2 ноября в двух республиках Новороссии – Донецкой и Луганской – прошли выборы представителей исполнительной и законодательной власти. Один тот факт, что выборы, несмотря на сопротивление Киева, состоялись, является решающим для понимания ситуации на Украине и вокруг неё.
Выборы в ДНР и ЛНР прошли при высокой явке избирателей: в ДНР - около 85%; в ЛНР - порядка 68,70%. Для сравнения: во время парламентских выборов 26 октября на Украине явка избирателей с учётом всех приписок и фальсификаций едва превысила 50%.
Во время голосования в ДНР и ЛНР наблюдатели не зафиксировали никаких подозрительных манипуляций с избирательными бюллетенями. Подсчёт голосов состоялся без задержек и в срок; главы избирательных комиссий не исчезали вместе с протоколами, как это было на Украине.
За ходом выборов в Новороссии следили международные наблюдатели. «Я не зафиксировал никаких нарушений, - говорит член группы наблюдателей, депутат Европарламента от Франции Жан-Люк Шефхаузен, наблюдавший за выборами в ДНР. - Фактически власть легитимизировала себя. Как и на Украине после переворота. В Европарламенте, к сожалению, доминирует одна точка зрения. А я в прошлом теолог, поэтому прислушиваюсь ко всем точкам зрения».
Другой наблюдатель, представитель Ассоциации по безопасности и сотрудничеству в Европе (АБСЕ) Эвальд Штадлер, заявляет: «Я давно являюсь наблюдателем на выборах, но еще никогда в своей жизни не видел таких очередей в избирательные участки. Люди ожидали своей очереди больше часа… И я считаю, что результат выборов в ДНР будет отражать волю людей. Я призываю Евросоюз признать это волеизъявление».
Выборы 26 октября на Украине и выборы 2 ноября в двух республиках Новороссии, признание этих выборов Россией – одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН – стали ещё одним шагом на пути появления в Восточной Европе новой геополитической реальности. Исходной точкой этого процесса явился государственный переворот в Киеве 22 февраля 2014 года, осуществлённый силами националистов при поддержке неофашистских элементов. Отказ русского населения юго-востока Украины (культурно-историческая область Новороссия), и в первую очередь Донбасса, признать переворот, референдумы 11 мая, на которых подавляющее большинство населения в Донецке и Луганске проголосовали за государственную самостоятельность самопровозглашённых Донецкой и Луганской республик, организованные 25 мая выборы президента Украины, из которых Донбасс был исключён, борьба повстанцев ДНР и ЛНР за свободу от неконституционного киевского режима – всё это закрепило очертания новой реальности. Проведённые порознь в двух частях Украины выборы окончательно развели в политико-правовом аспекте население Новороссии и государство Украина.
После завоевания в вооружённой борьбе фактического суверенитета Новороссия, проведя самостоятельные выборы, стала распоряжаться этим суверенитетом на деле. Воля народа Донетчины и Луганщины заявлена открыто, и попытки игнорировать её ничего не дадут.
Специалист по международному праву, бывший заместитель Генсека ООН Сергей Орджоникидзе разъясняет, что с точки зрения международного права легитимно то правительство, которое эффективно руководит своей территорией, вне зависимости от статуса, приписываемого ему извне. «На сегодняшний день ДНР и ЛНР де-факто являются независимыми республиками, на которых не распространяется право Украины. В основе этого — итоги референдума, который был проведен в республиках 11 мая и на котором люди высказались за независимость. Поэтому выборы 2 ноября — это логическое продолжение правового строительства двух самопровозглашенных республик».
Становление суверенитета республик Новороссии - это одновременно и прекращение существования украинского государства в тех границах, в которых оно пребывало с момента распада СССР в декабре 1991 года после превращения Украинской ССР в независимое государство. Ответственность за фактически начавшийся самораспад Украины полностью лежит на киевском режиме и его западных покровителях. Люди, олицетворяющие ныне киевский режим, сначала нарушили международные договорённости от 21 февраля о комплексе мер по урегулированию политического кризиса (одним из пунктов этих договорённостей было проведение президентских выборов на Украине в декабре 2014 года), организовав свержение законного президента. Затем, отказавшись вести диалог с общественными активистами и гражданским обществом Донбасса, фактически вытолкнули республики Новороссии из пределов Украины. И это - на фоне националистической истерии о «возвращении Донбасса» и «борьбы с террористами».
Логика подобных шагов понятна в контексте попыток режима укрепить военную организацию украинского государства и милитаризировать переживающую глубокий кризис экономику страны. Режим по-прежнему надеется найти выход из кризиса украинской государственности при помощи силы. Об этом говорит и решение президента Порошенко отменить закон об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, то есть на территории, контролируемой повстанцами. Фактически это выход из Минских договорённостей, далее по логике должно последовать возобновление Киевом военных действий против ДНР и ЛНР.
Советник главы СБУ Маркиян Лубкивский заявляет: «Мы можем выиграть эту войну по хорватскому сценарию». Лубкивский имеет в виду операцию «Буря», которую хорватская армия провела в августе 1995-го, ликвидировав за считаные дни самопровозглашенную республику Сербская Краина, существовавшую четыре года при поддержке Белграда. Напомним, что хорваты учинили в отношении краинских сербов полномасштабную этническую чистку. «Окончательное решение» проблемы Донбасса путём избавления от местного – русского – населения видится «европейскому Киеву» вполне естественным.
Порошенко и его окружение всё ещё не хотят понимать, что шансов на военную победу над Новороссией у них нет. Скорее в случае возобновления военных действий у повстанцев есть шансы вернуть себе территории, которые они контролировали на конец июня, а возможно и поднять восстание против режима в соседних промышленных районах.