, что русский язык “родным” на Украине посчитали 83% опрошенных. Прописью — ВОСЕМЬДЕСЯТ ТРИ ПРОЦЕНТА.
Вот так. Так что своим правом обвинять Украину в гитлеровском нацизме, в этногеноциде русского населения, в нежелании придать ЗАКОННЫЙ государственный статус языку, который считают родным 83% населения, мы обязаны американскому агентству Gallup.
…Сегодня Gallup опубликовал новые данные — о том, что большинство американцев боятся именно Россию. Не Китай, не Северную Корею, не Иран, а именно Россию. И правильно, к слову сказать, делают. Но это уже тема совсем другого разговора…