ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий Украины > Луганск всегда был землей Героев
Луганск всегда был землей Героев4-06-2014, 11:49. Разместил: andriotel |
Этот край дал 287 Героев Советского Союза во время Великой Отечественной войны —поразительное количество, учитывая сравнительно небольшие размеры области. Это земля героических молодогвардейцев. Это трудовой край неброского, непоказушного массового героизма. И потому становится особо понятна звериная ненависть хунты, в последние дни залившей город кровью. В данной публикации мы приводим важный материал, дающий понимание причин такого своеобразия русского Луганска. Об этом выступление на научно-практической конференции (17 октября, 2012 г.) «Луганщина и Россия: исторические параллели» автора, Виталия Юрьевич Даренского (Луганский государственный университет имени Э.А.Дидоренко). Также по каждому городу и краю можно судить по его памятникам, по тому, что дорого людям. В памятниках нам открывается подлинная Луганщина, как край экстремального воинского и трудового подвига. Когда-то шахтерская Таманская дивизия освобождала от фашизма Западную Украину. Верим, что Герои Новороссии повторят это и сейчас. *** ЛУГАНСК В КОНТЕКСТЕ РУССКОГО МИРА Для понимания исторической судьбы Луганска, его особого культурного и психологического облика, важно не впадать в провинциализм и увидеть наш город в контексте большой Истории. Луганск — плод героической истории Российской Империи, в XVIII веке освободившей «Дикую степь» от орд крымских и ногайских кочевников-грабителей и открывшей ее для освоения славянским населением. Наш город находится в особой исторической области, изначально получившей имя «Новороссии»: и подобно Луганску, здесь существуют тысячи населенных пунктов, основанных благодаря указам Екатерины Великой, ставшей их подлинной исторической «матушкой». Не удивительна неблагодарность адептов «украинской идеи» по отношению к этой царице, только благодаря которой нынешняя Украина владеет примерно половиной своей территории — ведь признать подлинные заслуги этой великой царицы означало бы признать явную неадекватность официальной украинской идеологии реалиям подлинной истории. Например, особенно удивляет догмат официальной украинской идеологии о том, что Екатерина Великая якобы ввела крепостное право и «уничтожила» казачество. На самом деле, хорошо известно, что только благодаря Екатерине возрожденное уже И.Мазепой крепостничество было значительно ограничено законом, а казачество после переселения из Запорожской Сечи заселило огромные, ранее недоступные ему пространства.
Эта идентичность может быть названа «новой» очень условно, лишь в контексте современной государственной политики «украинизации» этих земель, но с точки зрения «большой Истории» эта идентичность, как раз наоборот, укоренена в многовековую историческую традицию, стихийно сохраняющуюся в народном самоощущении. Для ясности проясним термины. К настоящему времени сложилось понимание Новороссии как обширных территорий великой евразийской Степи от Дуная до Алтая, колонизированных русским земледельческим населением благодаря их вхождению в состав Российской Империи. В «украинском контексте» термин «Новороссия» приобретает более узкий и специфический смысл — он обозначает не только земли бывшей Новороссийской губернии, но практически всю степную зону страны (около половины территории нынешней Украины), которая была колонизирована славянами исключительно благодаря вхождению в состав Империи, усмирению и эмиграции кочевых народов, ранее заселявших эти земли. В настоящее время практически строго по границам Новороссии проходит граница «электоральных полей» — между частями страны с «бело-голубым» и «оранжевым» преобладанием. А в 1918 году земли Новороссии входили в состав самостоятельной Донецко-Криворожской Республики, в одиночку сражавшейся с Германией уже после заключения Брестского мира. Столь четкое совпадение границ свидетельствует о наличии исторической преемственности, которая в настоящее время проявляется в первую очередь на языковом и культурно-психологическом уровне. К настоящему времени новороссы представляют собой новый мегаэтнос, сложившийся в эпоху урбанизации и индустриализации евразийской степи от Днепра до Алтая. «Жизненным миром», «ландшафтом» этого нового мегаэтноса, обусловившим закономерность и неизбежность его появления, является новое индустриальное пространство: мегаполисы, рабочие поселки, стройки, вообще все новые поселения эпохи Модерна, предшественником и «архетипом» которых, действительно, было освоение евразийской Степи. Вследствие сущности своего происхождения, мегаэтнос новороссов изначально «болен» всеми болезнями Модерна: разрушением традиций, ценностного сознания, кризисом семьи и т.п. Тем самым, его жизнеспособность самым непосредственным образом зависит от того, насколько ему удастся победить эти болезни. Население Новороссии, сформированное в эпоху самого интенсивного общеевропейского Модерна, отличается самым высоким среди населения Украины развитием структур модерного, т.е. рационально-критического мышления именно на уровне массового сознания. Благодаря этому оно остается и наиболее устойчивым перед попытками любых идеологических манипуляций. Этим, в частности, объясняется тот факт, что именно Новороссия оказала столь упорное, и в конечном итоге успешное сопротивление известным событиям 2004 года. «Оранжевая» мифология, рассчитанная на эксплуатацию атавизмов домодерного мышления (утопизм, образ врага, культ личности, эмоции толпы и т.п.), именно здесь натолкнулась на массовый «иммунитет» к такого рода манипулятивным технологиям. Украинская Новороссия является самым большим в мире конгломератом русскоязычного населения за пределами Российской Федерации — около 20 миллионов человек. Вместе с почти полностью русскоязычным Киевом она составляет то «русское сообщество Украины», которое фактически является опорой и украинской экономики, и основных сфер культуры нашей страны. Стоит привести весьма точное суждение известного киевского философа С.Б.Крымского, который отнюдь не отличался особой «русофилией». Согласно его формулировке, «русское сообщество Украины» ныне «представляет собой примерно половину граждан Украины и демонстрирует при этом не вынужденное русскоязычие, а культурную потребность, выработанную историей, духовно-культурной традицией, работать, общаться на русском языке, жить в соответствии с ценностными установками русской культуры.
потому что в этом случае русское сообщество будет составлять основную цивилизационную составляющую украинской нации в современном политическом смысле данного понятия» [Выделено нами — В.Д.]. В целом следует отметить, что в современной Украине идентичность граждан, принадлежащих к общности «Русского мира» (независимо от их этнической принадлежности) и стремящихся защищать это свое своеобразие, наблюдается очень широко, охватывая более половины ее населения. В частности, по социологическим данным, в 2002 году при опросе молодых людей от 16 до 34 лет под патетическим названием «Первое свободное поколение на Украине — кто они?» около 60% из них ответили, что считают украинцев и россиян двумя частями одного и того же народа; а 61% граждан Украины всех возрастов поддержали курс на реинтеграцию Украины и России в единое экономическое и военно-политическое пространство (этот опрос проводился во всех пропорционально представленных регионах страны). В годы независимости Украины продолжался рост русскоязычной части населения Украины, которая, не смотря на жесткую украинизацию СМИ и системы образования, тем не менее, впервые превысила 50%. Приведенные данные свидетельствуют, что единство различных этносов в рамках единой цивилизации Русского мира представляет собой «упрямый» факт, а их стремление к дальнейшей реинтеграции — это естественно-исторический процесс, на который не может серьезно повлиять и силовая политика государства, в частности, усиленная обработка массового сознания антироссийской пропагандой. Помимо всего этого, украинская Новороссия интересна и с чисто культурологической точки зрения в качестве региона, в котором процессы Модерна (т.е. урбанизации, индустриализации, разрушения «традиционного общества» и смешивания различных этносов по модели «плавильного котла») протекали особо стремительным и травматическим образом, формируя особый ментальный тип людей и специфический тип исторической памяти. На рубеже ХIХ-ХХ веков зрелище промышленных гигантов, внезапно встающих на фоне дикой «скифской» степи, также вселяло в поэтов почти мистический трепет. Впрочем, А.Блок прозревал в этом и образ некой новой Руси, которая неумолимо приходит на смену прежней. Вот фрагмент важного и знакового для нашей темы стихотворения А.Блока «Новая Америка», написанного 12 декабря 1913,в самый канун Первой мировой войны:
Мистический образ угля как «подземного мессии» имеет глубокие культурные коннотации — непосредственно он соотносится с «золотом Рейна» из трагедии «Кольцо Нибелунгов» Р.Вагнера, «культового» произведения для эпохи символизма. Это — символ вынужденного нисхождения во тьму, чтобы добыть оружие для победы и новую мудрость. И А.Блок глубоко и совершенно правильно прозревал в этом видении индустриальной Новороссии ту общую неотвратимую судьбу, которую должна будет пройти Русь, чтобы выжить в современном жестоком мире. Правда, и та старая, но всегда живая вечная Русь на самом деле никуда не исчезнет, но лишь вынуждена будет спрятаться в железную броню современной цивилизации, чтобы не быть раздавленной своими врагами. В XX веке это удалось, но удастся ли в нынешнем? Именно в этом культурно-историческом контексте может быть понята во всей своей глубине и своеобразии историческая значимость нашего города, его своеобразная судьба и его творческое призвание в современном мире.
Автор и источник: Виталий Даренский
Вернуться назад |