ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий Украины > Новый Верховный Главнокомандующий для силовиков Украины
Новый Верховный Главнокомандующий для силовиков Украины20-02-2010, 15:52. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Новый Верховный Главнокомандующий для силовиков УкраиныПрезидентские выборы являются для военнослужащих украинской армии «выборами» Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Украины. Победа в них Виктора Януковича – повод для размышлений о том, что ожидает в обозримом будущем военное ведомство страны. Симпатии и антипатии военных Эти выборы стали, наверное, первыми в истории независимой Украины, когда на военных не оказывали давления, за кого «нужно» голосовать. Автор помнит не очень далекое прошлое в своей военной карьере, когда командир бригады прямо спрашивал: «Товарищ капитан, за кого будет голосовать ваш батальон?» Или как депутаты-спонсоры на местах «одаривали» воинские части, и особенно их командование. Кстати, при Викторе Ющенко админресурс в период подготовки к внеочередным парламентским выборам тоже работал, хотя и в более завуалированной форме, и все это имело вид «активного участия» Президента Украины – Верховного главнокомандующего в повседневной жизни армии – посещение воинских гарнизонов, присутствие на военных учениях и т. п. Ему «помогал» бывший министр Анатолий Гриценко, на минувших парламентских выборах входивший в первую пятерку кандидатов от пропрезидентского блока НУНС. И вся их совместная работа в те дни, по странному совпадению проводимая в виде непрерывных поездок по гарнизонам, была подчинена цели достичь максимального количества встреч с будущими избирателями в погонах. Поэтому сейчас странно слышать заверения горе-политиков, что они «честны» и «чисты». На этот раз Виктор Ющенко, видимо, понимал ничтожность своих шансов на выборах, поэтому лично никаких особых усилий в борьбе за военный электорат не предпринимал. Кое-какие телодвижения в «силовой сфере» делала Юлия Тимошенко, но она зациклилась на встречах с рабочими и служащими оборонно-промышленного комплекса и работниками органов внутренних дел. Безусловно, в военном ведомстве проводились всякого рода совещания на тему выборов, но они касались лишь исключительно вопросов организованного участия военнослужащих в выборах. Не будет преувеличением сказать, что предшествующие годы независимости страны открыли глаза всем ее гражданам, в том числе и сотрудникам силовых структур, на истинное лицо малообновляемого списка украинских политиков и их редко выполняемые щедрые обещания, данные накануне выборов. В конечном итоге электорат в погонах ответил взаимностью всем политикам в соответствии с их «заслугами» перед Вооруженными силами. Причем есть два вполне достоверных источника, показывающих реальную картину распределения симпатий, – итоги голосования на участках, где избирателями выступают исключительно военнослужащие. Это украинский национальныйм контингент УкрПолбата, выполняющего миротворческую миссию в Косово (он формировался в Житомире) и 56-й отдельный вертолетный отряд Миссии ООН в Либерии (формировался в Херсонской обл., но в его составе значительная часть военнослужащих из Львовской обл.). Результаты их голосования обнародованы на сайте Центральной избирательной комиссии и выглядят весьма показательно. В частности, на избирательном участке № 51 (г. Монровия, Республика Либерия, 56-й отдельный вертолетный отряд в составе Миссии ООН) во 2-м туре выборов Президента Украины 7 февраля приняли участие 292 гражданина Украины, из них: 279 – военнослужащие ВС и 13 – офицеры МВД. Результаты подсчета голосов: Тимошенко Ю. В. – 65 голосов ( 22,4%), Янукович В. Ф. – 199 (68,6%). Не поддержали ни одного из кандидатов 28 человек (9%). Аналогичным образом видно отношение к власти людей в форме – избирателей заграничного избирательного участка №87 (с. Брезовица, Косово), где выполняет задачи УкрПолбат. Всего проголосовало 187 человек, за Тимошенко Ю. В. – 42 (22,34%), за Януковича В. Ф. – 118 (62,77%), не поддержали ни одного кандидата 27 (14,89%). Повторимся, что основания такого волеизъявления очевидны – это отношение кандидатов и «их» политических сил к украинской армии и другим силовым структурам. Причем не на словах, а в виде реальных поступков… Реформы придется отложить? Если говорить о текущих задачах в сфере безопасности и о направлениях внешней политики применительно к итогам выборов Президента Украины, то мнения политиков и экспертов расходятся. Например, и. о. директора международных программ Центра Разумкова Михаил Пашков отмечает, что принципиально важным будет запуск механизмов межгосударственного сотрудничества, например, украинско-российской межгосударственной комиссии, которая «до недавнего времени работала на одном моторе – экономическом комитете». Он также определил основные проблемы в отношениях Украины и России – это безопасность, «газовые» взаимоотношения, проблемы границы, ЧФ и гуманитарного характера. Но, по мнению Пашкова, новый президент вынужден продолжать и сотрудничество с НАТО. Предвыборные заявления и реальные действия – разные вещи, и говорить о внешнеполитическом курсе нового президента можно будет лишь по конкретным делам*.
Тезис о том, что контакты с НАТО и ЕС в сфере безопасности развиваются, подтверждает ряд свежих событий. Например, незадолго до выборов, 26 января, начальник Генерального штаба – Главнокомандующий ВС Украины генерал-полковник Иван Свида на заседании Военного комитета Украина – НАТО на уровне начальников генеральных штабов в Брюсселе отметил, что евроатлантический и европейский векторы военного сотрудничества будут оставаться приоритетными для Вооруженных сил Украины. Практически одновременно, 20 января, представитель военного комитета Североатлантического альянса Массимо Паницци сообщил, что Киеву предложено войти в состав Сил реагирования НАТО в 2015-2016 гг., причем «Украина станет первой страной – не членом НАТО, участвующей в Силах реагирования альянса». Г-н Паницци расценил предстоящее вхождение Украины в Силы реагирования как «шаг вперед в осуществлении военных реформ», которые альянс ждет от Киева «на пути» к статусу кандидата в члены НАТО**.
В законе «Об основах национальной безопасности Украины» указано, что одним из приоритетов национальных интересов нашей страны есть ее интеграция в европейское политическое, экономическое, правовое пространство, а также в евроатлантическое пространство безопасности. Но в своих предвыборных программах каждый из кандидатов в Президенты Украины – Юлия Тимошенко и Виктор Янукович – в части, касающейся безопасности и обороны государства, отметил свое видение задач. У Юлии Тимошенко значилось, что присоединение Украины к любым системам коллективной безопасности будет решаться лишь на референдуме, у Виктора Януковича – что главная задача национальной внешней политики – это сохранение внеблокового статуса Украины. Напомним, что 18 января Виктор Федорович заявил: «Украина никогда не будет блоковым государством и не будет вступать ни в какой военный блок». Но важно другое – на посту Верховного главнокомандующего, который «прилагается» к должности президента, Януковичу придется немедленно столкнуться с ворохом внутренних проблем, в том числе и в оборонной сфере, затягивать с решением которых опасно. В подавляющем большинстве это проблемы сегодняшнего дня, на которые придется реагировать немедленно. Их накопилось достаточно – от незавершенной реформы системы управления ВСУ до необходимости срочного обновления арсеналов. И это на фоне задач социальной защиты военнослужащих и техногенно опасной проблемы утилизации боеприпасов и ракетного топлива и т. п. Посему, скорее всего, реформы и преобразования придется отложить до лучших времен. Немного прогнозов У Виктора Януковича уже есть опыт пребывания на вершине государственной власти, прежде всего в должности премьер-министра. Но самое интересное, что его «плодами деятельности» воспользовалась именно «оранжевая» команда. Ведь сейчас все признают, что самыми успешными для украинских военных были 2004-2005 гг. И Виктор Ющенко, и экс-министр обороны Анатолий Гриценко неоднократно заявляли, что за это время удалось сдвинуть с места вопросы активизации боевой подготовки, обновления арсеналов, строительства жилья для военных. Потом, безусловно, для «оранжевых» пришло время показать результаты уже своей работы. Увы, отставание «новой команды» от ее предшественников оказалось просто катастрофическим. Недавно Виктор Янукович в прямом эфире одесской городской телекомпании «Академия» заявил, что после избрания его главой государства он активизирует политику модернизации Вооруженных сил: «Я в обязательном порядке воспользуюсь возможностью привлечения лучших консультантов, и прежде всего украинских, для того, чтобы найти ответы на все вопросы, которые будут возникать у нас в сфере оборонной политики». Неписанное правило, что «кадры решают все» никто отменить не смог. Поэтому перед вновь избранным президентом стоит задача расставить на ключевые посты в силовых структурах «своих» людей. В обойме у Януковича есть кандидаты, способные возглавить военное ведомство, в том числе и имеющие высокие воинские звания. Например, генерал армии Украины Александр Кузьмук, уже дважды бывший у руля военного ведомства. Но захочет ли он в третий раз «входить в ту же реку»? Мнения на этот счет пока противоречивые. Или другой пример – генерал-полковник Владимир Толубко, пострадавший от кадровых нововведений «оранжевой» власти, сейчас о нем вспоминают как о профессионале высокого уровня. Впрочем, новым министром обороны может стать и гражданский политик без «военного» прошлого. Ведь по большому счету полководческих качеств от военного министра сейчас уже никто не требует. А практика предыдущих лет показывает, что ни один план реформирования и развития армии, закупок вооружения, боевой подготовки в Украине не выполнялся. Зато безукоризненно выполнены все планы сокращений (т. е. «высвобождения ресурсов»), а также продажи земель, инфраструктуры, техники и др. Поэтому можно предполагать, что акценты нового руководителя военного ведомства будут однозначно направлены на установление посредством кадровых назначений полного контроля над всеми оставшимися ресурсами (бюджет, недвижимость, закупки и т. п.). Но говорить о том, что одновременно дойдут руки непосредственно до военной проблематики, т. е. подготовки войск, обновления арсеналов и т. п., оснований пока нет, хотя определенная доля оптимизма, безусловно, присутствует. Нужно упомянуть, что согласно законодательству возможности президента воздействовать на повседневную жизнь и развитие силовых структур ресурсами достаточно урезаны. Ведь бюджетные рычаги находятся в руках главы правительства. А кандидатура будущего премьер-министра – пока еще вопрос предстоящих переговоров бизнес-политической элиты и дальнейшего утверждения парламентом. Так, что касается персоналий, то нынешний и. о. министра обороны Валерий Иващенко при всех своих заслугах и личных профессиональных качествах имеет очень мало шансов остаться на своем посту. Несколько выше шансы работать с новой властью у недавно назначенного начальника Генерального штаба – Главнокомандующего Вооруженными силами Украины генерал-полковника Ивана Свиды. А будущее руководителей более низкого уровня может прогнозироваться в зависимости от персонального состава будущего руководства Минобороны. И все же в любом случае основания для оптимизма есть. Их составляет предшествующая деятельность Виктора Януковича в исполнительной власти. На тот момент он показал себя эффективным руководителем и хозяином, при котором импульс в финансировании и развитии получали все министерства и ведомства страны, шло наполнение бюджета и выполнялись намеченные планы. Если его работа после избрания на высший пост будет отличаться активностью времен премьерства, у украинских силовиков есть шансы не прозябать, а нормально развиваться. И очевидно, украинские политики, желающие прийти к власти в ходе будущих парламентских выборов, должны внимательно ознакомиться с результатами состоявшийся кампании, чтобы понять, что нужно делать уже сейчас для своих будущих избирателей в погонах в обмен на их симпатии и поддержку. Игорь ВЛАСЕНКО
Вернуться назад |