ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий Украины > Украина после референдумов
Украина после референдумов16-05-2014, 00:05. Разместил: Moroz50 |
|
11 мая 2014 г. состоялись референдумы о государственной самостоятельности Донецкой и Луганской народной республик. Референдумы прошли при повышенной явке избирателей: в Луганском регионе она составила 81%, в Донецком — 75%. В поддержку государственной самостоятельности ЛНР выступили 96% проголосовавших, в поддержку государственной самостоятельности ДНР — почти 90%. В пресс-службе Кремля отметили, что "в Москве с уважением относятся к волеизъявлению населения Донецкой и Луганской областей и исходят из того, что практическая реализация итогов референдумов пройдет цивилизованным путем, без каких-либо рецидивов насилия, через диалог между представителями Киева, Донецка и Луганска". В Кремле также отметили высокую явку населения, осудили использование силы против мирных граждан и поприветствовали любые посреднические усилия, в том числе по линии ОБСЕ. Комментирует: эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Игорь Путинцев. *** Вызывает большое уважение то, то организаторы референдума смогли провести его успешно — необходимо учитывать, что всего месяц назад они контролировали у себя в регионах по одному зданию. Успешное проведение референдумов значительно повышает политический статус его организаторов.
Несмотря на то, что противники референдумов как в Киеве, так и в политической и бизнес-элите восточных регионов Украины не признают лидеров ДНР и ЛНР в качестве равноправных участников политического процесса, эта позиция всё меньше учитывает существующую реальность. А реальность такова, что лидерам ДНР и ЛНР принадлежит политическая инициатива в регионе, от них в значительной степени зависит практическая реализация тех или иных договорённостей. Успех референдума даёт лидерам народных республик возможность предпринять дальнейшие шаги по укреплению своего политического положения:
— переподчинить силовые структуры, опираясь на народное ополчение;
— установить политический контроль над органами государственной и муниципальной власти на период до проведения новых выборов;
— заключить федеративный договор между ДНР и ЛНР, достичь соглашения о структуре новой власти, назначить выборы;
— установить контроль над исполнением бюджета республики, что, вероятно, потребует компромисса с деловыми кругами на основе взаимного признания власти и собственности на период до формирования новой правовой базы и новых выборных органов государственной власти республик;
— установить реальный контроль над пограничной и таможенной службой, а также аэропортом Донецка — с целью снятия барьеров в транспортном сообщении с Россией.
Конечно, на пути к достижению этих целей лидеры ДНР и ЛНР могут столкнуться со многими сложностями, главными из которых, помимо силового давления Киева, являются внутренние разногласия и сложности в выстраивании отношений с крупным бизнесом (в первую очередь — с Ринатом Ахметовым). Решение этих проблем во многом будет зависеть от того, какую позицию по отношению к народным республикам займёт Москва.
Пока из реакции Москвы можно сделать вывод, что ставка делается не на закрепление результатов референдумов в международно-правовом плане, а на попытки использовать референдумы как средство давления на Киев с целью достижения компромиссных договорённостей о федерализации. Очевидно, что эти договорённости могут быть достигнуты лишь после прямых переговоров Киева с лидерами протестов на юго-востоке Украины. Но вероятность того, что самопровозглашённые власти Украины пойдут на такие переговоры, остаётся невысокой. Несмотря на упорное нежелание Киева идти на компромисс, в ближайший месяц действия Москвы, по-видимому, сведутся к попыткам усадить Киев и представителей Юго-Восточной Украины за стол переговоров под эгидой ОБСЕ.
Почему не стоит ожидать от Москвы более активных действий?
Во-первых, в ближайшее время у Владимира Путина запланирован целый ряд важных международных мероприятий: 20 мая состоится его визит в Китай, 29 мая в Астане состоится подписание договора о создании Евразийского экономического сообщества, а 6 июня президент России посетит Францию, где, возможно, состоятся его встречи с ведущими западными лидерами. Скорее всего, до завершения всех этих международных встреч позиция России не подвергнется существенным корректировкам: российский президент не заинтересован в том, чтобы какие-либо его действия могли осложнить его переговоры с лидерами Китая и стран Таможенного союза, а встреча в Нормандии будет использована Москвой как возможность ещё раз донести до Запада российские аргументы в пользу федерализации Украины.
Во-вторых, Россия заинтересована в расширении протестного движения на Украине, охвате им новых регионов.
При этом Россия, стремясь минимизировать политическое и экономическое давление со стороны Запада, будет отвергать обвинения в поддержке действий местного ополчения.
После мартовских событий в Крыму Россия проводит по отношению к Украине весьма умеренный политический курс. По-видимому, ставка на федерализацию страны делается всерьёз, а не для прикрытия более наступательной линии. В пользу этого свидетельствуют многие предпринятые Москвой шаги — такие, как:
— активное продвижение характеристики "сторонники федерализации" в отношении пророссийских активистов, в т.ч. в государственных СМИ;
— утверждение главы МИД Сергея Лаврова, что присоединение юго-восточных регионов Украины к России противоречило бы коренным интересам России;
— участие представителей России в четырёхсторонних переговорах в Женеве, фактическое признание самопровозглашённых киевских властей в качестве партнёра по переговорам;
— прекращение военных учений, отвод войск от границы с Украиной;
— посредничество Владимира Лукина по освобождению наблюдателей ОБСЕ в Славянске;
— призыв Владимира Путина перенести референдум в Донецком и Луганском регионах, согласие с "дорожной картой" ОБСЕ;
— возврат Украине части её Черноморского флота;
— продолжение поставок газа на Украину, несмотря на отсутствие платежей;
— фактическое согласие с проведением на Украине президентских выборов 25 мая: как заявил 14 мая глава Думы Сергей Нарышкин, их срыв приведёт страну к ещё более печальной ситуации.
Помимо этого, предпринимались сопутствующие внутриполитические шаги: во время прямой линии 17 апреля были сделаны примирительные заявления по отношению к тем, кто с опаской воспринял слова о "национал-предателях" в "крымской речи" Путина от 18 марта.
Возможно, проведение умеренной политической линии связано с тем, что высшее руководство страны: — стремится к минимизации политического и экономического давления Запада на Россию; — стремится не осложнить отношения России с Китаем и странами Таможенного союза; — желает не допустить раскола элит в преддверии возможных социально-экономических осложнений; — даёт возможность самопровозглашённым властям в Киеве совершить все возможные ошибки.
Видимо, основная ставка делается на то, что ситуация на Украине "сама дозреет" до социального взрыва, политических потрясений и территориального раскола страны, а Россия лишь воспользуется сложившейся ситуацией. Такая политика способствует снижению внутриполитических и экономических рисков в краткосрочной перспективе, но при этом сохраняются значительные геополитические риски:
Существенная сложность для России состоит также в том, что власти Украины не реагируют на примирительные шаги Москвы. Так, глава киевского правительства Арсений Яценюк ревниво отреагировал на появление "дорожной карты" председателя ОБСЕ, согласованной на переговорах президентов России и Швейцарии: в Брюсселе Яценюк заявил, что именно Украина должна направлять и контролировать переговорный процесс. Бескомпромиссный настрой Киева открыто поддерживают США, которые, по-видимому, заинтересованы в том, чтобы столкнуть Россию и Украину и чтобы Россия как можно глубже увязла в украинском кризисе. Россия, пытаясь избежать этого сценария, апеллирует к посредникам от ОБСЕ и стремится максимально корректно действовать в отношениях с ЕС. Следует, тем не менее, признать, что повторение сценария 2008 г., когда президент Франции Николя Саркози самостоятельно выступил посредником от ЕС в российско-грузинском конфликте, вряд ли возможно. Интересы США слишком сильно задеты, а Европа слишком сильно зависит от США, чтобы позволить себе самостоятельную позицию по украинскому вопросу.
По-видимому, Москва, несмотря на желание избежать активного втягивания в украинский кризис, вряд ли сможет добиться устраивающего всех компромисса. США не заинтересованы в достижении компромиссных решений и употребят всё своё влияние для того, чтобы киевские власти как до, так и после выборов 25 мая действовали жёстко, провоцируя Россию на открытое вмешательство. Посредничество ОБСЕ, вероятно, будет игнорироваться, а давление на Россию наращиваться, несмотря на примирительные шаги со стороны Москвы. Рано или поздно это может привести к тому, что Россия будет вынуждена открыто поддержать самоопределение юго-востока Украины в той или иной государственно-правовой форме.
Вернуться назад |