ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий Украины > Маркизы от физики и герцоги от литературы

Маркизы от физики и герцоги от литературы


31-08-2010, 22:08. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Маркизы от физики и герцоги от литературы

Очередная годовщина независимости — хороший повод задуматься о том, удалось ли стране за 19 лет решить важнейшую задачу: вырастить себе ум, честь и совесть — то есть новую аристократию. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведем небольшой тест: кто придет вам на ум быстрее при упоминании словосочетания «украинская элита» — Михаил Поплавский или Лина Костенко? А теперь включите телевизор и сравните, сколько раз за пару часов наблюдения отечественного информпространства вы услышите упоминания того или другого имени. Догадываетесь, кто «победит» с разгромным счетом?

«Украинская элита» согласно негласному рейтингу светских и государственных событий-тусовок — это несколько десятков в большинстве своем плохо образованных толстосумов и примерно столько же безвкусно развлекающих их «звезд». Конечно, это лишь банальная констатация факта, но выводы из данного наблюдения слишком важны, чтобы от них отмахнуться.

Прежде всего нужно признать: существует связь между моральным, эстетическим и интеллектуальным уровнем людей, входящих в политическую элиту, и процветанием государства. И второе: политические верха — это лишь крыло общей экономической, интеллектуальной и культурной элиты страны.

Бессмысленно говорить о серьезных преобразованиях в Украине в условиях тотальной коррупции и практически единственного морального ориентира — пачки долларов. Вывод прост: нам нужно воспитать нашу правящую бюрократию и буржуазию. Нам нужно привить верхам хороший вкус, внедрить туда талантливых людей и разместить рядом с правителями умных, честных и тонких советников.

Посмотрим в сторону России — ведь мы стартовали в деле создания национальных элит с одной точки. Да, в московском высшем свете крутятся сотни бездарных выскочек, но там же вращаются непревзойденный маэстро Валерий Гергиев, гениальный Владимир Спиваков, великий Юрий Башмет. И этих музыкантов раскручивает государство, на их престиж работает вся госмашина пропаганды! Вспомните хотя бы одну украинскую фигуру подобного уровня, получающую столько же почета и — денег! Самый знаменитый украинский пианист Алексей Ботвинов известен в Европе — но не у нас. Этот одессит выпустил в России 56 музыкально-публицистических фильмов «Свободный полет», которые транслировались на каналах ТВЦ и TVCI. Вы что-то слышали о том, чтобы этого гения приглашали на украинское телевидение?

Может, в Украине есть кто-то из кинематографистов, артистов кино и театра, сравнимых по уровню влияния на власть и обывателей с Никитой Михалковым, Олегом Табаковым, Михаилом Козаковым, Евгением Мироновым?

Пожалуй, можно вспомнить лишь одинокого Богдана Ступку, да маячат на горизонте поизносившиеся Бенюк с Хостикоевым и сестры Сумские — но совсем не то к ним здесь отношение, что к российским коллегам. Ведь кинематограф и театр у нас просто не финансируются — так откуда влияние у кинематографистов и актеров!

Посмотрим на литераторов: если харизматичная Татьяна Толстая или яркий Виктор Ерофеев вели на российском телевидении авторские программы, то у нас из писателей в телевизоре эпизодически появляется лишь Марина Дьяченко — да и та в позорной роли комментатора фальшивых, постановочных судебных процессов.

Много ли знает рядовой телезритель об Андруховиче, Жадане, Куркове? Увы, в роли властительницы дум у нас не интеллектуалка Оксана Забужко, а кошмарная профессиональная блондинка Светлана Вольнова.

Деятели искусств становятся в России модными и влиятельными персонами: вам может не нравиться творчество Зураба Церетели или Ника Сафронова, но отрицать тот факт, что они художественно воспитывают власть, нельзя.

Посмотрите, как «раскручивают» в России литературного и музыкального критика Святослава Белза! Вы можете на нашем телевидении вспомнить хотя бы одну регулярную передачу, посвященную шедеврам мирового музыкального театра? Так стоит ли удивляться, что имена украинских критиков, как и имена музыкантов, певцов, актеров, ничего, увы, не значат ни в верхах, ни в среде рядовых граждан.

В результате многие талантливые люди просто бегут из отечественного болота — а мы, не дававшие им денег здесь, потом гордимся украинским происхождением Ольги Куриленко.

Десятки своих героев и гениев мы попросту не знаем. Пианисты Олег Полянский, Алексей Колтаков, скрипач Дмитрий Ткаченко, оперные певицы Виктория Лукьянец, Мария Гулегина, Ольга Пасичник сегодня с грандиозным успехом выступают в La Scala и Metropolitan Opera. У нас же их не слушают и не слышат — ни музыку, ни мнения этих авторитетных людей.

Почему известный скрипач и бывший харьковчанин Владимир Астраханцев живет на Баденском озере, а не в Пуще-Водице? Потому что мы не кормим людей, достойных быть нашей элитой.

Кого мы считаем в Украине «высшим светом»? Вышедших из комсомольских функционеров наглых буржуа да нескольких разбогатевших спортсменов? У нас напрочь отсутствует в верхах интеллигенция — у редких ее выживших представителей просто нет ни денег, ни влияния, чтобы попасть в круг избранных.

Москва финансирует свою науку, искусство, литературу. Посмотрите, сколько там выдается значимых, «дорогих» премий в каждой сфере. А у нас?

В стране — катастрофа! Мы потеряли людей, которым можем доверять, которые достойны указывать нам ориентиры и вести за собой!

У этого явления несколько планов. Один из них тот, что отсутствие в стране реальной влиятельной интеллигенции ведет к моральному и эстетическому разложению власти. Жизнь украинского высшего света сводится к пафосным вечеринкам третьесортных певичек и никогда не выходивших на сцену «балетмейстеров». Все эти события бесконечно унылы, отдают нафталиновой цыганщиной. Но именно кошмарная среда «богемы» так или иначе влияет сегодня на вкусы политической и финансовой элиты.

В упрощенной схеме все выглядит так: заполучив заметное состояние или политический статус, новоиспеченный украинский буржуа или функционер в стремлении «культурно отдохнуть», встретиться с нужными людьми или просто «быть как все» неизбежно попадает в водоворот «светских» событий. Стилистика этих мероприятий — фактор, который влияет не только на содержание нескольких телепрограмм и десятка дамских журнальчиков.

Этот фактор формирует вкусы многих людей с толстым кошельком, что влияет не только на «моральный облик» нашей элиты, но в свою очередь вызывает последующее финансирование проектов в соответствующей стилистике. Бездарность размножается, и если этот процесс не остановить, здоровые клетки нашего культурного организма погибнут все без исключения — их просто никто не будет кормить.

У нас нет того, что принято называть «бомондом». У нас нет достаточного количества людей, живущих за счет творчества! Украинские ученые десятилетиями не видели заказов на свои разработки — поэтому со своими «высокими» вкусами и нанодоходами не могут оказывать заметного влияния на индустрию развлечений, не появляются на светских мероприятиях и не контактируют с власть и деньги имущими в неформальной обстановке.

Безусловно, в Украине еще имеется своя скудная интеллектуальная и культурная элита. Поэты, книги которых в этой стране никогда не будут изданы, формируют маленькие клубы для избранных. Талантливые режиссеры принимают зрителей в своих квартирных театрах. Молодые художники выставляются в холлах офисных центров. Потрясающие фотографы создают интернет-галереи.

Все эти люди маргинализируются, выводятся за границу общественного внимания — и проблема вовсе не в том, что они неконъюнктурны. Проблема в том, что такие отрасли, как культура и наука, требуют непрерывных финансовых вливаний.

Чтобы спасти страну, государство должно срочно заняться воспитанием, финансированием и «раскруткой» реальной элиты! В Горловке и Цюрупинске, Бердичеве и Коломые мы должны вырастить новую аристократию: маркизов от физики и герцогов литературы, баронов музыки и князей живописи.

Опыт 19 лет независимости наглядно демонстрирует: удачливые мошенники и «поющие трусы» — не самые лучшие проводники в светлое будущее.

Ирина ПОТАПОВА
Вернуться назад