Начавшийся 2019 год должен стать для Украины рубежным. Возможно, решающим, возможно, поворотным, но это не точно. А вот рубежным — без сомнения
Решающим и поворотным он мог бы стать, если бы майданный режим рухнул и Украина медленно пошла бы по пути выздоровления. Такое, в принципе, может случиться, но не факт, что случится. Смена президента в результате выборов или короткого силового противостояния весной даст режиму дополнительные два-три месяца. Это время, когда новая власть ещё не успела обмануть ожидания, когда народ ещё ждёт от неё улучшения своего положения.
Другое дело, что запас прочности у народа невелик и долго ждать он не будет. Но тут на помощь майданному режиму должно прийти вначале лето, с его отпусками, дачами, огородами. Затем же, осенью, ожидаются парламентские выборы. И народ вновь будет ждать, что на этот-то раз в парламент придут правильные партии, создадут правильное правительство, наведут порядок и т.д. В общем, до зимы дотянуть можно, а там и новый, 2020 год, Рождество, старый Новый год. В общем, новая общественная активность может начаться только в феврале 2020 года, а срок до этого момента для нынешней украинской элиты — вечность.
Но это если Пётр Алексеевич уйдёт по-хорошему или по-плохому, но быстро, не успев развязать полномасштабный гражданский конфликт. Подчёркиваю, не внешний военный конфликт, для раскрутки которого ему не хватает западной поддержки, а внутренний, который позволил бы ему под предлогом борьбы с мятежом (неважно чьим) перейти к прямому террористическому правлению, не обращая внимания уже ни на пожелания Запада, ни на законы страны. Прямое силовое подавление любого оппонента или того, кто таковым кажется, — последний довод Порошенко в попытке сохранить власть.
Однако для организации террористического правления у него явно недостаточно ресурсов. Организовать в свою пользу переворот он может. Это несложно. Достаточно в одну ночь арестовать всех потенциальных претендентов в порошенковские сменщики, а также поддерживающих их олигархов (по крайней мере тех, кто находится в пределах досягаемости). Лишившись лидеров и финансирования, никакие партии, движения и уж тем более «возмущённый народ» на улицы не выйдут.
Но мало ликвидировать опасность в Киеве, надо взять под контроль провинцию. Насколько это сложно, Порошенко мог убедиться ещё в 2014 году. Несмотря на свой «сепаратистский» статус, а также на предпринятые центральной властью меры (в том числе против Коломойского, Кернеса, попытку утвердить в Одессе Саакашвили), Харьков, Одесса, Днепропетровск остались под контролем местных элит. Аналогичная ситуация в Закарпатье. Большая Галиция (в составе трёх бандеровских областей) подчиняется Киеву только потому, что подчинила себе Киев, и готова к сепарации при малейшем намёке на переход власти в столице в руки антибандеровских сил.
Сейчас возможности центральной власти, её ресурсная база на порядок меньше, чем были в 2014 году. Если же Порошенко осуществит в столице удачный путч с целью пролонгации своего правления, ресурсная база сократится ещё на порядок, так как против него в регионах выступят уже не только антимайданные силы, но и сторонники тех лидеров Майдана, которым он преградит путь к власти. Страна будет против него, и возможностей СБУ, армии и МВД просто не хватит, чтобы возобновить контроль над набитой под завязку нелегальным боевым оружием территорией. Тем более что практически все силовые структуры на Украине формируются по территориальному принципу и их лояльность своему региону тем выше, чем слабее центр.
Особенно это относится к МВД. Уже в 2014 году там, где возникло хоть какое-то подобие организованного сопротивления путчу (Крым, Донбасс), части МВД моментально перешли на сторону народа. В Харькове, где сопротивление не вышло за пределы бесед на митинге и обмена любезностями с Кернесом (который до сих пор в Харькове является самым популярным политиком, хоть неоднократно замечен в предательстве), «Беркут» открыто выражал симпатии к восставшим, а остальные силы МВД откровенно колебались. Даже в Киеве первые пару недель «Беркут» был готов к сопротивлению путчистам на своей базе, а остальная полиция предпочитала прятаться по домам.
Оснований отказать в поддержке Порошенко у силовиков и региональной бюрократии куда больше, чем было, когда они отказывались поддержать Януковича. Таким образом, даже удачный путч предоставит в руки Порошенко Киев и, возможно ещё несколько областей в центре, на севере и на западе Украины (в самых депрессивных и самых зависимых от перераспределения бюджета центром регионах). Но, потеряв контроль над более зажиточными регионами, Киев потеряет и способность что-либо перераспределять. А значит, даже сохранившие ему лояльность регионы быстро утратят интерес к такому центру. То есть даже при удачном путче Порошенко удастся лишь ненадолго продлить агонию своего режима, а затем власть медленно утечёт у него сквозь пальцы.
Единственный шанс удержаться дольше (в реальности несколько месяцев, но планировать он будет на годы) — спровоцировать конфликт между силами Антимайдана и Майдана. В таком случае, как показывает практика всех украинских противостояний, моментально начинает работать маркер «свой-чужой» и «евроинтеграторы» сплачиваются против «ватников». В таком случае силы Майдана поддержат власть Порошенко, как «меньшее зло» по сравнению с победой политических оппонентов. Аналогично зимой 2013/14 годов силы Антимайдана сплотились вокруг не пользовавшегося популярностью Януковича, поскольку он был последним барьером перед майданным хаосом, последней надеждой сохранить порядок в стране.
Провокация гражданского конфликта Майдана с Антимайданом — очень рискованный шаг. Этот конфликт не может не быть масштабным, и удержать его под контролем Порошенко не сможет. Но это единственный шанс попытаться удержать власть, и Порошенко очень быстро движется к осознанию отсутствия реальной альтернативы этому безумному риску.
Если его не остановят его же соратники, то 99% против 1%, что он всё же рискнёт устроить стране кровавую баню, чтобы попытаться удержать власть. В таком случае даже при отсутствии внешнего вмешательства и даже если наступление корпусов ДНР/ЛНР будет далеко не молниеносным (что, скорее всего, и произойдёт), максимум, на сколько Порошенко способен пролонгировать свою власть, — где-то полгода. Причём это будут полгода кровавого хаоса, войны всех против всех на всей территории страны. И даже если через неделю после начала подобного конфликта Порошенко смогут устранить, остановить конфликт будет уже невозможно. Любая киевская власть будет его заложницей, пока Антимайдан не поставит крест на Майдане.