ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий Украины > Строительство Ан-124 «Руслан»: очередной тупик или новый виток украино-российских отношений?

Строительство Ан-124 «Руслан»: очередной тупик или новый виток украино-российских отношений?


28-08-2013, 13:05. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Строительство Ан-124 «Руслан»: очередной тупик или новый виток украино-российских отношений?

 

 

Строительство Ан-124 «Руслан»: очередной тупик или новый виток украино-российских отношений?


Представители Украины и России продолжают активно готовить учредительные документы, которые необходимы для создания совместного производства транспортных самолетов Ан-124 «Руслан».

21 августа этого года состоялось заседание украинского Кабинета Министров, на котором депутаты утвердили Распоряжение о создании делегации для участия в совместных переговорах по подготовке совместного проекта соглашения между правительствами Украины и России о господдержке и реализации серийного производства авиамашин Ан-124. Данный документ предусматривает не только создание делегации, но и определяет ее состав, устанавливает полномочия председателя, а также утверждает основные условия участия делегации в переговорах.

Согласно Распоряжению КМУ, главой делегации был назначен министр промышленной политики Украины Михаил Короленко. Делегация имеет также представителей Министерства промышленной политики, Министерства иностранных дел, Госагентства по управлению корпоративными правами и имуществом, Министерства юстиции, государственного предприятия «Антонов», АО «Мотор-Сич» и Кабмина.

Планируется, что подписание всех необходимых для сотрудничества документов состоится в сентябре-октябре текущего года в рамках заседания комитета по проблемам экономического сотрудничества межгосударственной украино-российской комиссии. Заседание должно состояться под председательством двух премьер-министров - Дмитрия Медведева и Николая Азарова.

Напомним, договоренность о проведении заседания была достигнута еще в июле 2013 года в рамках встречи двух премьеров в Сочи. По словам первого вице-премьер-министра Украины Юрия Бойко, эта договоренность является одним из наиболее важных результатов переговоров на уровне двух стран. Более того, политик уверен в том, что совместное серийное производство уникального, по своим характеристикам, крупнейшего и не имеющего мировых аналогов по максимальной грузоподъемности транспортного самолета даст необходимый мощный толчок для развития украино-российского сотрудничества в авиационной отрасли.

Однако, несмотря на довольно оптимистичные прогнозы украинской стороны, россияне настроены несколько иначе. Так, российский вице-премьер-министр Дмитрий Рогозин в одном из своих интервью заявил о том, что Россия может начать серийное производство самолета Ан-124 «Руслан» без участия украинской стороны. Дело в том, что Украина не очень охотно идет на переговоры относительно возможности проведения россиянами модернизации отдельных агрегатов «Руслана». На данный момент с мертвой точки сдвинуть дискуссию в этом направлении не удается. Россия, по словам политика, не намерена уговаривать Украину или ждать слишком долго, а просто локализует производство в России.

Кроме того, отметил Рогозин, негативный опыт совместного сотрудничества с Украиной уже есть: яркий пример тому - совместное производство перспективного транспортника Ан-70, проект которого был начат 2012 года. Его Рогозин назвал виртуальным, поскольку часть технических характеристик, которые были указаны в документах, и за которые отвечала украинская сторона, присутствовали только на бумаге. Разговор идет, прежде всего, идет о возможности взлетать с грунта, с короткой полосы, а также об уникальном обдуве крыла.

К тому же, ранее (в апреле этого года) генеральный конструктор государственного предприятия «Антонов» Кива заявил о том, что испытания Ан-70 были остановлены, поскольку российское Министерство обороны, выступало основным заказчиком, не брало в них участия.

Самолет Ан-124 «Руслан» является тяжелым транспортным самолетом, разработчиком которого является конструкторское бюро имени Антонова. Первый полет самолета состоялся в Киеве 24 декабря 1982 года. На вооружение советской армии авиамашина поступила в январе 1987 года. Общее количество построенных машин - 56 единиц.

В конце февраля 2006 года в рамках программы модернизации и возобновления серийного производства транспортников Ан-124-100 на предприятии «Авиастар» в Ульяновске было принято решение об открытии филиала авиационного научно-технического комплекса имени Антонова, однако через два месяца спустя проект по возобновлению серийного производства был признан бесперспективным.

Необходимо также отметить, что новая попытка возобновить совместное серийное производство Ан-124 «Руслан» была сделана в 2009 году. Немалую роль в этом сыграл Дмитрий Медведев, который тогда был президентом России. Именно он выдал распоряжение правительству внести в государственную программу вооружений 20 самолетов «Руслан». Почти в тот же период времени было сделано и заявление о возобновлении совместного производства этих самолетов Украиной и Россией.

Вопрос о создания совместного предприятия по производству самолетов также поднимался неоднократно. Так, сначала российская сторона намеревалась выкупить у Украины 51 процент акций государственного предприятия «Антонов», что позволило бы почти в полной мере контролировать интеллектуальную собственность КБ. Однако тогда сторонам так и не удалось договориться. Следующую попытку россияне сделали в мае 2011 года. Тогда в Украину прибыла группа руководителей Объединенной авиастроительной корпорации, которая имела целью также выкупить права на интеллектуальную собственность. Наконец, в 2012 году в рамках заседания межгосударственной комиссии удалось договориться в переговорах относительно совместного производства в двух совместных проектах - Ан-124 и Ан-70. Результатом работы комиссии стало принятие решения о строительстве до 2030 года 150 самолетов Ан-70 и 50 «Русланов».

Очевидно, что серийное производство более выгодно для российской стороны, поскольку украинским военным необходимо совсем немного самолетов. Однако, удастся ли сторонам успешно реализовать проект, или снова украино-российское сотрудничество в области авиастроения зайдет в тупик - неизвестно. Существует большой риск того, что представители сторон, преследуя определенные политические мотивы, вновь обретут какие-то зацепки, чтобы прекратить сотрудничество. А может, здравый смысл этот раз победит ...

Использованы материалы:
http://lenta.ru/news/2013/08/23/an124/
http://focus.ua/economy/280002/
http://media73.ru/2013/rossiya-i-ukraina-sozdadut-sp-po-proizvodstvu-samolyota-an-124-100-ruslan
http://korrespondent.net/business/companies/1595166-kabmin-gotovit-nedovolnoj-aviasotrudnichestvom-moskve-novoe-predlozhenie-na-osen
http://www.ukrinform.ua/rus/news/rogozin_rossiya_moget_lokalizovat_proizvodstvo_samoleta_an_124_bez_uchastiya_ukraini_1549852
http://www.ukrspecexport.com/index/view/lang/ru/id/1677

 

 

Автор Валерий Бовал, Днепродзержинск, Украина

 


Вернуться назад