Директор «института национальной памяти», прозванного в народе «институтом беспамятства имени Альцгеймера», Владимир Вятрович снова отличился «альтернативной умственной одаренностью» на прошлой неделе. К 80-летию Владимира Высоцкого Вятрович разразился на своей странице в социальной сети Facebook очередным перлом. «Изысканными щупальцами русского мира» назвал он творчество таких музыкантов, как Виктор Цой и Владимир Высоцкий. Упомянул он и писателя Михаила Булгакова, который родом из Киева.
«Не все щупальца "русского мира" такие отвратительные и очевидные, как совок и московская церковь. Некоторые более симпатичные, изысканные и респектабельные, но не менее опасные. "Ирония судьбы", "восьмое марта", булгаковы, пугачевы, и даже высоцкие и цои в руках Кремля - эффективные инструменты напоминания о едином культурном пространстве и инструменты его воспроизведения. А именно культура является фундаментом, на котором каждый империализм возводит храм своего величия», - написал Вятрович.
Таким образом, совершенно того не желая, пан Вятрович подтвердил, что культурное пространство украинцев и россиян было единым, «симпатичным, изысканным и респектабельным». Но подчеркнул, что всякое воспоминание о нем является опасным и свидетельствует о «руке Кремля» и величии империализма. Социальные сети отреагировали предсказуемо, и только ленивый не постебался над предводителем «института беспамятства».
Уже через день на той же странице Вятрович попытался пояснить, что он имел в виду. И не нашел лучшей метафоры, как сравнить творчество и ранее перечисленных, и вообще российских авторов и артистов… с пачкой сигарет.
Он, видите ли, не призывает запретить творчество каких-либо исполнителей, за исключением тех, «кто открыто поддерживает российскую агрессию». Однако, он уверен, что имена музыкантов «могут использовать» в целях Москвы. Опасность такого использования сравнима с надписью на пачке сигарет о вреде курения. Цель ее не запретить курение, а предупредить о последствиях.
Широкую общественность давно интересует, «что курит Вятрович», чтобы такое нести? И курит, видимо, не один, так как вслед за неодобрительной реакцией пользователей интернета, за друга заступился еще один убежденный «цеевропеец», украинский писатель Юрий Винничук.
«Я даже не удивляюсь тому шквала негатива, который выплеснулся в адрес В. Вятровича, вплоть до попытки поставить ему диагноз. Ведь Вятрович даже не пытался что–то указывать или защищать и не призывал к каким–то действиям. Всего только и сказано было о щупальцах русского мира, которые пролезают нам в душу, несмотря на все войны и память о Голодоморе. Мы с этими совковыми присосками живем и ещё будем некоторое время жить. Пока последний из вас, ***, не умрёт», - написал он, используя ненормативную лексику, в своём блоге на портале «Збруч».
«Конечно, вы себе можете сколько угодно гордиться своими кумирами. Ибо вы, считая себя украинцами, не перестали быть русскими. Вы счастливы, потому что у вас были Высоцкий, Окуджава, Галич и т. д. А вот наших певцов и композиторов вы убили, начиная с М. Леонтовича и заканчивая Игорем Билозором», — обличает читателя Винничук.
Далее литератор обвинил классиков русской литературы Михаила Булгакова и Александра Пушкина в плагиате и признался, что перестал слушать Высоцкого после того, как у него появилась «антенна на Польшу» и он «увидел другой мир».
Плагиат Пушкина состоит в том, что его поэмы похожи по стилю на французские, а сюжетная линия булгаковского «Мастера и Маргариты» в некоторых местах напоминает написанные ранее европейскими писателями сюжеты их произведений, уверен «литератор».
«Мы ещё долго будем выхаркивать из себя русский мир вместе с совком», — сетует Винничук. И да, весной 2016 года издание «Варианты» уличило самого «обличителя от высокой литературы» в «выхаркивании совка и русского мира». В том прозаическом смысле, что он, не утруждаясь моралью, украл произведение российского писателя Николая Пучерова «Всё о кофе», тупо перевел его на мову и выдал за свою книгу, назвав ее «Тайны львовского кофе». Этот эксперт литературного мира о плагиате знает не понаслышке.
Довольно метко дал определение ситуации пользователь социальной сети Евгений Черняк. Он провел параллели между персонажами Булгакова и сегодняшней «патриотической тусовкой», вроде Вятровича.
«Результат нелепого исторического эксперимента. Уродливая гримаса генетики. Был собакой, дворняжкой. Потом немного поговорил и опять превратился в животное. Кем собственно и оставался, сердце-то было собачье, хоть и облик человеческий.
Но даже внешне оставаясь человеком, он иногда гавкал и искал блох, чесался. Ненавидел котов. Служил в Подоочистке. Назначил его туда Швондер. Ну точное историческое совпадение.
Причины для ненависти, конечно, у вятровичей есть, надо это признать.
Так талантливо и точно их ещё никто литературно не изображал», – написал Черняк.
И даже самый оголтелый «патриот», мэр бывшего Днепропетровска Борис Филатов, в сердцах рубанул с матерком: «Такие полезные идиоты как Вятрович, Ницой и Фарион, отталкивают сегодня от украинской национальной идеи десятки тысяч сограждан. Не им, бл@дям, учить нас Родину любить!»
«После упоминания вятровича не забудьте руки помыть. Крайне токсичная iстота»
Впрочем, у этих клоунов – вятровичей, винничуков, фарионов и прочих ницой, есть конкретная задача. Отвлекать внимание публики, как на ярмарке возле балагана, пока опытные воры чистят карманы и кошельки.