ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий Украины > Украина – сказка без счастливого конца

Украина – сказка без счастливого конца


18-01-2010, 23:45. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Обеспечить высокий уровень жизни населения страны можно лишь при наличии конкурентоспособной экономики. Конкурентоспособность экономики – это или наличие высокотехнологичного производства, обеспечивающего поступление валюты в страну, или наличие огромных запасов сырья и энергоресурсов, которые можно экспортировать. Бог обделил Украину нефтяными и газовыми месторождениями – сами вынуждены импортировать. Но, на Украине до окончания «времен тоталитаризма» не было проблем с талантами и светлыми умами. Благодаря которым, в кооперации с учеными и технологами всего Советского Союза, были созданы уникальные, по технологическому содержанию и масштабам, производства. Проблем с умами нет и сейчас. Есть лишь проблемы в воплощении их идей в серийную продукцию, продаваемую и на мировых рынках.

Мировой рынок – не институт благородных девиц. Это джунгли, где выживает сильнейший. За каждую его «пядь» участники бьются до последнего, часто оставляя позиции лишь под давлением значительно превосходящих сил конкурентно – экономических и политических. Дезертиры доживают век на задворках в резервациях, которые принято называть «сырьевыми придатками».

Украина, как часто с ней случается в последние годы, и здесь проявила свою уникальность. Как в наличии уникальных технологий и производств, так и в фантастической (по глупости) сдаче своих позиций на всех участках мирового рынка.

Примеров слишком много. Остановимся на жемчужинах и алмазах в, так и не созданной короне украинской экономики. Некоторые эпизоды похожи на сказку… Не детскую. Без счастливого конца. Найти бы тех сказочников, кто все это сочинил…

Итак, жило-было Черноморское морское пароходство (ЧМП). И досталось оно в 1991 году Украине... Представляло оно из себя мощнейшую структуру, состоявшую из 295 грузовых и пассажирских судов, а также около 1100 судов вспомогательного флота. В ЧМП работали более 28 тысяч сотрудников. Ежегодные доходы пароходства достигали миллиарда долларов! Эта структура могла стать жемчужиной в короне украинской экономики, основой для стремительного развития Причерноморского региона...

Но «не все сталося, як бажалося»... Прокрались к капитанскому мостику какие-то неведомые пираты... И не стало ЧМП. Почти, как того Колобка. Проглотил какой-то сказочный Лис, да так, что ни следа… А все концы, естественно, в воду. На то оно и пароходство.

А «шо ми маємо» на сегодня? «Шо маємо, то маємо..». Сегодня, некогда крупнейшее в мире пароходство не имеет лицензии на осуществление судоходной деятельности, которая является «главным направлением» деятельности предприятия, если верить его Уставу! Почему? Потому что, вследствие хитрых комбинаций по технологии трех наперстков, ЧМП было «преобразовано» настолько, что сегодня располагает аж шестью суднами, но ни одно из них не может отчалить от причала – все на приколе. А для того, чтобы получить соответствующие документы регистра, необходимо иметь в своём составе хотя бы одно судно «на ходу»...

Возможно, теперь стоя на берегу, какой-нибудь бывший украинский морской волк, пустит слезу, увидев знакомый силуэт корабля, но идущего под панамским (мальтийским, кипрским и т.д.) флагом.

Осталось 6 из 1395 (!) суден… Где цифра 6 – меньше арифметической погрешности. Любой противник на войне мог бы позавидовать таким «успехам».

В Перл-Харборе, во время налета японской авиации на американский флот 7 декабря 1941 года, было потоплено или повреждено 15 кораблей, пусть даже и намного больших по значению и величине. Минимум 6 из этих 15 были возвращены в строй. Но атака на Перл-Харбор стала основной причиной вступления США во Вторую мировую войну. Потеря около 1400 суден Украиной почти не всколыхнула моря народной апатии.

Был еще один из многих потенциальных «локомотивов» отечественной экономики, отличающийся наукоемкостью и уникальностью – наша авиация! В лице набивших оскомину «Ан-70» и «Ан-140». Состоявшаяся гордость отечественной авиации, но не состоявшаяся гордость отечественной экономики. Пока еще Украина числится в списке 9 государств мира, способных самостоятельно проектировать и выпускать самолеты. Разработанные еще в советское время, «Аны» и поныне летают в 42 странах!

«Ан-70» взлетел на ВОСЕМЬ лет раньше другого самолета с очень схожими показателями, но несколько более дорогого, чем украинский – европейского «А-400М». Антоновский самолет до сих пор не пошел в серию. А на европейский уже в прошлом году было заказов на 192 единицы! Среди заказчиков Бельгия, Франция, Люксембург, Германия, Испания, Турция, Великобритания, Малайзия, ЮАР. Общая стоимость программы оценивается в 19,6 млрд. евро, а цена каждого A400M в зависимости от комплектации – от 87 до 150 млн евро. Стоимость одного «Ан-70» – 35-40 млн. долларов. Но, европейцы будут покупать европейский товар. Потому что им нужно поддерживать их производителя. Даже если товар будет уступать в технических характеристиках, а цена его будет выше.

Может, подобная техника нужна многим государствам – европейским, африканским, азиатским, а Украине она не нужна? Нужна, конечно. А для этого необходим госзаказ. Хотя бы для министерства обороны, которое многие годы мечтает о двух экземплярах 70-х «Анов». Кроме прямой необходимости в этой технике, отсутствие заказов государства на самолеты, произведенных на своей же территории вызывает недоверие потенциальных зарубежных клиентов – если сами не покупаете то, что производите, значит, оно того не достойно? Но, пожалуй, еще больше, чем госзаказ на новые самолеты, нужна помощь государства для достройки 55, находящихся в разной степени готовности, различных самолетов на авиапредприятиях страны. Для этого, по оценкам специалистов, нужно около 1 млрд. грн. Пока что, даже получив предоплату, наши предприятия не способны выполнить заказы – предоплата будет отобрана банками в счет погашения долгов. Суммарный долг отечественного авиастроения перед банками превысил 3 млрд. грн.

Задайте в интернете поиск фотографий двух самолетов – украинского «Ан-70» и европейского «А-400М». Конечно же, их схожесть совершенно не обусловлена внимательным изучением западными специалистами 43 томов документации на «Ан-70», которые были переданы НАТОвским специалистам в конце 90х годов. Мы еще помним, как в течение нескольких лет европейцы вели с нашими авиастроителями переговоры о закупке этого самолета. Но, после получения технической документации, переговоры были лишь клоунадой, срежессированной конкурентами. В конце концов, они отказались от заключения контракта. Любители ребусов могут поискать «8 отличий» в фотографиях «Ан-70» и «А-400М».

Чтобы оценить стоимость украинского «подарка», можно привести такие цифры: два года назад стоимость проектировки самолета аналогичного класса С-390 бразильской авиастроительной компании «Эмбрайер» бразильские чиновники оценивали в 5 млрд. долл.; стоимость проектировки пассажирских самолетов семейства «170» для «Эмбрайер» обошлась в 12 млрд.долл. Бразильцы готовы купить украинские технологии строительства самолетов. АНТК им. Антонова будет участвовать в проектировке и строительстве нового военно-грузового самолета «Embraer С-390». Да, контракт бразильских и украинских компаний, если он будет реализован, позволит получить АНТК им. Антонова несколько миллиардов долларов – такова неточная, строго засекреченная сумма предполагаемого контракта. Нам остается продавать остатки технологий. Что будем продавать потом, когда на наших технологиях взрастим конкурентов?

Тот сегмент рынка авиаперевозок, который должна была занять Украина – региональных, среднемагистральных грузовых и пассажирских перевозок, уже успешно заняли бразильские и европейские производители.

В этом году отечественное авиастроение столкнулось с конкуренцией и со стороны китайских компаний, у которых с каждым годом все меньше пробелов в технологическом обеспечении производства. Первый пассажирский региональный самолет китайского производства ARJ21-700, разработан и собран полностью китайскими специалистами, за исключением разработки крыла, в создании которого участвовали все те же, вездесущие украинские специалисты из АНТК им О.К.Антонова, не слишком нужные своему Отечеству. Количество заказов на ARJ21-700 уже превысило 200 единиц.

У отечественной авиации много общего с отечественным флотом. Их роднит принадлежность к одному «народному фольклору», а точнее к антинародному творчеству. Какие-то бермудские дыры поглощают сотни кораблей. И сотни самолетов. По состоянию на 1999 год на балансе Министерства обороны (по данным “Military Bulletin”) состояло 174 «Ил-76» и «Ил-78» (топливозаправщик на базе «Ил—76»). После создания Украинской авиационной транспортной компании (УАТК) в 1997 г. к ней на баланс от Минобороны в 2001 г. было переведено 98 «Ил-76». Но лишь 10 из этих 98 были в состоянии летной годности, еще 30 можно было бы вернуть в парк авиакомпании после проведения капитально-восстановительного ремонта, остальные 58 требовали утилизации. Да, и существовали ли они к тому времени в украинских просторах? Или растворились по примеру флота? И зачем переводить с баланса одного предприятия на другой технику, подлежащую списанию?

По данным «Белой книги-2005» в Вооруженных Силах Украины эксплуатировалось уже 44 самолета Ил-76. А в «Белой книги-2006» говорится о 37 транспортных самолетах (всех).

Не иголка в стогу сена – утаить сложно. Но в небе следы растворяются еще стремительней, чем в море или на песке…

Все-таки, Украина – страна чудес. Может случиться все, что угодно. Печальнейшая судьба оказалась у стратегических бомбардировщиков «Ту-90» и «Ту-160». Из не улетевших вовремя и оставшихся на Украине двадцати одного чуда человеческой мысли, десять было просто разрезано на куски. По рекомендации главного «сказочника».

Есть еще одно сказочное отличие Украины от страны со здравым смыслом – продажа того, что нужно самой, что сама уже не производит и, что уже никогда не купит (разве что, кто-то разместит ЭТО на ее территории, но руками ЭТО ей уже трогать не дадут). Не будем говорить о десятках «Градов», нескольких «Кольчугах», «Шквалах», «Мандатах», десятках танков и БТРов, катерах, проданных только Грузии. Кое-что из этого списка все еще производится на Украине, кое-что имеется пока еще в достаточных количествах.

Речь идет о зенитно-ракетных комплексах (ЗРК). На слуху у всех была информация, распространенная СМИ о продаже ЗРК Грузии. Так сказать, «не в противоречии с законодательством о торговле вооружениями». Но, что означает фраза, когда говорят: «продали батарею ЗРК» или «продали дивизион ЗРК«?

Только один пример с проданным дивизионом – ЗРК «Бук-М1».

Распоряжение Кабмина от 13.01.2006. В соответствии с которым, и был продан дивизион ЗРК «Бук-М1». Чтоб его продать, сняли с боевого дежурства (!) 2 дивизиона в районе г.Стрий.

Дивизион зенитно-ракетного комплекса – это не та машина, которая ездит на параде с установленными сверху ракетами. Дивизион ЗРК – это 3 батареи. В каждой батарее – две самоходные огневые установки (СОУ) 9А310М1 с четырьмя ракетами, одна пуско-заряжающая установка (ПЗУ) 9А39М1, оборудованная подъемным краном, и способная поднимать восемь ракет, зенитные управляемые ракеты (ЗУР) 9М38М1 (9М317). Всего в КАЖДОЙ батарее 16 ракет (т.е. в дивизионе – 48 ракет), к тому же, в дивизионе имеется пункт боевого управления (ПБУ) 9С470М1 и станция обнаружения целей (СОЦ) 9С18М1. В каждой батарее и на КП в качестве средства непосредственного прикрытия имеются две зенитные пушки ЗУ-23 или отделение ПЗРК.

Вся эта колонна техники была продана Грузии за 28 млн. долл. Пакистан предлагал 100 млн.долл. Пакистану отказали под предлогом – «самим нужнее». На счета Минобороны поступило от продажи этого дивизиона 37,7 млн.ГРИВЕН. На эти 2% и живем… Как в сказке.

Разрушив научно-техническую кооперацию с Россией, Украина пытается изобрести свой «велосипед» – создать свой образец ЗРК. Многофункциональный. Не иначе, как сказочными, можно назвать планы потратить около 700-800 млн. грн. на разработку украинского многофункционального ракетного комплекса (МФРК) «Сапсан». Еще около 1,5 млрд. грн. – на поставку этого вида вооружений войскам после 2012 г. Хотя, по оценкам специалистов требуется около 4 млрд. грн. И три года. Кроме того, разработку «Сапсана» хотят возложить на КБ «Южное», которое, хоть и создало 12 из 20 типов советских межконтинентальных баллистических ракет, но за годы независимости практически не занималось военными разработками. А опыта в создании ЗРК, подобных «Буку» и вовсе не имело. Очевидно, отечественным кулибиным предписано научить межконтинентальные баллистические ракеты сбивать самолеты.

И все же, пока что Украина входит в число тех 22 стран, которые имеют на вооружении ЗРК или способны их производить. А если говорить глобально, то благодаря КБ «Южное», она входит в пятерку(!) стран мира имеющих завершенный цикл космических технологий, который включает производство ракетоносителей, запуск и обслуживание спутников. Хроническое недофинансирование отрасли и отсутствие должных перспектив при получении технического образования, сделало непривлекательной для молодежи работу, связанную с техникой и военным ракетостроением. А средний возраст нынешних специалистов-ракетостроителей превысил пенсионный.

Генофонд украинского ракетостроения практически уничтожен. Рассчитывать на то, что экспорт «Сапсанов», когда-нибудь изменит ситуацию – себя обманывать. Экономически и политически слабому государству отвоевать место на этом специфическом рынке не реально. Да и стремление в НАТО, декларируемое с удивляющим само НАТО, упорством, противоречит политике блока, направленной на ликвидацию ракетных частей у стран-членов НАТО «второго сорта». Ракетные части сухопутных войск уже были расформированы в Болгарии, Венгрии, Словакии под давлением «старших» партнеров по НАТО «первого сорта».

Но Украине не нужно «давления». Достаточно намека, неудовольствия или озабоченности главного «сказочника». Так Украина демонстрирует фантастическое расточительство не только в области производства, но и в сфере сотрудничества в тех отраслях, где еще имеет определенные возможности. Как в случае с отказом от участия в строительстве иранской АЭС в Бушере на сумму 500 млн. долл. Украине хватило лишь намека на недовольство того самого «сказочника». И «свято место пусто не бывает» – контракт был полностью выполнен, благодаря Российской Федерации, и без участия Украины.

Одинаково «хорошо» чувствует себя Украина во всех стихиях. И в морях, и в воздухе, и на земле, и даже под землей.

Украине, и нам, как ее гражданам, пора привыкать к земле…

Приснопамятная борьба «за справедливость» в виде отбора предприятия у отечественного олигарха и передача его зарубежному. Да, было важно получить за «Криворожсталь» не 4 млрд., а 25 млрд. грн. Только, если б кто-нибудь смог рассказать и показать – а, куда собственно, ушла эта разница? Ради чего было отдано столько сил в борьбе за смену собственника? И, если раньше «Криворожсталь» закупала уголь для производства металла на украинских шахтах, обеспечивая работой тысячи шахтеров, то теперь «Металл Стилл» покупает его у себя, на своих месторождениях в Казахстане. Конечно, если б только это, то одним предприятием, даже таким большим, не загубить судьбу всех украинских горняков.

Но, кроме того, «Металл Стилл» фактически освобожден от каких-либо рычагов воздействия по отношению к себе в случае невыполнения обязательств в социальной сфере. Он вполне, гипотетически, может сказать – «если вам не нравится наша деятельность – верните нам наши деньги, мы вернем предприятие». Вот это уже не реально даже гипотетически.

Все это – лишь разрозненные примеры. На первый взгляд. Но, все они части одной системы – уничтожения государства, которое пока еще «единое и неделимое» и называется Украиной.

Мы могли бы продавать «золотые яйца», но у нас нет денег на корм для «курочки Рябы», несущей те самые «золотые яйца». Большее, на что способно наше руководство – однажды сварить куриный суп.

Bon Appetit, панове…

 
Александр ДУДЧАК, к. э. н
Вернуться назад