ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий Украины > Вадим Трухачев: Бандеровская бомба под украинской государственностью
Вадим Трухачев: Бандеровская бомба под украинской государственностью13-01-2010, 11:08. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Жизнь показывает, что отличия семи западных областей, вошедших в состав Украины в 1939-1945 гг., от других 20 регионов, огромны – как бы не пыталась официальная украинская пропаганда доказать обратное. Так, чем дальше заходят попытки героизации деятелей вроде Ивана Мазепы или Романа Шухевича, чем больше бросается в глаза различная оценка прошлого в разных частях страны. Если в Львове они герои, то в Харькове – предатели. В Тернополе улица Степана Бандеры есть, а в Запорожье её появление не предвидится. И даже в Киеве переименовывать что-то в честь лидера украинских националистов не спешат.
17 января на Украине состоится первый тур президентских выборов. Новый глава государства вряд ли будет избран, и борьба продолжится во втором туре. Но кто бы ни стал новым руководителем Украины – Виктор Янукович, Юлия Тимошенко или кто-то другой, перед ним неизбежно встанет острейшая проблема преодоления всё углубляющегося раскола страны. Дело не только в видении прошлого, но и будущего. Возьмём, например, проведённый в декабре 2009 года социологической службой ФОМ-Украина опрос общественного мнения. Согласно ему в западных областях положительно относятся к России 32% опрошенных, безразлично – 31%, отрицательно – 28/%. Но уже в Центре хорошо относятся к России 73% респондентов. На Востоке и Юге число тех, кто относится к Российскому государству с симпатией, ещё выше. Посмотрим теперь на язык бытового общения. Число тех, кто считает единственным родным украинский, в западных областях приближается к 100%. Уже в центре таковых – 53%, а на востоке и юге – ещё меньше. Наконец, взглянем на желающих голосовать за известного своим национализмом Виктора Ющенко. На Западе страны его поддерживают 13%, во всех остальных регионах – не более двух (в целом по стране – четыре). Можно к этому добавить и религиозные различия. Именно на Западной Украине очень сильна Греко-католическая (униатская) церковь. К ней принадлежит свыше трети населения Волынской, Закарпатской, Ивано-Франковской, Львовской, Ровенской, Тернопольской и Черновицкой областей. В то же время в остальных регионах страны число греко-католиков не превышает нескольких процентов. Наиболее сильны здесь и позиции раскольнических православных церквей – Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). В общем, вырисовывается картина того, что западные регионы страны резко отличаются от остальных. И как не стараются националисты из Львова, Тернополя и Ивано-Франковска навязать своё агрессивно антироссийское представление о прошлом и будущем остальной Украине, им это пока не удаётся. Между тем и Западная Украина неоднородна. Её ядром является Галиция (Львовская, Ивано-Франковская и бОльшая часть Тернопольской области) с населением около пяти миллионов человек. Именно здесь наиболее сильны националисты. «Наша Украина» Виктора Ющенко на парламентских выборах 2007 гг. получила в 2,5 – 3 раза больше (от 35% до 37%), чем в целом по стране (14%), а ультранационалистическая «Свобода» во главе с Олегом Тягнибоком – в 4 – 4,5 раза больше (3 – 3,5% против 0,76% в целом по стране). Удивляться этому не приходится. Галиция на протяжении последних двух веков была центром украинского националистического движения. Её уроженцами были лидеры Организации украинских националистов (ОУН) – Евгений Коновалец, Андрей Мельник, Степан Бандера и другие, проповедовавшие ненависть к России и другим соседям украинцев. Именно в Галиции было больше всего пособников нацистов в годы Великой Отечественной войны, именно здесь местное население в большей степени сочувствовала ОУН. Наконец, активное вооружённое сопротивление установлению Советской власти в Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях длилось вплоть до середины 1950-х гг. Да и в 60-70 гг. приверженцы идей национализма устраивали факельные шествия и писали на стенах националистические и русофобские лозунги. Такому обособлению не только России, но и от остальной Украины способствовала история края. Ещё в XIV веке Галиция (в прошлом носившая название «Червоная Русь») оказалась под властью Польши, приступившей к окатоличиванию православной области. Уже к моменту заключения Брестской унии 1596 года, положившей начало созданию Украинской греко-католической (униатской) церкви в католицизм перешло большинство имущих слоёв. За ними постепенно шла и паства. По итогам трёх разделов Польши (1772, 1793 и 1795 гг.) Галиция вошла не в состав России, а в состав Австрии (позднее – Австро-Венгрия). Венский двор и польская шляхта боялся сепаратистских тенденций среди православного населения, а потому всячески способствовали укреплению позиций греко-католической церкви – например, с помощью открытия при них униатских храмах школ. (Другое дело, что к началу ХХ века униаты стали враждебными не только русским, но и католикам-полякам). Рядом с религией шла и политика. Греко-католики всё больше противопоставляли себя православию, цитаделью которого являлась Россия. В результате среди местной элиты возобладали антироссийские, антиправославные, проавстрийские и пронемецкие настроения, которые постепенно передавались и простому народу. Возникла и идея объединения с другими районами Украины, также некогда бывшими частью Польши. Этих украинцев нужно было вырвать из лона России и «православной ереси». После 1945 г. за активное сотрудничество с нацистами Украинскую греко-католическую церковь (УГКЦ) в СССР запретили. Но едва в 1989 году её разрешили, население Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областей начало в массовом порядке возвращаться в униатство. Сейчас к УГКЦ принадлежит большинство населения Галиции. Здесь же наиболее сильны позиции раскольничьих группировок, так называемых «Украинской православной церкви Киевского патриархата» (УПЦ КП) и «Украинской автокефальной православной церкви» (УАПЦ), выступающих за разрыв с Московским патриархатом и также, как и УГКЦ, проводящей линию на разрыв Украины с Россией. Число их общин в Галиции намного выше, чем у канонической Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Скажем, в Львовской области, по данным на 2007 год, к УГКЦ принадлежат 53% общин, к УПЦ КП – 16%, к УАПЦ – 13%, а к канонической церкви – всего два процента. Похожая картина наблюдается и в Ивано-Франковской области и Тернопольской областях. Однако, даже Запад Украины не является полностью однородным явлением с политической и культурной точек зрения. Соседняя с Галицией Западная Волынь (Волынская и Ровенская области с населением по миллиону с небольшим каждая) представляет собой уже иную картину. Если взять электоральные предпочтения, то число голосующих на «Нашу Украину» (20-21%) и «Свободу» (1 – 1,5%) здесь выше, чем в целом по стране, но куда ниже, чем в Галиции. Зато крупнейшая из считающихся пророссийскими организаций Партия регионов на выборах 2007 года имела здесь 7-10% голосов против 3-4 в Галиции. Как и в соседних галицких областях, в годы Второй мировой войны значительная (если не бОльшая) часть населения Западной Волыни сочувствовала ОУН. Однако здесь были и крупные базы партизан-антифашистов – например, Сидора Ковпака. Сегодня в Луцке и Ровно улицы носят имена Симона Петлюры, Степана Бандеры, Романа Шухевича. Но, как видно по результатам голосования на выборах в Верховную Раду, степень «антироссийскости» здесь несколько ниже, чем в Галиции. Объяснение этого опять же можно найти в истории. В отличие от Галиции, Волынь в XIV веке стала частью Великого княжества Литовского, где окатоличивание было менее жёстким, чем в Польше. Таким же оно стало лишь после объединения Польши и Литвы в 1569 году в единое государство Речь Посполитая. Здесь также стали преобладать греко-католики. Но в конце XVIII века эти территории вошли в состав Российской империи, которая приняла меры по искоренению униатства. И основная масса населения вернулась в лоно православия. Но Ровно и Луцк с окрестностями отличались от центральных областей Украины. Здесь жило много поляков, а среди помещиков они преобладали полностью. А после Советско-польской войны 1920 года Западная Волынь вместе с Галицией вошла в состав Польши, и местные националисты сблизились с львовскими и тернопольскими, переняв часть русофобских идей. И не только русофобских – местные националисты в годы войны под командованием львовянина Романа Шухевича истребили сотни тысяч поляков и евреев. Посмотрим теперь на религиозную картину современной Западной Волыни. К канонической УПЦ здесь принадлежит свыше 40% религиозных общин, к раскольническим группам – около четверти (вдвое выше среднего по стране), к греко-католикам – менее одного процента. Так что «запас прочности» у националистов в Волынской и Ровенской областях меньше, чем в Галиции, и степень готовности «бежать от России» и «углублять русофобию» ниже. Перейдём к Черновицкой области, лежащей на исторических землях Буковины. В отличие от Галиции и Западной Украины, где украинцы составляют свыше 95% населения, на родине кандидата в президенты Арсения Яценюка представителей титульной нации – 75%. Около 20% в сумме составляют говорящие фактически на одном языке молдаване и румыны, многие политики в Румынии заявляют о претензиях на эту территорию. Существенны и отличия от других областей Западной Украины в электоральных предпочтениях жителей края. Результат «Нашей Украины» здесь – такой же, как и на Западной Волыни (20%), а вот «Свобода» менее популярна – 0,8% (по итогам выборов 2007 года) протии 1-1,5 в Волынской и Ровенской областях. А Партия регионов получила здесь 17% – на два процента больше, чем в Киеве. В древности эту область заселили восточные славяне, чей диалект весьма близок галицкому. Но в XIV веке она вошла во состав Молдавского княжества, часть территории которого сегодня входит в состав Молдавии, а часть – Румынии. Постепенно в регионе появилось сотни тысяч носителей молдавского (или румынского) языка. В 1918-1940 Черновицкая область входила в состав православной Румынии. Следовательно, влияние униатства здесь было куда ниже, чем в Галиции или даже на Волыни. В годы Великой Отечественной войны ОУН пользовалась на Буковине немалой поддержкой, а буковинский курень Петра Войновского вместе с немцами печально прославился уничтожением людей в Бабьем Яру. В то же время такой прочной базы, как в Галиции или даже на Волыни, националисты здесь не имели. Сегодня в Черновцах есть улицы, названные именами вождей ОУН, но отношения к памятникам героям ВОВ здесь, по свидетельству очевидцев, куда лучше, чем в Львове или Ровно. Взглянем на религиозную карту. К канонической церкви здесь принадлежит 35% общин, к раскольникам – 13, к униатам – менее одного. Не стоит удивляться, что антироссийские настроения здесь слабее, чем в Галиции и на Западной Волыни. Но есть ещё одна особенность: МВД Украины в 2008 году пожаловалось, что 100 из 900 тысяч жителей региона уже обзавелись румынскими паспортами, и число желающих получить их растёт. Так что многие жители Черновицкой области уже не связывают своё будущее с Украиной. Закарпатская область – совсем особая точка на карте Западной Украины. Даже по официальным данным украинцы составляют в ней 81% населения, а венгры – 12%. Но на деле количество представителей титульной нации может быть куда ниже. Дело в том, что уже более 60 лет украинцами записывают подкарпатских русин – восточнославянский народ, всё громче заявляющий о себе как об отдельном и требующий автономии. По неофициальным данным, русины в Закарпатье составляют от 650 до 850 тысяч при населении в 1,25 миллиона человек. Власти Украины обвиняют русинских активистов в сепаратизме, преследуют их в уголовном порядке. И тем самым идут против результатов референдума 1991 года, на которых 78% населения Закарпатской области высказалось за преобразования своей родины в автономную республику. В 2007 году местный облсовет принял резолюцию о признании русин отдельной нацией. Причём половина депутатов от «Нашей Украины» и БЮТ также согласилась с тем, что русины – «не совсем украинцы». Идею автономии поддерживают и местные венгерские организации. Говоря об электоральных предпочтениях жителей Закарпатья, следует заметить, что «Наша Украина» и БЮТ в сумме имеют здесь меньше, чем в половине областей Центральной Украины – 60%. То же относится и к объединению «Свобода» (0,5% против 0,8 в целом по стране). При этом количество националистов в местных «НУ» и БЮТ меньше, чем в Галиции. А вот Партия регионов на выборах 2007 года получила в Закарпатье 20% голосов – почти столько же, сколько и в соседней с Россией Черниговской области. Взглянем на историю края. С XI века и до 1918 года Закарпатье входило в состав Венгерского королевства, вместе с ним было частью Австрийской империи. Венгры, сами не будучи стопроцентно католиками, не столь усердно насаждали униатство, как поляки. А когда в 1918-1939 гг. Закарпатье было частью Чехословакии, гонения на православие и вовсе исчезли. Так что только часть местного населения стала греко-католиками, часть сохранила верность православию. А то обстоятельство, что данный регион отделён горами от остальной части Западной Украины и никогда не был частью Польши, способствовало появлению тут несколько иного языка, нежели ополяченный галицийский диалект. Что касается религиозной карты региона, то она такова. 37% общин относятся к канонической УПЦ, только два – к раскольническим группам, 25% – к греко-католикам. Из-за большого числа венгров здесь также широко распространены протестантизм и римский католицизм. При этом местная греко-католическая церковь не входит в состав УГКЦ, а образует Мукачевскую епархию Русинской греко-католической церкви, подчиняющейся непосредственно Папе Римскому. Стоит добавить, что в США, Канаде, Словакии, Чехии, Венгрии, Германии русин признают отдельной от украинцев нацией. Там действуют русинские приходы, русинские культурные организации. В университете словацкого города Прешов действует русинское отделение. При этом в диаспоре даже среди русин-униатов сильно течение, считающее этот народ не частью украинского. Среди православных таких – подавляющее большинство, причём последние подчёркивают связь своего народа с Киевской Русью и Россией. Так что, отказываясь признавать русин как нацию, украинские националисты рискуют потерять Закарпатье. Есть в регионе и ещё одна сила – венгры. Их активно поддерживают из Будапешта. Под давлением венгерских властей «оранжевые» разрешили тестирования школьников на венгерском языке. Местные венгерские организации открыто требуют повышения статуса Закарпатья. А лидер венгерской оппозиции и фаворит предстоящих в этом году в Венгрии парламентских выборов Виктор Орбан открыто призывает к раздаче в Закарпатье венгерских паспортов. По некоторым данным, их обладателями уже являются порядка 200 тысяч жителей региона. Пока говорить о том, что Украине грозит распад, нельзя. Но разница между отдельными регионами страны всё углубляется. И провоцируют данный процесс галицийские националисты и их соратники из окружения Виктора Ющенко и (в меньшей степени) Юлии Тимошенко. Героизируя пособников нацистов, отказывая русскому языку в официальном статусе, называя Россию врагом, насаждая воинствующий русофобский национализм, они рискуют отпугнуть от собственного государства большинство жителей не только Востока и Юга, но и Центра страны. Но, как оказывается, не разделяют их идеи и в некоторых регионах Западной Украины. Национализм уже отпугивает составляющих большинство жителей Закарпатья русинов и венгров, а также православных румын и молдаван Буковины, часть верной Московскому патриархату паствы. Не будучи в состоянии предложить этим людям ничего, кроме агрессивного национализма, украинское государство само заставляет смотреть их в сторону России, Румынии, Венгрии, Словакии. В основе идей галицийских националистов лежит опора на униатство и откол от Московского патриархата православных верующих по всей Украине. Но это, как видно по статистике, не встречает массовой поддержки даже среди достаточно националистически настроенного населения Волынской и Ровенской областей. Так что если данный курс будет углубляться – поглядывать в другую сторону будут и они. И тогда «щира» Украина сузится до территории Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей. Да и то – православное население окрестностей находящейся на Тернопольщины Почаевской лавры вряд ли захочет оставаться в воинствующем униатско-русофобском государстве. Получается, что бомбу под украинскую государственность закладывает не Россия, ни Румыния, ни Венгрия, ни пророссийские организации Крыма или русины Закарпатья. Делают это украинские националисты – преимущественно родом из Галиции. Причём делают это упорно, шаг за шагом приближая конец собственной страны. И любому президенту, который придёт к власти в 2010 году, придётся эту «бомбу» обезвреживать. Иначе Украина как единое государство долго не просуществует. Вадим Трухачев win.ru Вернуться назад |