ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий Украины > Украина купила билет на "Титаник ЕС"

Украина купила билет на "Титаник ЕС"


21-10-2013, 12:19. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Украина купила билет на "Титаник ЕС"

Владислав Жуковский: Действия властей Украины - бездумная спешка по сдаче суверенитета

 

Насколько можно судить, правящими властями в Украине принято окончательное решение на уничтожение остатков несырьевой наукоёмкой промышленности и обрабатывающих производств – в сентябре был согласован проект соглашения об ассоциации Украины и Европейского Союза, а также достигнуто согласие по вопросу создания зоны свободной торговли.

Бездумная спешка по сдаче суверенитета

Совершенно очевидно, что политическое руководство Украины изо всех сил форсирует процесс интеграции с ЕС – Киев бежит с распростёртыми объятиями и отрытым забралом прямиком в пропасть. Как показывает опыт других стран Восточной Европы, между моментом согласования текста соглашения об ассоциации и его подписанием проходит, как минимум, 1,5-2 года. Украине же "Брюссельский обком" отвёл на интеграцию с ЕС всего лишь два месяца!

Текст соглашения об ассоциации был согласован лишь в сентябре этого года, а уже 25 ноября на саммите "Восточного партнерства" планируется его подписание. Возникает такое ощущение, что финансово-экономические элиты Старого Света, которые стремятся не допустить реинтеграции на постсоветском пространстве, разорвать отношения между Украиной и Россией и провести колонизацию Украины, словно силком тянут Киев в свои объятия.  

Налицо совершенно необъяснимая с точки зрения здравого смысла спешка. Весьма показательны заявления Николая Азаорова, произнесённые им на встрече с руководством ЕС: "Сегодня мы на финишной прямой. Уже в следующем месяце на Вильнюсском саммите "Восточного партнерства" Украина и Евросоюз должны подписать соглашение об ассоциации".

Во-первых, на 2015г. в Украине запланированы выборы президента, и правящая власть во главе с Виктором Януковичем ни при каких условиях не хочет терять контроль над страной. Они заинтересованы в сохранении существующей паразитической модели воспроизводства власти и капитала.

Во-вторых, насколько можно судить, правящие власти Украины и спонсирующие их нахождение во главе государства представители сырьевого капитала не на шутку обеспокоились сохранностью своих сбережений. Конфискация банковских вкладов российских коррумпированных чиновников, криминальных структур и олигархов на Кипре, в ходе которой были списаны 18 млрд евро, угрозы Конгресса США заморозить счета трёх крупнейших российских госбанков (ВТБ, ВЭБ и Газпромбанка), а также замена Вашингтоном архаичной поправки Джексона-Венника на более действенный "Акт Магнитского", который теперь дамокловым мечом весит над всеми российскими чиновниками и бизнесменами-прихватизаторами, заставил украинский правящий класс задуматься.

Видимо, в Киеве принято стратегические решение на движение в сторону европейских элит – именно на Западе находится источник легитимности капитала и власти правящей олигархии Украины. Именно в фешенебельных странах живут жёны украинских чиновников и сырьевых олигархов, именно там учатся их дети, туда ездят на шопинг их любовницы, там на банковских вкладах хранятся их капиталы, там они покупают дворцы, замки, яхты и футбольные клубы. В этом плане, Украине, как две капли воды, похожа на Россию – и в Киеве, и в Москве во главе государства стоит правящая "оффшорная аристократия", которая рассматривают страну в качестве трофейного пространства и источника личного обогащения, куда она приезжают вахтовым методом.

Однако в глаза бросается и радикальная смена риторики украинских властей – ещё четыре года назад Янукович шёл на президентские выборы и победил на них главным образом благодаря пророссийски настроенным заявлениям.

Сегодня мы видим радикальный пересмотр позиции руководства Украины – их точка зрения меняется на диаметрально противоположную. Более того, если верить официальным заявлениям самих украинских чиновников, то окажется, что Украина шла в сторону Европейского Союза много лет, а сам Янукович, на словах выступавший за интеграцию с Россией на постсоветском пространстве, на деле за спиной Кремля вёл двойную игру.  

Вместе с тем, нельзя не отметить, что российские чиновники, точно так же, как и их украинские коллеги, служащие не интересам государства и своего народа, а своим банковским счетам в оффшорных юрисдикциях, умудрились не создать никаких реальных стимулов для Украины для вступления в Таможенный союз. Кремль в очередной раз оказался не готов к действиям "Незалежной" и потерпел очередное внешнеполитическое поражение – не помогли ни газовая "дубинка" "Газпрома", ни обещания снизить цены на углеводороды, ни готовность предоставить кредиты для покрытия хронических бюджетных дефицитов Украины и т.д.

Если говорить серьёзно, то правящий класс Украины целенаправленно идёт сам и ведёт за собой на убой всю страну и остатки промышленности. Это что-то из области психиатрии и антропологии – буквально на пальцах лучшие украинские и российские экономисты не первый год демонстрируют жизненную необходимость для Украины реинтеграции с Россией, Белоруссией, Казахстаном и другими странами на пространстве СНГ.

Украине жизненно необходим союз с Россией

При этом даже наиболее яростно настроенные и политически ангажированные сторонники интеграции Украины с ЕС не отрицают, что страна с финансово-экономической и научно-технической точки зрения находится в критической зависимости от России. Так, по итогам января-июля 2013г. на долю Российской Федерации пришлось порядка 24,8% суммарного экспорта Украины в стоимостном выражении ($8,9 млрд из 35,9 млрд) и 27,3% импорта (11,4 из 41,7 млрд). С учётом Казахстана и Белоруссии, которые также входят в Таможенный Союз и ЕЭП, зависимость Украины от России и других стран СНГ становится подавляющей – на долю Казахстана и Белоруссии соответственно приходится 3,67% (1,32 млрд) и 3,25% (1,17 млрд) стоимостного экспорта товаров из Украины, а также порядка 1% (0,42 млрд) и 5% (2,1 млрд) импортных поставок товаров в Украину.

По показателям экспорта украинских товаров Россия опережает страны Америки (13,9 млрд) и Африки (2,4 млрд) и лишь немного уступает странам Азии (9,1 млрд) Европы (9,8 млрд). С точки зрения ёмкости внутреннего рынка и экспортных поставок украинских товаров на эти рынки даже крупнейшие европейские внешнеторговые партнёры в разы уступают России – Россия в январе-июле 2013г. импортировала украинских товаров на 8,9 млрд. долл., тогда как Италия и Польша лишь на 1,44 и 1,41 млрд. долл. соответственно. Аналогичная ситуация складывается с точки зрения импортных поставок иностранных товаров в Украину – Россия уступает лишь суммарно всем странам Европы (15,6 млрд), существенно опережая страны Азии (8,8 млрд), Африки (450 млн) и Америки (2,57 млрд).

Не менее тесные внешнеэкономические связи России и Украины наблюдаются с точки зрения инвестиционных потоков – согласно официальным данным Госстата Украины, Россия входит в четвёрку крупнейших инвесторов в экономику Украины. При совокупных накопленных прямых иностранных инвестициях в экономику Украины в размере 55,3 млрд порядка 3,82 млрд приходится на долю России 6,9%. Да с формальной точки зрения это немного – на долю оффшорной юрисдикции Кипра приходится 17,9 млрд (32,4%), на долю Германии - 6,16 млрд (11,1%), на долю Голландии - 5,37 (9,7%). Однако, если учесть, что российский крупный сырьевой капитал крайне сильно оффшоризован, зарегистрирован в "налоговых гаванях" и предпочитает осуществлять инвестиции после смены регистрации, то станет понятно, что реальный удельный вес российского капитала в прямых инвестициях в экономику Украины с учётом Кипра и прочих оффшорных юрисдикций достигает 28-33%.

Украина – сырьевой придаток и рынок сбыта для ЕС

Совершенно очевидно, что финансово-политические элиты ЕС и промышленный капитал Старого Света рассматривают Украину не как самостоятельное, суверенное и независимое государство, обладающее мощной динамично развивающейся несырьевой промышленностью, способной производить и поставлять на европейский рынок готовую продукцию высоких переделов. Таких желающих в Европе и без Украины более чем достаточно – Брюссель отнюдь не заинтересован в обострении конкуренции на внутреннем рынке и притоке товаров и услуг новых членов. Тем более в ситуации, когда экономика Старого Света находится в кризисном состоянии, уровень безработицы растёт на протяжении последних трех лет, реальный уровень жизни населения неуклонно снижается, платёжеспособный спрос падает, а кредитование домашних хозяйств усыхает.

Другими словами, Европа сама находится в состоянии затяжной рецессии – внутренний рынок сжимается, наблюдается перепроизводство товаров и услуг, уровень рентабельности в промышленности приближается к нулевой отметке. В такой ситуации Брюсселю Украина как поставщик товаров конечного потребления и услуг не нужна вовсе – некуда девать ту продукцию и те услуги, которые производят внутри ЕС. Стоит сказать, что день ото дня становится не легче: ВВП стран Еврозоны падает на 0,5%, промышленное производство сокращается на 2,5-3%, новые заказы в промышленности сжимаются на 3-3,5%, розничный товарооборот усыхает на 3,5-4% инвестиции падают на 3-4%, бюджетные дефициты на протяжении многих лет достигают 4-6% ВВП, размер государственного долга приблизился к 100% ВВП, а уровень безработицы в среднем по валютному союзу превысил рекордную отметку в 12%.

Украина нужна Европейскому Союзу, прежде всего, как поставщик дешёвой и весьма квалифицированной рабочей силы, сырьевой придаток (прежде всего в области чёрных и цветных металлов, а также угля и зерновых культур) и, безусловно, рынок сбыта для продукции европейских промышленных гигантов. Об этом наглядней всего говорит структура внешней торговли Украины с ЕС: подавляющая часть импорта приходится на товары конечного потребления (продовольствие, медикаменты, автомобили, электроника, бытовая техника и т.д.), тогда как в экспорте превалируют сырьё и товары низких переделов.

Весьма показательны кабальные требования ЕС к Украине, которые окончательно добьют остатки несырьевой промышленности, расчистят рынок для экспансии европейских товаров и обеспечат лишь ещё более глубокую и масштабную деиндустриализацию, дезинтеграцию, денационализацию и оффшоризацию украинской экономики. Согласно подписанному соглашению, через два года машиностроение Украины должно будет в полном объёме перейти на стандарты и регламенты ЕС. Даже украинские эксперты и экономисты отдают себе отчёт в том, что чисто теоретически это сделать невозможно – машиностроительный комплекс не успеет подготовиться к столь масштабным изменениям, в результате чего его продукции доступ на европейский рынок окажется закрыт автоматически. 
Более того, через 10 лет вся экономика Украины должна будет работать по технически, экологическим и фитосанитарным нормам и регламентам ЕС. Тот путь, который индустриально развитые страны Европы (Германия, Франция, Австрия, Голландия и т.д.) прошли за 50-60 лет, Украина, отброшенная в результате разрушительных псевдорыночных реформ 90-х годов в 1950-1970-е годы, должна умудриться пройти за 5-10 лет. Это откровенная утопия.

Стоит сказать, что по самым скромным оценкам украинских экспертов, для того, чтобы в полной мере соответствовать техническим регламентам и нормативам ЕС Украине до 2020г. потребуется вложить свыше $100 млрд в модернизацию инфраструктуры и развитие производительных сил. Однако это совершенно неподъёмная для Украины сумма – таких денег у Киева просто нет. В 2012г. суммарный ВВП Украины по текущему обменному курсу составил порядка $170 млрд. Найти 60% от этой суммы на капитальные вложения просто невозможно. С такой задачей, скорее всего, не смогли бы справиться даже такие индустриальные державы мира, как США, Германия и Японий, не говоря уже о слаборазвитой и деиндустриализированной Украине, экономика которой одной ногой стоит в кризисе, а другой – на грани дефолта и коллапса. Российские учёные даёт ещё более пессимистичные оценки – Украине требуется привлечь порядка 130 млрд, чтобы исполнить взятые на себя обязательства.

Украина – на грани дефолта

Хуже всего того, что ситуация внутри самой Украины близка к катастрофической – страна стоит на краю социально-экономической пропасти, развала бюджетной системы и дефолта. Если верить официальным данным Государственной службы статистики Украины, то экономика страны находится в откровенно удручающем состоянии – ВВП братской республики снижается на 1,3%, промышленное производство падает на 5,4% (в среднем на 4-6% в последние 3 года), размер золотовалютных резервов обвалился с $34,1 млрд в начале 2012г. до 21,6 млрд сегодня, а уровень безработицы подскочил с 8 до 8,6% только за последние полтора года. Тогда как ещё в 2008г. этот показатель не превышал 6,5%. Грузооборот на коммерческом транспорте по итогам первых девяти месяцев 2013г. обвалился ни много ни мало на 7,1% (годом ранее спад достигал 7%), пассажирооборот сократился на 3,3% (снижение на 0,8% годом ранее), производство строительной продукции упало на 15,1% (снижение на 0,8% годом ранее), а объём капитальных вложений в основные фонды, без которых немыслимо расширенное воспроизводство производительного капитала, техническое перевооружение производств и модернизация экономики, обвалился аж на 14,6%.

Наряду с этим продолжается вымирание населения – депопуляция, пускай и с затухающей динамикой, идёт полным ходом два последних десятилетия - численность населения Украины снизилась с 47,8 млн в 2004г. до 45,6 млн человек в 2013г. Что крайне негативно сказывается как на численности рабочей силы, (наиболее активно вымирают мужчины в трудоспособном возрасте), так и на совокупном платёжеспособном спросе.

Наряду с этим совокупный внешний долг государства подскочил с $11,8 млрд в январе 2008г. до 27,1 млрд в июле 2013г., а внешняя задолженность Национального банка Украины как органа денежных властей за аналогичный период времени вырос с $462 млн до 3,2 млрд.

Отметим, что внешняя задолженность промышленных предприятий за рассматриваемые 6,5 лет выросла с 26,6 до 73,8 млрд, а банковского сектора – с 14 до 21,2 млрд. Ситуация с финансовой устойчивостью и платёжеспособностью Украины ухудшается буквально на глазах – Киев, как никогда ранее, близок к финансовой пропасти и вынужденному объявлению дефолта. В настоящий момент размер внешнего долга государства на 25% превышает размер золотовалютных резервов, а совокупный внешний долг Украины практически в 6 раз превышает размер валютных резервов. Неудивительно, что, согласно данным международной инвестиционной позиции, Украина является чистым должником мировой экономики – при совокупных внешних активах в 140,5 млрд суммарные финансовые обязательства перед нерезидентами превышают отметку в 205,3 млрд.

Другими словами, в настоящий момент Украина является нетто-должником иностранных кредиторов и инвесторов в размере 64,8 млрд, что эквивалентно без малого 38% ВВП братской республики в ценах 2012г.

Крайне сложная ситуация в сфере государственных финансов – в связи с экономическим спадом и упадком промышленности, а также крайне низкой собираемостью налогов и бегством капитала бюджетная система Украины находится на грани коллапса. На протяжении 2003-2013гг. федеральный бюджет сводится с хроническими дефицитами – 6% ВВП в 2011г., 1,8% - в 2012г., 4,6% - в первом полугодии 2013г. Неудивительно, что за последние 5 лет размер государственного долга вырос практически в четыре раза – с 12,3% ВВП в 2008г. до 35,9% ВВП в 2013г.

При сохранении нынешних тенденций в области бюджетной политики и при условии создания Зоны свободной торговли с ЕС, которое неминуемо усугубит и без того кризисную ситуацию в промышленности и масштабы экономического кризиса, Украина окажется неплатёжеспособной в перспективе 2,5-3 лет и будет вынуждена объявить дефолт. Либо в открытой форме через механизм реструктуризации и пролонгирования ранее взятых долгов (прежде всего, в иностранной валюте), что снизит бремя обслуживания долгов в краткосрочной перспективе ценой радикального повышения долгового бремени в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Либо в скрытой форме через девальвацию национальной валюты.

Достаточно вспомнить, к каким катастрофическим последствиям для периферийных стран ЕС привела непродуманная интеграция с Европой и избыточная либерализация внешнеэкономической деятельности, которой сегодня добиваются в ЕС от Украины. По большому счёту, Греция – это закономерный результат бездумного следования разрушительной политики "Вашингтонского консенсуса" и "рыночного фундаментализма": тотальной приватизации наиболее рентабельных и социально значимых секторов экономики (базовой инфраструктуры, ЖКХ, электроэнергетики, нефтегазового комплекса и т.д.), дерегулирования экономических процессов, отказа от стратегического планирования и прогнозирования научно-технического прогресса и социально-экономических процессов, демонтажа валютного регулирования и контроля, а также снятия ограничений на трансграничное передвижение товаров, услуг, капитала, технологий и рабочей силы.

Украина рискует пойти по пути Греции и Португалии – интеграция с ЕС, создание зоны свободной торговли и упрощение процедуры ввоза европейских товаров и услуг на рынок Украины рискуют спровоцировать мощнейшую волну деиндустриализации и дезинтеграции экономики. Другими словами, Украина повторяет судьбу большинства стран Восточной и Южной Европы, которые после распада СССР и развара СЭВ в угаре либеральных догм без оглядки присоединились к ЕС и Еврозоне и оказались колонизированы европейским промышленным, финансовым и торгово-посредническим капиталом. Они утратили свою конкурентоспособность – все более-менее рентабельные и привлекательные с инвестиционной точки зрения предприятия были приобретены европейскими промышленными гигантами (Siemens, ABB, Philips, Mannesmann и т.д.), а все остальные предприятия либо встроились на правах аутсорсинга и субподряда в вертикально интегрированные цепочки создания добавленной стоимости европейского капитала, либо просто-напросто не выдержали конкуренции и были обанкрочены.  

Согласно официальным данным ОЭСР и ЮНКТАД, если ещё в конце 1970-х, в 1980-е годы и даже в начале 1990-х годов у подавляющего большинства стран Восточной Европы имелся устойчивый профицит внешней торговли в размере 3-5% ВВП, а платёжные балансы сводились с положительным сальдо в 2-3% ВВП, то к концу 1990-х годов ситуация изменилась радикально: отечественные национальные производители стали проигрывать конкуренцию крупным европейским международным корпорациям, которые активно использовали свои преимущества: трансфертное ценообразование, экономию от эффекта масштаба производства, демпинг, доступ к долгосрочным дешёвым кредитным ресурсам, многоступенчатые схемы минимизации налогов и сокрытия прибылей, доступ к передовым производственным и управленческим технологиям, масштабная поддержка со стороны национальных правительств, наличие современного производственного оборудования и т.д.

Стремление властей Украины подписать соглашение об ассоциации с ЕС и создать зону свободной торговли крайне сильно политически ангажировано. Это что-то из области фанатичной веры в то, что "Запад нам поможет" или "пустите Дуню в Европу".

Последствия для отношений с Россией 

Крайне сложно не согласиться с утверждением академика Сергея Глазьева, по совместительствую занимающего должность советника президента Владимира Путина, относительного того, что "фактически Украина станет колонией ЕС, и ей из Брюсселя будут диктовать, что надо делать". Действительно, ЕС принуждает Украину отказаться от критически значимой части своего суверенитета. Во-первых, это мощнейший удар по финансово-экономическому суверенитету – Украина обязуется в течение ближайших лет полностью передать на наднациональный уровень вопросы разработки и соблюдения технических регламентов, экологических и фитосанитарных требований к производимой продукции.

Во-вторых, интеграция "братской республики" с ЕС повлечет самоликвидацию торговых отношений Украины с Россией и закроет дорогу в Таможенный союз. На границах Украины и России автоматически произойдет ужесточение контроля за ввозимой продукцией в связи с беспрепятственным пропуском Украиной европейских продовольственных товаров. В противном случае Украина превратится в окно или проходной двор для товаров европейских корпораций, через который будет обеспечен транзит европейской продукцию в Россию.

В-третьих, для самой Украины необдуманное сближение с ЕС будет связано с серьёзными военно-политическими уступками – эта часть государственного суверенитета также подлежит передачи на уровень европейских элит. В соглашении об ассоциации предполагается, что Киев обязуется следовать в кильватере европейской политики. При этом руководство Украины в принципе не имеет никаких прав на эту политику влиять. В частности, в соглашении предусмотрено, что Украина обязуется участвовать под руководством ЕС в урегулировании региональных вооружённых конфликтов, наподобие грузинского. В качестве "морковки" для граждан Украины "брюссельский обком" обещает в неопределённой перспективе выйти на безвизовый режим с Евросоюзом. Справедливости ради стоит сказать, что в тексте самого соглашения об ассоциации с ЕС о безвизовом режиме и конкретных сроках не сказано ни слова. Другими словами, это очередная пустая и ни к чему не обязывающая финансово-политические элиты ЕС "обещалка".


Вернуться назад