ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий Украины > Украина: ужас без конца? Дурной платит дважды
Украина: ужас без конца? Дурной платит дважды4-08-2013, 10:50. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Украина: ужас без конца?Руссо-Балт
Просмотрев все доступные видео и фотоматериалы, посвященные визиту Путина на Украину и его встрече с Януковичем, я долго не мог разобраться, какие же ассоциации так настойчиво навевают выражения лиц двух президентов на всех совместных кадрах. Наконец все же разобрался в своих ощущениях, понял и… рассмеялся.
Конечно же! Пара разведенных родителей, расставшихся со взаимными оскорблениями, битьем посуды и разделом имущества, на выпускном вечере родимого чада. Все заранее обговорено, предусмотрены все случайности: — Но только чтобы мерзкой подруги твоей мамы и ноги рядом не было. Вечно она норовит ляпнуть гадости! — Ну хорошо. Но смотри у меня, скажешь сам что-то плохое про меня и мою маму — пеняй на себя! Мы на празднике нашей дочери, держи себя в руках!
Наконец, наступает торжественный момент, разодетые супруги произносят красивые речи с поздравлениями ребенка, старательно не глядя друг на друга, а всем присутствующим неловко. Уж слишком заметно просвечивает в каждом слове скрытая неприязнь. Но стоит лишь закончиться торжественной части, как, моментально сняв с лица приветливые маски, «счастливая пара» раздельно усаживается в свои автомобили и улетает прочь, оставив у окружающих только смесь сочувствия и неловкости.
Встреча Путина и Януковича проходила именно по такому сценарию. Ну в самом деле, нельзя же назвать 15-минутное общение президентов чем-то иным, чем простой протокольной формальностью? Каковы бы ни были предварительные договоренности, достигнутые во время мартовского визита Януковича в Москву, но каждая последующая встреча двух президентов (в мае и июле 2013 года) проходила в условиях отсутствия реальных шагов украинской стороны в направлении экономической интеграции с Россией. Тенденция обозначилась четко.
Учитывая планируемое подписание в ноябре на Вильнюсском саммите соглашения Украины с ЕС об ассоциации, после которого, как неоднократно предупреждала российская сторона, все дальнейшие интеграционные переговоры уже не будут иметь никакого смысла, и график предыдущих встреч президентов, — можно с уверенностью сказать, что в лучшем случае мы станем свидетелями лишь еще одного визит Януковича в Россию до момента окончательного определения пути развития российско-украинских отношений на ближайшие годы.
Смогут ли власти Украины стремительно поменять вектор направления движения страны за оставшиеся несколько месяцев? Уже сейчас можно определенно ответить — нет. При всей кажущейся легкости и простоте процесса «мозгопромывания» населения, за оставшееся время невозможно развернуть эффективную пропагандистскую компанию, способную поменять настроение основной массы украинцев по отношению к вступлению в ТС. Даже если все до единого украинские СМИ сольются в единый хор «За».
Именно этот фактор — отсутствие массированной и поддержанной властью Украины пропагандистской кампании за ту или иную форму экономической интеграции с Россией — убедительнее всего показывает истинные намерения этой власти. Что бы ни мямлил и ни обещал Янукович на личных встречах и переговорах с Путиным, скрывать истинные намерения можно было лишь до прохождения «точки разворота», когда оставалось время для того, чтобы убедить большую часть населения в необходимости для них самих экономической интеграции с Россией.
Увы, но главный российский «интегратор» Глазьев блистательно провалил эту часть порученной ему работы. Ставка была сделана на рекламу «плюшек», которые дает ТС населению Украины, но в глазах украинского населения они не только не смогли перевесить положительный имидж ассоциации с ЕС, но и наоборот, вызвали подозрения в неискренности намерений России. Понимая, что что-то идет не так, в паре своих последних выступлений Глазьев попытался припугнуть население Украины масштабными проблемами из-за действий России при окончательном решении Украины пойти по пути интеграции с ЕС и тем самым окончательно укрепил украинцев в справедливости прежних подозрений — «Сначала заманивал, теперь пугает — точно дело нечистое».
Однако каковы же реальные последствия видимой неспособности властей и президента Украины прийти к интеграционным договоренностям с Россией? Самых важных последствий два:
1. До следующих президентских выборов на Украине, т.е. до марта 2015 года (как минимум), процесс экономической интеграции Украины и России будет, как минимум, крайне замедлен либо же полностью остановлен. Дальнейший ход процесса будет определяться результатами выборов 2015 года. При этом практически неизбежное подписание нынешними властями в самом ближайшем будущем договора об ассоциации с ЕС создаст еще большие проблемы для будущих сторонников интеграции с ТС в украинской элите.
2. Ставка Глазьева на «нашего сукина сына» Медведчука, в данный момент не имеющего практически никакого реального политического веса на Украине, гарантирует невозможность его эффективного использования в политической борьбе за интеграцию до выигрыша им или ставленником его партии президентских выборов. Видя, как «творческая мысль» движения Медведчука за последний год визуализировалась для жителей Украины лишь в дорогостоящих экспериментах с политической рекламой, пройдя длинный путь от рекламных щитов и тумб к биллбордам и, наконец, растяжкам, — в такой выигрыш верится с трудом.
В то же самое время ни власти России, ни власти ЕС не заинтересованы ни в немедленном распаде Украины на несколько государств, ни в ее дефолте — по элементарным экономическим соображениям. Объем инвестиций частных российских и европейских компаний в экономику Украины достаточен для того, чтобы породить в случае дефолта Украины цепную реакцию банкротств иностранных компаний и банков, а развал Украины чреват неопределенностью, в течение длительного периода времени, правопреемника, ответственного за выплату государственных долгов. В нынешних, и без того сложных экономических условиях, никто не хочет рисковать и взваливать на себя подобную ответственность за проблемы в собственной экономике.
Современные экономисты и финансовые власти подавляющего большинства стран сделали однозначный выбор в пользу «Ужаса без конца», поэтому не стоит ожидать от них резких движений в сторону дефолта весьма немалого государства, расположенного так близко и к России, и к ЕС. Заливать кредитами, как раньше, Украину не будут, а вот поблажки в виде отсрочки выплаты процентов по кредитам — напротив, вполне вероятны. Что же ждет нас в ближайшие полгода-год? Хоть и неблагодарное дело давать прогнозы, но все же рискну предположить, что в том или ином виде Украина все же подпишет в ноябре соглашение об ассоциации с ЕС, Россия предпримет ответные экономические меры, но все же не будет стремиться довести их уровень до достаточного для дефолта Украины, а хромое и убогое украинское государство так и будет ковылять к следующим президентским выборам 2015 года, теряя по дороге сотни тысяч своего населения, усиленно ищущего лучшей жизни за границами Украины. Вполне возможен и уход в отставку одного из советников Президента России. Не одному же Суркову отдуваться за завал вверенного ему участка работы?
Россия-Украина: плюнет-поцелует…СизифЦитата Вишта Давайте попробую некоторые соображения накидать. Вот только отточенности формулировок не ждите, многое еще и у мну в голове сыровато, а многое еще точек бифуркации (тактических пока в основном, не достигло). С Вашего позволения, со второго вопроса (про МВФ) начну, он проще, кмк, хотя тоже за немного букоф вряд ли получится. Выгодно-невыгодно – это не та система координат, в которой МВФ в большинстве случаем мыслит. Не… у него, конечно, есть отхожие места, в которых он просто бабло рубит, но определяет он их не сам. И, как правило, это те отхожие места, в которых у акторов нет серьезных интересов. В остальных случаях МВФ «мыслит» и действует как равнодействующая мировых акторов. Веса и возможности влиять на равнодействующую у разных акторов разные. Эти возможности тоже не раз и навсегда заданные константы. Они динамически меняются. Потом, что значит «возможности влиять»? Можно влиять, оказывая управляющее воздействие (для чего нужен большой вес и ресурсы) на развитие той или иной ситуации, а можно не иметь для этого достаточно веса, но иметь его же достаточно для того, чтобы блокировать то или иное его решение. При этом ситуация уже будет вне воздействия МВФ развиваться. В чем-то это похоже на механизм принятия решений в СБ ООН. Собсна, МВФ, как и СБ ООН, и другие институты, и является одним из механизмов и площадок, где акторы компромиссов достигают, если сумеют, ну или уж каждый сам действует в соответствии «со своим пониманием о прекрасном» и своими возможностями. Просто СБ ООН, например, — институт с гораздо более четко прописанными и формализованными процедурами. Ну, дык, и вопросы в нем рассматриваются соответствующие… войны и мира, жизни и смерти. Тут «понятий» меньше должно быть. Может, когда подробнее освещу, как именно механизмы влияния и/или блокирования работают. Совсем даже не Окраина сегодня — зона существенных интересов России. Совсем не в смысле, что мы ВГН так хотим, что кушать не можем. И поэтому БЕЗ СОГЛАСИЯ России ничего МВФ не даст. Это будет означать уже открытое противостояние с активным и очень серьезным с нашей стороны (и со стороны тех, кого сможем подтянуть в союзники, пусть даже и ситуативные) противодействием. И совсем не обязательно симметрично ответим. Ответим там и так, где и как будет максимально эффективно. Это НАША корова. И МЫ ее будем доить, а если захотим, то не доить, а стричь, несмотря на жалобное мычание (ну не все же свиней стричь, корова, хоть и не визжит, но мычит, все добавит ноток в какофонию). И прическу ей выберем в соответствии со СВОИМ пониманием о прекрасном и функциональном для коровы. А все остальные могут поучаствовать (глобальный же мир) в том, до чего дотянутся, но и только. Могут еще выразить сомнение в том, что это именно НАША корова, и действовать в соответствии с этим. Но АКТОРАМ и так никто не делегирует право считать корову своей. Они ее сами своей декларируют там и тогда, когда готовы, хотят и «право имеют». Если кто хочет проверить серьезность декларации, велкам, только потом не надо про несоразмерный ответ и что их не так поняли. Вот даст ли согласие Россия на выдачу транша, и кто будет, и чем, и в каких пропорциях это обеспечивать, вопрос пока открытый, имхо. Как выше писал, еще некоторые тактические точки бифуркаций не достигнуты, и не только на окраине. Но и на окраине нам еще надо подготовить кое-что, чтобы по возможности быть бенефициаром последующего развития ситуации после прохождения этих точек бифуркации. Выдача транша, так же, как и его не выдача (если не будет как-то иначе скомпенсирована), – одна из таких точек. Вот ведь… стока букоф, а так и не сказал… даст — не даст. Одно могу сказать…. Совсем окраина не Коля Остенбакен, и не добиться ей любви от Инги Зайонц, как бы ни старалась и ни прихорашивалась. Вот кто другой может Хотя от окраины тоже кое-что зависит, вот только понравиться надо не Инге. Инга – девушка уж больно профессиональная, без сантиментов. Хотя и другие совсем не пылкие юнцы, даже при некоторой симпатии все о целесообразности думают. Чета какта гламурненько получилось. Не так классики с гендерными признаками обошлись. Ну да ладно, времена сейчас толерантные, пусть окраина сама со своей гендерной принадлежностью определяется, вот только меньше будет симпатии, возможно. И гораздо больше целесообразности. По поводу первой части вопроса: нужен — не нужен рынок, плюнет-поцелует Россия аль Ойропа, попозже. Боюсь, мы с Вами и слово «рынок» по-разному понимаем, особенно в этом контексте, и целеполагание (нужен — не нужен) тоже. Опять же, «рынок» — только часть целого и не всегда без этого целого может рассматриваться. Поэтому в пару строк опять не уложиться. СизифПродолжение Как обещал <…> Вопрос… нужен — не нужен рынок… — риторический.
Но это лишь часть целого, даже если только о рынке говорить. Важно, насколько территория этого рынка представляет для нас геополитический интерес. И не только территория, но и человеческие ресурсы, возможные альянсы как в экономике (типа зернового пула), так и в политике и других областях. Что это для экономики может означать. Если геополитические и другие интересы сильны, то можно синхронизировать естественное стремление бизнеса зарабатывать, где и как это возможно, и интересы государства. При этом можно получить ну очень большую синергию с большим эффектом и для бизнеса, и для государства. Подробно не буду, бо возможностей 100500, и долговременный план расписывать смысла нет, как оно там еще складываться будет. И какие именно методы из этого арсенала, и в какие моменты времени будут эффективны, сейчас трудно увидеть. Хотя надо, конечно, считать риски и сводить их до уровня допустимых, соизмеряя темпы экспансии. Но несколько примеров приведу для иллюстрации на примере неньки, чтобы вышеизложенное пояснить. Некоторые из этих примеров уже начинают осуществляться, а часть можно осуществлять в ближайшее время. Пронумерую, но не в порядке важности/эффективности, а в порядке того как в голову приходят. 1. Заход российских банков на неньку. Как государственных, Сбер, ВТБ и даже ВЭБ (который в России как именно бизнес банк не работает, а на неньке вполне, там он — проминвест), так и частных. Во многом — это не бизнес-проект, какая уж там прибыль, хотя чего-то собирают. Но тратят на агрессивное развитие больше, чем собирают, с опережением развиваясь. при этом банки, ну уж как минимум, не хуже нас понимают перспективы неньки и сопутствующие им риски. А вот как элемент механизмов для реализации геополитических интересов государства более чем эффективный. Что это может дать российскому бизнесу, например. Подобные этим и другие фишки делают российский бизнес сильно конкурентноспособнее по сравнению с местными конкурентами. У последних таких возможностей нет, за ними Россия не стоит. Это — эффект синергии для бизнеса. Госбанки получают от российского бизнеса доход, практически защищенный от потрясений на неньке. Что позволяет им развиваться гораздо агрессивнее. Это – эффект синергии для банков и государства, чьим геополитическим инструментом в том числе они являются. Этот пример годится для экспансии как крупного, так и среднего бизнеса. Да и даже не для совсем мелкого тоже. 2. Вот надысь, трубникам ненькиным кислород прикрутили. Как минимум, многим из них (и их смежникам) поплохеет. А некоторым поплохеет настолько, что просто умрут, не сумев на одном внутреннем рынке выжить. Прекрасная возможность для российских трубников помочь братцкому народу и не оставить какой-никакой унутренний рынок без труб. А можно и каких «смежников» потеснить, ну или интегрировать Для государства увеличившийся контроль за важной областью экономики тоже будет совсем не лишним. А еще, вдруг, да и когда, придется и укроГТС подшаманивать и содержать, а тут, кстати, и российские трубы в кустах. 3. Посмотрим, для все того же например, на торговлю. Не розницу и ритейл, а на ее оптовый сегмент. Дистурбаторов всяких, дилеров-шмилеров и прочих, как их раньше называли, спекулянтов в особо крупных размерах (не путать с брокерами-шмокерами, те гордое имя спекулянта позорят). Да пусть хоть фарцовщиками будут, ну это те, кто импортными цацками шпекулирует. В подавляющем большинстве сегментов рынка они в России на голову, если не на порядок, выше своих окраинских коллег. Хотя бы просто потому, что объем их бизнеса сильно больше. Но, как правило, и гораздо больше собсна в бизнесе понимают, и гораздо он у них технологичнее устроен. А главное, у них совсем другой уровень взаимоотношений с вендорами. И уровень входных цен соответствующий, ненькиным их коллегам таковой даже не снится, они просто не знают, что такие цены бывают. Ну и условия платежа, канеш. Не… еще раз повторю, на неньке тоже есть крутые перцы, но очень счетные. И те своим коллегам уступают, просто не так драматически. И вот заходит такой шпекулянт на окраину, да еще с учетом п.1. Знание, как с налоговой обходиться, и хитровывернутые схемы налоговой оптимизации применять? Так мы их еще этому научим. И необходимая инфраструктура для этого (офшоры, фирмы всякие…_) у нас мощнее и профессиональнее. В России даже простаивает в каком-то смысле, там все гламурнее становится налоги таки платить. А тут такие необъятные просторы диких.. то ли прерий, то ли пампасов. Всякие страшно-ужасные СБУ, рекетиры дикие и государственные. Оглигаторы местные, алчущие семейники… которые все и у всех отжимают, кошмаря и беспределя. И чем мы хуже местных в этой особенности конкурентного поля? Вот только, опять же, степень допустимого риска и встречного беспредела поболее будет. А на многих оглигаторов еще и по своим связям в России можно управу найти, там им хвост прищемив. Какая для государства синергия? Многие сегменты рынка можно уже сейчас под контроль брать, даже когда мы еще в России чего-то не производим. И основная часть маржи после коста производителя (а он, еще раз, обычно сильно меньше, чем у местных) и местных операционных расходов будет у наших шпекулянтов оседать. Глядишь, они, «накупив до отрыжки яхт, брульянтов и вилл на Ривьере», чего-то и потратят… на развитие своего российского бизнеса. Опять же, когда и если Россия что-то производить начнет, чего раньше не производила или производила в недостаточном для экспорта количестве, а канал-то продаж уже готов, оба-на, и под полным контролем. Можно и замещать импорт отечественным. Кому-то государство подскажет, кто-то сам из патриотизьму (иногда и прибыль увеличивающему), кому-то банки из п.1, или явно, или дифференциацией условий финансирования для российских и не очень товаров. Пора брат, пора… мол поддержать отечественного производителя. Букоф все же много получилось, но все же, видимо, гораздо меньше, чем могло бы. В уже прошедшей дискуссии я и критику видел весьма справедливую и не очень. Дык, и спорить не буду. Но тренд, кмк, и видится, даже больше видится, чем кажется …правильный. И динамика изменений не так уж плоха. —собрала Бубличек, Terra Analytica
Украина: дурной платит дваждыРуссо-БалтА не вернуться ли нам к нашим баранам? Главный баран, он же ключевой вопрос выживания украинской государственности — газовый. Есть газок по «писят» — и Украина весело танцует гопак и крутит дули москалям. Газок подорожал — и бюджет поет жалобные песни от одной выплаты за газ до другой, а дули приходится засовывать в карманы (чтобы кулаки не разжимать) и тягуче-заунывно затягивать «за братство» и «справедливые» цены. Какие выплаты, скажете вы, — зависимость от тоталитарного и вонючего москальского газа напрочь преодолена. Украина практически ничего не покупает у Газпрома. Отныне и во веки веков газ будет исключительно собственной добычи или, на худой конец, приобретенный у цивилизованных европейских стран. Да хоть у той же Словакии! Лишь бы не у москалей. Одурманенные бредом «виртуального реверса», скрывающего под собой банальный отбор газпромовского газа для европейских потребителей через закольцовки на границе Украины, укровласти понемногу сами начинают верить в его абсолютную независимость от поставок российского газа. Элементарный вопрос «А откуда в словацких трубах этот самый газ появляется?» — даже не возникает в потемках их сознания. Прямо как в анекдоте «А деньги я беру из тумбочки!». Более того, идет активная подготовка к суду с «Газпромом», если тому захочется решить этот вопрос юридическим путем. Одна только беда. «Газпром», конечно, активно критикует несанкционированную продажу газа, но в суд не спешит. А ведь и в самом деле, зачем им торопиться? Газ, который под видом «реверсного» покупает Украина, обходится ей лишь чуть дешевле официальных закупок у «Газпрома». Но особый цимес ситуации придает тот незамысловатый факт, что никакого другого газа, кроме газпромовского, в находящихся от Украины в газово-транспортной доступности трубопроводах — не существует. Не, ну можно его назвать немецким, можно словацким или польским. Суть дела от этого совершенно не изменится. Весь газ, который закупает Украина, — экспортирован Газпромом из России. Поэтому отказ Украины от «вонючего, москальского» газа крайне мало затрагивает финансовое положение российского энергогиганта. Зато взамен «Газпром» получает массу ценнейших ништяков: 1. Сохраняет юридическую силу газовый договор 2009 года, с дополнениями по итогам Харьковских соглашений. Напомню, что по тому договору Украина обязана выкупать ежегодно не менее 41 млрд кубов газа. «Бери или плати». Поэтому, как бы мало ни закупила Украина российского газа, в этом году при текущей цене на газ в районе $425 она должна перечислить «Газпрому» 17.5 миллиардов долл. Не забудем про висящий с начала этого года должок в 7 миллиардов и получим цифру, странно похожую на официальный объем ЗВР Украины. При этом ни одно из соглашений, которые обусловливают формирование этого долга, так и не было оспорено Украиной в суде. Все тикает. 2. Российский газ продолжает продаваться в Европе, а спрос на реэкспортный газ со стороны Украины позволяет облегчить европейским потребителям выполнение контрактов на условиях «Бери и плати». Действительно, зачем нарываться на спор в арбитраже, когда можно просто толкнуть излишек газа на Украину, да еще и получить на этом некий профит. «Газпром» при этом усиленно и демонстративно отворачивает лицо в сторону, словно директор школы при экзаменации лоботряса-двоечника. 3. Отношения Украины с продавцами газа вытесняются на рынок спотовых цен, при этом объем авансового платежа за кредит в 1 млрд долл., который планируют использовать для закачки технологического газа, достаточен лишь для покупки 2.4 млрд кубов. Дяди из «Газпрома» уже четко дали понять — авансовых платежей больше не будет. Пройти зимний пик потребления за счет отбора газа из хранилищ зимой 2014 года уже не получится. И вот тут-то начинается самое вкусное. 4. Словакия, конечно, страна замечательная и климат там неплохой. Но все же расположена она не в Африке, потому зимой газ там очень даже необходим. Но как мы уже успели заметить, — другого газа в трубе, кроме российского, — просто нет. Поэтому если холодной зимой 2014 власти Словакии встанут перед выбором — прекратить продажу излишков на споте Украине и целиком пустить весь законтрактованный объем на собственное потребление, а следом за Словакией такой финт сделает и Германия, то новая «газовая война» приобретает совершенно неожиданный акцент. При отсутствии официальных закупок российского газа Украина не сможет отбирать значительную часть из изрядно похудевшего потока газа на входе трубы с российской стороны, а приборы учета и отрезки трубопроводов, которые используются сейчас для организации «виртуального реверса», — сделают смешными попытки включать дурку «А мы шо? А мы нишо, мы своим газом топим». «Партнеры-поставщики» при этом охотно загнут неню в коленно-локтевую позицию, если та начнет нарушать условия их спотовых контрактов. Охотно понаблюдаю ситуацию нарушения Нафтогазом условий контракта с RWE. Сдается мне, что немцы при этом миндальничать не будут, а на призывы продать газ на зимнем споте по «летней» цене посоветуют поучиться выживать при минусовой температуре в квартире. Опыт у немцев при работе с газами давно пользуется заслуженной известностью во всем мире. Украинским же потребителям придется его прочувствовать на собственной шкуре. Особенно приятно, что уж вот в этот раз Россия окажется совершенно ни при чем. Нет закупок газа — нет предмета спора. Раскроете пасть — 24 млрд зеленых на бочку. Дорогое удовольствие. —опубликовала Бубличек, Terra Analytica Вернуться назад |