ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий Украины > О продвинутых русофобских пиар-технологиях в бизнесе. Как на Украине решают проблему развала моногородов

О продвинутых русофобских пиар-технологиях в бизнесе. Как на Украине решают проблему развала моногородов


21-06-2013, 13:12. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

О продвинутых русофобских пиар-технологиях в бизнесе. Как на Украине решают проблему развала моногородов

  Евгений Супер

Уважаемые читатели! Крупный российский бизнес не любит никто. О том, как он получает бывшие государственные предприятия и выжимает их, как кошку, вместо того, чтобы развивать, постоянно пишем и мы. Как и о том, как потом разваленные градообразующие предприятия вместе с обнищавшими городами взваливаются на государство.

Но в России мало знают о более продвинутой технологии выжимания предприятий, процветающей в братских республиках. Схема следующая: 1) разваливать предприятия самостоятельно, 2) пускать в СМИ и интернет разъяснение, что во всём виноват российский бизнес. Ниже — пример такой схемы.

Продали и убили

Поводом для нашего исследования стала ситуация в небольшом городе Лисичанск (около 100 тыс. жителей) Луганской области Украины, где едва не состоялось насильственное отстранение от власти местных чиновников. Несколько десятков горожан в начале месяца захватили зал горсовета и отказались покидать его, пока власть не выслушает требования народа. Требования простые — повысить зарплату, прекратить увольнения, дать новую работу.

Когда-то Лисичанск был гордостью украинской промышленности, он даже получил почётный титул «колыбель Донбасса», так как именно здесь началось освоение его шахт. Однако не только угольная промышленность давала людям работу. В советское время его старались переориентировать на выпуск самой разнообразной продукции: стекла, химии, продуктов нефтепереработки, тканей, даже ёлочных украшений и многого другого.

На сегодняшний день градообразующие предприятия Лисичанска либо ликвидированы, либо находятся в критическом состоянии.

В одном из процитированных СМИ материалов среди прочего указывается на то, что виноватыми в упадке Лисичанска являются и российские предприниматели. Они якобы скупают украинских конкурентов и намеренно их банкротят.

«Уж слишком однообразно и предсказуемо действуют российские инвесторы на луганских стратегических предприятиях. Почти полностью свернули производство на «Лугансктепловозе», сровняли с землёй «Лисичанскую соду», остановили Лисичанский НПЗ… Уж как тут не уверовать в заговор конкурентов, намеренно избавляющихся от украинской индустрии», — пишет блогер о состоянии дел в городе.

И хотя автор признаёт, что в деградации городского производства во многом виноваты и украинские власти, за приведённый выше абзац ухватились многие комментаторы, а СМИ даже выпустили на его основе материалы под громкими заголовками «Купили и убили» или «Как Россия убивает украинскую экономику».

«А вы ещё говорите о каком-то таможенном союзе с Россией? Конечно, это заговор! Сначала скупают предприятия, потом намеренно их уничтожают, чтобы создать социальный взрыв, а потом ввести войска для защиты русскоязычного населения», — вот усреднённый комментарий к разошедшемуся по блогам материалу.

Давайте посмотрим, есть ли вообще вина российских собственников в деградации украинской промышленности.

«Лиссода»

«…сровняли с землёй «Лисичанскую соду…» — из записи блогера.

«Лиссода» — своего рода визитная карточка города. Построенное ещё в 1892 году бельгийцами предприятие в советские времена было одним из крупнейших даже по меркам большой страны. Знаменито оно было и уникальной грузовой канатной дорогой, соединяющей его с меловым карьером. Это была самая длинная канатная дорога на Украине — 16 653 метра.

Развал СССР «Лиссода» кое-как пережила — всё-таки другого такого производителя пищевой соды на Украине просто не было.

В 2008 году «Лиссода» была выставлена на продажу. Покупателем выступила ЗАО «Русская содовая компания». И с этого момента начался упадок предприятия, закончившийся его полной ликвидацией. Правда, насколько в этом виноваты российские предприниматели — большой вопрос.

Дело в том, что «Лиссода» по решению местных властей была продана без входящей в её производственный комплекс ТЭЦ. Эта ТЭЦ снабжала теплом не только предприятие, но и город. Таким образом, изначально производство попало в зависимое положение. Возможно, российские собственники просто не учли степень возникшего риска.

Уже через год после продажи «Лиссоды» ТЭЦ перестала подавать заводу тепло. Случилось это из-за долга ТЭЦ перед ДК «Газ Украины». Завод пришлось остановить, начались долгие переговоры. В итоге российские собственники согласились перечислять 50% от выручки предприятия на счета ТЭЦ для погашения её долга за газ, но в последний момент представители ТЭЦ от такого щедрого подарка почему-то отказались.

Впрочем, в «Русской содовой компании» нашли объяснение такому нерациональному поведению украинских партнёров. Дело в том, что «Лиссода» была очень нужна местному чиновнику (будущему мэру Лисичанска Сергею Дунаеву) и желательно даром.

Изначально «Лиссода» создавалась для снабжения содой другого городского предприятия — крупнейшего на Украине стекольного завода «Пролетарий». Крупный пакет акций стекольного завода находился в распоряжении Дунаева. После продажи «Лиссоды» российскому бизнесу, он был вынужден закупать сырьё у другого производителя (Крымского содового завода) по гораздо более высоким ценам, чем хотел. Отсюда и страстное желание прибрать завод к рукам.

В общем, желание это оказалось настолько сильным, что проблему с теплом так и не удалось решить. Расчёт был сделан на то, что российский собственник, доведённый до отчаяния, согласится продать производства по символической цене. Однако российский собственник не поддался.

В 2010 году после серии бесконечных переговоров, запусков и остановок завода было принято решение о его санации. На сегодняшний день завода уже практически не существует. Всё ценное оборудование вывезено в Россию, всё оставшееся железо спилено на металлолом.

В сухом остатке: город лишился нескольких тысяч рабочих мест на «Лиссоде», российские инвестиции ушли, завод «Пролетарий» остановился и отправил на биржу труда ещё 850 работников, мэр Лисичанска Дунаев, вовремя сообразив, что дело плохо, уехал в Киев работать в Верховной раде.

Вопрос: кто на самом деле уничтожил украинскую экономику в отдельном городе?

НПЗ, «Лугансктепловоз» и др.

«Почти полностью свернули производство на «Лугансктепловозе», остановили Лисичанский НПЗ…» — из записи того же блогера.

Однако «заговор» российского капитала против Лисичанска «Лиссодой» не исчерпывается.

Крупнейший работодатель города Лисичанский НПЗ — предприятие стратегическое. Зачем понадобилось его продавать, здесь обсуждать не будем, но в 2000 году его собственником стала компания ТНК-ВР. Работало предприятие достаточно стабильно до тех пор, пока украинский рынок нефтепродуктов не погрузился в хаос.

В 2011 году топ-менеджеры завода бомбардировали администрацию украинского президента вот такими вот письмами:

«Среди основных причин негативной ситуации на Лисичанском НПЗ безудержный рост импорта нефтепродуктов, который имеет в результате преференциального ценообразования на сырье значительное (свыше 100 долларов на тонне) ценовое преимущество перед продукцией украинских заводов.

Кроме того, очевидно активное использование отдельными субъектами ведения хозяйства схем оптимизации налогообложения и роста объёма контрабандных поставок в Украину.

При сохранении существующих тенденций на рынке в 2011 году общие убытки компании «ТНК-ВР» в Украине оцениваются в 150 млн долларов. Многомиллионная программа модернизации (Лисичанского НПЗ) на 2011 год на сегодня заморожена».

Тогда же эксперты поддерживали мнение менеджмента ТНК-ВР:

«Главным врагом отечественной нефтепереработки является контрабанда и схемы нечестной конкуренции.

Вина за попадание контрабандного топлива из-за границы в Украину лежит на органах государственной власти, которые должны усиленно защищать экономические границы. Этого никто не делает. Между тем основной канал контрабандных поставок проходит через Луганскую область, где работает Лисичанский завод. То есть у них под боком это происходит. И власть, которая любит этот завод, особенно налоги с него, ничего не делает для того, чтобы этот канал закрыть».

В общем, власть так ничего и не сделала, в итоге НПЗ останавливается. Как только это произошло, завод стали натуральным образом растаскивать на части. Сотрудники предприятия обратились с письмом к президенту Януковичу с просьбой остановить «дерибан» предприятия:

«С момента остановки в марте 2011 г. предприятия до настоящего момента времени на Лисичанском НПЗ сложилась катастрофическая ситуация, связанная с хищением оборудования. Процесс хищения, вывоза оборудования и металла приобрёл массовый характер. Как ни прискорбно, но всем работникам завода известно, что в данную преступную схему входят представители Госгорпромнадзора. Обладая полномочиями контролирующих и «карающих органов», представители указанной государственной структуры оказывают давление на ИТР, отказывающихся содействовать в расхищении предприятия преступной группой руководителей».

Период бесконтрольности, вероятно, был обусловлен и готовящейся сделкой по покупке ТНК-ВР государственной корпорацией «Роснефть». В итоге в скором времени «Роснефть» стала новым собственником НПЗ, но работу его так и не возобновила. Вынужденный простой тяжело сказался на состоянии производства, однако новый собственник готовит его к модернизации и не хочет продавать, несмотря на настойчивые просьбы ряда украинских олигархов.

При этом нужно отметить, что хоть завод в данный момент и не работает, но «на предприятии стабильно выплачивается заработная плата, рабочие трудятся по пятидневному рабочему графику, и, кроме того, наложен мораторий на сокращение персонала и выведение рабочих мощностей в аутсорсинг».

В сухом остатке: остановка стратегического НПЗ привела к тому, что в первом квартале 2013 года объём импорта нефти на Украину сократился почти на 80%. Какова степень вины в случившемся российского собственника — решайте сами.

Что касается «Лугансктепловоза», то там и разбирать нечего. Предприятие было продано Украиной российскому «Трансмашхолдингу», потому что никто другой не мог загрузить его мощности. Причём после продажи в 2007 году решением суда в 2009 году сделку расторгли и предприятие отобрали, но потом вернули назад. На сегодняшний день основные заказы на нём — российские. Украинская сторона не имеет средств на строительство новых локомотивов, хотя и регулярно обещает осчастливить завод гигантскими заказами.

Тем не менее слухи о плачевном положении предприятия преувеличенны — так, в январе-мае 2013 года завод увеличил объём производства в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.

Вывод

Как вы сами убедились, вина российского бизнеса в упадке украинского производства в лучшем случае косвенная. Кстати, в том же несчастном Лисичанске полностью уничтожен завод РТИ, в предсмертном состоянии находится «Лисичанскуголь». При этом российский бизнес не имел к этим предприятиям никакого отношения.

Однако главный вывод для нас из этих историй — очередное подтверждение тезиса о том, что сама по себе приватизация не является волшебным средством, ликвидирующим проблемы предприятий. Равно как и отказ от приватизации при неумелом госуправлении не является лучшим способом сохранения промышленности. Универсальным рецептом по-прежнему остаётся здравый смысл управленцев и политическая воля, направленная на сохранение государства со всей его инфраструктурой.

А когда этой самой государственной воли нет — в публичном пространстве обсуждается не вопрос, что делать, а вопрос, кто виноват.

В этом смысле украинским политикам сильно повезло — в ситуации, когда вообще всё можно списывать на Россию, они так и делают. Вот уже лет пятнадцать. И, несомненно, будут продолжать это делать, пока на Украине будет вообще оставаться что-нибудь для попила.


Вернуться назад