Текст Минского соглашения об урегулировании ситуации на Украине, подписанный 12 февраля, стал результатом 16-часовых напряжённых переговоров. Спустя пять дней все положения соглашения были единогласно одобрены Советом Безопасности ООН. Однако ещё 25 января Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) принял решение «О чрезвычайных мерах противодействия российской угрозе и проявлениям терроризма, поддерживаемым Российской Федерацией», а 20 февраля П. Порошенко президентским указом ввёл это решение в действие.
Указ от 20 февраля содержит ряд засекреченных пунктов, которые не позволяют в полной мере оценить, что собираются предпринять киевские власти. Однако и того, что не засекречено, достаточно, чтобы судить об эволюции политического режима на Украине.
Киев ужесточил полицейский контроль за пребыванием и регистрацией на территории ряда крупных городов, включая столицу, иностранных граждан и лиц без гражданства. Ужесточается цензура, действующая на Украине с первых дней государственного переворота 22 февраля 2014 года и называемая «мораторий на критику властей». Несмотря на то, что украинской цензурой уже запрещены практически все российские телеканалы, решением СНБО требуется предпринять дополнительные меры для пресечения «несанкционированного» поступления информации из России.
В нарушение пункта 5 Минского соглашения и приложения I к резолюции Совета безопасности ООН № 2202, где говорится о том, чтобы «обеспечить помилование и амнистию путём введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины», Порошенко требует срочно «принять меры для признания так называемых Донецкой народной республики и Луганской народной республики террористическими организациями». То есть вместо принятия законов о запрете преследований украинский президент своим указом обеспечивает гарантию этого преследования политических оппонентов – партнёров Украины по Минским переговорам - не только на территории Украины, но и по всему миру.
Прямым нарушением пункта 8 Минского соглашения и приложения I к резолюции Совета безопасности ООН, обязывающего Киев восстановить социально-экономические связи с мятежным регионом, является и требование президентского указа ужесточить экономическую блокаду территории, подконтрольной ополчению, а именно - прекратить оплату электроэнергии, генерируемой в Новороссии и поставляемой на Украину. Нарушается и тот пункт Минского соглашения, в котором значится обязанность украинского государства оказывать «поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей».
Подчеркнём, что киевские власти уже неоднократно отказывались от собственных обязательств спустя очень непродолжительное время, измеряемое периодом от нескольких дней до нескольких часов. Так было и после переговоров по газовой проблеме, и после неоднократных объявлений о прекращении огня в зоне конфликта, и после переговоров в «нормандском формате» в июне 2014 года.
Хотя некоторые пункты решения СНБО, как уже сказано, носят пометку «секретно», происшедшая ранее утечка информации позволяет составить представление о том, что эти пункты содержат. Два украинских новостных сайта опубликовали сообщения о предмете обсуждения на заседании СНБО 25 января. Эти сообщения в течение нескольких минут были удалены из Интернета цензурой, но некоторые украинские блогеры успели их скопировать в социальных сетях. Так стало ясно, что на заседании СНБО решался вопрос «об ужесточении борьбы с пятой колонной», к которой может быть причислен любой несогласный с политическим курсом властей. Речь идёт о тотальном контроле над Интернетом и кабельным телевидением, печатной прессой, о расправах с гражданами, распространяющими «антигосударственную информацию», вплоть до физического устранения «врагов государства».
«Чрезвычайные меры противодействия российской угрозе» начали вводиться немедленно после указа Порошенко от 20 февраля. Уже на следующий день было объявлено о намерении отменить аккредитацию 115 российских СМИ при украинских органах власти. По сути, речь идёт о тотальном запрете освещения происходящего в стране. Заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин назвал это решение абсурдным и абсолютно ничем не обоснованным. Депутат украинского парламента Виктория Сюмар, неоднократно требовавшая запрета на Украине российских телеканалов и проката фильмов, прокомментировала очередное посягательство на свободу слова так: «К нам обратились украинские журналисты ведущих СМИ, которые обратили внимание на то, что российские журналисты по сути осуществляют пропаганду: записывают украинских политиков, а затем монтируют сюжеты, которые не отвечают действительности и искривляют её». Абсурд, отмеченный Г.Карасиным, сквозит и в том, что госпожа Сюмар возглавляет комитет Верховной рады по свободе слова.
Украина двинулась по пути превращения в репрессивно-полицейское государство, уничтожающее любые ростки прав и свобод, ещё с рубежа прошлогоднего государственного переворота. Сегодня этот процесс можно считать завершённым. Тоталитарная модель управления жизнью страны готова заработать на полную мощность.